Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад №198 «Вишенка»
Воспитатель: Комарова О.Н.
Коррекционная программа восприятия и понимание речи
Средний дошкольный возраст
Для успешного обучения в школе важнейшей задачей является воспитание правильной речи и формирование всех ее сторон еще в дошкольном возрасте. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Восприятие и понимание речи является фактором умственного развития и воспитания ребенка.
У выпускника детского сада должны быть сформированы умения высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях, которые носят, как правило, комплексный характер.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основной ориентации человека в окружающем мире, в обществе.
Сложный психический процесс, каким является восприятие, формируется вместе с развитием самого воспринимающего, а также с изменением его потребности в общении, познания в труде, восприятие речи человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребности в общении.
При правильных условиях воспитания к началу дошкольного возраста ребенок усваивает все основные звуки языка. Однако нередки случаи, когда у детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения, свидетельствующие о том, что усвоение звуковой стороны языка еще не закончено. При специально организованном формировании действия звукового анализа, как это показали особые исследования, дети относительно легко овладевают звуковым анализом слов.
Ведущее значение для коррекции восприятия и понимания речи у дошкольников имеет уровень усвоения речи, необходимой для развития всех психических процессов, практической и игровой деятельности ребенка.
Программа коррекции восприятия и понимания речи у дошкольников 4-5 лет содержит материал для развития речи со всеми составляющими элементами по развитию устной речи. Реализация программы проводилась при участии воспитателей, психолога детского сада и родителей. Использовали следующие виды деятельности: игры, занятия, беседы, задания.
Программа коррекции восприятия и понимания речи у дошкольников включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Дети средней группы знакомятся с термином «слово» и уточняют термин «звук», с которым они познакомились в младшей группе. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию. Они могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные, подбирая игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук. Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Дети учатся в играх-инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения отдельных слов и фраз широко используются чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, которые произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы), уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима). Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеют делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать понимание многозначных слов, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм). Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети и ребята, мальчики и девочки; сладкий — горький, старый — новый.
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый). Кроме того, нужно знакомить детей с происхождением некоторых слов; например, почему грибы называют подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором, шапку —ушанкой, а цветок — подснежником.
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить и без наглядного материала. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро). Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой, спляши, попрыгай) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.
Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Дети учатся соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Упражняясь в образовании наименований предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но масленка и солонка).
Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела — залетела — вылетела; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, петух кукареку — кукарекает, поросенок хрю-хрю — хрюкает). Дети осваивают способы отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также учитель — учит, строитель — строит, но врач — лечит, портной — шьет). Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети начинают осваивать построение связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны..?»).
Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии. В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявления причинной связи: «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной речи. Для этого даются схемы составления совместного рассказа. Таким образом дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было летом…» и т.п.). Воспитатель, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет: «Как-то раз ... (собрались звери на полянке). Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...». Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо также детей средней группы учить включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Параллельно с этим развивается интонационный синтаксис — умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, заданий, которые с успехом используем в процессе реализации программы.
1) «Кто больше слов скажет».
Цель: учить называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание детей не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением белочки и предлагает детям рассказать: какая белочка, что она умеет делать, какой у нее характер. Тем самым воспитатель дает большой простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт.
2) «Кто заблудился?»
Цель: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
Ход игры: - А кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
Воспитатель предлагает закончить предложения: «Если зайчик потерялся, мы ... (поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы ... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».
3) «Какие бывают иголки»
Цель: дать представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренных слов; учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки об иголках.
— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Есть у ежика и елки очень колкие иголки, в остальном на елку еж совершенно не похож. Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Чтобы защищаться.) От кого еж защищается?
— Ответьте на мои вопросы: «Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в иголку ежа?»
— Закончите предложения: «Ты ежа лучше не трогай, потому что он ...» (колючий). Лиса потрогала ежа и ... « (укололась). «У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у детей- ежат ... « (короткие и тонкие). «Иглы на елке еловые, а на сосне ...»(сосновые). «Отвечай поскорей, какие из них длин ней?»
4) «Ручка - ножка»
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».
Ход игры: -Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, — ручку подает». (Дверная ручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
— Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За ручку можно...»
— А какие предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.
5) «Как сказать по-другому?»
Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.
Ход игры: - Скажите по-другому: «Часы идут (ходят, ...). Мальчик идет (шагает,..). Снег идет (падает, ...). Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает, ...). Пароход идет (плывет, ...)».
— Закончите предложения: «Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...»
Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку: Стучат, стучат, не велят скучать. Идут-идут, а все тут да тут. (Часы.)
6) «В гостях у лесника»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.
Ход игры: -Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога ... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты ... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек ... (мелкий).
7) «Кто это ползет»
Цель: учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.
Ход игры: - Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?»
Дети отгадывают загадку, рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки.
— В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет?
— Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро или медленно ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась».
-Можно так сказать? Как сказать правильно?
Улитка загадывает детям лесные загадки: «Колючая, маленькая — это ежик или елочка?» «Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?» Затем обращается к детям: «Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня поют дети».
8) «Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
Цель: учить составлять сказки.
Ход игры: - А зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще дети и взрослые ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.)
—Что с Машей могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)
Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты развития сказки.
Литература
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «возрастная психология». – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
Мухина В.С. «возрастная психология».- М.: Издательский центр « Академия», 2002.-456с.
Осипова А.А.»общая психокоррекция».- М.: ТЦ Сфера, 2005.-512с.
Варга А.Я. « психологическая коррекция нарушения общения младших школьников в игровой группе». М., 1989.
Карабанова О.А. «игра в коррекции психического развития ребенка». М., 1997.
|