Официальный сайт seoturbina 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программирование на языке Pascal. Программа предметного элективного курса 10-11 класс

Автор: 
Мартынова Оксана Александровна, учитель информатики II квалификационной категории
Место работы: 
МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области

 

 

Программирование на языке Pascal. Программа предметного элективного курса 10-11 класс

 

Пояснительная записка

 

Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

 

Элективный курс «Программирование на языке Pascal» является предметом по выбору для учащихся 10-11 классов старшей школы.

 

Курс рассчитан на 48 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

 

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

 

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

 

Цели курса:

 

•  Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.

•  Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.

•  Развитие логического мышления.

•  Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

 

Задачи курса:

 

•  Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

•  Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.

•  Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

•  Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.

•  Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .

•  Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.

 

В содержании программы курса 2 части:

 

•  теоретическая;

•  практическая.

 

В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции.

 

В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.

 

Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

 

Элективный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.

 

Межпредметные связи

 

Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Pascal », учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Часть 1. Теоретическая

 

1. Язык программирования Pascal

Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.

 

2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм

Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.

 

3. Условный оператор

Условный оператор. Оператор выбора.

 

4. Алгоритмы с повторениями

Цикл с параметром FOR . Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.

 

5. Массивы

Понятие массива. Двумерные массивы.

 

6. Графика в Pascal

Графика. Динамическая графика.

 

 

Часть 2. Практическая

 

1. Язык программирования Pascal.

2. Текстовый редактор языка.

3.Структура программы.

4. Разделы описания.

5. Основные математические функции.

6. Моя первая программа.

7. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.

8. Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.

9. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.

10. Операции DIV и MOD.

11. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.

12. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.

13. Практикум по составлению линейных алгоритмов.

14. Решение прикладных задач.

15. Условный оператор.

16. Структура условного оператора.

17. Условный оператор. Простые условия.

18. Условный оператор. Составные условия.

19. Операторные скобки.

20. Составной оператор.

21. Оператор выбора.

22. Оператор выбора.

23. Практикум по решению задач на ветвление.

24. Практикум по решению задач на ветвление.

25. Алгоритмы с повторениями.

26. Цикл с параметром.

27. Цикл с предусловием.

28. Цикл с постусловием.

29. Вложенные циклы.

30. Вложенные циклы.

31. Алгоритмы с повторениями. Практикум по решению задач.

32. Алгоритмы с повторениями. Практикум по решению задач.

33. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.

34. Задание массива в разделе констант.

35. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.

36. Поиск максимального (минимального) элемента массива.

37. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.

38. Примеры решения задач с использованием двумерных массивов.

39. Графика. Графические примитивы.

40. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.

41. Графика. Окружность. Эллипс.

42. Дуга. Сектор.

43. Графика. Закрашивание.

44. Графика. Закрашивание.

45. Динамическая графика.

46. Построение графиков на экране.

47. Построение поверхностей.

48. Построение поверхностей.

 

 

Учебно-тематическое планирование курса

 

п/п

Тема

Количество

часов

1

Язык программирования Pascal

7

 

Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.

Практическая работа №1. Язык программирования Pascal .

Практическая работа №2. Текстовый редактор языка.

Практическая работа №3 . Структура программы.

Практическая работа №4 . Разделы описания.

Практическая работа №5. Основные математические функции.

Практическая работа №6. Моя первая программа.

Практическая работа №7. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.

 

2

Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм

7

 

Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.

Практическая работа №8 . Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.

Практическая работа №9. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.

Практическая работа № 10. Операции DIV и MOD .

Практическая работа № 11. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.

Практическая работа № 12. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.

Практическая работа № 13. Практикум по составлению линейных алгоритмов.

Практическая работа № 14. Решение прикладных задач.

 

3

Условный оператор

10

 

Условный оператор. Оператор выбора.

Практическая работа №15. Условный оператор.

Практическая работа № 16.Структура условного оператора.

Практическая работа № 17. Условный оператор. Простые условия.

Практическая работа № 18. Условный оператор. Составные условия.

Практическая работа № 19. Операторные скобки.

Практическая работа № 20. Составной оператор.

Практическая работа № 21. Оператор выбора.

Практическая работа № 22. Оператор выбора.

Практическая работа № 23. Практикум по решению задач на ветвление.

Практическая работа № 24. Практикум по решению задач на ветвление.

 

4

Алгоритмы с повторениями

8

 

Цикл с параметром FOR. Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.

Практическая работа № 25. Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа № 26. Цикл с параметром.

Практическая работа № 27. Цикл с предусловием.

Практическая работа № 28. Цикл с постусловием.

Практическая работа № 29. Вложенные циклы.

Практическая работа № 30. Вложенные циклы.

Практическая работа № 31. Алгоритмы с повторениями. Практикум по решению задач.

Практическая работа № 32. Алгоритмы с повторениями. Практикум по решению задач.

 

5

Массивы

6

 

Понятие массива. Двумерные массивы.

Практическая работа № 33. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.

Практическая работа № 34. Задание массива в разделе констант.

Практическая работа № 35. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.

Практическая работа № 36. Поиск максимального (минимального) элемента массива.

Практическая работа № 37. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.

Практическая работа № 38. Примеры решения задач с использованием двумерных массивов.

 

6

Графика в Pascal

10

 

Графика. Динамическая графика.

Практическая работа № 39. Графика. Графические примитивы.

Практическая работа № 40. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.

Практическая работа № 41. Графика. Окружность. Эллипс.

Практическая работа № 42. Дуга. Сектор.

Практическая работа № 43. Графика. Закрашивание.

Практическая работа № 44. Графика. Закрашивание.

Практическая работа № 45. Динамическая графика.

Практическая работа № 46. Построение графиков на экране.

Практическая работа № 47. Построение поверхностей.

Практическая работа № 48. Построение поверхностей.

 

ИТОГО:

48

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

 

Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.

 

Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

 

В ходе обучения учащимся периодические предлагаются короткие (5-10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

 

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

 

 

Планируемые результаты курса

 

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

 

•  знают роль программного обеспечения и его виды;

•  у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;

•  знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;

•  умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

•  умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

•  умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;

•  умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

•  умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

 

 

Форма контроля за уровнем достижения учащихся

 

Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.

 

Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

 

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

 

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

 

•  знание основных алгоритмических конструкций;

•  умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;

•  умение найти более эффективный способ решения задачи;

•  умение тестировать программу.

 

В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.
  2. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal ».
  3. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .
  4. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.
  5. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal . М.: «Интеллект-центр», 2001.
  6. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. М.: «Первое сентября», 2001.
  7. Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер», 2002.

 


Поиск

Loading

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн