Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



паразиты ("И быка с ног свалит")

Размещено: мария Федоровна Сысуева - пн, 13/09/2010 - 15:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сысуева Мария Федоровна
Место работы, должность: 
МОУ "Началовская СОШ"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 
1. Познакомится с понятием паразит, живой организм как среда обитания. 2. Воспитывать гигиенические навыки у учащихся. 3. Продолжить работу по формированию научного мировоззрения, развивать частично-поисковую и позновательную деятельность.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: введение в биологию и экологию: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. проф. М.Н.Черновой. - 2-е изд., дораб. - М.:Вентана-Граф, 2006 - 240с.:ил.

Используемая методическая литература: 

1. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: введение в общую биологию и экоогию: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений/под ред. проф М.Н.Черновой.-2-е изд., дораб. - М.:Вентана-граф.

2. Я иду на урок биологии: Зоология беспозвоночные: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября, 2000

3. Константинов, Бабенко, 7 класс. - м.: ВЕнтана Граф, 2006

Используемое оборудование: 

Проектор, подготовленная презентация, , таблицы, Заготовленные фигурки с магнитами для демонстрации жизненного цикла паразитов на доске

Краткое описание: 
Урок о жизнедеятельности паразитов растений, животных и микроорганизмов и об их значении в природе и в жизни человека.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Муниципальное Образовательное учреждение
«Началовская Средняя Общеобразовательная Школа» с. Началово
 
 
 
 
 
 
Конспект урока экологии
«И быка с ног свалит»
для 5 класса
 
 
 
разработала учитель биологии
 МОУ «Началовская СОШ»
Сысуева Мария Федоровна
 
(Презентация прилагается)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Астрахань
с. Началово – 2010г.


Открытый урок «Паразиты» в 5 классе. (Экология)
Цели урока: Познавательная: познакомить учащихся с понятием паразит, организм как среда обитания.
Воспитательная: воспитывать гигиенические навыки у учащихся.
Развивающая: продолжить работу по формированию научного мировоззрения, развивать частично-поисковую и познавательную деятельность.
Методы: 1. Словесный: рассказ, объяснение, беседа.
2. Наглядный. Использование проектора (или мультимедийной доски). Готовая презентация. Заранее заготовленные фигурки с магнитами, для демонстрации жизненного цикла паразитов на доске. Использование натуральных объектов (если есть).    
Развиваемые понятия: паразит, внешние и внутренние паразиты, гигиенические основы здоровья.
Ход урока:
І Организационный момент.
(СЛАЙД 1)Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.       
Дежурный, назовите отсутствующих. Спасибо.
ІІ Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы с вами познакомились с 3-мя способами питания растений. Давайте вспомним, как же может питаться растение?
1.          Лист кормит растение. Процесс фотосинтез. Когда из неорганических веществ (воды и углекислого газа) на свету в зеленых листьях, там, где есть особое вещество – хлорофилл, образуется органическое вещество – глюкоза (СЛАЙД2).
2.          Корень кормит растение. Корни растений всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами (СЛАЙД 3).
3.          Растения- хищники (СЛАЙД 4).
Так же ребята мы узнали, что животных тоже можно разделить на несколько групп по способу питания:
1. (СЛАЙД5).
2(СЛАЙД 6).
3 (СЛАЙД 7).
Все эти животные населяют разные среды обитания: водную, подземную, наземно-воздушную. (Зарисовать на доске схему распространения живых организмов)
ІІІ Объяснение нового материала.
1.Мотивационная установка
А сегодня мы познакомимся с еще одной группой живых организмов. В эту группу входят и животные, и растения, и грибы, и даже бактерии, для которых средой обитания служит не вода, не почва и даже не воздух, а тела других животных или растений. Эти организмы – паразиты. А тема нашего урока «И быка с ног свалит». (СЛАЙД 8)
Кто же такие паразиты и какое значение в природе и жизни человека имеют эти существа?
А цели нашего сегодняшнего урока звучат так (СЛАЙД 9)
1. познакомить учащихся с понятием паразит, организм как среда обитания.
2. Воспитывать гигиенические навыки у учащихся.
3. Продолжить работу по формированию научного мировоззрения, развивать частично-поисковую и познавательную деятельность.
2. Запись числа и темы урока на доске и в тетради.
Запишите сегодняшнее число: 26.02.10, тема урока: «И быка с ног свалит».
3.Рассказ учителя с элементами беседы.
 Послушайте, пожалуйста, одну интересную историю:
В 1995 году журнал NatureAustraliaопубликовал любопытную заметку. Некий австралиец, мистер Грей, заглянув с утра на кухню, обнаружил на столе огромного мертвого черного паука. Что заставило его прийти умирать в столь неподходящем месте? Но еще большее удивление и отвращение хозяин дома испытал заглянув в стоящую рядом чашку с остатками вчерашнего кофе – там плавал невесть откуда взявшийся большой червяк…
Итак, ребята, что же произошло на кухне этого человека? Ответить на этот вопрос мы сможем, когда поймем, кто же такие Паразиты. Иногда так называют человека, который ничего не делая, хочет прожить на всем готовом. (СЛАЙД 10). В природе Паразиты (от греческих слов «пара» около и «ситос» - пища)– это живой организм, который обитает внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином. Запишите, пожалуйста, определение. Паразиты поселяются на животных, растениях, грибах или в их телах и  наносят им большой вред, питаясь их тканями и клетками.  Поэтому всех паразитов можно разделить на внешних и внутренних:
Паразиты
 
внешние              внутренние
вши, блохи, клещи,                 гельминты (черви)
клещи-кораеды                        бактерии, грибы.
 
Всем вам известны некоторые виды паразитов. Это паразиты собак, кошек, человека. Кто-нибудь может назвать мне их? Блохи, вши.
Правильно, ребята, это внешние паразиты, потому, что они поселяются на животных.
Например, среди клещей встречаются паразиты растений, животных, человека. Многие виды являются переносчиками возбудителей опасных заболеваний. Таежный клещ, собачий клещ, пастбищные клещи являются внешними паразитами животных и человека и переносчиками таких заболеваний как таежный энцефалит, сыпной тиф и т.п. чесоточный клещ является возбудителем заразной болезни – чесотки
Есть внешние паразиты растений, например жуки-кораеды. Вернитесь к нашей схеме и под словом внешние впишите примеры: блохи, вши, жуки-кораеды.
Но есть и такие, которые поселяются внутри. Может вы уже слышали о них?
 Для животных различные бактерии, например, вызывающие заболевание туберкулез, или холеру (СЛАЙД 11), есть паразиты и среди червей, вызывающие заболевания гельминтозы (СЛАЙД 12). Они могут поражать различные органы, поселяться в желудочно-кишечном тракте, или питаться клетками крови… Внутренние паразиты животных имеют специальные приспособления: присоски и крючья. (СЛАЙД 13)Как вы думаете для чего? Конечно, чтобы удерживаться внутри организма-хозяина. Вот почему так трудно избавиться от паразита, если он поселился в организме животного.
У растений тоже есть внутренние паразиты. Наверное, вам встречались деревья с наростами на стволе? Эти деревья больны, они обречены на гибель.  В их организме поселились паразиты. (СЛАЙД 14) На поверхности ствола только часть паразита, а внутри дерева многочисленные нити гриба, разрушающие дерево и получающие от этого питание.
Почти для каждого вида животного или растения есть свои паразиты. Даже одноклеточные животные, которых мы сможем увидеть только в микроскоп, могут быть поражены внутриклеточными паразитами.
Как вы понимаете смысл такого стихотворения: (СЛАЙД 15)
Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка – крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка …
Джонатан Свифт
Как вы считаете, о скольких паразитах идет речь в этом отрывке стихотворения. После обсуждения (СЛАЙД 16)
Физкультминутка
А сейчас, ребята, давайте вернемся в начало урока. Что же произошло на кухне мистера Грея? Мистер Грей оказался биологом и сумел разгадать загадку. Червяк в его чашке был никто иной, как личинка паразита. Попав в тело хозяина, она буквально выедает его изнутри. Таким образом, становится понятно, что паук был заражен. Но как червь попал в чашку с кофе? Продолжим наше расследование.
Многие внутренние паразиты в течение своей жизни сменяют несколько хозяев. Это нужно для того, чтобы размножаться.
Давайте рассмотрим жизненный цикл паразита свинной цепень: (СЛАЙД 17)
(дальнейший рассказ сопровождается выкладыванием на доске заранее заготовленных магнитных фигурок)
Свиной  цепень паразитирует в тонком кишечнике человека. Тело червя состоит из отдельных члеников, в которых созревают яйца. В яйце формируется зародыш. Членики бычьего цепня могут самостоятельно выползать из анального отверстия зараженного человека. С фекалиями они попадают на траву. Для дальнейшего развития этот зародыш должен попасть в организм промежуточного хозяина. Этим хозяином служит свиньи. Промежуточный хозяин заражается, заглатывая яйца, вместе с травой. В организме свиньи яйца превращаются в личинки, которые по кровяному руслу попадают в мышцы животного и дальше там растут. Человек съедает зараженное мясо, и если оно плохо проварено, прожарено, заражается бычьим цепнем. Личинка попадает в кишечник, и цикл начинается снова.
Примерно такой же цикл развития у печеночного сосальщика, только его промежуточным хозяином является моллюск малый прудовик. (СЛАЙД 18)
 Печеночный сосальщик обитает во взрослом состоянии в протоках печени, в желчном пузыре травоядных и человека. Окончательным хозяином служит крупный рогатый скот и человек.(СЛАЙД 19) В течении 1 недели 1 особь печеночного сосальщика способна произвести до 1 миллиона яиц. Для дальнейшего развития яйца обязательно должны попасть в воду. В воде яйца заражают промежуточного хозяина моллюска – малого прудовика. В теле прудовика из яиц развиваются личинки, с хвостиком. Они покидают тело промежуточного хозяина и активно плавают в водоеме. Окончательный хозяин (корова, человек) заражаются при употреблении некипяченой воды, или фруктов и овощей, вымытых некипяченой водой.
Теперь, понятно почему тема нашего урока «И быка с ног свалит»?
Точно так, же и личинке паразита, которой был заражен паук на кухне мистера Грея, пришло время поменять хозяина. Для этого ей нужно покинуть тело паука. А данный вид червя – обитатель водоемов. Несмотря на то, что паук – обитатель суши, он вместе со своим страшным грузом, подчиняясь неведомому приказу, отправляется на поиски ближайшего водоема и погружается в воду… здесь, созревший паразит разрывает покровы тела-хозяина и выходит наружу. Хозяин паразиту больше не нужен, ему «дозволяется» вылезти на сушу, если конечно, он сможет. Но на этот раз паразиту не повезло – единственным скоплением жидкости, которое смог обнаружить поблизости несчастный паук, оказался недопитый вчера кофе. Освободившись от паразита, восьминогий охотник сумел-таки выбраться из чашки. Но ушел недалеко – жизнь покинула его через несколько мгновений.
4.     Беседа. Значение паразитов в природе и в жизни человека. Положительная и отрицательная роль. Гигиенические основы здоровья.
Итак, на сегодняшнем уроке мы узнали, кто такие паразиты (это организмы, которые питаются телами организма-хозяина), мы также узнали с вами, что многие паразиты, в течение своей жизни меняют несколько хозяев. Давайте попробуем с вами определить, какую же роль в природе играют паразиты: положительную или отрицательную?  Как вам кажется?
Очень часто именно паразиты мешают чрезмерному размножению живых организмов. Как вы считаете? Не будь паразитов многие насекомые, размножились бы в количествах, опасных для существования растений. Так ученые используют паразитов, например для борьбы с вредителями сельского хозяйства. Они заражают тлей паразитическими грибами.
Для организма же человека роль паразитов однозначно отрицательна. В течение урока я вам озвучила несколько путей заражения человека. Давайте вспомним, как в тело человека могут попасть паразиты?
Грязные руки
Сырую воду
Грязные овощи и фрукты
Тесный контакт с животными
Недостаточная термическая обработка мяса.
(СЛАЙД 20)
Можно ли уберечь себя от паразитов?
Конечно, соблюдать элементарные нормы личной гигиены! И это сократит риск заражения!
5.     Закрепление.
Ну и для того, чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам прочитать рассказ и ответить на вопрос: кто из двух животных, о которых идет речь, является паразитом?
СЛАЙД 21                   
(если остается немного времени, можно предложить ребятам в качестве закрепляющего упражнения составить цикл жизни паразитов из магнитных фигурок)
Ребята вы все молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок . . .
Спасибо, урок окончен.
6.Домашнее задание: параграф 20 учебника, подготовиться по записям. Ответить на вопрос: как предостеречь себя от паразитов?
Прикрепленный файл Размер
Презентация к открытому уроку паразиты.ppt 2.9 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн