Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ

Submitted by Татьяна Ивановна Чухаева on Tue, 21/09/2010 - 13:26

  ВОЗРА СТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСОВОГО А ППАРА ТА. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Детское пение - сложный психофизический процесс. Поэтому для руководителя хорового коллектива необходимо знание законов развития детского голоса.
Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо-физиологическими особенностями. Детский голосовой аппарат отличается от взрослого своей нежностью и хрупкостью. Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно. Окончательное формирование носоглотки и придаточных пазух завершается к   14  годам. Развитие детского голоса можно условно разделить на 4 периода:
1 период - 6-9 лет. Голоса мальчиков и девочек не имеют существенного различия. В звучании голоса превалирует головное резонирование. Поскольку процесс развития органов, составляющих голосовой аппарат, идет медленно, постепенно, вокальные возможности ребенка ограничены. При пении преобладает поверхностное ключичное дыхание, диапазон голоса небольшой, детям наиболее удобно петь в примарной зоне: здесь голос звучит легко и полётно. Основная задача педагога в этом возрастном периоде - обучение детей петь естественным, светлым звуком ("пой, как говоришь").
2 период - 10-13 лет. Голос находится в стадии окончательного формирования, при этом механика пения меняется: в гортани развивается голосовая мышца - она управляет работой голосовых связок, голос становится плотнее, сильнее. На стадии становления детского голоса, уже различаются три регистра: головной, смешанный, грудной.
Однако у мальчиков в возрасте с   10 до   13 лет - наступает пред мутационный период: голос звучит неустойчиво, появляется тенденция к пению в более низкой тесситуре.
3 период - 13-15 лет - мутационный. Признаки мутации у мальчиков могут проявляться уже в 11-12 лет, но особенно интенсивно мутация протекает в 14-15 лет. В этот период становится трудно петь, появляется детонация, голос сипит или срывается, теряются звуки верхнего регистра, приобретаются новые в малой октаве.
По истечении мутационного периода постепенно голоса мальчиков приобретают тембровую определенность и характерную индивидуальную окраску. Именно в этот момент следует начать регулярные занятия. Лучшим материалом для уроков будут народные песни с узким диапазоном. Постепенно произойдет восстановление голоса и закрепление его в новом качестве - тенора или баритона.
Перемены, происходящие в голосе девочек можно определить термином "эволюция голоса". У них в этот период часто появляется хрипота, сипота, неудобство в горле при пении, тусклое звучание голоса, неуверенность в интонации. Во время занятий необходимо соблюдать щадящий режим: умеренно использовать силу голоса, подбирать песни в удобной тесситуре, не перегружая голос.
Во время  мутационного периода желательно включать в репертуар ансамбля песни с движением, широко применять разговорные вставки, игровые песни, фрагменты семейно-бытовых и календарных обрядов. Кроме того, в репертуарный план ансамбля рекомендуется включать в основном песни небольшого диапазона, распетые в удобной тесситуре, также произведения с аккомпанементом: в этом случае певцам предоставляется возможность отдохнуть во время проигрыша.
4 период - 16-19 лет. Это послемутационный период, для которого характерно полное становление голосового аппарата. У девочек расширяется диапазон голоса, у юношей тембр приобретает устойчвое мужское звучание.
Знание свойств детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата даст возможность руководителю фольклорного ансамбля методически верно построить вокально-хоровую работу в коллективе.
2. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ТЕХНИКА В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ
Обучение пению - процесс, требующий от педагога как глубоких знаний законов голосообразования и развития детского голоса, так и овладения вокально-хоровыми навыками. К ним относятся:
- певческая установка;
- певческое дыхание;
- звукоизвлечение;
- дикция;
- строй;
- ансамбль.
Обучение пению нужно вести со строгой последовательностью, начиная с самых элементарных приемов освоения того или иного навыка.
В то же время, надо отметить, что работа по развитию певческих навыков не является самоцелью, а представляет собой важную часть комплексного процесса обучения ребенка народному пению. Прочно усвоенные учеником вокально-хоровые навыки - есть начальный, очень важный этап в вопросе раскрытия в ребенке индивидуальной творческой личности.
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Для правильной работы голосового аппарата очень важным является соблюдение правил певческой установки. При пении нельзя держаться вяло, расслабленно, без хорошей и твердой опоры на обе ноги. Необходимо постоянно ощущать внешнюю и внутреннюю подтянутость, хороший тонус организма.
Расслабленное состояние корпуса, сгорбленная спина бывает причи­ной тусклого, вялого звучания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой. При работе сидя ребенок должен держаться прямо, не сгибая спины, поза должна быть непринужденной, удобной, но не расслабленной: спина прямая, грудь свободна, плечи развернуты, руки лежат на коленях, ноги стоят на полной ступне, соединены вместе.Сидеть, положив ногу на ногу недопустимо: такая поза придает певцу небрежный вид, не дает возможности правильно функционировать голосовому аппарат}', затрудняет работу органов дыхания, голос быстро устает, посыл звука становится вялым, страдает интонация .
Правильная певческая установка предопределяет успешное овладение навыками певческого дыхания, являющегося основой для воспитания певческого голоса.
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
В повседневной жизни человек дышит непроизвольно, при пении же дыхание полностью подчиняется воле ноющего. Певческое дыхание обладает большей продолжительностью и объемом. При пении вдох происходит значительно быстрее, а выдох - гораздо медленнее. Вдох требует активной работы мышц, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, приводит в рабочее состояние диафрагм. По скорости и объему вдох должен соответствовать темпу, характеру, протяженности музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Выдох же при пении должен быть плавный, равномерный, без толчков, а завук при этом ровный и упругий. От степени владения дыханием зависит чистота интонации, качество звука, выразительность исполнения. Кроме того, педагог должен научить детей удерживать дыхание, экономно расходовать его для обеспечения длительного и плавного звучания голоса.
Дыхание нужно подавать ровно, не толкая, без напряжения. Звук должен идти плавно, все время поддерживаться хорошим, ровным дыханием. Однако не следует слишком управлять процессом дыхания, так как это может привести к излишнему напряжению голоса и "перебору" дыхания. Использование при пении нижнерёберного диафрагматического дыхания - наиболее целесообразно и рационально.
Необходимо указать, что деление дыхания в пении на различные типы весьма условно. Дыхание служит для исполнителя источником силы звука и всех его оттенков, поэтому опытный певец может использовать все типы дыхания, соединяя или разделяя их. Обучение же детей следует начинать с указаний на необходимость брать дыхание нижней частью грудной клетки, бесшумно, не поднимая плеч, расходуя его до конца фразы. Детям нужно знать, что вдох должен соответствовать темпу и характеру исполняемой песни. Часто дети допускают типичные ошибки при вдохе, стремясь набрать как можно больше воздуха. При этом поднимаются плечи, заполняется только верхняя часть легких, - в результате держать звук долго невозможно. Голос звучит сухо и сдавлено, певец часто "перехватывает" дыхание, вокальная фраза становится короткой, страдает строй, ансамбль хора.
Другой типичной ошибкой является пение без опоры на дыхание.
Опора звука ощущается в области диафрагмы и одновременно у твердого нёба, ближе к передним зубам.Чувство опоры звука у детей возникает не сразу. Руководителю необходимо постоянно фиксировать внимание поющего на правильном, "опёртом" звучании, чтобы ребенок запоминал свои ощущения при пении. При потере чувства опоры звука появляются разные дефекты: фальшивая интонация, качание голоса и быстрая его утомляемость, сокращение диапазона, изменение тембра и др.
Руководитель народного детского коллектива должен постоянно контролировать дыхание у певцов, объяснять участникам, в чем заключа­ется правильное певческое дыхание, рассказать об устройстве голосового аппарата, постоянно употрябляя профессиональную терминологию, показывать приемы укрепления навыков правильного певческого дыхания, фразировки, смены характера звукообразования.
Кропотливая и постоянная работа в ансамбле над певческим дыханием -непременное условие для повышения мастерства коллектива. Следует постепенно расширять репертуар хора, подбирая песни с более продолжительными фразами. Когда руководитель заметит успехи в овладении начальными навыками певческого дыхания, необходимо переходить к усвоению "цепного дыхания". При этом виде дыхания каждый певец делает вдох в тот момент, когда его сосед еще продолжает пение. При возобновлении пения нужно незаметно, не изменяя динамики и характера звукообразования включаться в общее звучание. Основной принцип цепного дыхания - не дышать там, где хочется, не расходовать запас звука до конца, вступать на нюанс тише в середине выдержанного звука.
Когда дети поймут принцип возобновления дыхания, можно перейти к работе над произведениями, в которых цепное дыхание является одним из средстввыразительности. Таких образцов в русском фольклоре много среди хороводных или протяжных песен.
Упражения на развитие навыков правильного дыхания
Существует множество упражнений для развития певческого дыхания. Например, для выработки правильного выдоха можно использовать следующие:
1. Взять дыхание энергично, слегка задержать его, зафиксировать, и считать вслух нараспев, в высокой позиции: "один.., два... три..." и т.д. Вдох при этом должен быть коротким, легким, бесшумным.
2. Взять дыхание, задержать его и активно, но медленно произносить букву "с". Ощутить сокращение мышц брюшного пресса и диафрагмы. Такое упражнение вырабатывает постепенный и плавный выдох.
3. Детям предлагается взять активный короткий вдох через нос, затем медленно, тонкой струйкой производить выдох, который должен быть как можно продолжительнее. Выполняя это упражение, педагог предлагает ученикам представить надутый шарик, из которого медленно выпускают воздух.
4. Упражнения с текстом необходимо петь ровным, одинаковой силы голосом, связывая один слог с другим. Всякое упражнение нужно начинать петь с самого нижнего из удобных певцам звуков и повторять его неоднократно - каждый раз на полтона выше предыдущего. Рекомендуется начать с малообъемных по диапазону распевок, постепенно расширяя их диапазон.
Приведенные ниже упражнения рекомендуется проводить в начале урока: дети настраиваются на пение, запоминают свои ощущения правильного дыхания, педагог фиксирует внимание детей на работе мышц, активно участвующих в процессе дыхания и звукообразования.
ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ
Характер подачи звука играет очень важную роль в народно-песенной культуре. Способ звукоизвлечения определяется региональными особенностями песенного стиля традиционного фольклора. Кроме того, манера пения непосредственно зависит от и возраста детей.
В народной концертно-исполнительской практике существует два основных способа звукоизвлечения: полуприкрытый и открытый. Рассмотрим эти понятия подробно.
Полуприкрытый способ звукоизвлечения - это нечто среднее между округлым, мягким и открытым, звонким пением. Полуприкрытая манера используется в фольклорных ансамблях старшего возраста или во взрослых коллективах, поскольку это связано с включением в репертуар ансамблей авторских песен, обработок русских народных песен, лирических, словом, таких произведений, для исполнения которых необходимо владеть приемом соединения регистров. В фольклорных ансамблях младшего и среднего школьного возрастов полуприкрытый способ пения применяется реже, поскольку основу репертуара этих коллективов составляет именно традиционный песеннный фольклор: календарные, плясовые игровые, хороводные песни, исполнение которых возможно лишь в открытой, звонкой, естественной для детского голоса манере пения.
Открытый способ звукоизвлечения. Не следует понимать под определением "открытая манера пения" понятие форсированного звучания. Открытая манера пения естественна и удобна для детского голоса. Естественна, потому что ребенка не нужно специально учить петь открыто. Природные свойства детского голоса - звонкость, чистота, полетность - и есть те основополагающие компоненты открытого звучания. Такое пение удобно, поскольку мелодика всего детского песенного фольклора в примарной зоне голоса, т.е. на той звуковысотности, где ребенку удобно и петь, и говорить. Отсюда второе название открытой манеры пения -разговорная.
Очень важным моментом в работе над звуком в детском фольклорном ансамбле является выбор метода педагогического воздействия. В данном случае (с детьми младшего и среднего школьного возрастов) более целесообразным оказывается наглядный показ. Дети склонны к копированию, поэтому даже первые моменты показа и разучивания песни должны быть ярко проиллюстрированны руководителем коллектива именно так, как произведение должно прозвучать в окончательном варианте. В качестве иллюстрации рекомендуется использовать и показ ребенка, у которого от природы хорошие голосовые данные: дети механически воспринимают, запоминают и пытаются воспроизвести песню, копируя манеру пения педагога или своего же товарища.
ДИКЦИЯ
Дикция - весьма важный показатель технического и художественного уровня коллектива. Для выработки хорошей дикции необходимы систе­матические занятия. Навыки четкого проговаривания текста, полученные в процессе регулярных упражнений, необходимо закреплять и демонстри­ровать при исполнении произведения. Качество дикции зависит от четкости и интенсивности произношения согласных. Акустическая гром­кость согласных значительно меньше, чем громкость гласных, поэтому предварительно необходимо следить за их ясным произношением, при условии выдерживания длительности гласных.
Работа над дикцией при пении ставит своей целью правильное формирование звуков, обусловленное крепкой и четкой работой всего голосового аппарата, главным образом, языка и губ. Пусть дети произно­сят слова несколько преувеличенно, выговаривая их остро, мелко, близко. Впоследствии это перерастет в крепкий навык, излишнее же утрирование сгладится, а привычка четкого произношения слова закрепится.
Артикуляционный аппарат, особенно у детей младшего возраста, нуждается в тренировке. Необходимо проводить специальную работу по его активизации.
Рекомендуется пропевать, проговаривать скороговорки на разной высоте, в разном темпе, стараясь особенно четко произносить согласные Р,М,Н,Б. В то же время, шипящие согласные нужно пропевать быстро, легко. Полезно специально поработать над четким произношением согласных в конце слов. Только при хорошей дикции и артикуляции текст во время пения хорошо прослушивается. При выполнении упраж­нений или при работе непосредственно над произведением руководи­тель должен внимательно следить за артикуляцией: губы и язык работают активно, нижняя челюсть свободна. Одновременно педагог контролирует напевность гласных, чистоту звучания неударных гласных, быстрое и четкое проговаривание согласных, напоминает детям, что согласную   букву присоединяют к последующей гласной.
Однако для раскрытия смысла произведения мало только четкости произнесения текста. Особенно тщательно педагог должен работать над выразительностью слова. В разговорной речи большое значение имеет интонация, с которой произносится слово. Целый арсенал выразительных средств (паузы, цезуры, ударения, темп, жест, динамика, регистр, тембр и т.д.) употребляются человеком для того, чтобы смысл сказанного был раскрыт как можно точнее.
Исключительное внимание к слову должно присутствовать на каж­дом занятии с детским ансамблем. Многие песни входят в календарные обряды, в хореографические блоки, т.е. исполняются с движением, обыгрываются, а значит, слово должно передаваться ещё четче, яснее. Тексты обрядовых песен зачастую построены так, что в них несколько раз повторяются не только отдельные слова, но целые фразы. При произне­сении их многократно, нужно находить все новые интонации.
В процессе работы над дикцией и артикуляцией педагог часто строит упражнения па текстах скороговорок, что эффективно способствует усовершенствованию произношения. Скороговорки, как правило, - маленькие стишки, включающие в текст труднопроизносимые слова и словосочетания. Частое и быстрое повторение скороговорок улучшают артикуляцию, способствует выработке хорошей дикции.
Рекомендуется пропевать их на разной высоте, в разных темпах, стараясь особенно четко произносить согласные в конце слова. Весьма полезно ироговаривание или пропевание скороговорок с перенесением акцента по порядку от первого до последнего слова, с разным эмоциональ­ным наполнением: сердито, грустно, важно и т.д.
Музыкальный язык потешного фольклора и, в частности, скорогово­рок, - ритмически прост, узкообъемен (в основном, в пределах терции и кварты), построен на интонациях, близких к разговорной речи.
На уроке при настройке голосового и артикуляционного аппарата, во время распевания требуется систематически предлагать участникам ан­самбля пропеть сочиненную ими дома попевку на ту или иную скороговорку, потешку и т.д.
 
 
 
 
 
 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн