Цель:
Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своего народа;
Знакомство учащихся с примерами нравственной позицией других людей, своего народа;
Развивать у учащихся понимания чувства долга, ответственности, мужества и их значимости в человеческой жизни;
Воспитание любви к своему Отечеству, к его истории.
Эпиграф « Чтобы человек был порядочным в жизни, он должен быть порядочным в мыслях». Гете.
Учитель. За окном февраль, и, следовательно, речь пойдет о защитниках Отечества. Испокон веков по всему свету идет молва о доблести и героизме русских воинов. Много славных побед одержали они, во многих знаменитых сражениях показали силу своего оружия. И всегда, с самого начала нашей истории, главным преимуществом русского войска были не численный перевес, не оружие, а сила духа. Мужество, благочестие помогало нашим воинам одерживать победы. Они всегда знали, что воюют за справедливость, за веру, за Отечество.
(Музыка. Показ слайдов о природе)
Ученик.
Есть у России
Березоньки белые
Кедры, забывшие
Сколько им лет,
Горы от вечных снегов
Поседелые
Реки, которым, названия нет.
Есть соловьиные песни раздольные
Зори полей и огни городов
Есть у России сердца безотказные,
Мудрые руки ее мастеров.
Солнышко встанет
Иль вьюга закружится
Слушай отчизну и
Вольно дыши
Есть у России великое мужество
Вечный огонь ее гордой души.
Ведущий.
Душа России - это люди, которые с верой, любовью, мужеством, одержимостью,
упорством служили, созидали, преображали, защищали ее, и сотворили из
смертного своего существа – бессмертное – Великую Русь.
(музыка, выходят две старушки).
1. Мало улыбчивы были для русского человека времена, о которых пойдет речь. Редко, очень редко тень ненастья покидала тогда его чело, редко разглаживалась на лице печать заботы или скорби. Ведь в те времена и солнце светило нам, не улыбаясь, то и дело, загораживаясь среди дня темной завесой от несчастной Русской земли. Не наша вина, но наша беда, что позавидовало красе Земли нашей племя чужое, племя бездомное.
2. Для защиты от вражеских набегов на Руси ставились заставы, а на заставах дозоры. Службу на заставах несли самые сильные и умелые воины, которых русский народ называл Богатырями. Одним из таких богатырей был известен на всю Русь – Илья Муромец.
1. Согласно преданию, родился Илья Муромец в селе Карачарове, что под Муромом, в семье крестьянина Ивана Тимофеевича. В детстве он был очень болен и слаб, до 33 лет пролежал он на печи, так как не мог ходить. Эта болезнь его очень удручала, потому что по духу своему он был настоящим воином. Не мог он спокойно видеть и слушать, как страдает его родная Земля, как плачут дети и женщины, горят избы, как грабит и разоряет враг дома русских людей.
2.
Опять над Россией вороны
Как тучи кружат и кричат
Чужие дымы и знамена,
Как змеи встают и шипят.
Да сколько же, сколько же можно
Пытать эту светлую даль
И хаять и застить безбожно
Ее вековую печаль.
И если не вынесет больше
Что станет со всеми, со всем.
1. Но ничего не мог Илья поделать – он не мог даже привстать с печи. И вот однажды, в отсутствии родителей приходят два странника и просят Илью Муромца принести ключевой воды и выпить ее.
2. Отпил водицы ключевой Илья Муромец и «богатырско его сердце разгорелось, и услышал он в себе силушку великую, да раздольную».
Предрекли Илье Муромцу странники деяния богатырские и то, что смерть ему « в бою неписана».
1. Как исцелился чудесно Илья Муромец, то сразу отправился на подмогу русским воинам, которые сражались под Черниговом с татарскими полчищами.
Ученик.
Из того ли то из города из Мурома,
Из того ли села Карачарова,
Выезжал удаленький дородный
добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме
И к обедне поспеть хотел во Киев-град.
Да подъехал он ко славному ко городу,
Ко славному городу Чернигову;
У того ли то у города Чернигова
Нагнано-то силушки черным- черно,
И черным- черно, как черных воронов.
Посмотрел Илья на силушку татарскую-
Конца – края силушки увидать не смог.
Ученик 2. Он пустил коня да богатырского
На ту силу на татарскую
Да поехал он по той силушке татарской,
Стал он силушку конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колотить
Стал он бить ту силушку великую
Он рубил – то тут силу татарскую
Рубил татарскую силу, басурманскую,
Он избил, изрубил всю силу великую.
2. Много геройских дел, ратных подвигов совершил Илья Муромец, сокрушая врагов, защищая Землю Русскую, народ Русский. Но со временем душа его все больше устремлялась к служению Богу, и пришел он в Киеву - Печерскую Лавру, где и остался до конца дней своих, чтобы помогать немощным, да отчаявшим, чтобы нести в Землю Русскую свет веры, добра, надежды.
1. Церковь прославила Илью Муромца. Ведь путь его, это и есть Жизнь во имя других людей.
Ведущий.
Моя земля
Курганы да ковыль.
Вдали хребты
В молочных пятнах снега.
Горячим ветром вскинутая пыль
Напомнит век
Последнего побега.
Но та же степь
И та же тишина –
Бессмертное наследье человека –
Как нелегко связует нас она
С истлевшими назад четыре века.
Ведущий. Илья Муромец – наиболее известный из героев русского эпоса. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, существовал ли исторический прототип (то есть реальный человек) былинного богатыря. Предоставим слово историку.
Историк. Наиболее ранние записи имени нашего героя появляются в письменных источниках 16 века. В 1574 году имя богатыря Ильи Муромца впервые упомянуто в письмах старосты белорусского города Орши Кмиты Чернобельского: « придет час, будет надобность Илье Муравленине и Соловье Будимировиче, прибудет час, коли службе нашей будет потреба».
А 20 лет спустя в 1594 году посланник австрийского императора в своих путевых заметках сделал запись, от виденной им в Киевском Софийском соборе местной достопримечательности, разрушенной гробнице богатыря:
« В другом приделе была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена, но другая гробница его товарища еще цела, в той же часовне».
Ведущий. Так возникает опрос, об одном человеке в письменных источниках идет речь, или о разных?
Историк. В совокупности все варианты «Илья Муромец», «Илья Муравленин», «Илья Моровлин» имеют одно лексическое значение «Моровский», то есть из города Моровска бывшего Черниговского княжества. Следовательно, исторический прототип Ильи Муромца реально существовал – Илья Чоботов - его имя.
Ведущий. Илья Муромец – это яркий пример силы и могучей мощи русского народа. Эту силу, не боящуюся выполнять то, что потребно для народа запечатлел в своей картине «Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов.
(слайд картины).
Экскурсовод. В своем служении народу (на заставе богатырской, в чистом поле) Илья Муромец выступает не только один, но и в сообществе с другими богатырями. Но в центре группы богатырей – побратимов - он главный герой. Открытое лицо его спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверенны. В нем подчеркиваются сила, справедливость, верность, надежность, мудрость, опытность, и даже известное миролюбие. Слева от Ильи – княжеский дружинник Добрыня Никитич. Весь он – порыв и смелость. Справа – самый молодой богатырь Алеша Попович, лукавый и смекалистый. Все вместе они могучи, справедливы и сплоченны. Богатыри – предостережение для врагов Земли Русской. Сколько веков отделяют нас от тех событий, но память прошлого дает нам не только чувство гордости за людей русских, но и чувство уверенности в народных силах, высокое чувство надежды.
Ведущий.
Мы терпели беды не случайно,
Испытанья не даются зря
В муках зреет радостная тайна,
Чтобы в мир ворваться, как заря.
Не один святой из дали давней
Видел и пророчил наперед:
В неурочный час
Пройдя страдания,
Русь святая – встанет, расцветет.
Учитель. Память человечества капризна и пристрастна. Лишь с отдалением в глубины времени, становится внятной истинная ценность личности тех, кто, так или иначе, оставил свой след в истории.
Образ Ильи Муромца выбран не случайно. Он был несколько одним из богатырей русской заставы, Он порождение границы, с которой и начинается любовь к Отечеству.
Гете сказал: «Чтобы человек был порядочным в жизни, он должен быть героичным в мыслях. Но чтобы сохранить героичность в мыслях надо иметь перед взором образ, тот идеал, без которого выстоять не дано - никому».
(ученики рассказывают о людях, на которых они хотят быть похожими).
|