""Крохотки" А.И.Солженицына при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
Урок в 11 классе «”Крохотки” А.И.Солженицына при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» – один из системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Желательно провести его после изучения творчества А.И.Солженицына на уроках литературы. Цели урока:
1)образовательные: активизировать знания учащихся о тексте, о выразительных средствах языка; определить роль индивидуально-авторских образований слов в художественном тексте; отработать умения применять на практике знание грамматических норм;
2)развивающие: совершенствовать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся при формировании умения анализировать текст и создавать текст на основе данного; совершенствовать умение делать синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи, умение работать со справочной литературой; совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам;
3) воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, уважение к труду писателя; формировать самостоятельность мышления.
Методическая разработка состоит из:
1)конспекта урока;
2)презентаций, созданных в программе Office Power Point 2003 («Солженицын – это эпоха» - индивидуальное задание учащегося; «Ход урока»; «Структура сочинения-рассуждения»);
3)приложений («Солженицын - это эпоха»- примерный ответ учащегося; «Домашнее задание к уроку»; «Тест. Часть В»; «Ключи к тесту (часть В)»);
4)программного обеспечения «Тест. Часть В».
В конспекте урока отражено его содержание и основные этапы.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
В ходе урока учащиеся повторяют изученный материал по темам «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Текст» (урок обобщения изученного материала + урок применения знаний, умений и навыков), наблюдают за языком писателя, определяют роль индивидуально-авторских образований слов в художественном тексте (урок усвоения нового материала), повторяют структуру сочинения-рассуждения (урок развития речи).
Достижению поставленных целей урока способствует интеграция учебных предметов (русский язык + литература).Каждый этап урока (словарная работа, синтаксический разбор предложения, конструирование предложений, практическая работа, тест) содержит материал для сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С). На уроке совершенствуется умение создавать текст на основе данного (например, по рассказу А.И.Солженицына «Лиственница»). В домашней работе учащиеся напишут свои размышления о рассказе по выбору (творческий уровень), или по одному из рассказов, рассмотренных на уроке (частично-поисковый уровень), или воспроизведут рассмотренный на уроке вариант сочинения (репродуктивный уровень).
Программное обеспечение «Тест. Часть В» предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации контроля знаний удобен и прост для оценивания: даёт информацию о количестве правильных ответов и оценку, показывает ошибки. Требования к оформлению ответа такие же, как и при заполнении бланка ответов части В, что позволяет формировать навык правильного заполнения бланка ответов на ЕГЭ. Программное обеспечение позволяет сэкономить время на опрос, повысить интерес учащихся к предмету.