Данные об авторе
Автор(ы):
Тяжкова надежда Петровна
Место работы, должность:
МОУ"Тэгдинская СОШ"Республика Бурятия
Регион:
Республика Бурятия
Характеристики ресурса
Уровни образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса:
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса:
Урок-закрепления и повторения пройденного за год
Урок по экологии в 10 классе.
Тема: повторение изученного в течении года.
Форма проведения: Урок – игра. (в форме телепередачи «Своя игра»).
Цели:
1. повторить изученные разделы учебника «Основы экологии»:
Ø Организм и среда;
Ø Сообщества и популяции;
Ø Экосистемы;
2. развивать логику мышления;
3. воспитывать ответственность и умение делать свой выбор.
Ход урока:
Урок проводится в форме игры, разделенной на 3 тура по изученным разделам. В свою очередь каждый раздел делится на темы, в каждой теме выделяется по три вопроса, которые оцениваются соответственно по баллам: 3,4,5 (дифференцируются).
Т.о. каждый ученик может выбрать подходящее для себя задание по степени сложности.
1 тур. Организмы и среда.
Вопросы:
1. Потенциальные возможности размножения организмов.
3 4 5
2. Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
3 4 5
3. Основные пути приспособления организмов к среде.
3 4 5
4. Основные среды жизни.
3 4 5
5.Пути воздействия организмов на среду обитания.
3 4 5
6.Приспособительные формы организмов.
3 4 5
7. Приспособительные ритмы жизни.
3 4 5
2 тур. Сообщества и популяции.
Вопросы:
1. Типы взаимодействия организмов.
3 4 5
2. Законы и следствия пищевых отношений.
3 4 5
3. Законы конкурентных отношений в природе.
3 4 5
4. Популяции.
3 4 5
5. Численность популяций и ее регуляция в природе.
6. Биоценоз и его устойчивость.
3 4 5
3 тур. Экосистемы.
Вопросы :
1. Законы организации экосистем.
3 4 5
2. Законы биологической продуктивности.
3 4 5
3. Агроценозы и агроэкосистемы.
3 4 5
4. Саморазвитие экосистем.
3 4 5
5. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости экосистем.
3 4 5
Все вопросы на доске на карточках.
Набранные отметки суммируются и делятся на их количество, т.о. выводится итоговая отметка за урок.
Вопросы:
1.1.3.Назовите главное свойство жизни.
(способность к самовоспроизводству)
1.1.4.у каких видов особенно выражена высокая плодовитость?
(у которых велика гибель особей в природе)
1.1.5. Назовите два ограничителя на пути к беспредельному размножению организмов.
(нехватка ресурсов и неблагоприятные условия)
1.2.3. Назовите три группы экологических факторов, влияющих на организм.
(биотический, абиотический, антропогенный)
1.2.4. Как ведут себя организмы в зоне оптимума воздействия экологических факторов?
(растут, питаются, размножаются)
1.2.5. Ограничивающий фактор является постоянным и неизменным или нет?
(нет. Ограничивающие факторы в разное время бывают разными)
__________________________________________________________________
1.3.3. Что происходит с организмом во время анабиоза?
(практически полная остановка обмена веществ)
__________________________________________________________________
1.3.4. У пингвинов постоянная температура тела- +37-38* при t воздуха –50*. Как называется этот путь приспособления к условиям окружающей среды?
(Сопротивление)
1.3.5. Назовите пути приспособления:
Ø Летучая мышь в состоянии зимней спячки (подчинение)
Ø Кактус в пустыне (сопротивление)
Ø Миграции перелетных птиц (Избегание)
1.4.3. назовите, в какой среде обитает ж.о.?
Ø аскарида (др.ж.о.)
Ø тунец (водная)
Ø медведка (почвенная)
1.4.4 Почему в наземно-воздушной среде всем ж.о. нужна опора?
(из-за низкой плотности воздуха)
________________________________________________________________
1.4.5. Самая насыщенная жизнью среда обитания?
(почвенная)
________________________________________________
1.5.3. В чем значение животных- фильтраторов?
(они очищают водоемы)
__________________________________________________________________
1.5.4. Какие ж.о. влияют на состав воздуха и как называется этот процесс?
(растения. Фотосинтез)
1.5.5. Для чего люди занимаются вермикультурой?
(для улучшения почвы с помощью дождевых червей)
1.6.3. Что такое жизненная форма организма?
(это его внешний вид)
1.6.4. Внешнее сходство , возникающее у представителей разных неродственных групп и видов в результате сходного образа жизни называется…
(конвергенция)
1.6.5. Приведите два примера видов, которые развиваются и приобретают свою жизненную форму с метаморфозом?
(гусеница-бабочка, головастик- лягушка)
__________________________________________________________________
1.7.3. Назовите основные ритмы жизни.
(суточные и годовые)
__________________________________________________________________
1.7.4. Как называется способность организмов реагировать на изменение длины дня и ночи?
(фотопериодизм)
1.7.5.Каким образом перелетные птицы узнают, когда им надо улетать?(по длине дня)
__________________________________________________________________
2.1.3. Назовите типы взаимодействия:
Ø Заяц-волк-(хищник-жертва)
Ø Тля-муравей (взаимовыгодные)
Ø Береза-ель(конкуренция0
Ø Блоха-собака (паразит-хозяин)
________________________________________________________________
2.1.4. Что такое мутуализм? (взаимовыгодные отношения)
2.1.5. Назовите три главных результата взаимодействия организмов в природе.
(обеспечение пищей
изменение среды обитания
расселение видов в пространстве)
__________________________________________________________________
2.2.3. Назовите вид пищевых отношений:
Ø Олени- (пасущиеся)
Ø Гепард- (хищник)
Ø Белка (собиратель)
Ø Рачок-эпишура-(фильтратор)
2.2.4. Назовите виды пищевых связей в природе:
(хщник-жертва, паразит-хозяин, ж.о.-собиратели, пасущиеся,Фильтраторы)
________________________________________________________________
2.2.5. Главный результат пищевых связей в природе.
(сдерживание роста численности видов)
__________________________________________________________________
2.3.3. Какие отношения возникают между двумя или несколькими видами, питающимися одинаковым кормом?
(конкуренция)
2.3.4. В чем заключается закон Гаузе?
(невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическим требованиями)
__________________________________________________________________
2.3.5. Как называется конструирование искусственных сообществ с применением экологических законов?
(экологическая инженерия)
2.4.3.Что такое популяция?
(население вида на какой-либо территории)
__________________________________________________________________
2.4.4. Какие два вида отношений наиболее распространены в популяциях?
(взаимовыгодные и конкуренция)
__________________________________________________________________
2.4.5. По каким показателям судят о состоянии популяции?
(численность особей, плотность популяции)
2.5.3. Какие отношения возникают между особями популяции, если их численность начинает расти?
(конкуренция)
__________________________________________________________________
2.5.4. В чем значение принципа обратной отрицательной связи?
(при росте численности популяции вступают в действие силы, противодействующие этому росту)
__________________________________________________________________
2.5.5. Как происходит саморегуляция численности популяций?
(самоизреживание, выселение, территориальное поведение, отравление среды продуктами обмена)
_______________________________________________________________-
2.6.3. Назовите искусственные биоценозы.( пруд, аквариум, теплица, огород)
__________________________________________________________________
2.6.4. Какую роль играют в биоценозе виды- доминанты?
(определяют внешний вид биоценоза и основные связи)
__________________________________________________________________
2.6.5. От чего зависит устойчивость биоценозов?
(от состояния видов- основных средообразователей)
__________________________________________________________________
3.1.3. Что такое экосистема?
(совокупность живых организмов, связанных между собой средой обитания и обменом веществ и энергии)
__________________________________________________________________
3.14 Назовите основные группы ж.о., существующих в любой экосистеме.
(продуценты, консументы, редуценты, детритофаги)
__________________________________________________________________
3.1.5
Основной принцип устойчивости экосистемы.
(постоянный круговорот веществ и энергии)
__________________________________________________________________
3.2.3. Какой представитель пропущен в данной сети питания?
Растение- …………-птицы.
Растительный опад- ………….- крот.
3.2.4.Куда девается половина энергии, производимой растениями в виде органических веществ, если она не передается целиком консументам первого порядка?
(она расходуется самими растениями на рост и жизнедеятельность)
__________________________________________________________________
3.2.5.
Назовите животных (3) ,которые могут занимать только строго определенное место в цепях питания.
(заяц, мышь, гусеница)
__________________________________________________________________
3.3.3. Агроценозы создаются человеком или возникают сами по себе?
(сами)
__________________________________________________________________
_3.3.4. Назовите известные вам экосистемы.
(поле, луг, пстбище, сад, огород)
3.3.5. Почему при применении пестицидов возникает эффект бумеранга, т.е. дает вспышку еще большей численности вредителей?
(при применении ядохимикатов погибают виды-регуляторы видов-вредителей- хищники и паразиты, т.о. вредители плодятся без всякого сдерживания)
3.4.3. Что такое экологическая сукцессия?
(смена экосистем во времени)
3.4.4. На какой стадии смены сообщества его называют незрелым сообществом?
(На неустойчивой стадии развития)
__________________________________________________________________
3.4.5. Почему на сплошных вырубках еловых лесов начинают расти малоценные лиственные породы, а не вырастают снова ели?
(нет семян ели, нет условий, подходящих для ели)
__________________________________________________________________
3.5.3.Почему в настоящее время происходит обеднение разнообразия жизни?
(антропогенный фактор)
__________________________________________________________________3.5.4. Почему в экосистемах и биоценозах так важно биологическое разнообразие видов?
(взаимозаменяют др.друга; взаимодополняют, регулируют численность)
__________________________________________________________________3.5.5.Назовите главное условие устойчивости жизни на Земле.
(биологическое разнообразие)
____________________________________________________