Давно ли песни ты мне пела
Над колыбелью наклонясь
Но время птицей пролетело
И в детство нить оборвалась
Поговори со мною мама
О чем-нибудь поговори
До звездной полночи до самой
Мне снова детство подари .
Автор слов: Гин В.
«Культура общения и ее влияние на взаимоотношения в семье»- сегодня, эта тема является актуальной и значимой для каждой современной семьи. Общение между родителями и детьми рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние. Безусловно, что нет «плохих» родителей и «плохих» детей, что проблема непонимания складывается не только из-за возрастного расхождения, а порой из-за неумения слушать и слышать друг друга. Так ли много знают родители и дети об интересах, увлечениях, личности друг - друга? К сожалению не всегда. Вечные хлопоты, дела и заботы поглощают все свободное время. Очень часто мы можем наблюдать, что две стороны участников общения (родители – дети) остаются загадкой друг для друга до тех пор, пока не раскроют и не поймут своих человеческих качеств: доброты, тепла, таланта.
Еще древний философ Сократ сказал: "Без взаимного понимания никакое общение между людьми не имеет ценности!». Общение - или, как часто определяют этот процесс, коммуникация – чрезвычайно широкое и ёмкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации. Общение выступает, во-первых, как средство решения семейных задач, во-вторых, как социальное обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений родителей и детей, обеспечивающих успешность в воспитания и становление личности. Через общение родители организует поведение и деятельность детей, оценивают их поступки и работу, помогают преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Это требует огромной самоотдачи и порой родителям бывает очень трудно выразить свои эмоции. Они должен быть тактичен и сдержан в воспитательном процессе.
Общение в нутрии семьи есть форма взаимодействия, сотрудничества между самыми близкими людьми – детьми и родителями. Это личностно и социально ориентированное взаимодействие, оно реализует одновременно коммуникативную, перспективную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность изобретательных, вербальных, символических и кинетических средств. Специфика такого общения, прежде всего, проявляется в его направленности: на само взаимодействие, на ребенка. Когда же родители способны заодно продемонстрировать детям высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая маме и папе, младшее поколение формируется духовно гармоничным.
Общение выступает важнейшим фактором в формировании личности человека, средством воспитания. Ведь воспитывать человека – значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Общаться с ребенком труднее, чем с взрослым; для этого нужно уметь правильно воспринимать внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учитывать возможную эмоциональную реакцию. В процессе общения в семье ребенок усваивает не только что - то новое, но и ощущает родительское отношение к себе. Это особенно значимо для детей подросткового возраста, когда происходит формирование навыков личностного общения.
Если раньше ребенок соглашался на позицию ведомого, то теперь родители должны стремиться к ситуации сотрудничества, а она предъявляет определенные требования к организации процесса общения: доверительность, взаимопонимание, реальный психологический контакт, способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.
Одна из важных стадий общения с детьми – обратная связь, которая осуществляется как на содержательном, так и на эмоциональном уровне. Обратная связь – непременный компонент любого процесса общения.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Древние заповеди общения гласят, что каждому, кто хочет получить удовольствие от общения необходимо:
- доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться;
- уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.
В общение нужно вступать без предвзятости. Никогда нельзя подходить или обращаться к ребенку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. Культура общения предполагает, что родители не навязывают своих вкусов, привычек, предпочтений. Очень точное и правильное обращение можно сказать словами К.С. Станиславского: «Любите не себя в общении, а общение в себе! Стремитесь так организовать взаимоотношения с детьми, чтобы ребенок всегда ощущал удовлетворенность от общения с вами».
Памятка родителям при общении с детьми
* Принимайте ребенка таким, какой он есть, не зависимо от его внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей.
* Обеспечьте эмоциональный комфорт ребенку дома. Для этого:
- будьте ему другом и опорой;
- стремитесь понять индивидуальные особенности своего ребенка;
- проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам;
- не навязывайте своего мнения;
- будьте тактичны;
- доверяйте детям;
- не допускайте расхождение между словом и делом.
* Не устраивайте ребенку «прилюдных» разборок. Скажите ему все наедине.
* Найдите в себе мужество признать свою правоту или неправоту и при необходимости – извинитесь.
* Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативного поступка (не ты плохой, а ты не прав!)
* Никогда «не воюйте» с детьми: если вам и удается настоять на своем, то дети отплатят вам своим упрямством и бездействием.
* Относитесь к своему ребенку с уважением, любовью, добротой.
* Не позволяйте себе грубые, безапелляционные суждения.
* Будьте тактичны, никогда не подчеркивайте своего превосходства как в общении с ребенком , так и со своим супругом, этого дети не должны видеть.
*В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение.
*Умейте щадить самолюбие и достоинства своего ребенка.
10.В любой жизненной ситуации помните: вы – родитель, с вас спрос за поведение, образ мыслей ваших детей.
|