v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Час памяти.
учитель физики
УВК «школа-гимназия» № 3
Еремия Л.В.
Цели: воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине, своему краю, к людям старшего поколения; расширить представление детей о героизме и трагедии советского народа; воспитание уважительного отношения к памятникам войны.
Вступительное слово учителя: Ребята, а часто ли вы вспоминаете о войне? Ведь это часть нашей истории. Сегодня у нас не обычный классный час, а Час памяти, посвященный всему советскому народу, всему народу многострадальной Украины, всем тем, кто благодаря злой воле Гитлера был вовлечен и пострадал в годы Великой Отечественной войны. Давайте на некоторое время перенесемся в 1941 год, попытаемся себя представить причастными к событиям того времени. Люди тогда не верили, что возможно завтра будет война. Они продолжали жить.
На экране показана природа – березы, река, звучит спокойная музыка.
Учитель : Шло лето 1941 года. Суббота 21 июня. Во многих школах праздник – выпускные балы. Дети рано утром идут встречать свой первый рассвет во взрослой жизни.
Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось.
Учитель: сердца детей были полны надежд на прекрасное будущее. Представьте, что эти сердца сейчас здесь, с нами.( учитель раздает детям и гостям красные сердечки). Пусть эти сердца весь этот час будут согреты теплом ваших рук, теплом ваших сердец.
Июнь! Тогда еще не знали мы
Со школьных вечеров к реке шагая,
Что завтра будет первый день войны.
А кончится лишь в 45-ом, в мае.
( Взрыв, гаснет свет, на экране летят вражеские самолеты. Голос Левитана о вероломном нападении фашистской Германии)
Неповторимый детства мир разрушила война как будто на кровавый пир всех созвала она
Учитель: Началась Великая Отечественная Война. Война советского народа против агрессора. Это была война жестокая и несправедливая. Это она отметила юность многих черным крылом смерти. Война разрушила планы на будущее, надежды на счастье! Фашисты расстреливали, вешали, сжигали, убивали стариков и детей. Враги считали, что путь по нашей земле будет легким, но они просчитались.
( На экране кадры хроники). Почти вся Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер и безграничную любовь к Родине, чтобы выстоять и побороть несметные силы врага.
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что Родиной мы зовем, -
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь!
Фашисты не знали, что такое советский народ, который поднялся на защиту Отечества и в этом его подвиг.
Учитель: Как вы понимаете слово «подвиг»? (учащиеся рассуждают). Учитель: Подвиг – бесконечный порыв человека, который отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Мы говорим о подвиге народа , ибо победу приближали и партизаны в тылу врага, и труженики военных заводов, ученые и конструкторы. Вот как подвиг выражен в стихах:
И мы встаем несметной силой Штыками, раздвигая тьму Как бы дорогу для светила Прокладываем в злом дыму. Не позабыть нам первых схваток, Разбитых сел, дорог в крови, Ночей под кровом плащ-палаток
Как первой не забыть любви. Все шло не так, как представлялось, Как в книгах вычитал, - не так. Все было ново: дождь, усталость, Разрывы мин и гул атак.
Учитель: война продолжалась 1418 дней и ночей. 1418 дней борьбы за Победу, неугасимой веры в то, что она настанет. Война была самой тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения, лишили крова 25 миллионов человек. (на экране слайды с названными цифрами, кадрами разрухи).
Учитель: Война была горем для народа. Тысячи детских смертей принесла война. На глазах у девчонок и мальчишек погибали их братья и сестры. А смерть так безжалостна и глупа! В г.Керчи германская комендатура приказала родителям отправить детей в школу, подчиняясь приказу 245 детей с тетрадками и учебниками ушли, но домой так и не вернулись. После освобождения города в 8-ми км. от него в глубоком рву были найдены 245 трупов этих детей, расстрелянных оккупантами. Из воспоминаний девочки, бывшей узницы «Велодрома Д Ивер». Когда ночью в дом стали стучать фашисты, она закрыла своего брата в потайном шкафу стены, а ключ забрала с собой. Девочка думала, что вернется домой через несколько дней и откроет брата. Но этого не произошло. Домой она попала только спустя несколько месяцев. А осознание вины в смерти брата так и осталось с ней на всю жизнь.
Учитель: Виновата ли девочка в смерти брата? Кто виноват в этом? (Дети рассуждают).
Учитель: 27 миллионов человеческих жизней унесла жестокая война. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 34 года. В памяти народа навечно остались: 29 трагических дней защиты Брестской крепости, тысячи соженных заживо мирних жителей Белоруссии, 250 дней обороны Севастополя, 900 дней блокады Ленинграда , около трех лет бесконечной борьбы за Керчь, бессмертный подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен, 201 день стойкости Сталинграда. Вспомните кадры первых дней войны. И вот во что превратилась эта казалось бы непобедимая армия Гитлера. Все говорили, что на борьбу с фашистами поднялась сама природа. (на экране кадры пленные фашисты). Фашисты надеялись, что до зимы Советский Союз будет
побежден. Но этого не допустил советский народ. Фашистам пришлось пережить не одну неимоверно холодную зиму.
Учитель: Великую победу приближали не только солдаты, но и женщины, работавшие на заводах, в колхозах; матери, чьи-то жены и сестры.
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
В то утро простился с тобою
Твой муж,или брат, или сын
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Только у нас в Крыму 23 женщины удостоены звания Героя Советского Союза.
Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, взвалившие на свои плечи непосильный груз боли и смерти. Они как могли помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия. ( документальные фотографии).
Когда, упав на поле боя и не в стихах , а наяву
Я вдруг увидел над собою, живого взгляда синеву.
Когда склонилась надо мной страданья моего сестра,
Боль стала сразу не такою: не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили живой и мертвою водой.
Как будто надо мной Россия склонилась русой головой.
А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну. Получив извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо.
Сыночек мой, кровиночка, украден ты войной.
Листочек мой, травиночка, как пусто мне одной.
Прокаркала вороною беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною она пришла она ко мне.
Сыночек мой, кровиночка, прошло так много лет,
Листочек мой, травиночка тебя все нет и нет.
(показать детям солдатский военный треугольник)
Памяти тех, кто не вернулся с войны, тем кто продолжает ждать, искать пропавших безвести, детям войны, которые живут с нами рядом посвящается песня «Журавли».
Учитель: Черное крыло смерти коснулось Крыма в первую ночь войны бомбардировкой г.Севастополя. В течении нескольких дней для вооруженной защиты было мобилизовано 93 тысячи кримчан. Спустя всего 118 дней после начала войны гитлеровские полчища имея трехкратный перевес в силах ворвались на наш полуостров. Война достигла и нашего поселка.
Вспомним их поименно…
Горем вспомним своим!
Это нужно не мертвым
Это нужно – живым!!!
(на экране материалы местного музея на фоне музыки «Вокализ», Рахманинова).
Учитель читает выдержки из Актов, представленных в местном музее.
В акте от 28 мая 1944 года сказано, что в течении всего периода немецкой оккупации п. Сейтлера ( Нижнегорский) гитлеровские палачи со зверской жестокостью систематически уничтожали советских людей. В поселке в бывшем магазине помещалось гестапо, куда палачи приводили арестованных, пытали их и казнили. Над людьми издевались, держали их в камере 2-3 дня, а потом расстреливали в лесопитомнике. Многие погибшие люди так и остались неопознанными. В гестапо был замучен директор Сейтлеровской средней школы Колоколов П.В. , Кажатов – учитель с.Желябовки, Романенко Г. С. и Позняк И. М. – садовники совхоза «Карпэ», Кирполь М.И.- директор Сейтлеровского МТС и многие другие наши соотечественники. Наряду с уничтожением мирних жителей фашисты убивали и советских военнопленных. В районе нашего поселка было казнено и замучено свыше 900 человек. Многие места их захоронения были найдены. А некоторые обнаруживают до сих пор. Более 2000 юношей и девушек фашистские изверги угнали на каторгу в Германию. В память о тех жестових днях недалеко от нашей школы находится памятник, расположенный на месте массового расстрела мирных жителей поселка Сейтлер. ( фото памятника)
Учитель: Війна не одну сім’ю рідної неньки не обійшла стороною. Україна втратила 8 млн. чоловік, одну п’яту усього свого населення. З них 2,5 мільйона – у боях; 5,5 мільйонів - попали у полон та були замучені або знищені в концлагерях (на фоне фотографий узников концлагерей, учитель читает).
За годы войны в концлагерях уничтожено 11 млн. человек. Вот они – лагеря смерти, лагеря боли: Бухенвальд: около 239 тысяч были узниками, за 8 лет существования в
лагере замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей.
Освенцим: страшный символ уничтожения людей, на его счету свыше 4 миллионов граждан СССР, Польши, Франции и других стран.
Дахау (первый концлагерь): около 70 тысяч людей – замучено или убито.
Маутхаузен: 122 тысячи человек уничтожено, из них 32 тысячи советских граждан.
Саласпилс: более ста тысяч человек были узниками этого лагеря. Лагерь известен своими зверствами над детьми.
Учитель: Всем узникам концлагерей посвящается «Бухенвальдский набат». (звучит песня)
Учитель: война вошла в каждый дом, осталась болью в душе каждого. Говорят мужчины не плачут… Но в сердцах детей военных лет раной остались скупые солдатские слезы.
Война вошла в наш дом, и помню я ее
Сперва без дыма, крови и тревоги,
А, как заходят путники в жилье,
Передохнуть, испить с дороги.
Глаза закрою, вижу как теперь,
Распахнутые настежь двери дома,
И как ложится на пол через дверь
Зари вечерней свежая солома.
Я вижу мать у белого стола
В обнимку с черным чугуном картошки
И двух солдат, которым подала
Моя сестренка расписные ложки.
Солдаты ели истово, в запас,
А старший рыжий, с вислыми усами
Рассказывал, давя бездонный бас,
И вдруг заплакал тихими слезами.
Сидел и плакал тягостно, в упор.
Не наклоняясь и лицо не пряча.
И я войну запомнил с этих пор,
И до сих пор боюсь мужского плача.
Учитель: О чем плакал солдат? (дети рассуждают). Рассмотреть рассказы или видеозаписи пожилых людей, имеющих статус «Дети Войны».
Учитель: ребята, возможно вы знаете, что ООН 21 сентября объявила днем мира. В этот день ученики нашего класса выпустили эту газету (показывается газета, на которой изображен голубь мира). На ручках они написали свои мысли, которые связаны с мирной жизнью. У меня на столе есть тоже несколько ручек. И я вам предлагаю сейчас сделать выбор. С чем у вас ассоциируются все светлые радостные цвета? А с чем – черные ? Я, например, выбираю цвет красный, потому что это цвет радости. А вы? (дети делают свой выбор и крепят ручки на газету).
Учитель: Долгие четыре года солдаты шли к победе. В ожесточенных боях истекая кровью и умирая, приближали счастливый миг победы. 30 апреля при штурме Берлина было водружено красное знамя над Рейхстагом, которое стало знаменем Победы. И вот наступил долгожданный май 1945 года. Весть о долгожданной Победе молниеносно достигла самых отдаленных уголков великой страны. Вся страна отмечала 9 мая – день великой ПОБЕДЫ над фашистской Германией. Народ ликовал. В Москве на Красной площади состоялся парад (на экране парад Победы в Москве).
Учитель: Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улице. Казалось, что впервые за много дней взрослые и дети радовались весне и
наслаждались жизнью. Люди были счастливы, но с горечью вспоминали тех, кого они потеряли (на экране военные кадры сменяются кадрами мирной жизни). В этот день в Москве и в других городах прозвучали залпы праздничного салюта Победы. Впервые люди не вздрагивали от залпов орудий, а плакали от счастья. С этих пор вот уже 64 победных салюта отзвучали в каждом уголке нашей Родины. 64 салюта памяти погибшим в этой войне.
Учитель:
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди, покуда сердца стучатся!
Помните! Какой ценой завоевано счастье!
Пожалуйста, помните!
Люди Земли! Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех…
Кто уже не придет никогда, -
Заклинаю: Помните! Помните!
Учитель: Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют школы, улицы, площади. В их честь зажигают « вечный огонь» (на экране памятники, у которых горит «вечный огонь»).
Их теперь не обнять, не пожать им ладони.
Но восстал из земли негасимый огонь –
Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.
Это павших сердца отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.
Учитель: так сложилось у многих народов, что когда вспоминают погибших людей, то в честь памяти о них зажигают свечи. И тогда мы уже не думаем о том в кокой войне погиб человек, мы скорбим о том, что его жизнь унесла война. Я предлагаю вам прослушать песню «Зажгите свечи». И в тот момент, когда вы почувствуете, что тоже хотите зажечь свечу памяти, встаньте и прикрепите сердечко на доску, чтобы наши «свечки» тоже горели. ( Звучит песня).
Учитель: Сегодня мы с вами коснулись лишь немногих страниц жестокой войны. И работ, и забот у нас сейчас полно, но нельзя в круговерти дел забывать о нашей истории, о тех далеких днях. Пусть никогда не завянут цветы у подножия памятников, не погаснут «вечные огни». А в ночь с 21 на 22 июня пусть и на вашем окне зажжется «СВЕЧА ПАМЯТИ».
|