Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект учебного занятия для 7 класса Пётр 1- «тиран» или Великий реформатор?

Фото пользователя наталия павловна семеняченко
Submitted by наталия павловна семеняченко on Wed, 29/09/2010 - 22:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Семеняченко Наталия Павловна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №74" Учитель истории и обществознания
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Конспект урока-суда на тему: "Пётр 1- «тиран» или Великий реформатор?"

Тема: Пётр 1- «тиран» или Великий реформатор?

Жанр: урок-суд

Учебный предмет: история

Автор: Семеняченко Н.П.

Дата разработки: 15 февраля 2009 г.

Класс: 7

Ожидаемые результаты. После этого занятия учащиеся смогут:

Знания

-проанализировать деятельность Петра 1 по преобразованию России

-осмыслить страницы далёкого прошлого

-оценить реформы императора

Умения и навыки

-работать с дополнительной литературой

-работать в группе

-выступать публично

- уметь отстаивать своё собственное мнение

-дать оценку исторических фактов

Отношения, ценности, внутренние установки

- понять значение реформ императора

-высказывать своё отношение к роли Петра 1 в современном мире

- оценить эффективность актуальности преобразований Петром современного мира

 

Ресурсы

-Карта «Российское государство в первой четверти 18 века»

- Репродукции картин:

 Кившенко А.Д. «Молодой Петр 1 командует «потешными» войсками у села Преображенское»

Ге Н.И. «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея

- Портрет Петра 1

 

План занятия (90 мин)

1.)                Мотивация (5 мин)

Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти 18 века. Они связаны с именем царя Петра 1.

Но современники Петра 1 разделились на два больших лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и в наши дни. В 18 веке великий русский учёный-патриот М.В.Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А.С.Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

В наши дни мы слышим продолжение этих споров. Последнее время всё чаще раздаются утверждения, будто реформы царя оказались ненужными и даже вредными, а успехи России достигнуты неоправданно высокой ценой. Невольно возникает вопрос:

-Каким же был этот российский монарх? Петром Алексеевичем? Или Петром Великим?

-В чём обвиняли его недруги и за что хвалили и чем восторгались сторонники?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы и проведём наш урок-суд современности над Петром 1 и ответим на главный вопрос:

-Кто же Пётр 1 –«тиран» или Великий реформатор?

2.Интерактивная часть занятия.

    Действующие лица:

                             Судья

                             Присяжные заседатели (3 чел)

                             Прокурор

                             Адвокат

                             Ответчики: Демидов, Апраксин, Шафиров,  

                                                  Яковлева

                              Истцы: Репнин, Лопухин, Петрова

                              Репортёры газеты (3 чел)

                               Секретарь

 

Секретарь. Встать! Суд идёт!

Судья. Сегодня на судебном заседании заслушивается дело о Петре Алексеевиче Романовом, русском царе с 1682 по 1725 годы.

Секретарь зачитывает справку об обвиняемом.

Судья. Назовите состав преступления.

Прокурор. Пётр 1 уличён во множестве грехов:D

    -царь Пётр прекратил созывать земские соборы

    - затормозил развитие России путём создания крепостных           

      фабрик

    - он слишком жестокими методами обновлял Россию

    - насаждал в стране западноевропейские обычаи

    - изменил облик русского человека

 Все его преобразования - реакционные и заимствованы у Запада.

Секретарь зачитывает историческую справку о состоянии России на рубеже 16-17 веков.

Справка.

 В 17 веке Россия была отсталой страной (отсутствовал удобный выход к морским берегам). Ущерб экономике страны нанесла польско-шведская интервенция начала 17 века. В  странах Западной Европы крепостное право давно исчезло. В России же крепостничество задерживало развитие страны вперёд.

Судья. В чём же мы тогда должны обвинять подсудимого, если он смог преодолеть подобные недостатки?

Прокурор. В России в конце 16 века уже существовали предпосылки для новшеств, их просто продолжил Петр 1без серьёзного продумывания. Секретарь, зачитайте справку, подготовленную линией обвинения.

Справка.

В экономике развивалось ремесло и мелкотоварное производство. Начал формироваться всероссийский рынок. Организуются полки нового строя. Наблюдается новизна в культуре.

Показания свидетелей.

Судья. Адвокат, предъявите показания свидетелей линии защиты.

Адвокат. Я вызываю известного промышленника первой четверти 18 века Демидова.

Демидов. Пётр проводил мудрую политику поддержки российской промышленности. Было построено до 200 мануфактур. К концу его правления стали выпускать трубки, карты, платки, фарфор.

Адвокат. Я вызываю свидетеля защиты адмирала Апраксина.

Апраксин. Пётр превратил Россию в великую военно-морскую державу, создал регулярную армию и флот, пересмотрел стратегию и тактику армии. Мы гордимся своими викториями: Орешек, Полтава, Гангут, Гренгам!

 Адвокат. Вызываю свидетелю защиты. Барон Шафиров П.П.

Шафиров. В 1772 году Пётр ввёл в России новую систему учёта службы и продвижения по служебной лестнице.Она была записана в особом законе – «Табеле о рангах». Так я стал вице-канцлером, бароном!

Адвокат. Я вызываю ещё одну свидетельницу – Александру Яковлеву.

Яковлева. Русская женщина жила до Петра по нормам «Домостроя»! Теперь женщина вышла из терема, стала появляться на празднествах, ассамблеях. Император внёс изменения и в старинный обычай заключения брака.

Прокурор. Мы слушали горячую речь в защиту Петра 1. А теперь послушаем свидетелей обвинения. Я приглашаю отца первой жены царя – Лопухина.

Лопухин. Пётр заточил в монастырь мой дочь Евдокию Лопухину и свой сестру Софью, присутствовал на пытке сына Алексея, надругался над прахом князя Милославского.

Прокурор. Вызывается вдова казнённого стрельца Федосья Петрова.

Петрова. Я обвиняю царя в жестокости и несправедливости в проведения суда в 1698 году. Были арестованы 1041 человек. Никого не осталось у меня после смерти мужа.

Будь проклят этот антихрист…

Прокурор. Обвинение представляет молодой дворянин ю Репин.

Репин. Мои родители люди богатые и знатные. Жили мы спокойно в имении, но настало время Петра 1. Пришлось мне нести службу в казарме. Вышел указ – обязан недоросль учиться. Совсем замучил нас.

Прения сторон.

Судья. Слово предоставляется адвокату.

Адвокат. Карамзин полагал, что царь продвинул страну почти на шесть столетий вперёд. Преобразования ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы.  В России ни до Петра, ни после Петра  ни один государственный деятель не проводил реформ, которые охватывали бы все сферы жизни общества и государства: экономику и социальный строй, культуру, военное дело, быт и дипломатию. Его деятельность заслуживает похвалы и доброй памяти потомков.

Судья. Слово обвинителю.

Прокурор. Пётр 1 видел смысл жизни в укреплении государства, был жесток и ни в грош не ставил жизнь человека. При  нём налоги на душу населения возросли в среднем втрое, цена же реформ, выраженная человеческими жизнями, подсчитанная ещё П.Н.Милюковым, равна седьмой части населения. Я всё сказал…

Судья. Присяжные заседатели удаляются для принятия решения.

Оглашается приговор.

3. Подведение итогов.

1. Выступление репортёров (радикальное направление, жёлтая пресса, газета «Независимый опрос»).

2. Анкета для социологического исследования о роли Петра 1 на дальнейший ход истории России. Совпадение результатов анкет с решением суда.

3. Делаем выводы.

-Яркая личность Петра как магнит привлекает, и будет  привлекать исследователей, писателей, политиков.

-Интерес к делам Петра не ослабевает, а усиливается в сложные периоды истории России.

-Соглашаемся с С.М.Соловьёвым, что «Почва для истории великого человека есть история народа».

-Проводя реформы, помнить, ради кого они проводятся, думать об интересах всего общества, а не узкой группировки. 

4.Заключение.

Учитель выставляет оценки. Объясняет домашнее задание: определите отношение к Петровской эпохе; напишите письмо в прошлое, адресат - от царя Петра до простого человека - выбирайте сами.

 

 

 

   

 

   

 

 

 



На: Конспект учебного занятия для 7 класса Пётр 1- «тиран» или В


Уважаемая Наталия Павловна!Спасибо за интересный план- конспект урока!Возьму на "вооружение"!