Submitted by Валентина Романовна Батясова on Wed, 29/09/2010 - 06:57
План урока и дидактический материал по предмету "Кулинария", тема: "Горячие напитки и сладкие блюда"
Тема раздела: "Сладкие блюда и напитки".
Тема урока: "Горячие напитки".
Цели урока:
образовательные: ознакомить учащихся с технологией приготовления и правилами подачи горячих напитков, требованиями к качеству этих напитков;
развивающие: развитие творческих умений, самостоятельности, умения вести беседу;
воспитательные: воспитание чувства личной ответственности перед товарищами, общим делом, чувством коллективизма.
Учащиеся должны знать: классификацию и ассортимент напитков, технологию приготовления напитков, правила отпуска и подачи, режимы хранения и реализации, требования к качеству напитков.
Предварительная подготовка преподавателя: сбор и обработка информации о горячих напитках, оформление наглядных пособий, разработка игры, профдиктанта.
Предварительная подготовка учащихся: выучить тему "Сладкие блюда", оформить на А4 рецептуру на новое сладкое блюдо.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: опрос групповыми формами, профдиктант, беседа, игра, рассказ.
Средства обучения: учебник Н. Анфимова "Кулинария", плакат "Напитки", посуда, приборы, наглядные пособия, виды чая, кофе, какао-порошок, кулинарные традиции Мира.
Межпредметные связи: товароведение пищевого производства, организация п.о.п., история, физиология питания.
Ход урока
Этапы урока
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся на уроке
1. Организационный момент
1 мин.
Приветствие учащихся, отметить отсутствующих
Приветствуют преподавателя
2. Повторение пройденного материала
20 мин.
1. Защита учащимися рецептов - помогает в изложении материала
1. Защита рецептов новых сладких блюд
2. Решение проблемной задачи групповыми формами, преподаватель делил группу на подгруппы и озвучивает задачу, по окончании деятельности учащихся оглашает и показывает эталон решения задачи
2. Решают задачу
3. Профдиктант: преподаватель зачитывает вопросы, по окончании деятельности учащихся оглашает правильные ответы
3. Отвечают на вопросы, оценивают работы
3. Постановка темы и цели урока
1 мин.
Озвучивает тему урока, которая заранее написана на доске, и цель урока.
Цель: познакомить учащихся с технологией приготовления и правилами подачи горячих напитков
1. Классификация и ассортимент горячих напитков
2. Технология приготовления и правила подачи чая, технология приготовления чая-заварки, правила подачи чая с сахаром, с лимоном, с вареньем и т. д.
3. Технология приготовления и правила подачи кофе
а) кофе черный натуральный
б) кофе по-варшавски
в) кофе по-восточному
г) кофе по-венски
д) кофе из растворимого
4. Технология приготовления и правила подачи какао
5. Технология приготовления и правила подачи шоколада
Игра "Угадай-ка"
Слушают рассказ преподавателя и записывают основные мысли в тетрадь
6. Работа учащихся (закрепление нового материала)
5 мин.
Преподаватель предлагает учащимся закрепить новый материал, поиграть в игру, раздает каждому листочки с загадками. По окончании деятельности учащихся показывает правильные ответы
7. Заключение урока, подведение итогов и выставление оценок
2 мин.
Преподаватель подводит итоги
Слушают преподавателя
8. Домашнее задание
1 мин.
Преподаватель предлагает учащимся домашнее задание, конспект, стр. Реклама на любой напиток
Записывают вопросы, если они у них возникают
Опорная карта к уроку по теме "Горячие напитки".
1.Классификация и ассортимент горячих напитков.
В общепите приготавливают такие горячие напитки: чай, кофе, какао, шоколад. Ассортимент чая зависит от способа подачи к нему продуктов: чай черный, зеленый, желтый, белый с сахаром, лимоном, вареньем, медом, джемом, конфетами и т. д. Кофе готовят черный натуральный, по-венски, по-варшавски, по-восточному, кофе на молоке.
Все горячие напитки являются тонизирующими, содержащиеся в них пищевые вещества благоприятно влияют на сердечную деятельность, способствуют пищеварению, уменьшают ощущение усталости. Вспомним русскую поговорку: чай не пьешь - какая сила (по необходимости продолжение... чай попил - совсем ослаб).
Температура горячих напитков - не ниже + 75°С.
Чай, кофе, какао-порошок - сырье, впитывающее посторонние запахи, поэтому хранят эти продукты в... как? (в сухих помещениях в плотно закрытой таре).
2.Технология приготовления и правила отпуска чая.
Чай - освежающий и утоляющий жажду напиток. Его история насчитывает как минимум 5 тысячелетий. Первыми его стали пить китайцы. Согласно легенде, чай открыл император Шень Нун 2700 лет до н. э. Во время дальней поездки он остановился на привал и вскипятил воду для питья. В это время в котел упало несколько листьев с ближайшего куста. Вода приобрела не только приятный вкус, но и тонизирующие, освежающие свойства.
В России стали пить чай с 17 века (зачитать о русских традициях чаепития "Кулинарные традиции Мира"). До сих пор в общепите чай готовят по русской традиции.
Записать технологию приготовления и правила подачи чая:
Фарфоровый чайник ополаскивают кипятком, засыпают заварку, заливают на 1/3 кипятком, закрывают салфеткой, настаивают 10 мин.[ доливают кипяток. Подают с лимоном, с сахаром, с молоком, сливками, вареньем, конфетами и т. д.
Рассказать про англичан - традиционный английский чай с молоком.
Сейчас существует очень много видов чая. Какие Вы знаете виды чая?
Продемонстрировать образцы чая, посуду для подачи чая, молока, варенья, заварные чайники.
3. Технология приготовления и правила подачи кофе Первыми напиток готовили эфиопы.
Кофе готовят в турках (показать), френг-прессах, в кофеварках-речьюлар, в экспрессо-машинах. Лучший кофе получается, когда зерна кофе размалывают непосредственно перед варкой.
А знаете ли Вы, что такое кофе?
Рассказать о плодах кофе и как получается тот продукт, который мы покупаем в магазине.
В общепите готовят кофе в следующем ассортименте:
а)кофе черный натуральный: кофе высыпают в кофейник, заливают кипятком, доводят до кипения, настаивают 5-8 мин. Подают в кофейных чашках (показать!), можно отпускать с сахаром, лимоном, молоком, сливками;
б)кофе на молоке: в готовый черный кофе добавить горячее молоко, сахар, доводят до кипения;
Как подадим?;
в)кофе по-венски: черный кофе наливают в стакан, сверху - взбитые сливки (из кондитерского мешка);
г)кофе по-варшавски: в черный концентрированный процеженный кофе добавляют топленое молоко, сахар, доводят до кипения;
д)кофе по-восточному: мелкомолотый кофе насыпают в турку, добавляют сахар, холодную воду и доводят до кипения, подают в турке, отдельно холодная кипяченая вода;
е)кофейный напиток готовят как кофе черный на молоке.
4.Какао.
Что такое какао-порошок? Рассказать о производстве какао. Показать зерно-боб.
Технология приготовления какао: порошок смешивают, растирают с сахаром, добавляют небольшое количество воды или молока, растирают, затем тонкой струйкой, помешивая, наливают горячее молоко и доводят до кипения. Подают по 200 г в стаканах и чашках.
5.Шоколад.
Готовят как какао. Посмотреть в Сборник рецептур. Закрепление нового материала.
Преподаватель проверяет, как внимательно слушали учащиеся и освоили новый материал, раздает листочки с игрой "Угадай-ка". Через 5 минут показать эталон ответов.