Общее количество часов по плану 102 час.______________________
Количество часов в неделю 3 час._______________________
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М., 2004 г.___________________
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________________________________________________________________________
«___»_____________2009 г. Протокол № _____________________
Руководитель ШМО _Середкина В.Н.(подпись)__________________________
Пояснительная записка.
Раздел 1.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи.
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление об искусстве как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.
Раздел 2.
Литература как искусство слова. Чудесная сила искусства.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).
«Слово о полку Игореве».
Высокопоэтическое патриотическое произведение – первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно – поэтическая идея «Слова…». Образы русских князей. «Золотое слово Святослава». Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова…» с устным народным творчеством. Поэтические переводы. Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова…» в лирике русских поэтов.
Литература 18 века.
Идейно – художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Изучение монографических тем по творчеству М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина. Знакомство с остальными темами в обзорном порядке.
М.В.ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны.1747 года».
М.В.ломоносов – ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Жанр оды.
Г.Р.Державин. «Властителям и судиям», «Памятник».Г.Р.Державин – крупнейший поэт 18 века. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. Герои и события в комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии…». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия…».
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».Сентиментализм. Лирика и проза Карамзина. Карамзин – историк.
Литература 19 века.
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. Совершенство языка поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А.С.Грибоедова и проза А.С.Пушкина.
Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А.С.Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума».Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга: черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И.А.Гончаров «Мильон терзаний»). Внесценические персонажи пьесы. Сценическая жизнь комедии.
А.С.Пушкин.Творческий путь А.С.Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения А.С.Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика А.С.Пушкина(«К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил…»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…»). Оптимизм философской лирики А.С.Пушкина. Дружба в лирике А.С.Пушкина. искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско – эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
«Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравственно – философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. Открытый финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А.С.Пушкин в русской критике.
М.Ю.Лермонтов.Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства («Ангел», «Ужасная судьба отца и сына»). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой…»). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «я не унижусь пред тобой…»). Стихотворения «Пленный рыцарь», «На севере диком стоит одиноко…». Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Герой нашего времени».Жанр социально – психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное своеобразие языка повести. Нравственно – философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Н.В.Гоголь. «Мертвые души».Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство повествовательного и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатирическое начало в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.
Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской музы. Трехсложные стихотворные размеры.
И.С.Тургенев.«Первая любовь». И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. История любви как основа сюжета повести «Первая любовь». Психологизм и лиризм Тургенева. Образ героя – повествователя.
А.П.Чехов.«Человек в футляре». Творческий путь писателя. Художественная деталь. Речевая характеристика героя.
Русская литература 20 века.
И.А.Бунин.Поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями 19 века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. Стилистическое мастерство поэта.
А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Художественное своеобразие поэзии Блока.
С.А.Есенин. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в лирике Есенина. Народно – песенная основа стиха Есенина.
В.В.Маяковский. Поэт – публицист, поэт – новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов – образ простого и стойкого человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.
А.И.Солженицын «Как жаль». Слово о писателе.
Русская литература 60 – 90 годов 20 века.
Произведения различных жанров, видов, направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и анти гуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества читателя.
В.М.Шукшин. «Ванька Тепляшин». Образы «чудиков» в рассказе. Изображение народного характера и картин народной жизни. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В.П.Астафьев. «Царь - рыба» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения «Царь - рыба»: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь – рыбы.
В.Г.Распутин. «Деньги для Марии». Распутин – писатель – публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
А.В.Вампилов. «Старший сын». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
Б.Ш.Окуджава. Трагическое ощущение жизни, поиски доброго начала, мягкое лиричное осмысление происходящего. Тяга поэта к романтике. Тема войны и Москвы.
Е.А.Евтушенко. Сравнение человека с миром. Социальные, нравственные, эстетические проблемы, поднятые в стихотворениях. Художественные приемы, способствующие усилению эмоционального воздействия на читателя.
Раздел 3.
Методическая литература.
Т.Ф.Курдюмова. Учебник – хрестоматия по литературе.9 кл.-М.:Дрофа,2008.
В.Г.Маранцман. Литература. Учебное пособие для 9 класса средней школы.- М.:Просвещение,1992.
И.В.Золотарева. Поурочные разработки по литературе.9 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Н.И.Громов. Методическое руководство к учебнику «Русская литература» для 8 класса.- М.:Просвещение,1977.
И.И.Аркин. Уроки литературы в 9 классе.- М.:Просвещение,2001.
Л.Ю.Алиева. Тесты по литературе. - М.: АЙРИС,2006.
Тематическое планирование по литературе для 9 класса. Учебник Т. Ф. Курдюмовой(2007г.).
3 часа в неделю. Всего 102 часа. Из них 8 часов внеклассного чтения и 8 часов развития речи.
№ урока
Тематическое содержание.
Дата проведения.
ОУН
фильмы,
презентации
Методы и приемы
Ключевые слова
1
Введение.Чудесная сила искусства.
1(1,3,5); 6(1,5,8,9,11);8(8)
Беседа.
Читательское мастерство
2 Вн.чт.
Античная литература.
1(1,3,5);6(1,5,8,9,11);8(2,5);9
Беседа
Античность
3 Вн.чт.
Гомер«Одиссея».
1(1,3,5);6(1,5,8,9,11);8(1,11) ;9
Беседа
Средства художественной выразительности
4
Древнерусская литература.
«Слово о полку Игореве».Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. История «Слова…».
1(1,3,5)6(1,5,8,9,11);8(2,5,9,10) ;9
Беседа, обучение конспектирование, лекция
Стихотворный перевод
5
Образ русской земли в «Слове…».
1(1,3,5);6(1,5,8,9,11);8(2,3,5,8,10);9
Беседа, выступление заранее подготовленного ученика,
выразительное чтение фрагментов
Патриотизм, честолюбие, междоусобица
6
«Плач Ярославны»
1(1,2,3,5) 6(1,2,5,8,9,11);8(10, 13,14) ;9
Анализ лирического произведения, чтение наизусть
Фольклорные основы, худож. тропы
7 Р.р.
Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве».
8
Литература 18 века.
Русский классицизм.
1(1,3,5)6(1,5,8,9,11);8(10) ;9
Лекция, работа с учебником (составление опорной схемы),
Черты классицизма, гражданственность, амплуа, резонер, иерархия
9
М. В.Ломоносов. Теория «трех штилей». «Ода на день восшествия на всероссийский престол величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».
1(1,3,5) ; 6(1,5,8,9,11) ;8(3,9,11) ;9
Сообщения, чтение и анализ оды
Реформаторская деятельность, ода, одический стиль и жанр, теория «трех штилей»
10
Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». «Памятник».
1(1,2,3,5) 6(1,5,8,9,11) ; 8(4,13) ;9
Сообщения учащихся, анализ лирического произведения, работа с критическими статьями Белинского
Категоричность, изящество, принципиальность, независимость
11 Вн.чт.
Поэты 18 века
1(1,2);8(4,13) ;9
выразительное чтение наизусть
12
Д. И. Фонвизин.Просветитель-реалист. О писателе. Знакомство с комедией «Недоросль».
1(1,3,5);6(1,5,8,9,11); 8(8,10,11) ;9
Сообщения учащихся, чтение по ролям
Сатира, ирония, подтекст, ремарки
13
Проблемы гражданственности.
1(1,3,5)6(1,2,5,8,9,11)8(2,3,5,8,9,10) ;9
Беседа, чтение сцен по ролям, работа в группах
добродетель, благонравие. Характеристика речи персонажа,
14
Проблема воспитания в комедии.
1(1,3,5) ;6(1,5,8,9,11); 8(2,3,5,8,9,10) ;9
Беседа, работа по вариантам
Воспитание, образование, афоризм
15 Р.р.
Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».(письменный ответ на вопрос)
Идейно-тематический узел, конфликт межу «державцем полумира» и бедным чиновником, мечтающем о личном счастье; позиция автора; контраст
39
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Творческая история романа. Изображение эпохи в романе. Онегинская строфа.
1(1,2,3,5) ; 6(1,5,8,9,11);8(2,9) ;9
Лекция, беседа по содержанию романа
Реализм, «онегинская строфа», энциклопедия
40
Онегин в Петербурге.(1 глава).
«Но был ли счастлив мой Евгений?»(1,36)
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11); 8(3,8,9,13) ;9
Беседа, комментированное чтение, подборка цитат к образам героев
Национальное, щеголь, воспитание и среда.
41
Онегин в деревне.(2-3 главы).
…волна и камень…
Стихи и проза, лед и пламень…(2,13)
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась(3,7)
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,9,13) ;9
Беседа, комментированное чтение, подборка цитат к образам героев, выразительное чтение письма Татьяны
Антитеза, внутренний мир, романтическое восприятие
42
Онегин в деревне.(4-5 главы).
Прямым Онегин Чильд-Гарольдом
Вдался в задумчивую лень.(4,44)
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,9,13) ;9
Беседа, комментированное чтение, подборка цитат к образам героев
Монолог, лирические отступления о дружбе, провинциальное дворянство, эпиграммические характеристики
43
Онегин в деревне.(6-7 главы).
…И вот общественное мненье!
Причина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!(6,11)
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,9,13) ;9
Беседа, комментированное чтение, подборка цитат к образам героев
Проблема понятия чести и дружбы, Герцен о Ленском ; реализм и лиричность в раскрытии образа Татьяны; Белинский о романе, «странствия без цели».
44
Онегин снова в Петербурге.(8 глава).
Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну, как дитя, влюблен…(8,30)
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна(8,47)
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,9,13) ;9
Беседа, комментированное чтение, подборка цитат к образам героев, сопоставление писем Онегина и Татьяны
Конфликт героя с обществом, подтекст, нравственные принципы.
45
Белинский о романе. Оценка образов Онегина и Татьяны.
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,9,13) ;9
Беседа, сообщения учащихся, лекция
«Бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, что ему надо, что ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность»; «Онегин - страдающий эгоист»; «Татьяна- существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»
46
Образ автора в романе. Реализм романа.
Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный идеал,
И ты, живой и постоянный,
Хоть малый труд. Я с вами знал
Все, что завидно для поэта…(8,50)
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11); 8(3,8,9,13) ;9
Беседа, работа с записанными в тетрадях лирическими отступлениями (по ходу изучения романа)
Лирические отступления, их содержание и роль в романе «Евгений Онегин», отношение автора к героям романа, образ автора
47 Р.р.
Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».
1(1,3,5) ;8(3,8,9,13) ;9
Беседа, составление плана, подборка цитат, критических статей
48
Вн.чт.
Читаем строки из романа «Евгений Онегин». Поэты 20 века о Пушкине.
1(1,2,3,5) ;8(4,13) ;9
выразительное чтение наизусть
49
М. Ю. Лермонтов.Жизнь и творчество.
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(8,10,11) ;9
Сообщения учащихся, работа с учебником: два поэтических мира
Пафос, лирическое «я», преемник
50
Мотивы вольности и гордого одиночества. Пафос отрицания и протеста.
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(2,8;13) ;9
Чтение и анализ «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
Мотив, пафос, гражданское негодование и протест против удушающей николаевской действительности
51
Образ России в лирике Лермонтова.
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(2,8;13) ;9
Беседа, анализ стихотворения «Родина», «Прощай, немытая Россия», обучение анализу лирического стихотворения
Осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова, завершение темы в последних итоговых стихотворениях
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе.
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) ;8(2,9) 9
Беседа, выборочное чтение,
Центральная проблема произведения-проблема личности и общества, человека и среды, воспитавшей его, композиция
56
«Бэла».
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11);8(3,8,10,13) ;9
Беседа
Романтические ситуации, зависимость характеров и деятельности людей от условий их существования, типичные герои, типичные обстоятельства, значение пейзажа, основа характера
57
«Максим Максимыч».
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,10,13) ;9
Беседа, чтение по ролям
Авторские ремарки, уязвленное самолюбие, портрет; расхождение между простым человеком, в котором есть сердце, но нет понимания людей другого круга, сложных обстоятельств жизни, и «героем времени»
58
«Тамань».
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,10,13) ;9
Беседа, обучение анализу эпизода, выборочное чтение
Микросюжет, авторская позиция, «самораскрытие» героя, «журнал Печорина»- суждения героя, свидетельствующие о горечи приобретенного, о попытке равнодушнее относиться людям, с которыми сталкивает судьба; романтическая настроенность и убогая проза жизни
59
«Княжна Мери».
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,10,13) ;9
Беседа, работа в группах, диспут
Сюжетная самодостаточность, кульминация, философская проблематика, символичное значение образа
60
«Фаталист».
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,10,13) ;9
Беседа, выборочный пересказ, сравнение Печорина и Онегина
Парадокс; смелость, жажда неизведанного,воля
61
Белинский о романе Лермонтова «Герой нашего времени».
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11);8(2,10) 9
Составление тезисов по статье
62-63 Р.р.
Сочинение.
1(5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(9,12,13) ;9
Составление плана сочинения, подборка цитат
Тема по выбору
64
Н. В. Гоголь.Жизненный и творческий путь.
1(1,3,5) ;8(2,8;13) ;9
Сообщения учащихся
65 Вн.чт.
«Петербургские повести». «Шинель». Гуманизм в изображении «маленького человека».
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,10,13) ;9
Беседа, выборочное чтение
Внешний облик Башмачкина, духовный облик Акакия Акакиевича, особенности речи героя, сатирические приемы изображения чиновников
66
«Мертвые души».
История создания поэмы. Композиция. Смысл названия поэмы.
1(1,3,5) ;8(3,8,10,13) 9
Лекция, сообщения учащихся
67
Анализ первой главы поэмы.
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,10,13) ;9
Чтение текста с комментированием и беседой
Сюжетный узел, юмористические и сатирические приемы, развернутое сравнение; губернский город и его хозяева.
68-69
Образы помещиков.
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,10,13) ;9
Работа с таблицей, работа в группах, сообщения учащихся
Лирические отступления, вставные эпизоды и сцены; сюжет, композиция, идейное содержание поэмы, приемы изображения характеров
70
Чиновники губернского города.
1(1,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11) 8(3,8,10,13) ;9
Выборочный пересказ, чтение, беседа, работа в парах
Конфликт, художественное решение, драматическая интрига, глубина духовного мира
98
Б.Ш.Окуджава.
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11);8(2,8;13) ;9
Индивидуальные сообщения, чтение и анализ стихотворений
Гротеск , «тяга» к романтизму
99
Е.А.Евтушенко.
1(1,2,3,5) ; 6(1,2,5,8,9,11);8(2,8; 13) ;9
Индивидуальные сообщения, чтение и анализ стихотворений
Социальные, нравственные, эстетические проблемы
100
Вн.чт.
Урок-игра. Обобщение изученного за год.
6(1,2,5,8,9,11);8(5,8, 14) ;9
101 -102
Резервные уроки.
ОУН 8-9 классы
1 Навыки чтения и письма
1)Правильное, сознательное и выразительное чтение вслух текста в соответствии с литературными нормами. Темп чтения 140-150,250-270 (про себя) слов в минуту.
6)Самоконтроль при выполнении задания, выявление рациональных способов решений, ошибок в работе, коррекция своих действий.
7)Умение внимательно выслушивать объяснение учителя(одноклассников) и воспроизводить смысл услышанного.
8)Объективная оценка правильности и качества завершенной работы.
9)Оценка уровня овладения учебными умениями.
10)Взаимооценка письменных и устных работ одноклассников.
8 Умения, необходимые для работы с текстом.
1)Постановка вопросов к прочитанному тексту.
2)Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
3)Выделение главной мысли (идеи) текста.
4)Смысловая группировка материала(разбивка текста на части).
5)Составление логичной схемы по тексту (определение связей между главными мыслями).
6)Составление плана по тексту и его запись.
7)Графическое изложение текстового материала(при необходимости и возможности).
8 Навыки устной и письменной речи.
1)Пересказ содержания прочитанного или прослушанного текста.
2)Подготовка выступления с кратким сообщением.
3)Изложение содержания и композиции пересказа текста в соответствии с новой учебной задачей.
4)Рецензирование текста или выступления (сжатое изложение содержания, критические замечания по содержанию, особенности языка, итоговая оценка).
5)Описание иллюстрации к тексту.
6)Написание сочинения по картине.
7)Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения, просмотренного спектакля или фильма (описание образов и аргументированная оценка содержания произведения).
8)Участие в дискуссии.
9)Выписка нужных материалов из текста с определенной целью.
10)Составление конспекта текста или лекции , запись собственный мыслей-комментариев к разделам конспекта.
11)Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.
12)Написание сочинения на заданную тему (подбор материала, составление плана и следование этому плану, выражение собственного отношения к рассматриваемым вопросам).
13)Составление характеристики героя.
14)Написание отзыва на прочитанный текст.
10 Умения и навыки, связанные с поиском информации библиографических данных.
1)Нахождение в учебниках указанных пунктов(параграфах), задач, упражнений, ответов.
2)Умение пользоваться оглавлением книги, предметным и именным указателем книги.
3)Нахождение нужных данных, формул, правил по справочникам.
4)Умение пользоваться терминологическим словарем.
5)Нахождение нужного материала в энциклопедиях и специальной литературе.
6)Использование библиотечных каталогов разного типа.
7)Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.