Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок экологии в 10 классе

Submitted by Надежда Петровна Тяжкова on Wed, 15/09/2010 - 08:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тяжкова надежда Петровна
Место работы, должность: 
МОУ"Тэгдинская СОШ"Республика Бурятия
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Урок-закрепления и повторения пройденного за год

Урок по экологии в 10 классе.

Тема: повторение изученного в течении года.

Форма проведения: Урок – игра. (в форме телепередачи «Своя игра»).

Цели:

1.     повторить изученные разделы учебника «Основы экологии»:

Ø     Организм и среда;

Ø     Сообщества и популяции;

Ø     Экосистемы;

2.     развивать логику мышления;

3.     воспитывать ответственность и  умение делать свой выбор.

Ход урока:

  Урок проводится в форме игры, разделенной на 3 тура по изученным разделам. В свою очередь каждый раздел делится на темы, в каждой теме выделяется по три вопроса, которые оцениваются соответственно по баллам: 3,4,5 (дифференцируются).

 Т.о. каждый ученик может выбрать подходящее для себя задание по степени сложности.

  1 тур. Организмы и среда.

Вопросы:

1.     Потенциальные возможности размножения организмов.

               3                           4                               5

2.     Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

         3                             4                            5

3.     Основные пути приспособления организмов к среде.

          3                             4                           5

4.     Основные среды жизни.

          3                              4                          5

5.Пути воздействия организмов на среду обитания.

          3                              4                            5

6.Приспособительные формы организмов.

            3                             4                          5

7. Приспособительные ритмы жизни.

            3                              4                         5

 

2 тур. Сообщества и популяции.

Вопросы:

1.     Типы взаимодействия организмов.

          3                             4                              5

2.     Законы и следствия пищевых отношений.

           3                             4                              5

3.     Законы конкурентных отношений в природе.

           3                                 4                             5

4.     Популяции.

           3                                4                             5

5.     Численность популяций и ее регуляция в природе.

6.     Биоценоз и его устойчивость.

        3                          4                                5

 

3 тур. Экосистемы.

Вопросы:

1.     Законы организации экосистем.

3                                4                          5

2.     Законы биологической продуктивности.

3                                 4                            5

3.     Агроценозы и агроэкосистемы.

3                                     4                       5

4.     Саморазвитие экосистем.

3                                 4                                5

5.     Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости экосистем.

3                                  4                               5

 

 

Все вопросы на доске на карточках.

Набранные отметки суммируются и делятся на  их количество, т.о. выводится итоговая отметка за урок.

 

 

Вопросы:

 

1.1.3.Назовите главное свойство жизни.

(способность к самовоспроизводству)

 

 

1.1.4.у каких видов особенно выражена высокая плодовитость?

(у которых велика гибель особей в природе)

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 

 

1.1.5. Назовите два ограничителя на пути к беспредельному размножению организмов.

(нехватка ресурсов и неблагоприятные условия)

 

 

 

1.2.3. Назовите три группы экологических факторов, влияющих на организм.

(биотический, абиотический, антропогенный)

 

 

 

1.2.4. Как ведут себя организмы в зоне оптимума воздействия экологических факторов?

(растут, питаются, размножаются)

 

 

 

1.2.5. Ограничивающий фактор является постоянным и неизменным или нет?

(нет. Ограничивающие факторы в разное время бывают разными)

 

__________________________________________________________________

 

1.3.3. Что происходит с организмом во время анабиоза?

(практически полная остановка обмена веществ)

 

__________________________________________________________________

 

1.3.4. У пингвинов постоянная температура тела- +37-38* при t воздуха –50*. Как называется этот путь приспособления к условиям окружающей среды?

(Сопротивление)

 

 

 

 

 

1.3.5. Назовите пути приспособления:

Ø     Летучая мышь в состоянии зимней спячки (подчинение)

Ø     Кактус в пустыне (сопротивление)

Ø     Миграции перелетных птиц (Избегание)

 

 

1.4.3.   назовите, в какой среде обитает ж.о.?

Ø     аскарида (др.ж.о.)

Ø     тунец (водная)

Ø     медведка (почвенная)

Ø     комар (наз-возд)

 

1.4.4 Почему в наземно-воздушной среде всем ж.о. нужна опора?

(из-за низкой плотности воздуха)

 

________________________________________________________________

 

1.4.5. Самая насыщенная жизнью среда обитания?

(почвенная)

 

 

________________________________________________

 

1.5.3. В чем значение животных- фильтраторов?

(они очищают водоемы)

 

__________________________________________________________________

 

1.5.4. Какие ж.о. влияют на состав воздуха и как называется этот процесс?

(растения. Фотосинтез)

 

 

 

1.5.5. Для чего люди занимаются вермикультурой?

(для улучшения почвы с помощью дождевых червей)

 

 

 

1.6.3.  Что такое жизненная форма организма?

(это его внешний вид)

 

 

 

1.6.4.  Внешнее сходство , возникающее   у представителей   разных неродственных групп и видов в результате сходного образа жизни называется…

(конвергенция)

 

 

1.6.5. Приведите два примера видов, которые развиваются и приобретают свою жизненную форму с метаморфозом?

(гусеница-бабочка, головастик- лягушка)

__________________________________________________________________

 

1.7.3.  Назовите основные ритмы жизни.

(суточные и годовые)

 

__________________________________________________________________

 

1.7.4. Как называется способность организмов реагировать на изменение длины дня и ночи?

(фотопериодизм)

 

1.7.5.Каким образом перелетные птицы узнают, когда им надо улетать?(по длине дня)

__________________________________________________________________

2.1.3.   Назовите типы взаимодействия:

Ø     Заяц-волк-(хищник-жертва)

Ø     Тля-муравей (взаимовыгодные)

Ø     Береза-ель(конкуренция0

Ø     Блоха-собака (паразит-хозяин)

________________________________________________________________

 

2.1.4.   Что такое мутуализм?  (взаимовыгодные отношения)

 

 

 

2.1.5.   Назовите три главных результата взаимодействия организмов в природе.

(обеспечение пищей

изменение среды обитания

расселение видов в пространстве)

__________________________________________________________________

 

 

 

 

2.2.3. Назовите вид пищевых отношений:

Ø     Олени- (пасущиеся)

Ø     Гепард- (хищник)

Ø     Белка (собиратель)

Ø     Рачок-эпишура-(фильтратор)

 

2.2.4.   Назовите виды пищевых связей в природе:

(хщник-жертва, паразит-хозяин, ж.о.-собиратели, пасущиеся,Фильтраторы)

 

________________________________________________________________

 

2.2.5.   Главный результат пищевых связей в природе.

(сдерживание роста численности видов)

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

 

2.3.3.   Какие отношения возникают между двумя  или несколькими видами, питающимися одинаковым кормом?

(конкуренция)

 

 

2.3.4.   В чем заключается закон Гаузе?

(невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическим требованиями)

 

__________________________________________________________________

 

2.3.5.   Как называется конструирование искусственных сообществ с применением экологических законов?

(экологическая инженерия)

 

 

2.4.3.Что такое популяция?

(население вида на какой-либо территории)

__________________________________________________________________

 

2.4.4.   Какие два вида отношений наиболее распространены в популяциях?

(взаимовыгодные и конкуренция)

__________________________________________________________________

 

2.4.5.   По каким показателям судят о состоянии популяции?

(численность особей, плотность популяции)

 

2.5.3.   Какие отношения возникают между особями популяции, если их численность начинает расти?

(конкуренция)

 

__________________________________________________________________

 

2.5.4.   В чем значение принципа обратной отрицательной связи?

(при росте численности популяции вступают в действие силы, противодействующие этому росту)

__________________________________________________________________

 

2.5.5.   Как происходит саморегуляция численности популяций?

(самоизреживание, выселение, территориальное поведение, отравление среды продуктами обмена)

 

_______________________________________________________________-

 

2.6.3. Назовите искусственные биоценозы.( пруд, аквариум, теплица, огород)

 

 

__________________________________________________________________

 

2.6.4.   Какую роль играют в биоценозе виды- доминанты?

(определяют внешний вид биоценоза и основные связи)

 

__________________________________________________________________

 

2.6.5.   От чего зависит устойчивость биоценозов?

 

(от  состояния видов- основных средообразователей)

 

__________________________________________________________________

 

3.1.3. Что такое экосистема?

(совокупность живых организмов, связанных между собой средой обитания и обменом веществ и энергии)

__________________________________________________________________

 

3.14  Назовите основные группы ж.о., существующих в любой               экосистеме.

 

(продуценты, консументы, редуценты, детритофаги)

__________________________________________________________________

 

 

3.1.5

Основной принцип устойчивости экосистемы.

 

(постоянный круговорот веществ и энергии)

__________________________________________________________________

 

3.2.3.   Какой представитель пропущен в данной сети питания?

 

Растение- …………-птицы.

Растительный опад- ………….- крот.

 

3.2.4.Куда девается  половина энергии, производимой растениями в виде органических веществ, если она не передается целиком консументам первого порядка?

(она расходуется самими растениями на рост и жизнедеятельность)

__________________________________________________________________

3.2.5.

Назовите животных (3) ,которые могут занимать только строго определенное место в цепях питания.

(заяц, мышь, гусеница)

 

__________________________________________________________________

3.3.3.   Агроценозы создаются человеком или возникают сами по себе?

 

(сами)

__________________________________________________________________

 

 

_3.3.4.  Назовите известные вам экосистемы.

(поле, луг, пстбище, сад, огород)

 

 

3.3.5.  Почему при применении пестицидов возникает эффект бумеранга, т.е. дает вспышку еще большей численности вредителей?

(при применении ядохимикатов погибают виды-регуляторы видов-вредителей- хищники и паразиты, т.о. вредители плодятся без всякого сдерживания)

 

3.4.3.   Что такое экологическая сукцессия?

 

(смена экосистем во времени)

 

 

3.4.4.   На какой стадии смены сообщества его называют незрелым сообществом?

 

(На неустойчивой стадии развития)

 

__________________________________________________________________

 

3.4.5.   Почему на сплошных вырубках еловых лесов начинают расти малоценные лиственные породы, а не вырастают снова ели?

 

(нет семян ели, нет условий, подходящих для ели)

__________________________________________________________________

 

3.5.3.Почему в настоящее время происходит обеднение разнообразия жизни?

 

(антропогенный фактор)

 

__________________________________________________________________3.5.4. Почему в экосистемах и биоценозах так важно биологическое разнообразие видов?

 

(взаимозаменяют др.друга;  взаимодополняют, регулируют численность)

 

__________________________________________________________________3.5.5.Назовите главное        условие устойчивости жизни на Земле.

(биологическое разнообразие)

 

____________________________________________________

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн