Официальный сайт ejnews 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Этикет делового человека или практика непринужденного поведения. Программа ориентационного элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка)

Автор: 
Йоха Ольга Анатольевна, учитель образовательной области «Технология» высшей квалификационной категории
Место работы: 
МОУ «СОШ №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Контакты: 

 

 

 

 

 

Этикет делового человека или практика непринужденного поведения. Программа ориентационного элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка)

 

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Этикет делового человека или практика непринуждённого поведения» адресована для учащихся 9-х классов, тех, кто считает, что их жизненный успех зависит в решающей степени от них самих, кто чувствует собственную ответственность за происходящие с ними события, за то, как складывается их жизнь.

 

Итак, этот курс для тех, кто хочет заниматься активной деятельностью, но не всегда знает, как действовать. Программа знакомит с основными принципами современного делового этикета и правилами поведения в различных ситуациях. В частности, учащиеся узнают, как вести деловые переговоры, как одеться на работу и успешно пройти собеседование при приёме на работу – словом, обо всём, что помогает произвести благоприятное впечатление в обществе.

 

Если молодой человек или девушка выбрали путь делового человека – бизнесмена, предпринимателя, менеджера, они должны знать, что впереди большой и трудный путь самореализации. Ещё совсем недавно предпринимательская карьера представительниц прекрасного пола в нашей стране была невозможна, даже невероятна. Сегодня женщины становятся всё более заметными фигурами в экономике, политике и общественной жизни. По мнению социологов, в недалёком будущем число женщин в сфере экономики составит 63% всего занятого населения.

 

Немаловажное значение имеет технология имиджирования своеобразный «кодекс поведения» делового человека (знание делового этикета, приличные манеры, умение вести себя в обществе). За рубежом не существует даже каких-либо сомнений в обязательности поддержки имиджа фирмы и её сотрудников. Модели поведения на работе и в повседневной жизни вмонтированы в менталитет служащих, независимо от занимаемого ими общественного положения. И всё-таки привлекаемый имидж и соблюдение правил этикета – это не догма для делового человека, хотя имеют глубокий практический смысл. Тот, кто нравится людям, несомненно вызывает симпатии, расположение, а это значит, что впереди успешные контакты и контракты.

 

Будущим российским бизнесменам полезно ознакомиться с правилами хорошего тона, которые способствуют не только успеху, но и приносят постоянное удовлетворение своей работой. Молодые люди должны знать, что слова «этикет» и «этика» имеют разное толкование. «Этика» – понятие нравственного плана, «этикет» – поведенческого. А новое слово «имидж» означает «образ», впечатление. Конечно эти понятия взаимодополняют друг друга, но всё-таки имеют разное значение. И рассматривать их необходимо отдельно.

 

 

Цели курса

 

•  ознакомить учащихся со сводом правил поведения, регулирующих проявление человеческих отношений, создать свой имидж;

•  воспитать уважение к ряду моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений: вежливости, тактичности, скромности и точности;

•  через интеграцию культурологических знаний, умений, навыков облегчить стремление учащихся сбалансировать деловые и личные интересы и, соотнося их, определять цели жизни.

 

 

Задачи курса

 

Курс «Этикет делового человека или практика непринуждённого поведения»:

 

•  помогает развить уверенность в себе, развить чувство собственного достоинства, удачно найденный стиль поведения и одежды;

•  развивает умение убедительно и грамотно представлять себя и свои идеи;

•  развивает у учащихся чувство уважения к народным обычаям и традициям;

•  учит детей умению реализовывать свои идеи и исправлять допущенные ошибки;

•  формирует умение управлять своим временем, правильно его организовывать и устанавливать приоритеты;

•  вызывает интерес к изучению определённых норм и правил, регулирующих допустимые (приличные) и недопустимые (неприличные) формы поведения людей в обществе; профессионально ориентирует детей на то, чтобы не терять, а умножать этноэтикет, совокупность разных рациональных правил, выработанных народами в течение многих веков, ставших частью общечеловеческой культуры, регламентирующих и оформляющих отношения людей вполне конкретного общества, нации, страны.

 

Так же к задачам курса можно отнести задачи, направленные на развитие поведенческой культуры, элементарной вежливости, доброжелательности.

 

 

Актуальность программы

 

•  программа рассчитана на то, чтобы помочь учащимся среднего и старшего школьного возраста правильно выбрать род занятий и в дальнейшем добиться успеха в поисках соответствующей работы;

•  особое внимание в учебном курсе по программе «Этикет делового человека или практика непринуждённого поведения» уделяется развитию у учащихся навыков эффективного общения и подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности;

•  учебный процесс построен на основе обзорных и установочных лекциях, а так же предусматривает выполнение творческих зачётных работ;

•  занятия можно проводить в обычном классе, максимально привлекая ресурсы школьной библиотеки.

 

 

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся

 

В результате изучения программы учащиеся должны:

 

•  иметь первоначальное представление о значении понятий «этикет», «имидж», «этика»;

•  иметь первоначальные сведения о современном этикете и нюансах этикетной субординации;

•  знать особенности делового общения и служебно-делового этикета.

 

Учащиеся должны уметь:

 

•  характеризовать основные атрибуты деловой привлекательности;

•  находить выход из повседневных ситуаций, не нарушая этикета делового человека;

•  составлять «свой портрет» при помощи написания резюме;

•  анализировать любую проблему с точки зрения другого человека;

•  работать со справочной литературой.

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема занятия

Количество

часов

1.

Вводное занятие

1 ч

2.

Современный этикет: игра по правилам

2 ч

 

2.1. Принципы современного этикета

2.2. Нюансы этикетной субординации

 

3.

Деловое общение

4 ч

 

3.1. Приветствия, служебно-деловой этикет

3.2. Правила общения во время деловых встреч, визитные карточки. (Практическая работа: составление алгоритма поведения)

3.2.1. Творческая работа (изготовление визитки)

3.3. Комплименты; извинения; подарки и сувениры

 

4.

Атрибуты деловой привлекательности

6 ч

 

4.1. Деловая элегантность

4.2. Одежда, способствующая успеху

4.2.1.Требования к повседневной одежде

4.2.2. Вечерний костюм

4.3. Умение быть привлекательной

4.3.1. Осанка, позы, походка

4.3.2. Украшения, аксессуары

4.3.3. Выбор парфюмерии

4.3.4. Зачётная работа (реферат)

 

5.

Деловая практика

2 ч

 

5.1. Повседневные ситуации

5.2. Этикетные правила при устройстве на работу

 

6.

Итоговое занятие

1 ч

ИТОГО:

16 ч

 

 

ПРОГРАММА

 

1. Вводное занятие (1 ч)

Цели, задачи курса. Что такое этикет? Какую роль в достижении успеха играют чуткость, внимательность, вежливость, корректность, деликатность и т. д.

 

2. Современный этикет: игра по правилам (2 ч)

Несколько основных принципов современного этикета. Свод правил поведения, регулирующих проявление человеческих взаимоотношений, гигиена, поведение на работе, в общественных местах.

 

3. Деловое общение (4 ч)

Советы делового общения. Как необходимо здороваться?

Имидж делового человека. Особенности взаимоотношений сотрудника и руководителя. Ведение деловых бесед и деловой переписки. Этикет телефонных разговоров. Деловая культура. Умение наладить контакты, чётко сформулировать проблемы, умение их обсуждать. Визитные карточки как элементы деловых отношений. Темы для беседы за столом на деловых переговорах.

Как сделать комплимент, чтобы не обидеть человека. Формулы извинений. Подарки и сувениры – один из элементов гостеприимства: что и как можно или нужно дарить. В каких случаях можно отказаться от подарка. Что подарить мужчине, мужчине-руководителю? Творческая работа: изготовление визитки (возможна помощь родителей). Подготовка к демонстрации. Оценка недостатков и достоинств. Трудности, которые испытали учащиеся при изготовлении визитки.

Практические работы

1) Детальная проработка текстов личного и делового письма.

2) Коллективное обсуждение правил оформления писем.

 

4. Атрибуты деловой привлекательности (6ч)

Внешний вид делового человека. Простота, вкус, опрятность – залог успеха. Портрет элегантного делового человека. Культура внешности человека – необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. Ряд довольно устойчивых (этикетных, эстетических и др.) требований к одежде. Наиболее подходящие цвета и ткани для делового костюма. Советы, которые помогают скрыть недостатки фигуры с помощью одежды. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? Можно ли женщине идти на какое-либо торжественное или деловое мероприятие без чулок? Какую обувь лучше покупать? Этикетные нормы и традиции при выборе вечернего костюма. Как правильно выбрать украшения и духи? Межпредметные связи: применение полученных теоретических знаний на уроке технологии.

Зачётная работа

Создание собственного имиджа делового человека (составление резюме).

Тестирование

Тест «Насколько вы уверены в себе?»

Тест «Владеете ли вы этикетом общения?»

 

5. Деловая практика (2ч)

Как не попасть в ловушку обстоятельств: повседневные ситуации в городском транспорте, на улице.

Ситуация устройства на работу: умение представить своё резюме; как следует вести себя при собеседовании; внешний вид при устройстве на работу; умение задавать вопросы и отвечать на них.

Тестирование

Тест «Твой шанс. Визит к работодателю».

 

6. Итоговое занятие (1 ч)

Подведение итогов: защита рефератов; презентация визитных карточек.

Самоанализ практической творческой деятельности учащихся.

Коллективное обсуждение.

 

 

Примерный перечень тем для выполнения зачётной работы (реферата)

 

  1. «Приём - одна из форм делового общения между людьми».
  2. «Основные правила поведения гостя на приёме».
  3. «Поведение и общение за столом».
  4. «Что значит быть стильной?»
  5. «Парфюмерия для офиса и отдыха».
  6. «Этикет в разных странах».
  7. «Этикетные правила в особых случаях: в театре, на концерте…»

 

 

Методические рекомендации по выполнению зачётной работы (реферата)

 

Реферат является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению реферата способствует хорошее усвоение теоретических положений по прослушанному курсу.

 

Объём реферата должен быть не менее 5-7 страниц машинописного текста.

 

Реферат должен быть аккуратно оформлен, написан чётким почерком одним цветом на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297мм) или на компьютере.

 

При заполнении листа следует оставить поля: слева-30мм; вверху и внизу-20мм; справа-15мм (размеры полей для всего реферата).

 

Первым листом реферата является титульный лист, который может быть отпечатан или аккуратно подписан от руки. За титульным листом следует содержание, в котором указываются разделы и подразделы реферата с их порядковыми номерами. Нумерация подразделов выполняется в пределах каждого раздела и состоит из номера раздела и подраздела, разделённых точкой, например:

 

 

 

Каждый раздел должен начинаться с нового листа, внутри раздела рекомендуется достигать полного заполнения страницы текстом. Переносы слов в заголовках не допускаются.

 

Листы реферата нумеруются, а в содержании указывается номер листа с которого начинается каждый подраздел.

 

Использованная при выполнении реферата литература приводится в списке использованных источников на отдельном листе, который является завершающим листом реферата. Лист со списком использованных источников нумеруется и включается в содержание.

 

Каждый литературный источник в списке должен содержать порядковый номер, фамилии авторов, полное наименование, издательство и год издания.

 

Иллюстрации в виде рисунков, фотоснимков, диаграмм и т.п. могут располагаться органично в тексте либо на отдельных листах. Можно расположить в конце текста или всего реферата в качестве приложений.

 

Если это предусмотрено темой реферата, то он может иметь графическую часть. Работа над рефератом, как всякое творчество, требует определённой степени свободы. Поэтому автор вправе включать в реферат то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.

 

 

Методы и формы обучения

 

Кроме традиционных методов обучения на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-развивающие методы обучения.

 

К информационно-развивающим методам относятся такие методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде – в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа).

 

Лекция – метод обучения, представляющий собой монологическое изложение преподавателем учебной информации. Преимущество лекции в том, что она имеет чёткую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объёму материал, а благодаря системности его подачи у учащихся можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.

 

Лекционный метод обеспечивает активность слушателей, поддерживает интерес к содержанию, вызывает эмоциональную ответную реакцию, способствует формированию убеждений.

 

Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко было записать. На доске лектор даёт краткие записи структуры учебного материала, которые могут служить для учащихся « опорным сигналом» (опорными конспектами).

 

Рассказ как метод обучения представляет собой монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и используется для конкретизации, и создания интереса к изучаемому материалу.

 

Объяснение – преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записями на доске, обращается к учащимся с вопросами для подтверждения того или иного положения, для активизации познавательной деятельности, организует учащихся на оформление записей в тетрадях.

 

При изучении материала занятия носят комплексный, комбинированный характер.

 

 

Формы и методы контроля

 

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами его проведения. Наиболее эффективным показателем усвоения новой информации является прогресс учащихся за курс обучения при выполнении творческой работы и качественно выполняемой зачётной работы.

 

Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирования, выполнение практических и творческих заданий.

 

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил современного этикета, особенностей делового общения и служебно-делового общения.

 

Система оценки предлагается накопительная.

 

Наиболее адекватным показателем является прогресс учащихся за курс обучения при выполнении творческой и зачётной работ.

 

 

Ученик получает зачёт при условии

 

  • обязательное посещение всех лекций;

•  наличие конспектов всех лекций;

  • выполнение всех тестовых заданий;

•  выполнение творческой и зачётной работ.

 

Методические рекомендации по выполнению творческой работы

(изготовление визитки)

 

Визитки…

 

Казалось бы, маленький прямоугольный кусок бумаги… Визитка есть техническое приспособление для передачи личной информации в сжатом виде. Дизайн визиток – тема для споров, потому что уместить всю информацию, выразив при этом стиль, на сорока пяти квадратных сантиметрах бумаги оказывается не так легко.

 

И в то же время визитка является устройством хранения данных, и ею тоже должно быть удобно пользоваться. Проведите эксперимент. Возьмите образец визитки в правую руку. Переложите в левую. Теперь подойдите к телефону и наберите указанный номер. Запомнили, как вы держите визитку в каждом из случаев?

 

 

 

На рисунке штриховкой отмечены места, за которые люди обычно держат визитку пальцами. Подают визитку за левый верхний угол (область 1). Принимают тоже правой, но уже за правый нижний угол (область 2). А набирая номер, обычно удерживают в левой руке за левую сторону (область 3). Зная это, можно предположить, где стоит поместить логотип фирмы, который должен быть заметен получателю визитки, как удобнее разместить телефонный номер, имя и другую необходимую информацию.

 

Любая визитная карточка, оставшаяся у собеседника, создаёт у него ассоциацию с владельцем. Поэтому она должна быть сделана так, чтобы вызывать положительные эмоции у того, кто на неё смотрит.

 

Анализ задачи начинается с ответов на три вопроса:

 

  1. Для чего нужны эти визитки? (Чтобы раздавать, чтобы люди не забыли моё имя и телефон, т.е. информировать и рекламировать.)
  2. Кому они предназначаются? (Как минимум, нужно позаботиться хотя бы о том, чтобы визитка не вызывала у человека раздражения.)
  3. Как ими будут пользоваться? (Учитываются требования к форме и содержанию визиток, вытекающие из специфики компании. Бумага должна быть удобной для записей. Оборотную сторону визитки желательно оставить пустой.)

 

 

Общие признаки, характерные для визиток

 

  1. Визитные карточки имеют стандартный маленький формат 50х90 мм.
  2. Визитки печатаются малыми тиражами 50-200 экземпляров.
  3. Для их изготовления обычно используется плотная бумага с гладкой или фактурной поверхностью.
  4. Визитные карточки бывают одно- и двухсторонними и печатаются одним-четырьмя разными цветами (наиболее распространены одно и двухцветные).
  5. В большинстве случаев визитки печатают специализированными красками.

 

Визитные карточки могут быть изготовлены различными способами:

 

  • фотографический способ;
  • печать на принтере или копировальном устройстве;
  • на цифровой печатной машине;
  • горячее тиснение и т.д.

 

Итак, если не пожалеть получаса и продумать, не только как делать разработку, но и зачем, можно добиться глубокого морального удовлетворения от полученного результата.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Программы

 

  1. Программа «Технология» (трудовое обучение).5-11кл. Под редакцией Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.
  2. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Технология».

 

Учебники и пособия

 

  1. Алёхина И.В. Имидж и этикет делового человека. – М.: Изд-во «ЭНН», 1996.
  2. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правая культура», 1994.
  3. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. – М.: Экономика, 1990.
  4. Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. – М., 1998.
  5. Лихачёва Л.С. Этикет деловой женщины, или Практика непринуждённого поведения. Екатеринбург: У – Фактория, 2003.
  6. Лощинская В.М. Этикет и сервировка стола. – М.: Махаон, 2001.
  7. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. – М.: Народное образование, 2003.
  8. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под редакцией В.Д Симоненко. – М.: ВентанаГрафф, 2002.

 

Пособия для учителей

 

  1. Аверкин В.Н. Путёвка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учебн.-справ. Пособие 9, 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Вечер Л.С. Секрет делового общения. Мн., 1996.
  3. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
  4. Марченко А.В., Сасова Н.А., Гуревич М.И. Сборник нормативно методических материалов по технологии. – М.: Вентана-Графф, 2002.
  5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

 


Поиск

Loading

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн