Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Что наша жизнь? Игра?» (По повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама» и одноимённой опере П.И.Чайковского)

Submitted by Татьяна Андреевна Миронова on чт, 16/09/2010 - 20:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Миронова Татьяна Андреевна
Место работы, должность: 
МОУ МСОШ №1
Регион: 
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. образовательные: выявить тему, идею, конфликт в произведениях Пушкина и Чайковского; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; выяснить символический смысл тайны трёх карт; 2. развивающие: совершенствование навыка сравнивать художественные произведения разных видов искусства; развитие поисковых умений учащихся развивать монологическую речь; прививать навыки самостоятельной оценки художественного произведения; 3. воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека; развитие гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания в повести Пушкина «Пиковая дама»; проследить связь проблем, затронутых в повести, с современностью
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1.     Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях.  Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. М.,2003

Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1.     Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. М., 2001

2.     Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 8 класс. М., 2004

3.     Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М., 2003

4.     Литература 8 класс. Методические разработки для учителя. М., 2001

5.     Рабочая тетрадь по литературе 8 класс. М., 2000

6.     Турьянская Б.И. Литература в 8 классе. М., 2002

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор

Краткое описание: 
На уроке дети знакомимся с повестью Пушкина «Пиковая дама» и с фрагментами из одноимённой оперы Чайковского. В центре внимания – вопросы о смысле и ценности человеческой жизни. Ребята попытаются понять скрытые мотивы поступков героев, выяснят символический смысл тайны 3-х карт, научатся видеть в музыке основные события.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 «Что наша жизнь? Игра?» (По повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама» и одноимённой опере П.И.Чайковского)

 

Цели:

1. образовательные: выявить тему, идею, конфликт в произведениях Пушкина и Чайковского; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; выяснить символический смысл тайны трёх карт;
2. развивающие: совершенствование навыка сравнивать художественные произведения разных видов искусства; развитие поисковых умений учащихся развивать монологическую речь; прививать навыки самостоятельной оценки художественного произведения;

3. воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека; развитие гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания в повести Пушкина «Пиковая дама»; проследить связь проблем, затронутых в повести, с современностью

Оборудование:

-презентация к уроку;

-отрывок из экранизации оперы «Пиковая Дама»

Звучит интродукция.

Слово учителя:

7 декабря 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы П.И.Чайковского «Пиковая Дама».

Огромный зрительный зал переполнен. Отзвучали последние аккорды. Несколько мгновений в зрительном зале царила тишина.

А потом настоящая буря разразилась в партере. Вызывали автора, исполнителей. Чайковскому преподнесли серебряный венок и огромную лиру из лавров.

Прошло немного времени, и началось триумфальное шествие «Пиковой Дамы» по оперным сценам мира. Шествие, которое продолжается и сейчас.

Чем же покорила Чайковского повесть Пушкина?

Сегодня на уроке мы знакомимся с повестью Пушкина «Пиковая дама» и с фрагментами из одноимённой оперы Чайковского.

В центре нашего внимания – вопросы о смысле и ценности человеческой жизни.

Мы попытаемся понять скрытые мотивы поступков героев, выясним символический смысл тайны 3-х карт, научимся видеть в музыке основные события.

  Чудесное спасение с помощью карт и трагедия человека, поставившего на карту свою и чужие судьбы…

   Много тайн и загадок хранит в себе  повесть. И наша задача – приоткрыть завесу тайны.

Вопросы на читательское восприятие

1. Удивлены ли вы «Пиковой дамой»? Ваше мнение о повести.

2. Кто особенно захватил вас в повести Пушкина?

3. Каким вы себе представляете Германна?

4. Меняется ли герой в ходе повествования?

5. С какой целью Пушкин вводит в повествование фантастический эпизод посещения Германна мёртвой графиней?

6. Как вы понимаете слова Томского «Герман немец: он расчётлив, вот и всё».

Анализ

1.Почему «Пиковая дама» захватывает с первых страниц? Сравните объём «Пиковой дамы» и её художественный мир. Полагают, что «Пиковая дама» - повесть; ваше мнение о жанре столь необычного произведения?

 


Повесть – жанр повествовательной литературы; по характеру  развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман. Это история жизни одного человека, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от лица автора или самого героя.

 

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя (кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц).

 

Новелла   (от итал. – новость) – небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу. 1-2 эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Это произведение с острым, захватывающим сюжетом.

Гёте считал, что «новелла – новое, невиданное происшествие».

Новелла – любимый жанр Пушкина

-ёмкость;

-лаконизм;         - вот что характерно для произведений А.С.Пушкина

-динамика

         2. Докажите, что Германн – это фамилия, а не имя героя.

Германн  в переводе с древнегерманского  - «воинственный».

Герман (имя) – «родственный».

          3.Каков же герой повести? Что говорит сам о себе? Что говорят о нём другие персонажи? Назовите ключевые слова, характеризующие Германна (выписываем на доску).

-расчётлив;

-скрытен;

-честолюбив;

-сильные страсти;

-огненное воображение;

-на его совести по крайней мере 3 злодейства;

-твёрдость;

- « я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.

Согласитесь, перед нами  психологический портрет человека весьма противоречивого. Томский, например, сравнивает Германна с Наполеоном и Мефистофелем. Говоря о Наполеоне, вспоминаем его  путь восхождения и вознесения над всеми людьми. Наполеон – ярчайшее воплощение карьеры человека, победившего в битве жизни.

На совести Германна по крайней мере 3 злодейства. Какие, на ваш взгляд?

(Графиня, Лиза, сам Германн)

       4.Выделяет ли автор однозначно отрицательные черты в характере Германна?

  - Нет, автор предлагает нам своеобразную «формулу жизни» Германна, которая, как герой надеется, приведёт его к успеху.

  Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои3 верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!

       5.Вот в чём заключается смысл жизни Германна. А можно ли с помощью этих средств добиться жизненного успеха?

       6.Какова роль Томского?

(Пустой человек,  безличный, ни добр, ни зол; ни умён, ни глуп; молодой человек, внук графини).  Он рассказывает историю о трёх картах.

- Расскажите её кратко

        7. А почему графиня отдаёт тайну карт Чаплицкому?

(Как будто здесь намёк на её роман с Чаплицким.  Если это так, то выигрыш она отдаёт ради любви. А у Германна?...  игра в любовь приносится в жертву выигрышу).

 

Там – любовь,    здесь – аккуратный расчёт.

          8. Каким образом Германн  рассчитывает выудить у старой графини тайну 3-х карт?

(Представиться ей, пожалуй сделаться её любовником. Любовником 87-летней старухи! Какой чудовищный цинизм! Германн  - предупреждение человечеству об опасности утратить в себе человеческое).

           9. Какой вам видится Лизавета Ивановна? Какое положение она занимает в обществе?

          10. Как относится Лиза к Германну? (Видит в нём избавителя, в его порядочности и честности она уверена).

          11. Пока Лизавета Ивановна строит свои планы, Германн поднимается в комнату графини.  Посмотрим, какой предстаёт перед читателем комната графини? Опишите интерьер.

          12. Как характеризует интерьер графиню?  (Сама хозяйка доживает свой век).

          13. Найдите разговор Германна с графиней. Прочитаем по ролям.

          14. Чувствует ли Германн вину?

          15. Как Лиза отнеслась к известию о смерти графини?

          16. Что заставило Германна прийти на похороны?

          17.Целый день Германн был расстроен. А чем?  (Не узнал тайну).

 

Проснулся Германн без четверти три. Сон у него уже прошёл. Он сидел и думал о старой графине.

Учитель читает наизусть отрывок:

В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко, - и тотчас отошёл. Германн не обратил на то никакого внимания. Через минуту услышал он, что отпирали дверь  в передней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, и в комнату вошла женщина в белом платье. Германн принял её  за свою старую кормилицу и удивился,  что могло привести её в такую пору.  Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, - и Германн узнал графиню!

- Я пришла к тебе против своей воли,- сказала она твёрдым голосом, - но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…

С этим словом она тихо повернулась, пошла к дверям и скрылась, шаркая туфлями. Германн слышал, как хлопнула дверь в сенях, и увидел, что кто-то опять поглядел к нему в окошко.

Германн долго не мог опомниться. Он вышел в другую комнату. Денщик его спал на полу; Германн насилу его добудился. Денщик был  пьян, по обыкновению: от него нельзя было добиться никакого толку. Дверь в сени была заперта. Германн возвратился в свою комнату, засветил свечку и записал своё видение.

 

        18. Как вы расцениваете  эпизод появления графини? Что это? Фантастика? Сказка? Или результат патологического состояния героя?

        19. Как после посещения графини изменилась жизнь героя?

Исследователями  творчества Пушкина было замечено, что Германн  мыслит как заядлый картёжник. Докажите это.  (Утроит, усемерит мой капитал).

        20. Объясните странное поведение Чекалинского во время 3-ей последней его игры с Германном. Он мечет банк трясущимися руками. Чего он так боится? Неужели проигрыша?

                 Речь идёт о 367 тысячах, что для миллионера, быть может, чувствительно, но не смертельно. Тогда в чём же дело?

(Он ощущает, что втянут Германом в какую-то непонятную игру.  Будто не с ним, а им играет Германн).

Правила игры

Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят.

Другая колода карт в руках у банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо – выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

 

налево                                                     направо

3                                                              9

7                                                              валет

дама                                                        туз

 

 

 

        21. Одержимый бесом, Германн «обдёрнулся»: вместо туза у него стояла дама. Как могло такое произойти?

(Он заигрался.  Не считается с теми, с кем играет, выбрасывает из за ненадобностью, как заигранные напрочь карты)

        22. А почему именно эти карты выигрышные? Что они символизируют?

  «3» - символ начала новой жизни, разрешения проблем. Петух поёт 3 раза, Иисус воскрес на третий день, 3 желания, 3 испытания…

  «7» -гармония, порядок: 7 дней недели, 7 ступеней в ад, 7 смертных грехов (гнев, зависть, обжорство, похоть, гордыня, лень, жадность).

   «туз» - самая старшая карта, исполнение желаний.

        23. Повесть Пушкина полна символов:

-графиня – символ века минувшего, символ возмездия;

- 3 карты – символ жизненного благополучия и символ краха мечты.

         А какую роль в повести выполняет мотив игры?

-Запишите ваши ассоциации к слову игра.

-Сравните с Пушкинским текстом.

Жизнь – игра.

Германн играет                   людьми            

 

 Лизой               графиней       

        24. Почему Германн сходит с ума?

        25. Что такое, по-вашему, жизнь? И жил ли Германн?

            Он жил, стремился  к тайне – символу его счастья, а её – тайны – нет. Тайна в том, чтобы быть человеком. Свои счастливые «тройка, семёрка, туз» есть у каждого человека. Но если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждёт «Пиковая дама».

        26. Что символизирует «Пиковая дама»? Почему Пушкин, первоначально дал повести другое название «Холостой выстрел», а после переменил его?

 

Опера Чайковского существенно отличается от повести Пушкина.

 

 

Опера П.И.Чайковского

Повесть А.С.Пушкина

Лиза – внучка и наследница графини

Лиза – бедная воспитанница

ГерГерманн кончает жизнь самоубийством

 

Германн сходит с ума

Лиза кончает жизнь самоубийством

Лиза выходит замуж и сама

обзаводится воспитанницей

Фантастика полна жути

Фантастика дана иронически

(призрак шаркает туфлями)

 

 

П.И.Чайковский свободно обращается с литературным материалом: самостоятельно истолковывает образы, приближает их к современности, используя всю ёмкость пушкинских характеристик.

Из письма П.И.Чайковского князю Романову:

«Я писал её (оперу) с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал всё происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака Пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».

27.Я тоже на это надеюсь и предлагаю вам прослушать фрагмент оперы. Составьте устное сочинение на тему «Что я представляю себе, слушая оперу П.И.Чайковского».

 

Первые звуки кажутся странными, они создают атмосферу настороженности, ожидания. Это тема трёх карт, которые выиграют наверняка.

 

Прослушиваем ответы учеников.

Домашнее задание:

         сочинить свою формулу жизни (свои 3 карты);

         сочинить синквейн («Пиковая дама», «Германн», «Жизнь»);

         мини-исследование «Символика цифр в повести»;

         мини-сочинение «О чём заставила меня задуматься повесть А.С.Пушкина»?

         Сравнить повесть А.С.Пушкина и повесть Н.В.Гоголя «Портрет».

         Самостоятельный вариант финала.

 

28.Так в чём же смысл и ценность человеческой жизни? От чего зависит жизнь человека?  (Характер, судьба, случай, свободный выбор).

 

Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:

  1. одно ключевое слово (существительное);
  2. два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
  3. три глагола;
  4. короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
  5. одно существительное (синоним к первой строке).
Прикрепленный файл Size
Пикова д.rar 9.13 MB


Фото пользователя Ирина Михайловна Панченко

На: «Что наша жизнь? Игра?» (По повести А.С.Пушкина «Пиковая Да


Татьяна Андреевна! Загляните на эту страничку (http://www.openclass.ru/forums/162308). Надеюсь, что информация, которая там размещена, поможет Вам в дальнейшей работе. С уважением, Ирина Михайловна

Комментарий был изменен с момента создания (IPanchenko, Sat, 02/10/2010 - 01:16).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн