Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ рассказа В. Набокова "Звонок"

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пушкина Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ "Лицей г. Маркса" Саратовской области
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
17
Краткое описание: 
Анализ рассказа В. Набокова "Звонок"

Стадия вызова.

Диалог, который поможет подготовиться к личностному восприятию произведения.

ü     Встреча. Свидание. Что за этими словами для вас?

ü     Какие чувства владеют теми, кто ждёт этих минут?

ü     Всегда ли, то чего мы ждём, сбывается?

ü     Царь Соломон сказал: « Всё пойдёт». Как вы понимаете эти слова?

Прогнозирование по названию.

ü     Какие ассоциации у вас возникают со словом «звонок»?

ü     Малоинтересное название, не правда ли?

ü     О чём будет рассказ по – вашему?

ü     А если посмотреть на эпиграф?

( Эти вопросы повышают интерес к произведению. Кроме того, данный приём помогает понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего, что важна любая деталь.)

Краткая справка об авторе. ( это делает ученик – консультант)

В. Набоков родился в 1899 г. в Петербурге. Закончил техническое училище. В 1917 г. семья Набокова эмигрировала. Владимир продолжил учёбу в Кембриджском университете, в Англии. С 1922 по 1937 г. живёт в Германии, с 1940 в США. Набоков – признанный мастер двух литератур – русской и американской. О нём, о его загадках спорят уже целый век. « Машенька», « Защита Лужина», « Дар», « Лолита». Набоков – писатель творец особого мира, созданного его воображением. Прозу его сравнивают с мозаичными узорами калейдоскопа.

Уточним наши предположения об этом произведении.

Стадия осмысления.  

Текст разбивается на отрывки.  

Отрывок первый ( до слов « уже вечерело»)

Назовите, пожалуйста, ключевые слова ( 7 лет, расстались, путешествия, Николаевский вокзал, бессрочный отпуск).

Отрывок второй. Остановка. « Это ваша родственница?- спрашивает врач»

Сто же отвечает герой?

Отрывок третий. Остановка. Каким мы видим сына? Почему он спешит? Как подчёркивает это автор? Почему улыбка « мучительная»? Как вы думаете каковы их отношения? Как встречает его мать? Почему?  Что настораживает?

Отрывок четвёртый. Он старался « обкурить своё изумление» Как вы понимаете данные слова? Теперь герой начинает всё осматривать – и всё видит по- другому. Что-то начинает понимать. Что? Смотрит на пирог со вечами. И вспоминает детство? Что говорит он о матери? Чего же боится мать? Нормально ли это? Правильно ли это?

Отрывок пятый. Остановка « Громкий звонок» Обратим внимание на глаголы « встрепенулась, выпрямилась» о чём говорят эти слова? 

Докажите, что звонок превращается в живое существо, может быть, даже в главного героя в эту минуту. ( Настойчиво, раздражённо «осёкся» наконец « грянул коротко» и гневно)

Почему мать запретила открывать дверь? Когда это вы поняли? А когда это понял сын?

Последняя остановка. Развязка.  Попробуем передать состояние героя через музыку или цвет. Как относится автор к героям? Как вы это понял? О чем говорит деталь, что мать,  говорит с сыном? ( о стыде) а что подчеркивает последняя фраза?

Рефлексия

1.     Так о чем же рассказ? Какова его проблематика? Кого вам жаль больше? Почему? Насколько актуален рассказ? Эпиграф помог или помешал понять замысел автора? в названии заключена, по- вашему, тема рассказа, его проблематика или идея? Докажите.

2.     Письменная работа:

ü     что помог понять рассказ?

ü     Письмо сына к матери. Письмо матери к сыну.

ü     Как связаны название рассказа и финальная сцена.

ü      Анализ кульминации рассказа «Звонок».

ü     Эссе по впечатлениям от рассказа.

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!