Тема урока. Правописание падежных окончанийродительного падежа имен существительных во множественном числе
Цель урока.Содействовать знакомству детей с особенностями окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже и создать условия для развития умений правильно употреблять их в речи.
Создать условия для развития кругозора детей, памяти, мышления.
Развивать умение работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль.
Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Тип урока.Изучение и первичное закрепление нового материала.
Ход урока.
I. Организация класса к уроку.
-Добрый день, друзья!
Я рада Вас видеть, и очень хочу начать работу с вами.
-Давайте проверим, а с каким настроением вы пришли на урок.
Покажите цветом: красный - ! - прекрасное настроение, вы хорошо знаете
материал и готовы к уроку;
желтый – . - хорошее настроение, но вы, не очень, уютно чувствуете себя на уроке,
серый – ? – вы не очень уверены в своих знаниях.
Я надеюсь, что мы с вами будем работать дружно и быстро.
II. Минутка чистописания.
1.Разминка пальчиков рук.
Похлопайте в ладоши.
Постучите в кулачки.
Покатайте карандаш между ладонями.
Покатайте карандаш по верхней стороне левой ладони, затем – п правой.
Помассажируйте, тупым концом ручки, подушечку каждого пальца.
2.Фотографирование.
На таблицах написаны слова:
д..кабрь сев..р
сн..гирь вет..р
м..роз в..р..бьи
с..ница леб..дь
- Кто какие слова запомнил?
- Какие буквы нужно вставить?
- Давайте, определим порядок следования букв:
Еои иео оие ….
- Найдите общее в словах.
-На какие две группы мы можем их разделить?
- - Молодцы! А в тетрадь мы запишем данные словарные слова через запятую.
- На какую тему эти слова (декабрь, мороз, север, ветер)
Красоту зимней природы отразили в своих произведениях известные художники, замечательные русские пейзажисты И. Левитан, В. Поленов,
А. Саврасов, Ф. Васильев; поэты – А.С. Пушкин, А. Фет, И. Суриков,…;
Композиторы П. И.Чайковский, С. С.Прокофьев, С.В. Рахманинов,
Д.Д. Шестакович.
- А теперь запишем слова, объединенных одной темой, какой - ?
- Названия еще каких птиц с непроверяемой гласной нужно запомнить?
( Ворона, сорока, соловей, дятел)
- Проверьте, правильно ли вы записали слова и самостоятельно поставьте себе оценку.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто поставил себе оценку «5», «4» и «3».
III. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Выделите из слов, обозначающих названия птиц « лишнее» слово.
Давайте придумаем предложение с этим словом.
(Зима тоже трудна для воробьёв.)
- При написании какого слова у вас возникают затруднения.
- Как вы думаете, над чем нам предстоит работать на уроке?
IV. Сообщение темы и задач урока.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над окончаниями имен существительных в родительном падеже множественного числа. И будем учиться, правильно, употреблять эти слова в речи.
V. Восприятие и осмысление нового материала.
1.Комплексный анализ текста.
( На доске записан текст)
Замело белыми шапками сугробов всё вокруг.
Иней покрыл крыши домов, ветви деревьев.
Мороз сковал льдом воды рек, ручейков, озёр.
Ах, сколько забот появилось у птиц!
-Что у нас записано на доске?
- Докажите, что это текст.
- Определите тему данного текста.
- Какая главная мысль?
- А какие заботы появились у птиц?
- Как же мы можем им помочь?
- Послушайте, пожалуйста, какое стихотворение написал К. Мухаммадди и ответьте на вопрос: «Что для птиц страшней голод или холод?»
«Как же птицам перезимовать»
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Ни могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
« Спасибо вам великое!»
К. Мухаммади.
- Что для птиц страшней голод или холод?
- У кого из вас есть кормушки?
( Беседа о птицах, обитающих на территории Белгородской области. На территории области зарегистрировано 280 видов птиц, 152 – гнездящихся. Из 15 тысяч животных – 50 видов, «занесены» в Красную книгу)
- Давайте запишем на ваших карточках пропущенные слова, и попробуем определить, какие окончания имеют имена существительные родительного падежа множественного числа.
В первом предложении мы запишем слово -сугробов-
начальная форма – сугроб – м. р. – окончание – ов,
домов -начальная форма – дом – м. р. --ов,
деревьев– начальная форма – дерево – ср. р. - - ев,
рек– начальная форма - река – ж. р. ------,
ручейков –начальная форма – ручей – м. р. – ов,
озер –начальная форма – озеро – ср. р. ----,
птиц – начальная форма – птица – ж. р. - ---.
Вывод:существительные женского рода имеют нулевое окончание.
Существительные мужского рода и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания- ов, - ев или нулевое.
2.Работа с учебником.
- Давайте обратимся к учебнику, верный ли вывод мы сделали.
- Какую дополнительную информацию вы узнали?
1.Знакомство с таблицей.
Вывод:таким образом, окончание- ов, (- ев) в родительном падеже множественного числа имеют существительные мужского рода 2- го склонения с основой на твердые согласные и на й и некоторые существительные среднего рода с основами на- к, -ц , - и.
Окончание- ей бывает у существительных мужского и среднего рода всех типов склонения с основами на мягкие согласные и шипящие.
Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа выделяется у существительных всех родов и разных типов склонения, не имеющих нулевого окончания в именительном падеже единственного числа.
Физкультминутка.
Влесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
VI. Первичная проверка понимания изученного.
1.Работа по карточкам.
- А сейчас, используя таблицу и правило, выполните задания по карточкам.
Упражнение « Впиши окончания»
- Вставьте пропущенные окончания.
Карточка №1.
На опушке под елкой Витя поставил домик для птиц…
Мы насыпали корм для синиц…
Карточка № 2.
Птицы вывели птенц…
Под ворохом лист… мы обнаружили гнездо утки.
Карточка № 3.
В гнезде было десять (яйцо)… .
Весной ищут птицы место для своих (гнездо ) … .
- Какие окончания у существительных первой группы?
- Что объединяет эти существительные?
- Какие окончания у существительных второй группы?
- Что объединяет существительные второй группы?
- Назовите окончания в третьей группе.
- Какого они рода?
3.Упражнение «Правильно ли мы говорим».
(Карточки, сигнальные карточки)
- А теперь проверим, правильно ли мы говорим.
Сбор помидор….
Покупка плат….
Починка сапог….
Сушка яблок….
Доставка газет….
Полив огурц….
Слушать пение солов….
Много двер….
VII. Первичное закрепление новых знаний и способов действий.
1.Работа по карточкам.
Карточка № 1.
Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже множественного числа.
Стволы (дерево), крылья (самолет), простор (площадь),
аромат (гриб), ключи от (дверь).
Карточка № 2.
Запишите существительные в родительном падеже множественного числа.
Дача, Даша, роща, крыло, инженер, корабль, ключ, галоша.
Дополнительные задания.
Карточка № 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Адрес ч..рники узнай у лохматых и хмурых ел..й. З..мл Ника любит расти по л..сным опу .. к.. м вырубк.. м пригорк..м. У грибов тоже есть св..и адреса.
Карточка № 2.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Шампиньоны растут на п..лях у л..сных дорог на огород..х. Рыжики растут под сосн… ел..ми пихт..ми лиственниц..ми.
Опята растут на пнях на ж..вых деревь.. .
2.Проверка самостоятельной работы.
3. Игра «Грамматическая эстафета».
- Поставьте существительное в форме родительного падежа множественного числа и передайте карточку ученику, который сидит позади вас. Последний ученик в колонке, сдает карточку «ведущему». Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.