Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:25
« В природе есть редчайшие мгновенья».
Н. Палькин
Ход урока
Вступительное слово учителя. Ребята! Сегодня мы вновь обратимся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это получается у поэтов 20 века. Да, действительно, природа- это неразгаданная тайна. Русские поэты проявляли особый интерес к явлениям природы, каждый из них по-своему видел ее красоту, и передавал эти чувства в стихотворениях. Александр Александрович Блок – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. К его творчеству мы еще не раз будем обращаться. (Чтение наизусть стихотворений А.Блока)Об изменениях в природе и в душе человека ,происходящих весной, говорится в поэтических строках А.А.Ахматовой. ( Чтение наизусть стихотворения «Перед весной бывают дни такие»).
Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С.А.Есенин в целом ряде стихотворений. (Чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина) Учитель. Ребята, предлагаю вам проследить, как выражают свое отношение к природе родного края наши земляки. Вот как это делает Н. Палькин в стихотворении «Родные русские картины».
Ученик _1_Родные русские картины:И провода электролиний,
Туман, плывущий по реке,Текущие издалека,
И при дороге куст калины,И как предвестье теплых ливней
Учитель. «Царством покоя» называет природу Саратовский поэт Евгений Грачев. Послушайте.
Ученик_2В этом царстве - покой и томленье,В этом царстве тускнеет кольчуга,
Над водою зеленая прядь,Или меч, или перстень на дне?
Ежевику не рвут на варенье –С любопытством глядят друг на друга
Переспела, кому собирать?Две вороны на старой ветле.
В котловане теченье, как щука,Видно, в царстве порядок суровый,
Под корягу не может нырнуть,Поднимается кольцами ил,
Притаились лягушки – ни звука,Знал о битве здесь дуб двухметровый,
Лишь кувшинки трепещут чуть – чуть.Но зимой его кто – то спилил.
Учитель.Что особенного вы заметили в этом стихотворении?
Ученик_3___ Смена настроения человека передана сменой картин природы. Какая – то душевная тревога, грусть звучит в последних строках:
Знал о битве здесь дуб двухметровый,
Но зимой его кто – то спилил.
Учитель.Осень… Одно из любимых времен года поэта А. А. Пушкина. Много незабываемых строк посвятил поэт этой поре. Давайте посмотрим как описывают этот период наши поэты
Ученик_4__ Н. А. Кнушевицкая«Осенний этюд».
Барабанит дождь по крышам,
На этюды Осень вышла.
Здесь мазок и там мазок –
Зажелтел вдали лесок.
И стоят кругом рябинки
В ярко – красных пелеринках.
Пруд, как блюдце, был простой –
Стал с каемкой золотой.
Дождь стучит, стучит по крышам,
А художница все пишет.
Пишет, пишет много лет
Осень свой автопортрет.
Учитель. Это стихотворение навевает веселое настроение. Можно ясно представить раннюю осень. А вот в другом стихотворении Н. Кнушевицкая с такой же легкой иронией описывает осенний пейзаж. Послушайте.
Ученик_5_ Н. А. Кнушевицкая «Сентябрь – первоклассник».
В школу идетЛюбимый предмет у него -
Сентябрь – мальчишка,Рисование.
В портфеле несетОсень - учительница
Интересные книжки.Сентябрю
Про птиц и грибы,Покажет, как надо
Про арбузы и дыни –Раскрасить зарю,
Сентябрь у насБерезки в ближайшей
Первоклассник отныне.Роще кудрявой,
Он краски давноПоможет цвета подобрать
Приготовил заранее,Для дубравы.
Сентябрь – ученик
Прилежный, послушный.
Он угостит нас
Спелою грушей.
И утром прохладным
Без опоздания
Опять прибежит
На урок рисования!
Учитель. Гармоничную связь природы и человека мы наблюдаем в стихотворениях Е. Грачева.
Ученик_6__ Е. Грачев «Осеннее приведение».
Туман ползет по огороду,И на лугах, и на поляне
Крадется к лесу и мосту,Цветастый бересклет отцвел -
Гусей пуская на свободу,Его листки, как кожа в бане,
Качая звезды на кустуГде пышет влагою
Играя тростником болотным,Туман у школы и правленья
Пугая чем – то глухаря,На ферме, где подъемный кран,
Дыша то теплым, то холоднымТуман похож на приведенье,
Уже дыханьем сентября.А приведенье - на туман.
Учитель. Своеобразна пейзажная лирика Исая Тобольского. Вот как он описывает осень. Послушайте.
Ученик_7__ И. Г. Тобольский «Осень».
Зябнет в лужицах вода,Гуси утренней порой
Бродят низко тучи,К югу улетели…
Затянуло провода Ну, теперь не за горой
Инеем колючим.Вьюги и метели!
Съежились воробушки,
Спрятали головушки.
Учитель. Образ легкого летнего дождя рисует своими поэтическими строками М. С. Муллин. Он с иронией называет дождь мальчишкой, который проплясал чечетку у двери, и «Как ребенок дует пузыри»
Ученик_8__ Михаил Муллин «Слепой дождь».
Дождь – мальчишка пробежалШалопай безудержный,
по лугу,ребенок,
Сам не зная для чего, куда,Впрягся, как в дугу,
Солнца луч, как тоненькуюв цветистый мост,
руку,Наперегонки с ним жеребенок
В капли разодел,Бегает, подняв
как в жемчуга. кудрявый хвост.
Говорит взахлеб, поймиВ огороде постоял немножко,
хоть слово,Выкупал подсолнух – каравай.
Проплясал чечетку у двери,И кричит девчонка
А теперь совсем ужиз окошка:
бестолково,«Дождик, дождик,
Как ребенок, дует пузыри.пуще поливай!»
Учитель. Какое значение имеет название стихотворения? Какие строчки это подтверждают?
Ученик__9_ Дождь мальчишка пробежал
по лугу,
Сам не зная для чего, куда,
Учитель. Чувство тайны и загадочности передает А. Б. Амусин в своих строках.
Ученик_10__Александр Борисович Амусин «Ну, вот и все – темнеет снег…»
Ну, вот и все – темнеет снег,Раскрылись звезды в тишине,
Метель охрипшая плететсяДыханием весны согреты,
На костылях, из старых слег…Усталый месяц снял шинель,
Сосулька исповедью льется.Блеснув над речкой эполетом…
В окне без белого – черно,Ну, вот и все! К чему слова!
Ручьями пахнут двор и сени.На ветках скоро вздрогнут почки,
Дороги древнее сукно –И вспыхнет первая листва
В заиндевелых нитках сена.Зимы последним многоточьем…
Учитель. Несколько иначе описывает весенний пейзаж Н. А. Кнушевицкая. Послушайте.
Ученик_11__Н. А. Кнушевицкая«Весна».
Весна потихонькуИ, позабыв
На цыпочках входит,Про зимнюю стужу,
И вот уже речкаВесело птички
В темных разводьях,Купаются в лужах.
И солнышко выше,И дымкой зеленой
Лучи горячей,Оделись леса,
И крик не смолкаетИ манят своей синевой
Грачей – трубачей.Небеса!
Учитель. Почувствовать красоту природы родного края через поэтическое слово, через ассоциации, воспоминания поэта можно прочитав стихотворение Анатолия Передреева.
Ученик_12__ Анатолий Передреев «Окраина».
Околица родная, что случилось,Как будто бы под сенью этих вишен,
Окраина, куда нас занесло?Под каждым этим низким потолком
И города из нас не получилось,Ты собиралась только выжить, выжить,
И навсегда утрачено село.А жить потом ты думала, потом.
Взрастив свои акации и вишни,Окраина, ты вечером темнеешь,
Ушла в себя и думаешь сама:Томясь большим сиянием огней,
Зачем ты понастроила жилища,А на рассвете так росисто веешь
Которые ни избы, ни дома?!Воспоминанием свежести полей.
И тишиной, и речкой, и лесами,
И всем, что было отчею судьбой…
Разбуженная ранними гудками,
Окутанная дымкой голубой!
Работа в группах. Определить размер стихотворений.(Задания на карточках).
Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель. Ребята, познакомившись со стихотворениями саратовских поэтов, вы смогли прочувствовать красоту родной природы, лично воспринять и осмыслить образы, созданные поэтами. Поэтому, я предлагаю вам дома сделать иллюстрации к понравившимся вам стихам. А если кто сможет ,сам пусть сочинит стихотворение или рассказ, где будет пейзажная лирика (описание природы) родного края.
Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме творческой мастерской. Коллега.
Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме творческой мастерской. Коллега.
На: Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме творческой мастерской. Коллега.
На: Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме творческой мастерской. Коллега.