Официальный сайт toppromotion 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Белеет парус одинокой…..»(Знакомство с детством и юностью М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Парус»)

Фото пользователя Ольга Анатольевна Царёва
Размещено: Ольга Анатольевна Царёва - сб, 25/09/2010 - 20:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Царева О.А.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №10"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цель урока: 1.познакомить учащихся с детством и юностью М.Ю.Лермонтова; 2. раскрыть основной мотив творчества М.Ю.Лермонтова на примере стихотворения «Парус»
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Портреты, книги, рисунки Лермонтова, видовые открытки, свечи, видеофильм.

 


 


Краткое описание: 
1)привить любовь к прекрасному, используя выразительное чтение, отзывы о посещении усадьбы бабушки Лермонтова в Тарханах, просмотр отрывка из телевизионного фильма «Строки поэта», посвященного к 180-летию поэта; 2)Развивать воображения ребят, опираясь на поэтические, музыкальные и зрительные работы.

                                                                                                                     Эпиграф

                                                                              Пускай историю страстей и дел моих Хранят

                                                                                   далекие  потомки.

                                                                                                                                   М.Лермонтов

 

                                                                         Ход Урока.

· Орг.момент.

(Звучит песня на стихи Лермонтова «Парус»)

· Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок посвящен детству и юности замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Все, что вы увидите, услышите сегодня на уроке подбиралось очень тщательно, осторожно и с большой любовью. Я хочу открыть для вас необыкновенного человека и поэта. Откуда пошла сила этого человека во всех отношениях необыкновенного? Рассмотрите его портреты. Он резко отличается от всех. Одни современники отмечали:

-Маленькие быстрые глаза…

-Большие полные мысли глаза

-Длинные щели ума

-Огромные прекрасные печальные глаза

Эти глаза любили смотреть на природу. Природа, пейзажи вдохновляли его. Они стали для него символом России. Эта природа и заложила гениальность поэта с ранних лет.

· Мне сегодня будет помогать Доброхотов Костя. Он подготовил самостоятельно выступление о детстве писателя.

М Ю.Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Рано потерял мать. Всю заботу о внуке взяла на себя его бабушка. Детство он провел в ее усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Здесь, общаясь с крестьянами, услышал об Отечественной войне 1812 года. Мальчик не раз участвовал в народных гуляниях, праздниках, обрядах. Бабушка возила внука для лечения на Кавказ, т.к. он часто болел. Учился поэт в Москве в Благородном пансионе, где и начал писать стихи. Затем продолжает образование в Петербурге в юнкерской школе.

· Слово учителя.

Хорошие сведения из биографии поэта Хочу добавить. Бабушка Лермонтова-  богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева- горячо любила внука и делала все, чтобы мальчик не чувствовал себя сиротой. В доме всегда было много детей. Лермонтов рос одаренным мальчиком. Он помнил, что с ним было в 2,5 года, помнил похороны матери, когда все были в черном и в слезах. Его учили музыке ,  а он часто сбегал с уроков. Но прекрасно освоил фортепьяно, скрипку, флейту. Он считал, что музыка—высший дар выражения чувств. Он сам пел. Отсюда и стихи его очень музыкальны. Сначала его учили домашние учителя. Благодаря им он овладел французским, немецким, хорошо рисовал, лепил из воска и снега фигуры. Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма «Строка поэта».Фильм снят в 1994 г. В селе Тарханы , когда отмечалось 180 летие со дня рождения поэта. Вы увидите , как много людей посещает это удивительное место.вы услышите интересный рассказ бывшего директора дома– усадьбы, увидите место, где прошло детство М.Ю., сможете немного прикоснуться к быту, к эпохе ,к жизни русского поэта.

( просмотр фильма-10 мин.)

Некоторые из вас, можно сказать, повезло.  Они могли посетить дом-усадьбу в Тарханах. Своими глазами увидеть картины, нарисованные поэтом и подаренные ему, увидеть тот рояль, на котором играл Лермонтов, походить по его комнате, увидеть письменный стол, множество книг….. Давайте дадим этим ребятам несколько минут, пусть они поделятся своими впечатлениями.

(5мин.)

1) Мне запомнились слова ведущей экскурсию о том, что означает слово «Тарханы». Тарханить—значит покупать-продавать. Так произошло  название села Тарханы. Нас показали за барским домом поляну, на которой сохранились рвы. Их выкопали, командир Мишель (так ребятишки звали Лермонтова в детстве) вел войну с «противником». Запомнился дуб, посаженный Лермонтовым. Дуб погиб во время грозы, но рядом растет его сынок дубочек.

2) На меня сильное впечатление произвели церковь и могила писателя. Там всегда цветы. Все строго, тихо, таинственно. Село очень чистое. В прудах спокойно плавают утки.

Итак, когда Лермонтову исполнилось 13 лет, Елизавета Алексеевна переехала с внуком в Москву, чтобы он продолжал учебу. Мальчик поступил сразу в 4-ый класс Благородного пансиона. Здесь преподавали лучшие профессора из Московского университета. Воспитанники очень любили уроки словесности, которые вел поэт Семен Егорович Раич. Собираясь у него в комнате, мальчики читали и обсуждали произведения, выпускали рукописные журналы, пробовали свои творческие силы. Очень нравились лекции профессора и поэта Алексея Федоровича Мерзлякова (он автор многих песен и романсов). В пансионе Лермонтов проучился 2 года. В 1830 году он поступил в Московский университет. Бабушка разрешила приходить в гости друзьям, юноши спорили обо всем: о судьбах  родины, о любви, дружбе, о том, для чего живет человек.

В 1832 году Лермонтов оставляет университет и переезжает в Петербург, где поступает в юнкерскую школу. Решение далось непросто. В этот трудный душевный момент—разрыв с университетом, разлука с друзьями– поэт и напишет стихотворение «Парус”. Позади оставлено все, что он любил, а впереди его ждала неизвестность. Спокойной, безмятежной жизни уже не будет.

· Выразительное чтение стихотворения «Парус» учителем.

 

Пауза.

Беседа по вопросам.

1) Какие картины возникают в воображении при чтении стихотворения «Парус»?

( Сначала возникает картина бескрайнего моря и одинокого паруса. Затем взгляд приближается к судну, и мы видим накренившуюся мачту, полотно паруса, выгнутое ветром, и волны за бортами. Затем мы присматриваемся к волнам лазурного цвета, потом смотрим вверх на солнце. Мы хотим рассмотреть все пространство моря.)

2) Если мы внимательно прочитаем первое четверостишие, то увидим, что автор подобрал своему лирическому образу-парусу глаголы. Найдите и назовите их (белеет, ищет, кинул). Но ведь парус– не живое существо! Как называется поэтический прием, при котором неживое становится  живыми? (Олицетворение).

-Автор нашел очень яркое определение своему парусу. Найдите его. (Мятежный). Что означает это слово? ( Слово «мятежный» означает «стихийно протестующий, восставший».) парус, как живой человек, ищет не покоя, а бури и волнения. Парус  как бы протестует против спокойствия окружающего мира. Это слово отражает основной мотив стихотворения– жажду борьбы и свободы.

3) Пересчитайте первые две строки….. Какие простые и певучие слова! Они подчинены стихотворному ритму. Здесь эпитеты стоят на необычном месте– после определяемого слова.

При прямом порядке идет прилагательное + существительное, здесь обратный порядок слов. С его помощью поддерживается ритм и подчеркиваются особенно важные для поэта слова. Благодаря этому мы и обращаем внимание на слово «одинокой», которое создает настроение. Такой прием называется инверсией.

(Запись в тетради).

Инверсия—необычайный порядок слов в предложении.

-Найдите в тексте примеры инверсии.

(В стране далекой, в краю родном, луч солнца золотой).

4) проведем эксперимент, в ходе которого мы установим, как инверсия делает стихотворение поэтичным, музыкальным. Работаем с первым четверостишьем. Поменяйте местами прилагательные (эпитеты) и существительные ( определяемые слова). Запиши в тетрадь.

 Белеет  одинокий парус В голубом тумане моря! Что ищет он в далекой стране? Что кинул он в родном краю?

Что получилось? Есть ли рифма? Сделаем вывод о роли инверсии.

5) Обратите внимание  на знаки препинания, которые встречаются в тексте. Перечислите их. (Восклицательный, вопросительный, многоточие в конце предложения). Для чего использует знаки?

6) Какое чувство пронизывает все стихотворение?

- А как вы догадались?

(Парус одинокой)

-Можно ли одиночество человека в жизни и одинокий парус в море? Есть ли сходство7 (Да). Это еще один поэтический прием, когда внутреннее состояние лирического героя соответствует картинам природы, - образный параллелизм.

7)Работа над выразительным чтением стиха.

· Текст

· Поведем итоги

· Что нового для себя вы узнали на уроке?

( Мы познакомились со стихотворением «Парус»,  узнали о приемах инверсия и образный параллелизм; научились выразительно читать; посмотрели фильм, услышала отзывы о поездке в Тарханы и захотели побывать там сами).

(Отрывок из фильма 2 мин.)

Обратите внимание на эпиграф.

Хранят ли далекие потомки историю страстей и дел поэта?

Выставление оценок за урок.

· Домашнее задание. Стих, наизусть, нарисовать парус, каким вы его себе представляете.

 

 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн