План работы районного сетевого педагогического сообщества
на 2010 – 2011 учебный год
В системе повышения квалификации педагогов значительную роль играет совершенствование профессионального мастерства педагога через участие в работе предметных методических объединений, творческих групп, проблемных лабораториях. В подобных коллективах происходит смещение акцента с традиционной на инновационную деятельность: информационная, диагностическая, аналитическая, экспериментальная, прогностическая, научно-исследовательская, инновационно - внедренческая, экспертная, издательская.
Творческая группа объединяет педагогов, профессиональный интерес которых направлен на решение актуальных проблем в современной методике преподавания предмета, что позволяет повысить свою профессиональную компетентность. В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях.
За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений педагогов с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники, на организацию содействия комплексному развитию и повышению качества образовательного процесса. На первый план выходит проектирование новых изменений образовательной практики, становление и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога, педагога-технолога, педагога-исследователя. То есть работа направлена «на будущее», а не на обобщение прошлого опыта.
Одной из адекватных форм закрепления инновационного опыта является сетевое взаимодействие педагогов с целью распространения инновационного опыта, идей, методов их реализации. Построение образовательной практики интенсивным способом на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, интеллектуальные ресурсы.
Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне реализуется с целью: более полного обеспечения информационной поддержки образовательного процесса, инновационной работы; повышения эффективности использования методических и других ресурсов, обеспечения равных возможностей пользования этими ресурсами всех участников образовательного процесса; объединения усилий и возможностей с другими методическими организациями для внедрения в свою деятельность современных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.
В качестве показателей эффективного сетевого взаимодействия можно выделить следующие: единая цель, общий интерес, возможность для каждого участника, при определенных условиях, выступать в роли лидера, каждый участник сетевого сообщества может взаимодействовать с любым его членом напрямую, свобода выбора и корректировки задач и ответственность за них, гибкая структура сообщества.
Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. При сетевой организации методической работы наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
На данном этапе сетевое взаимодействие подразумевает и широкое применение на практике возможностей Интернета по следующим направлениям: использование электронной почты, поиск в сети нужной информации, рассылка и /или/ получение различных нормативных документов, информирование о семинарах и конференциях и т.д., обмен опытом и идеями, организация сетевых конференций, организация собственного методического хранилища, виртуальные библиотеки, коллекций цифровых образовательных ресурсов, обучающие олимпиады, викторины, проекты, сетевые методические объединения педагогов.
Важными составляющими обеспечения эффективности методической работы является системность организации взаимодействий участников образовательного процесса при обеспечении единства методического пространства. Данное требование предполагает подход к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, от направленности на высокие конечные результаты, подразумевает управляемость, планомерность всей методической работы.
Для организации и обеспечения единства методического пространства на муниципальном уровне в перспективе возможны социальные педагогические сети, которые позволяют общаться на профессиональные темы, являясь площадкой для взаимодействия, а также пространством для организации совместной (в том числе межрегиональной) деятельности школьников, педагогов, психологов, родителей, социальных педагогов, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Сетевое педагогическое сообщество - это группа педагогов, поддерживающих профессиональное общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных технологий.
Если подходить к определению данного понятия по частям, то можно вывести следующее:
- сетевое - находящееся в виртуальном пространстве,
- педагогическое - созданное педагогами для педагогов, родителей, учащихся, общественности,
- сообщество - группа, объединенная по интересам, таким образом, получаем:
сетевое педагогическое сообщество - это организованное педагогами в виртуальном пространстве объединение по интересам (обсуждение и решение проблем воспитания и обучения) для участия в нем педагогов, учащихся, родителей и общественности.
Аудитория сообщества
Аудиторией сообщества являются учителя, учащиеся, методисты, школьные психологи, административные работники, студенты, преподаватели ВУЗов, педагоги дополнительного сообщества, воспитатели и многие другие, кому интересны процессы, проходящие в современном образовании.
Существенные признаки СПС:
1) наличие общей идеи сообщества, значимой для всех,
2) добровольность и равноправие членов сообщества,
3) наличие многочисленных каналов общения,
4) общая деятельность,
5) создание значимого, практически применимого продукта, позволяющего оптимизировать воспитательный процесс педагогов, членов и читателей сообщества,
6) открытость, то есть тиражирование накопленных знаний.
Виды и формы деятельности
"Форум на странице сообщества - это очень удобная и активная форма ведения обсуждения каких-либо коллективных проектов.
Общий сетевой проект - это необходимый момент работы любого сообщества. Нельзя только обсуждать проблему, необходимо предлагать конкретный вариант ее решения, например: "Аукцион педагогических идей", "Конкурс", "Единый педагогический ресурс-копилка" и т.д.
"Реализация совместных для отдельных групп участников сообщества (например, администраторов ОУ) мини-проектов, онлайн - мозговых штурмов по решению сложных проблем ( аналогично групповым заданиям в обучении сетевых методистов)
Сетевое обучение: семинары, консультации.
Виртуальные конференции и скайп-чаты
Организация интерактивных клубов по интересам, обсуждение и выполнение совместных проектов, дистанционные тренинги, семинары, консультации.
Используемые средства
Компьютерная сеть, сеть документов и программное обеспечение связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами.
Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Возможно, только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.
Основные разделы сообщества:
Наши новости
Наши Вики-страницы
Наши сообщения
Наши альбомы
Наши форумы
Наши ссылки
Наши блоги
Наши объявления
"Доска объявлений обязательно должна быть расположена на передней панели и постоянно обновляться, чтобы участники сообщества к ней обращались регулярно, зная о том, что она активна".
"В наборе опций Открытого класса можно иметь раздел "Справка", где можно поместить информацию о сервисах и возможностях сайта, если у человека возникает затруднение, и он не знает, как действовать дальше".
Цели сообщества - поддержать творческих педагогов, особенно - территориально удаленных, предоставив им дополнительные возможности для последующих публикаций, обмена опытом, совместное решение профессиональных проблем. Хотелось бы добавить еще, что целью сетевых сообществ является получение педагогами интересующей их информации, обсуждение данной информации, возможность ее комментировать.
Задачи сетевого педагогического сообщества:
организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
создание базы данных по программным продуктам, используемым в учебном процессе, а также опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;
методическая поддержка молодых педагогов;
знакомство с современным программным обеспечением, учебными и методическими материалами;
внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;
организация и проведение сетевых семинаров, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса;
организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Задачи организаторов сетевого педагогического сообщества:
-создавать и поддерживать движение внутри сообщества;
-привлекать новых участников;
-помогать участникам регулировать возникающие конфликты, решать проблемы и общаться друг с другом;
-создавать самые разные точки для пересечения интересов людей;
-помогать участникам строить авторитет и за счет этого делать сообщество интереснее.
Деятельность в среде сетевых сообществ естественным образом связана с освоением таких важных для научного образования навыков как критическое мышление и коллективное творчество.
Сетевое сообщество обязательно должно иметь какой-либо объединяющий документ: соглашение, меморандум, положение. Наличие в подобном сообществе координационного совета позволит четко координировать деятельность разобщенных территориально, но объединенных общей идеей в сетевом пространстве людей. Наличие плана работы или графика здесь обязательно, как и для любого сообщества, в том числе и несетевого". "Сфера профессиональной деятельности - образование, наличие мотивации общаться дистанционно в сети, открыто обсуждать и делиться опытом, идеями, помогать участникам сообщества".
|