Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Submitted by Татьяна Андреевна Миронова on чт, 16/09/2010 - 21:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Миронова Татьяна Андреевна
Место работы, должность: 
МОУ МСОШ №1
Регион: 
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
познакомиться с рассказом Куприна; выяснить читательские интересы учащихся; развивать навыки грамотной устной речи; подготовиться к творческому пересказу.
Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1.Аркин И.И. «Уроки литературы в 11 классе». Кн.1, М.,2004 г.

2.Куприн А.И. «Повести.  Рассказы». В 2 т. Т.1, М.,2002 г.

3.Любичева Е.В., Болдырева Л.И. «Родным войти в родной язык». СПб.,2005 г.

4.Нещерет Н.В. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…» // Литература в школе № 1, 2000 г.

5.Пушкин А.С. Сочинения в 3 т. Т.1 М.,1985 г.

6.Силинская Л.Н. «Поурочное планирование по литературе. 11 класс». М., 2006 г.

7.Соколов А.Г. «История русской литературы конца 19 – начала 20 века». М., 1984 г.

8.Торкунова Т.В., Алиева Л.Ю., Бабина Н.Н., Черненькова О.Б. «Готовимся к экзаменам по литературе». М., 2003 г.

9.Чалова А. « «Гранатовый браслет» Куприна: некоторые замечания к проблеме формы и содержания. //Литература № 36, 2000 г.

Краткое описание: 
Данные уроки предназначен для учащихся 11 класса. Первый и второй уроки - мастерская построения знаний.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Урок 1 – 2

Любви неугасающее чудо

(мастерская построения знаний)

Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

1. Чтение эпиграфа к уроку.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?

2. Индуктор.

- Любовь к родителям, к отчему дому, к любимому человеку… У каждого из вас слово «любовь» ассоциируется с разными картинами. Попробуйте на бумаге изобразить любовь. Пусть это будет схема или рисунок.

3.Афиширование.

Все работы вывешиваются на доску, каждый учащийся «защищает» свою работу.

4. Подберите эпитеты к слову «любовь», обсудите в группах и запишите. (2 – 3мин.)

5. Деконструкция.

- Что же такое любовь? Что значит любить?

- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?

- Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?

- Прочтите сонет И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».

Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой брег не трогался с причала.

- Какие чувства вызывает этот сонет?

- «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?

- Как любовь преображает героя?

- Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан».

- Напишите, какие ассоциации у вас вызывают слова «влюблённость», «любовь» (работа в группах).

- Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?

- Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

- Какими качествами обладает любящий человек?

- Существует ли идеальная любовь? Какая она?

- Возможно ли сохранить любовь в браке? Неужели остаётся только привычка, привязанность?

- Разграничьте эти понятия:

·         любовь – страсть;

·         любовь – жалость;

·         любовь – привычка;

·         любовь- поклонение.

6. Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?»(5 мин.)

7. Афиширование работ.

8. Социоконструкция (работа в группах).

- Перед вами высказывания героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Внимательно прочтите их и обсудите в группах. Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте своё мнение.

Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?»

Желтков: « …это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твое…» ».

Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования».

9. Афиширование результатов обсуждения в группах.

10. Рефлексия.

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?
- Какие задания вам показались самыми сложными?
- Как вы поняли, что происходило на мастерской?
- Какие чувства сменялись в вашей душе?
- О чём пришлось задуматься?
- Какие моменты вам особенно запомнились?

11. Домашнее задание: прочитать рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; выяснить, какую роль играет пейзаж в начале рассказа; отметить в тексте высказывания героев о любви.

Урок 3.

Мир Шеиных и Булат-Тугановских.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
И.А. Бунин

1. Вопросы на читательское восприятие текста.

- Понравился ли вам рассказ?

- Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно в ходе прочтения?

- На сколько частей вы бы разделили рассказ?

- В какой сцене вы можете отчётливо представить себе лица героев? Опишите их.

- Какой эпизод вас особенно взволновал?

-Как вы относитесь к Вере Шеиной?

- Какие чувства вызывает Желтков?

- Почему произведение остаётся актуальным и в наши дни?

2. Анализ текста.

- Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

(Возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя.)

- Какой перед нами предстаёт Вера? В чём особенность её портрета? Как она относится к жизни?

(Особенность портрета в том, что Куприн сравнивает Веру с сестрой Анной. Писатель оттеняет красоту Веры. Героиня понимает, что жизнь удалась, но истинной любви к мужу нет, есть только привязанность.)

- Как Куприн описывает гостей? Чем они заняты?

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.)

- Кто выделяется среди гостей?

(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Кстати, Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

- Как выглядит любовь в представлении Шеина?

(Шеин, желая развеселить гостей, рассказывает о любви бедного телеграфиста).

- Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?

(В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

- Любовь в рассказах Аносова. Какая она?

(Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)

- Какие подарки получила Вера?

(Записная книжечка, переделанная из молитвенника (Случайно ли? Вещь святую переделывают в безделицу?!), серьги из жемчужин, гранатовый браслет.)

- Чем подарок Желткова отличался от всех остальных? Какова реакция окружающих на этот подарок?

(Гранатовый браслет – символ любви и трагедии в судьбе героя. Появление браслета вызывает тревогу в душе Веры. Муж и брат героини оскорблены.)

- Почему же гранатовый браслет так притягивает внимание Веры?

(Браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь».)

- Верочка рассказывает Аносову о любви Желткова. Какие слова произносит Аносов? Можно ли их назвать пророческими?

- Из каких источников мы узнаём о любви Желткова? Кто о нём рассказывает?

(О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист> переодевается в трубочиста> становится судомойкой> превращается в монаха > герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

3. Итог урока.

- Итак, что мы узнаём о жизни Веры Шеиной и её окружения?

(Вера ведёт привычное, дремотное существование, оттенённое осенним пейзажем. Отношения с мужем ровные, спокойные. Нет любви и в жизни гостей. И только старый генерал Аносов знает, что бывает настоящая любовь.)

4. Домашнее задание: выбрать материал о Желткове (портрет, описание комнаты, прощальное письмо Желткова).

                                                        Урок 4

                                       Любовь – величайший дар

 

                                                                   Смерти нет. Есть влекущая, всетворящая,

                                                                            всепобеждающая любовь.

                                                                                                                           А.Хейдок

 

                                                                                   Но пусть она вас больше не тревожит:

                                                                           Я не хочу печалить вас ничем!

                                                                                                                      А.С.Пушкин

 

                                                                          Музыка – единственное искусство,                               

проникающее в сердце человеческое так глубоко.

                                                                                                                      Стендаль

 

1. Анализ текста.

 - Когда мы впервые узнаём о Желткове?

(Из ироничного рассказа Шеина.)

 - Каким образом Желтков проявляет свои чувства?

 - Как Вера относится к любви Желткова?

 - Как вы относитесь к Желткову? Сочувствуете или презираете героя?

 2. Чтение по ролям эпизода из главы 11 «Шеин и Булат-Тугановский посещают Желткова»

 - Найдите детали, из которых видны чувства героя.

(«Опустил ресницы благоговейно», «глаза блестели», глаза «наполнены непролитыми слезами»)

 - Найдите и зачитайте описание комнаты Желткова. Как  она характеризует героя?

 - Что мы узнаём из жизни героя до описываемых событий?

(Автор не рассказывает нам историю жизни Желткова, потому что не о чем  рассказывать.)

 - Как ведёт себя Желтков во время разговора с Шеиным и Булат-Тугановским?

(Он смущается, но затем берёт себя в руки. Желтков не стыдится своего чувства. Он осознаёт, что морально выше Булат-Тугановского и обращается только к Василию Шеину, видя, что тот мягче, человечнее.)

 - Смерть Желткова. Означает ли она смирение героя?

(Желтиков не представляет себе жизни без любви к Вере. Его любовь – смысл всей его жизни. Он ничего не требует взамен.)

 - Как ведёт себя Вера, узнав о смерти Желткова?

(Она считает себя виновной в этой смерти. Едет к нему и впервые видит его.)

 - Умирает ли любовь вместе с Желтковым?

(Любовь входит в душу Веры в месте с музыкой. А письмо героя становится своеобразным завещанием Желткова. Он ни в чём не упрекает Веру, а всё так же боготворит её.)

 3. Прослушивание музыкального фрагмента сонаты №2 Л.Бетховена «Largo appassionato». На фоне музыки учитель читает слова, которые слагались в уме Веры Шеиной.

 - Как вы думаете, какое влияние оказала музыка на Веру Шеину?

(Именно посредством музыки происходит общение между Желтковым и Верой. Только теперь героиня понимает, что Желтков простил её.)

- Согласны ли вы с высказыванием Стендаля? (Обращение к эпиграфу урока)

 - Вспомните эпизод прощания Веры с Желтковым. Какие чувства испытывает Вера? Выражение лица Желткова напоминает ей маски великих страдальцев: Пушкина и Наполеона. Случайна и эта деталь?

(Пушкин – певец любви. Наполеон – великий человек. Желтков – «маленький человек», но любовь поднимает его над всеми, делает величественнее. Желтков превращается в рыцаря.)

 - Как сложится дальнейшая судьба Веры?

 - Почему именно такой эпиграф выбрал Куприн для своего рассказа?

(Весь смысл произведения заложен в эпиграфе. Если мы сейчас заново перечитаем рассказ, то почувствуем, что его пронизывает музыка. Она наполняет собой всё: и жизнь Желткова, и его трогательную любовь в Вере Шеиной. И теперь уже его смерть не ощущается напрасной. Музыка раскрыла Вере силу его любви и помогла ей почувствовать себя прощённой.)

 - Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал?

 - Так смешон или трагичен Желтков? Высмеивать или восторгаться его чувством? Желтков – «великий» или «маленький человек»?        

4. Заключительное слово учителя.

 - Гранатовый браслет Желтков завещал повесить на икону.

 

     гранатовый браслет → подарок Вере → отказ от подарка → дар иконе

 

Следовательно, героиня приравнивается к иконе,  ей можно только поклоняться. Теперь понятен и молитвенный тон Желткова. Не случайно Желтков хранил платок Веры – её вещь, предмет поклонения: Вера – божество.  «Да святится имя Твое!» - пишет Желтков.

                              А.С.Пушкин «Мадонна» (читает ученик).

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

 

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

 

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

 

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

                                                           1830 г.

- И вновь А.С.Пушкин (чтение эпиграфа к уроку). Как слова А.С.Пушкина соотносятся с темой сегодняшнего урока?

- Сюжет рассказа сосредоточен на безнадёжной любви, на истории с гранатовым браслетом. Зачем же автор подробно знакомит нас с миром Шеиных и Булат-Тугановских? Есть ли в этом необходимость?

(В мире Шеиных и Булат-Тугановских жизнь течёт спокойно, нет места бурным чувствам. У Веры «прежде страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Любовь Желткова заставляет Веру иначе взглянуть на свою жизнь. Героиня впервые в жизни испытывает потрясение).

- Какой урок можно извлечь из этого рассказа?

(Нужно постараться не пройти в своей жизни мимо «настоящей и верной любви»).


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн