Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»
Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих математических играх.
(Консультация для педагогов).
Воспитатель:
Ружникова Е.А.
г.Заозерск
2009 год
План:
1. Средства развития мыслительной активности детей.
2. Показатели математической игры как развивающей деятельности дошкольника.
3. Классификация развивающих математических игр.
4. Математическая игра как средство развития и организации детской деятельности.
5. Уровни развития ребёнка в отношении новых развивающих игр.
6. Условия развивающего воздействия игр на развитие личности ребёнка.
Средства развития мыслительной активности детей разнообразны:
Ø анализ жизненных ситуаций;
Ø экспериментирование с предметами и объектами природы;
Ø разнообразные игры (индивидуальные и коллективные).
Всё это способствует гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением и отстаивать своё. В качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребёнка рассматриваются развивающие игры. Развивающие математические игры относятся к интеллектуальным, искусственным, абстрактным, результативным. Они характеризуются умственной активностью, являются интеллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве игрового обучения детей.
Основные показатели, по которым игру относят к развивающей и доступной ребёнку-дошкольнику деятельности, следующие:
1. Соединение в игре интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения. (Н-р, передвижение фишек, перекладывание кубиков с целью сооружения постройки, узора на основе сформулированных правил). Направленность игр на развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, абстрагирования требуют от играющего высокого уровня интеллектуальной активности.
2. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чём гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства. (Н-р, в играх «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса»). Раскодирование заданного в игре – это участие в интеллектуальном тренинге. В игре приобретаются качества личности (самостоятельность, инициативность, креативность) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять), которые применимы в любой учебной и жизненной ситуации.
По способу осуществляемого изменения игры делят на две группы:
§ комбинационные (в ходе выполнения игровых действий меняется взаимное расположение элементов игры, но не меняется форма игрового устройства). Это шашки, кубик Рубика, пирамидка, игровой квадрат В.В.Воскобовича.
§ конфигурационные (В ходе игры изменяется форма игрового устройства при частичном изменении взаимного расположения элементов). Это Кубики для всех, Уникуб, Сложи узор, Танграм, Играем всей семьёй.
3. Имеет место быстрая смена цели и направленности действия. К результату можно прийти только путём системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Развивающая игра способствует как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.
4. Создаются благоприятные условия для реализации потребности ребёнка-дошкольника в творческих проявлениях креативности. Ребёнок воссоздаёт «образ действительности на основе воображения».
5. Имеет место как воспроизводящая, так и творческая деятельность. Приобщение детей к активной воспроизводящей деятельности по моделям, рисункам, алгоритмам подводит их к творческой активности. Разнообразие игры по структуре и направленности обеспечивает развитие креативности. Каждая игра моделирует творческий процесс, хотя и различаются по внешним признакам. (Н-р, «Пентамимо», «Кубики для всех» имеют элементы разной конфигурации – плоские и объёмные – но результат достигается в процессе активного поиска способов соединения элементов – комбинирования, с частичным использованием предметного образца модели или без них).
6. Реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематичного рисунка, постройки, силуэта. Это составляет «цель задания». Ряд практических действий и результат контролируется самим ребёнком.
7. Освоение игры возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Все игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, у ребёнка есть возможность проявить в игре особенности своей личности. (Н-р, «Кубики для всех» имеют 400 способов составления куба из элементов этой игры).
8. Развивающие математические игры относят к интеллектуально-творческим, т.к. им свойственно последовательное изменение заданной конструкции в результате пошаговой трансформации, воссоздания, комбинаторики.
Развивающие математические игры классифицируют в зависимости от:
ü структуры и вида игрового устройства;
ü особенностей действий, которые необходимо произвести с целью достижения результата;
ü влияния на развитие тех или иных способностей, специфики мыслительного хода.
I. Игры на плоскостное и объёмное моделирование.
· «Составь картинку (фигуру)» (Силуэт, постройка, картинка моделируется как на плоскости, так и в трёхмерном пространстве);
· «Сложи квадрат»;
· Игры-головоломки («Танграм», «Сфинкс», «Пентамимо», «Волшебный круг»);
· «Сложи узор»;
· «Уникуб»;
· «Куб-хамелеон»;
· «Уголки»;
· «Кубики для всех»;
· «Играем всей семьёй»;
· «Прозрачный квадрат»;
· «Цифра-конструктор»;
· «Чудо-крестики»;
· Чудо-соты».
Эти игры развивают образное мышление, умение создавать образ, выбирая для этого правильный путь решения ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.
II. Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование).
· Геометрические головоломки (из спичек, счётных палочек) на построение, изменение фигур, преобразование одной фигуры в другую с сохранением количества спичек (палочек);
· Игрушки-трансформеры (Цветок Лотоса, объёмная мозаика-конструктор (шар));
· Кубик для путешественников (автор И.Новичкова);
· Квадрат В.В.Воскобовича.
Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умение осуществлять целесообразные действия.
III. Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.
· Четыре по четыре;
· Паркеты;
· Игра «в 15»;
· Головоломки;
· Цветное панно (автор С.В.Ковалёв).
Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умения принимать правильное решение.
IV. Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определённым правилам. В этих играх используется дидактическое пособие.
· Логические блоки Дьенеша;
· Наборы логических геометрических фигур.
Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.
Разнообразные игры структурно включаются в развивающую среду. С этой целью организуется игротека с набором игр разной степени сложности. В наличии должны быть игры, способствующие развитию умений сравнивать, воссоздавать, изменять, варьировать, упорядочивать, классифицировать и т.д. Это обеспечивает выбор ребёнком той игры, которая интересует его, разноплановость развивающего воздействия. Взрослый помогает ребёнку организовывать познавательную и творческую деятельность, увлечься ею, вступить в диалог со сверстником или педагогом, максимально реализовать себя в игре. В данном случае игры – одно из средств организации и развития самостоятельной познавательно- игровой деятельности детей. Эта деятельность может возникать спонтанно или в развивающей ситуации, но всегда является средством развития и организации детской деятельности: развития умения ставить цель и следовать ей, действовать путём осмысления и поиска верных ходов, оценивать путь поиска решения, результат в целом. В результате освоения игр у детей совершенствуется логико-математический опыт:
- активное освоение детьми средств познания (сенсорных эталонов: форма, цвет, размер; эталонов мер; умений создавать образ; знаков и символов речи);
- овладение способами познания (самонаблюдением, начальными навыками логического мышления и умением обследовать предметы; экспериментированием, сравнением и сопоставлением).
Преобразовательная направленность деятельности ребёнка (было – стало) в развивающих математических играх поддерживает интерес к ним ( к моделированию, наглядному отображению результатов).
Выделяют три группы детей на основе их отношения к новым сложным развивающим играм, умения включаться в поисковую деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать результат и оценивать его.
Повышенный уровень развития. Дети 5-6 лет быстро ориентируются в материале и сразу начинают размышлять о способе достижения результата, характеризуя его сразу, ещё на стадии ориентировочного действия. Они свободно высказываются по поводу игры (как можно играть, что узнать нравится или нет, интересная ли и чем). Дети самостоятельно находят решение, проявляя творческое отношение к игровому процессу.
Средний уровень развития. Дети 5-6 лет сначала активно включаются в обдумывание хода решения игровой задачи, но результат не проектируют. В основном, интересуются процессом (Как? Из чего?). При переходе к практическим действиям у детей наблюдается некоторая торопливость (спешка). Высказывания ребёнка об игре и ходе решения игровой задачи отрывочны, разрознены. Ребёнок получает результат, проявляя элементы творчества, но он гораздо проще, обыденнее в сравнении с результатом, полученным детьми повышенного уровня развития.
Сниженный уровень развития. Дети 5-6 лет. Характерно кратковременное обдумывание, схематичные высказывания (труднопонимаемые), отсутствие стремления к получению результата, обилие практических малорезультативных действий, и результат, не соответствующий возможностям игры.
Повышение развивающего воздействия игр на развитие личности ребёнка возможно при соблюдении ряда условий:
v Игры, соответствующие уровню развития ребёнка, затем – несколько выше его возможностей. Так возможно наиболее эффективно стимулировать проявление самостоятельности и инициативности, активизировать деятельность воображения.
v Игры, ориентированные на освоение средств и способов познания, обеспечение переноса, на обогащение опыта самостоятельной деятельности играющего, в котором сохраняется и накапливается опыт «воображения».
v Использование разнообразных приёмов, направленных на повышение интереса к игре. Это мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающей её результативность.
v Оказание ребёнку помощи в организации его мыслительной деятельности проходит в несколько этапов:
1. Сообщив ребёнку название игры, правила, возможный результат, следует предложить подумать о том, как играть в эту игру. Эффективен приём условного деления всего процесса на 3 этапа:
- Думай! (О чём? Как?)
- Делай! (Как?)
- Получай результат! (Какой?)
На этом этапе у ребёнка появляется «идея» решения.
2. Практический поиск хода решения. Что делать? Раскладывать, измерять, соотносить, составлять, изменять. Диалог взрослого с ребёнком способствует выбору правильного пути решения, запоминанию ошибочных действий и недопустимости их повтора, переключению внимания ребёнка на поиск иных способов реализации замысла, различных нестандартных решений. Активен в этой деятельности ребёнок, а не взрослый.
3. Получение результата. Ребёнок сам оценивает его: результат длительного поиска, использование подсказки (схема, алгоритм, образец) и помощь сверстника, который догадался, как прийти к результату.
В контексте других видов деятельности (художественной, экологически направленной, трудовой, музыкальной) развивающие математические игры могут быть использованы с целью активизации мыслительных процессов, эмоционального насыщения деятельности познания и отражения.
Литература:
1.«Игра и дошкольник».
Сборник статей под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.
СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.
«Технология игры в обучении и развитии»
М: 1966.
3.Давыдов В.В., Кудрявцев В.Г.
«Развивающее обучение//Вопросы психологии», 1997, №1.
4. Минскин Е.М.
«От игры к знаниям»
М: 1987.
5. Михайлова З.А.
«Игровые занимательные задачи для дошкольников»
СПб: 1999.
6. Никитин Б.П.
«Ступеньки творчества, или развивающие игры»
М: 1989.
7. «Калейдоскоп игр»
Сост. В.Н.Белов; Л.: !990.
8. Шмаков С.А.
«Игры учащихся – феномен культуры»
М: 1994.
|