Вы не зарегистрированы

Авторизация



Геоинформационные системы

Фото пользователя Ирина Александровна Волкова
Submitted by Ирина Александровна Волкова on Tue, 10/02/2009 - 22:17
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
Цели: Учебная: изучение понятия и видов ГИС, знакомство с основными возможностями геоинформационной системой 2gis, отработка навыков совместного редактирования документов, работы со словарями поисковых систем Интернета. Развивающая: развитие критического мышления, приобретение опыта сетевой коммуникации, умения формулировать задачу и находить пути ее решения в новой информационной среде. Воспитательная: формирование патриотического отношения школьников к своему городу, расширение их кругозора.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемое оборудование: 

компьютерный класс, доступ в Интернет, проектор, программа ДубльГИС Екатеринбург, файл gis.yar для интерактивной доски Hitachi StarBoard, файл задание.xls для совместного редактирования в Googledocs, карточка с заданием для учащихся, программа Google Earth, карточка с домашним заданием.

Краткое описание: 
Урок с использованием интерактивной доски

I этап Организационный момент, мотивация.

 
Добрый день!
Главный вопрос сегодняшнего урока можно сформулировать так: Как сделать недоступное доступным? А толчком к его созданию стало участие 10а класса во Всероссийском телекоммуникационном проекте «Геоквест». Одним из заданий было определить по фотографиям из космоса явление природы и местоположение данного объекта. Поиски в Интернете ничего не дали, и нам очень хотелось сесть на космический корабль, облететь вокруг Земли и найти это самое место. И что же вы думаете? Нам это удалось. А как мы с 10а это сделали, я вам расскажу в конце урока!
 
II этап Повторение пройденного материала.
Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить немного теории.
Вопрос 1: Какие существуют виды программного обеспечения?
Страница 1 интерактивной доски
Ученик №1 заполнит 1 блок в схеме и даст определение данному виду ПО.
Ученик №2 заполнит 2 блок в схеме и даст определение данному виду ПО.
Ученик №3 заполнит 3 блок в схеме и даст определение данному виду ПО.
Ответы:
Прикладное ПО - программы, ориентированные на выполнение конкретного вида работ и конкретной задачи, самый большой класс ПО, позволяет эффективно и быстро решать повседневные задачи.
Системное ПО - это набор программ, управляющих аппаратурой и ресурсами ПК; организующих диалог с пользователем. К системному ПО относятся ОС, а также сервисные программы – операционные оболочки (nc) и утилиты (программы дефрагментации дисков, архиваторы, программы, определяющие конфигурацию компьютера, программы, тестирующие устройства на неисправности).
Системы программирования – набор программ, цель которых – создание программного обеспечения.
Назовите признак классификации. Назначение программ.
 
Под схемой вы видите примеры различных программ. Вам необходимо по очереди выбрать программу, переместить ее к нужному классу ПО и дать краткую характеристику или определение подкласса, к которому она относится.
Ученик №4 перетаскивает MS Word.
Ученик №5 перетаскивает MS Excel.
Ученик №6 перетаскивает MS Access.
Ученик №7 перетаскивает Adobe Photoshop.
Ученик №8 перетаскивает Windows.
Ученик №9 перетаскивает MS DOS.
Ученик №10 перетаскивает Pascal.
Ученик №11 перетаскивает Basic.
Ответы:
MS Word относится к текстовым редакторам (процессорам) – программам для создания и обработки текстовой информации.
MS Excel относится к электронным таблицам (табличным процессорам) – программам для обработки числовой и текстовой информации, представленной в виде таблицы.
MS Access относится к СУБД – программе для создания, редактирования, управления базами данных.
Adobe Photoshop – графический редактор – программа для обработки графической информации, это растровый гр (основной элемент изображения - пиксель).
Windows – операционная система, имеет графический интерфейс.
MS DOS – операционная система, имеет интерфейс командной строки.
Pascal  - среда программирования, процедурно-ориентированный язык – компилятор.
Basic- среда программирования, процедурно-ориентированный язык – интерпретатор.
 
III этап Изучение нового материала.
Осталась программа 2gis. К какому классу ПО ее можно отнести? Кто с ней работал? Что это за программа?
Характеристики: - это электронная карта города, по которой можно найти строения, улицы, районы. Гис расшифровывается как геоинформационная система. По назначению эту программу можно отнести к прикладному ПО. Действительно, геоинформационные системы можно отнести к прикладному ПО. Тема сегодняшнего урока – Геоинфформационные системы.
Что же это такое? Где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике, энциклопедии, Интернете)
Задание: найти в словарях Интернета определение и виды ГИС, записать в тетради.
В тетради:
Геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная система) — системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов. (Википедия).
Геоинформационные системы – это программы, позволяющие искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.
Виды:
  • По территориальному охвату: глобальные ГИС (global GIS), субконтинентальные ГИС, национальные ГИС, региональные ГИС (regional GIS), субрегиональные ГИС и локальные ГИС (local GIS).
  • По  предметной области информационного моделирования: городские ГИС или МГИС (urban GIS), природоохранные ГИС (environmental GIS), например, земельные информационные системы, интегрированные ГИС, ИГИС (integrated GIS, IGIS).
  • По принципу работы: полимасштабные ГИС (multiscale GIS)  и пространственно-временные ГИС (spatio-temporal GIS)
 
IV этап Самостоятельная практическая работа.
 
Сегодня мы знакомимся с программой 2gisEkaterinburg, вам необходимо выполнить задания, а отчет о выполнении написать в совместном документе задание.xls (http://spreadsheets.google.com/pub?key=pa9DxGlkiTOmJ-BRHnnkvRw), доступ к которому я вам открыла. Откройте этот документ и заполните данные о себе, ориентируясь по номеру компьютера.
Задания:
1.      Откройте программу 2gisEkaterinburg. Выберите инструмент Поиск по карте Поиск жилмассива, в окно поиска введите название микрорайона – Сортировка и нажмите Ок.
2.      Найдите на карте свою школу, для этого в окне запроса «Название предприятия» введите запрос – школа №170 и нажмите Enter, далее щелкните по гиперссылке с адресом, искомый объект будет отображен на карте, выделен цветом и указателем.
3.      Найдите дом, в котором вы живете и с помощью инструмента «Измерить расстояние» измерьте расстояние от дома до школы (в м). Результат запишите в соответствующую ячейку в совместном документе задание.xls.
4.      Отыщите адрес (телефон, URL) аквапарка «Лимпопо» и запишите в столбец с названием «задание 4». (зоопарка: адрес, телефон, URL, e-mail; научной библиотеки УрГУ: e-mail, факс; кинотеатра Салют: адрес, телефон)
5.      В столбец с названием «задание 5» запишите, какая организация располагается по адресу ул. Софьи Ковалевской, 16 (ул. Карла Либкнехта,8; ул. Мельковская, 7; ул.Гоголя, 20/5; ул. Пролетарская, 16; ул.Энгельса, 11; ул. Чапаева,11; ул. Степана Разина, 51; ул. Карла Либкнехта,32)
6.      В столбец с названием «задание 6» напишите наиболее оптимальный маршрут проезда от школы до объекта (Аквапарк Лимпопо, Уральская Государственная консерватория, Театр Эстрады, площадь Первой Пятилетки, Институт экологии растений и животных УрО РАН, Центр микрохирургии глаза, Зоопарк, Институт физики металлов УрО РАН, Театр Драмы) из тех, что предложит программа (для этого воспользуйтесь инструментом «Справочник транспорта», введите в окно начальная остановка – ДК ВОС, а в окно конечная остановка – остановку поблизости от учреждения и нажмите кнопку «Поиск проезда»).
 
V этап Обсуждение итогов практической работы.
 
Вопросы учащимся:
1)      С какими возможностями 2ГИС вы познакомились? (поиск объекта по адресу, поиск данных об объекте по названию, поиск маршрутов передвижения, измерение расстояния между объектами)
2)      Какие недостатки вы заметили? (нельзя найти памятники, только организации или объекты, имеющие адрес, не очень корректно показывает маршруты передвижения)
3)      К какому виду ГИС можно отнести эту программу? (По территориальному охвату: локальная ГИС (local GIS). По  предметной области информационного моделирования: городская ГИС. По принципу работы: полимасштабная ГИС (multiscale GIS)  
VI этап Обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание:
1)      Выучить определение и виды ГИС (см. тетрадь), прочитать в учебнике п.5.9 (стр.270-272).
2)   С помощью инструмента «Пометки на карте» (контекстное меню) и списка адресов из совместного документа создать карту класса.
VII этап Знакомство с глобальной ГИС Google Earth. 5 мин
В начале урока я обещала рассказать, как мы с 10а справились с заданием. В роли космического корабля выступила программа Google Earth Win (глобальная, полимасштабная ГИС). Мы сделали предположение, что на фотографии Антарктида или Гренландия (из-за наличия, по нашему мнению, ледников на исходной фотографии). После внимательного изучения указанных мест наш выбор остановился на Антарктиде, других похожих областей на нашей планете мы не нашли. Мы выяснили, что район, который поисков находится в Антарктиде (примерно 74О Ю.Ш., 102О З.Д.) На снимке Google Earth Win обозначено также название ледника: Pine Island Glacier. Мы набрали это название в поиске Google и в итоге нашли статью (http://www.lenta.ru/world/2001/02/02/antarctic/), в которой говорится, «что один из крупнейших ледников Западной Антарктики - Сосновый Остров (Pine Island Glacier) - тает с огромной скоростью»
 
VIII Подведение итогов урока. 2 мин
Сегодня на уроке мы увидели, как информационные технологии помогают недоступное сделать доступным, поработали над совместным редактированием документа, познакомились с локальной и глобальной ГИС.
Спасибо за урок!

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Марина Викторовна Егорова

На: Геоинформационные системы


Очень интересная разработка, понравилось использование файла для совместного редактирования в Googledocs. Приму на "вооружение" в своей работе. Голосую за Ваш ресурс.

Комментарий был изменен с момента создания (egma, вс, 31/05/2009 - 14:11).

"Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами" (Али Апшерони)




Фото пользователя Ирина Александровна Волкова

На: Геоинформационные системы


Спасибо