Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание падежных окончаний родительного падежа имен существительных во множественном числе

Submitted by Ольга Афанасьевна Выходцева on чт, 23/09/2010 - 17:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Выходцева Ольга Афанасьевна
Место работы, должность: 
МОУ "Косиловская ООШ" Грайворонского района, учитель начальных классов
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
-Содействовать знакомству детей с особенностями окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже и создать условия для развития умений правильно употреблять их в речи. -Создать условия для развития кругозора детей, памяти, мышления. -Развивать умение работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль. -Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Опорные таблицы, индивидуальные карточки, магнитофон, аудиозапись, иллюстрации.

 

Краткое описание: 
I. Организация класса к уроку. II. Минутка чистописания. III. Актуализация субъективного опыта учащихся. IV. Сообщение темы и задач урока. V. Восприятие и осмысление нового материала. VI. Первичная проверка понимания изученного. VII. Первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема урока. Правописание падежных окончаний  родительного  падежа  имен                    существительных во множественном    числе

Цель урока. Содействовать знакомству детей с особенностями         окончаний имен существительных  множественного числа в родительном падеже   и создать условия для развития умений правильно употреблять   их в речи.

                        Создать условия для развития кругозора детей, памяти, мышления.

                        Развивать умение работать  самостоятельно и  в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль. 

                        Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование. Опорные таблицы, индивидуальные карточки, магнитофон,

                        аудиозапись, иллюстрации.

Тип урока.  Изучение и первичное закрепление нового материала.

 

 

                                Ход урока.

I.  Организация  класса к уроку.

-Добрый день, друзья!

Я рада Вас видеть, и очень хочу начать работу с вами.

 

-Давайте проверим, а с каким настроением вы пришли на урок.

Покажите цветом: красный - ! -  прекрасное настроение, вы хорошо знаете             

                                               материал и готовы к уроку;   

                               желтый – . - хорошее настроение, но  вы,  не очень,  уютно                                                                                                                        чувствуете  себя  на  уроке,

                         серый – ? – вы не очень уверены в своих знаниях.

Я надеюсь, что мы с вами будем работать дружно и быстро.

 

II. Минутка чистописания.

 

1.Разминка пальчиков рук.

                     Похлопайте в ладоши.

                     Постучите в кулачки.

                     Покатайте карандаш между ладонями.

                     Покатайте карандаш по верхней стороне левой ладони,  затем –        п                                          правой.

                     Помассажируйте,  тупым концом ручки, подушечку каждого    пальца.

2.Фотографирование.

На  таблицах написаны слова:

                     д..кабрь                      сев..р

                     сн..гирь                       вет..р

                     м..роз                           в..р..бьи

                     с..ница                         леб..дь

- Кто какие  слова запомнил?

- Какие буквы нужно вставить?

- Давайте, определим порядок следования букв:

                    Еои  иео  оие  ….

- Найдите общее в словах.

-На какие две группы мы можем их разделить?

- - Молодцы! А в тетрадь мы запишем данные словарные слова через запятую.

- На какую тему эти слова (декабрь, мороз, север, ветер)

 

Красоту зимней природы отразили в своих произведениях известные художники, замечательные русские пейзажисты И. Левитан, В. Поленов,

 А. Саврасов, Ф. Васильев;  поэты – А.С. Пушкин, А. Фет, И. Суриков,…;

 Композиторы   П. И.Чайковский,  С. С.Прокофьев,   С.В. Рахманинов,     

 Д.Д. Шестакович.

 

 - А теперь запишем слова, объединенных одной темой, какой - ?  

- Названия еще каких птиц с  непроверяемой гласной  нужно запомнить?

( Ворона, сорока, соловей, дятел)

 

- Проверьте, правильно ли вы записали слова и самостоятельно поставьте себе оценку.

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто поставил себе оценку «5», «4» и «3».

 

III. Актуализация субъективного опыта учащихся.

 - Выделите из слов, обозначающих названия птиц « лишнее» слово.

Давайте придумаем предложение с этим словом.

(Зима тоже трудна  для воробьёв.)

-  При написании какого слова у вас возникают затруднения.

-  Как вы думаете, над чем нам предстоит работать на уроке?  

IV. Сообщение темы и задач урока.

              На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над окончаниями имен существительных в родительном падеже множественного числа. И будем учиться, правильно, употреблять  эти слова в речи.

V.  Восприятие и осмысление  нового материала.

1.Комплексный анализ текста.

( На доске записан текст)

Замело белыми шапками сугробов всё вокруг.

Иней покрыл крыши домов, ветви деревьев.

Мороз сковал льдом воды рек, ручейков, озёр.

Ах, сколько забот появилось у птиц!

                 - Что у нас записано на доске?

 

- Докажите, что это текст.

- Определите тему данного текста.

- Какая главная мысль?

- А какие заботы появились у птиц?

- Как же мы можем им помочь?

 

- Послушайте, пожалуйста, какое стихотворение написал К. Мухаммадди и ответьте на вопрос: «Что для птиц страшней голод или холод?»

 

                             «Как же птицам перезимовать»

                  Сугробами засыпаны

                  Бугры, дворы, дорожки,

                  Ни могут пташки отыскать

                  Ни зернышка, ни крошки.

                  И вот летают все слабей 

                  Ворона, галка, воробей…

                               Скорей на помощь, дети!

                                Вот в этот самый трудный час

                                Спасенье птицы ждут от вас.

                                Кормите их! Согрейте!                               

                                Повесьте домик на суку!

                                Рассыпьте крошки на снегу,

                                А то и манной кашки…

                                И оживут бедняжки!

                   По небу весело скользя,

                   Взлетят пернатые друзья

                   И пропоют, чирикая:

                   « Спасибо вам великое!»

                                                            К. Мухаммади.

- Что для птиц страшней голод или холод?

-  У кого из вас есть кормушки?

( Беседа о птицах,  обитающих на территории Белгородской области.  На территории области зарегистрировано 280 видов птиц, 152 – гнездящихся. Из 15 тысяч животных – 50 видов, «занесены» в Красную книгу)

             - Давайте запишем на ваших карточках пропущенные слова, и попробуем определить, какие окончания имеют имена существительные  родительного падежа множественного числа.

В первом предложении мы запишем слово  -  сугробов-

   начальная форма – сугроб – м. р. – окончание – ов,

домов - начальная форма – дом – м. р. -   -ов,

деревьев – начальная форма – дерево – ср. р. - - ев,

рек – начальная форма -  река – ж. р. -  -----,

ручейков – начальная форма – ручей – м. р. – ов,

озер – начальная форма – озеро – ср. р. -  ---,

птиц – начальная форма – птица – ж. р. - ---.

Вывод: существительные  женского рода имеют нулевое окончание.

             Существительные мужского рода и среднего рода в родительном       падеже множественного числа имеют окончания  - ов, - ев   или нулевое.

2.Работа с учебником.

-   Давайте обратимся к учебнику, верный ли вывод мы сделали.

- Какую дополнительную информацию вы узнали?

1.     Знакомство с таблицей.

Вывод:   таким образом, окончание  - ов, (- ев) в родительном падеже множественного числа имеют существительные мужского рода  2- го склонения с основой на твердые согласные и на й и некоторые существительные среднего рода с основами на  - к,  -ц , - и.

           Окончание  - ей бывает у существительных мужского и среднего рода  всех типов склонения с основами на мягкие  согласные  и шипящие.

            Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа выделяется у существительных всех родов и разных типов склонения,  не имеющих нулевого окончания в именительном падеже  единственного числа.

Физкультминутка.

В  лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

Летит,  кричит.

             Совушка - сова,

             Большая голова,

             На суку сидит,

             Головой вертит,

             Во все стороны глядит,

             Да вдруг – как полетит!

VI. Первичная проверка понимания изученного.

1.Работа по карточкам.

- А сейчас, используя таблицу и правило, выполните задания по карточкам.        

Упражнение « Впиши окончания»

- Вставьте  пропущенные окончания.

                                          Карточка №1.

           На опушке под елкой Витя поставил домик для птиц…

           Мы насыпали корм для синиц…

                                             Карточка № 2.

           Птицы вывели птенц…

           Под ворохом лист…   мы обнаружили гнездо утки.

                                             Карточка № 3.

      В гнезде было десять (яйцо)           .

           Весной ищут птицы место для своих (гнездо )                  . 

 

- Какие окончания у существительных первой группы?

- Что объединяет эти существительные?

- Какие окончания у существительных второй группы?

- Что объединяет существительные второй группы?

- Назовите окончания в третьей группе.

- Какого они рода?

3.Упражнение «Правильно ли мы говорим».

(Карточки, сигнальные карточки)

- А теперь проверим, правильно ли мы говорим.

 

Сбор помидор….

Покупка плат….

Починка сапог….

Сушка яблок….

Доставка газет….

Полив огурц….

Слушать пение солов….

Много двер….

VII. Первичное закрепление новых знаний и способов действий.

1.Работа по карточкам.

                                        Карточка № 1.

Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже множественного числа.

               Стволы (дерево),  крылья (самолет),  простор (площадь),

аромат (гриб), ключи  от  (дверь).

                                        Карточка № 2.

Запишите существительные в родительном падеже множественного числа.

               Дача, Даша, роща, крыло, инженер, корабль, ключ, галоша.

 

Дополнительные задания.

                                        Карточка № 1.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

               Адрес ч..рники узнай у  лохматых и хмурых ел..й. З..мл  Ника любит расти по л..сным опу .. к.. м     вырубк.. м    пригорк..м.    У грибов тоже есть св..и  адреса.

                                        Карточка № 2.

Спишите.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

                Шампиньоны растут на п..лях  у  л..сных дорог на огород..х. Рыжики растут под сосн…         ел..ми      пихт..ми     лиственниц..ми.

Опята растут на пнях   на   ж..вых  деревь..  .

 

2.Проверка самостоятельной работы.

3. Игра «Грамматическая эстафета».

           - Поставьте существительное в форме родительного падежа множественного числа и передайте карточку ученику,  который сидит позади вас.  Последний ученик в колонке, сдает карточку «ведущему».  Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.

 

Прикрепленный файл Size
приложение № 6.doc 49 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн