Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Содержание и организация уроков изобразительного искусства на основе изучения и освоения лепки направленной на развитие творческих способностей школьников.

Submitted by Ольга Афанасьевна Выходцева on чт, 30/09/2010 - 17:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Выходцева Ольга Афанасьевна
Место работы, должность: 
учитель начальных классов МОУ "Косиловская ООШ"
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли        Белгородской: учебно – методическое пособие/          С. И. Ботова, Т.А.Приставкина, А.В.Рябчиков. – Белгород:,2000. – 176 с.

2. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. / Н.А   Горяева . – М.: Просвещение, 2000, -  150 с.

3.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебное пособие для студентов / В. С. Кузин . - М.: Агар,1998, - 368 с.

4. Лыкова И.А. И снова лепка: мечты и реальность. Лепим сказку. – М.: ООО    «Карапуз - дидактика»,2007, -    с.

5. Лыкова И.А.  Лепка как экспериментирование с образом /И.А. Лыкова//Цветной мир. – 2008 - № 2 – с. 12 - 17

6. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и  художественный труд: с краткими методическими рекомендациями, 1-9 классы/под руководством Б.М.Неменского.-М.: «Просвещение», 2005, -140 с.

 7. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания   в начальной школе: методическое пособие/ Л.М. Сокольникова.-М.:2002, - 181 с.

 8.  Халезова Н.Б.Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя/ Н.Б,Халезова.-М.: Творческий Центр СФЕРА,2005, -110 с.

 9.  http://www.belwebsite.info/

10.  http //revolution.allbest. ru/ pedagogics/ 00009110-0/html

 

 

Краткое описание: 
Раздел 1.Теоретические основы развития творческих способностей детей в процессе работы над скульптурой. 1.1. Лепка как вид художественной изобразительной деятельности детей………………………………………………………………….5 1.2.Лепка, как процесс создания скульптурного изображения……....9 Раздел 2. Содержание и организация уроков изобразительного искусства на основе изучения и освоения лепки направленной на развитие творческих способностей школьников. 2. 1. Методы и приёмы применяемые при обучении детей лепке и развития их творческих способностей……………………………………………………….12 Заключение
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

Содержание и организация уроков изобразительного искусства

на основе изучения и  освоения лепки направленной на развитие

творческих способностей школьников.

 

 

 

 

                                   РЕФЕРАТ

 

                               

                                    Выполнила:

                                        Выходцева Ольга Афанасьевна,

                                              учитель начальных классов                     и изобразительного искусства                                                           

                                         МОУ « Косиловская оош»

                                         Грайворонского района

 

 

 

БЕЛГОРОД

2008

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение…………………………………………………………………………..3

 

Раздел 1.Теоретические основы развития творческих способностей

  детей в процессе работы над скульптурой.

               1.1. Лепка как вид художественной изобразительной деятельности                  детей………………………………………………………………….5

               1.2.Лепка, как процесс создания скульптурного изображения……....9

Раздел 2. Содержание и организация уроков изобразительного искусства

на основе изучения и  освоения лепки направленной на развитие

творческих способностей школьников.

              2. 1. Методы и приёмы применяемые при  обучении детей лепке и    развития их творческих способностей……………………………………………………….12

                  

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                                                                                                                                       Между живописцами и скульпторами                                                       всегда был спор - какое из двух искусств превосходнее; и многие судили различно, одни в пользу скульптуры, другие - в пользу живописи... Я же скажу, что живопись и скульптура включаются в одно и то же понятие искус­ства... и не могут называться существенно различными между со­бой, ибо как та, так и другая стремятся к одной цели... стараются передать красоту, достоинство, душевное состояние и очертания вещей... И я прихожу к окончательному выводу, что передача фи­гуры в мраморе, в дереве, в золоте и передача ее на картине, на бу­маге, на стене — есть одно и то же искусство.

Джанпаоло Ломаццо

 

Одним из видов изобразительного искусства является скульптура. А одним из способов выполнения скульптуры – лепка.

                 Лепка – наиболее распространенный процесс создания задуманного скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим податливым материалом: влажной глиной, пластилином, воском. Лепка может служить как выполнению самостоятельного произведения, так и созданию модели для скульптуры, осуществляемой в другой технике (высекание, литье, чеканка).

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию мелкой моторики рук, привитию ручных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём многообразии.

 «В семье изобразительных искусств, - отмечал скульптор И.Я. Гинцбург,- лепка играет ту же роль, как  и арифметика в математических  науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

В рисовании предмет изображается относительно. Из – за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – всё это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».[  ,196]

Многие современные писатели рассказывают, что в литературу их привела... лепка. В детстве они сооружали из пластилина крепости, ле­пили рыцарей в доспехах, прекрасных дам, лошадей, чудовища и, ко­нечно, играли с ними, по ходу сочиняя необыкновенные истории.

Поэтому цель моей работы заключается в изучении и выявлении целесообразных условий для  развития творческих способностей школьников в процессе лепки на уроках изобразительного искусства.

 Задачи исследования:

- изучить специальную литературу по методике преподавания лепки;

- выявить и обосновать педагогически целесообразные условия для развития творческих способностей детей в процессе лепки;

- разработать и апробировать систему  занятий на основе методики преподавания лепки направленных на развитие творческих способностей учащихся;

- подвести итоги работы и сделать выводы.

 

Раздел 1.Теоретические основы развития творческих способностей детей в процессе работы над скульптурой.

1.1.     Лепка как вид художественной изобразительной деятельности детей.

Лепка входит в повседневную жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто  вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отде­лить от другого. Хорошо, когда дома или в школе есть плас­тилин. Тогда интересно и весело лепить фигурки, рисовать или вы­резать декорации и разыгрывать на столе или в большой картон­ной коробке представления. А если вместо пластилина взять солё­ное тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней ёлки. Во дворе или на даче тоже най­дётся материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице мягкий снег, почему бы рядом со снего­виком не поставить пони или белого верблюда, а из снежных ком­ков составить гигантскую гусеницу и разрисовать её красками.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисо­вании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так одни дети предпочитают ми­ниатюрные изделия, другие тяготеют к монументальности. Пока ещё не изучено, как влияет на ребёнка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будьте мелкая моторика или простран­ственное мышление) сразу отражается в лепке. В других видах изо­бразительного творчества должен пройти скрытый период ассими­ляции, пока развившиеся способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина мож­но создавать бесконечное множество образов, каждый раз нахо­дить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и ро­дителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и под­держит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

 Лепка - вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, пред­метную, декоративную и комплексную лепку. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в ко­торых сюжетные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу (Серый Волк и Красная Шапочка, Лиса и Колобок), по раз­мещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей осно­ве), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответ­ствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, обороняются, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т. д. В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 3-5 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки, уметь пользоваться разными приемами изображения.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изобра­жения - всевозможные фрукты, овощи, игрушки, животных, быто­вые предметы, транспорт, фантазийные существа и пр.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие , характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной .

В связи с этим встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

В декоративной лепке дети создают декоративные или декори­рованные изделия - вазы, кашпо, маски, тарелки, панно, лепные орнаменты, архитектурные и интерьерные элементы в кукольных домиках, замках для игр и спектаклей. Многими из этих поделок можно украсить помещение.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, учащиеся могут сами создавать интересные изделия. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства.

В комплексной лепке дети произвольно или для решения по­ставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки. Например, вылепив рыбку, украшают её лепным узором; со­здав персонажей к сказке, украшают одежду прорезным орнамен­том и налепами.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию и пр.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной, в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка ассоциируется с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

 

 

 

1.2. Лепка, как процесс создания скульптурного изображения.

             В практике скульптурных работ применяют различные способы лепки. Первые упражнения и простейшие задания при обучении лепке, заключающиеся в обработ­ке таких форм, как шар, цилиндр, диск, выполня­ются раскатыванием и скатыванием глины или пластилина в разных направлениях. Для получе­ния шарообразной формы нужно кругообразны­ми движениями скатывать глину между ладонями. Диск шарообразной формы получают сжимани­ем шара между ладонями. Для получения цилин­дрической формы раскатывание следует произ­водить прямыми движениями ладоней,

При лепке форм с более сложным строением для проработки деталей в работу включаются пальцы.

         Когда изображают сложную форму, состоя­щую из нескольких частей, например фигуры жи­вотных, человека,  можно использовать несколько способов. Один из них - конструктивный, когда скульптура создается из отдельных частей. Дру­гой - пластический, когда скульптура лепится из одного куска глины (или пластилина). В третьем - комбинированном способе - объединяются леп­ка из целого куска и отдельных частей.

Конструктивный способ — наиболее простой. При его использовании части изделия вылепля­ются заранее. Как правило, работа начинается с наиболее крупной, основной части. Так, при леп­ке животного сначала лепят туловище, а затем голову, конечности; При этом все эти части посто­янно сравниваются и уточняются в пропорциях. Мелкие детали лепятся в самом конце работы.

Лепка предмета пластическим способом - бо­лее сложный прием. Он требует точных движе­ний, хорошего знания формы, пропорций, разви­того глазомера. Целесообразно предварительно нарисовать предмет с учетом общего размера куска. Это позволит учащимся четко представить

себе конечный результат лепки, пропорции раз­личных частей, деталей, лучше почувствовать пластику формы. Далее комку глины придается конструктивная исходная форма. Такими исход­ными формами для лепки собаки будет цилиндр, для курицы - овоид (яйцевидная форма), белки или готовой к прыжку кошки - валик, согнутый в дугу вверх и вниз. Наметив и уточнив общую форму, ее пространственное положение, начина­ют вытягивать основные части - шею, голову, хвост. После их окончательного уточнения про­рабатываются остальные, более мелкие части и детали.

Комбинированный способ лепки применяется тогда, когда целесообразно из цельного куска вылепить основные части изображаемого объек­та и соединить их для продолжения дальнейшей работы. Например, лепятся туловище и толстые лапы медведя, а отдельно - голова; туловище и хвост лисы и отдельно - ее лапы и т. д.

Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополни­тельным). В зависимости от степени несовпаде­ния с плоскостью различают следующие виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.

Лепка на форме. Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы — банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных поло­тенец и пр. Они служат прочной и удобной осно­вой, а также позволяют избежать лишней работы. В этом случае все усилия и внимание направлены на тонкую оформительскую работу. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают.

Это нетради­ционная техника, выполненная детьми из соленого теста на основе самых обычных пластиковых и стеклянных бутылок.

Модульная лепка. Этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструи­рование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов — модулей.

Модули — шарики, валики, диски, бесфор­менные комочки — объединяют по-разному:

• соединяют произвольно «на глаз» (гнездыш­ко, кустик, прическа);

• заполняют силуэт, вырезанный или выложен­ный длинными пластилиновыми жгутиками; (рыбка, черепаха);

• насаживают на каркас из проволоки, пало­чек, трубочек или на вылепленную основу (коралловые рифы, дерево — ствол вылеплен, крона из кусочков).

 

Раздел 2. Содержание и организация уроков изобразительного искусства

на основе изучения и  освоения лепки направленной на развитие

творческих способностей школьников.

2.     1. Методы и приёмы применяемые при  обучении детей лепке и развития их творческих способностей.

Лепка — это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и пр. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить конструктивные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кистей рук, глазомера, согласованности движений обеих рук, воспитанию привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о свойствах материалов и приемах передачи объемной формы.
Материалы лепки — глина и пластилин.
                  Многообразие предметных форм требует усвоения различных приемов лепки, и прежде всего, тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.

Скатывание — простейший прием обработки бесформенного куска пластического материала для придания ему шарообразной формы с гладкой поверхностью. Кусок кладется между ладонями и, слегка сжимаемый руками, кругообразными движениями скатывается в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы. Для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков применяют раскатывание. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями- рук раскатывается, удлиняясь и приобретая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.
Сплющивание — прием равномерного сжатия куска для получения уплощенной формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами, он приобретает форму диска, лепешки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев или стеки. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой ее частью, то концами (заостренным и лопаточным).
При лепке мелких деталей применяют прием прищипывания. Он осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создается новая деталь. Если такой же щепоткой ухватить часть пластического материала и, слегка сжав, потянуть, можно из оттянутого материала сформировать какую-то часть предмета. Этот прием называют оттягиванием.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого концами пальцев, стекой и тряпкой. Продольным движением пальцев и стеки, поставленной лопаточкой перпендикулярно к поверхности, смазывают или счищают все неровности. То же можно сделать и слегка увлажненной тряпочкой, если изделие выполняют из глины. Прием заглаживания применяют и для получения плавных переходов от одной поверхности к другой, в местах закруглений и соединений различных частей. Выделение ребер осуществляют совокупным приемом оттягивания и заглаживания. Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска — «скульптурным» способом. Так лепят  дети пряник, крендель, тарелочку, морковку, репку, помидор, яблоко, лимон, грушу, утку, матрешку и многое другое. Но предметы, форма которых легко расчленяется на составные элементы, изображают по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, величина которых соответствует членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и заканчивают соединение всех элементов.

 Существуют следующие методы обучения лепки по источнику получений знаний :

·        словесные:   объяснение, рассказ , беседа, дискуссия;

·        наглядные: наблюдаемые предметы, явления, наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств, свойств, особенностей формы и фактуры;

·        практические: конкретные практические действия.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА:

* информационно - рецептивный- (объяснительно - иллюстративный)    обследование предметов сочетается со словесными приёмами;

* репродуктивный – показ способов и приёмов изображений;

* проблемное изложение – « метод творческих заданий» (раскрытие противоречий, постановка образной задачи);

* частично – поисковый – «совместного творчества»;

* исследовательский – «самостоятельного художественного творчества»

       Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил.  Объемное видение и глазомер развивается у ученика не за один год, и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жесткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ученикам после многократной лепки одними и теми же приемами одних и тех же форм разного размера.
Изделия, которые  ребенок делает из пластилина, полностью зависят от его наблюдательности, непроизвольного внимания к форме и развития мелкой моторики рук. Хорошо развитых в этом направлении детей в младших классах мало, но даже они, осваивая то или иное новшество, новое изделие, сразу же сталкиваются со множеством проблем. Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

3. Поэтапная лепка изделия по нотации.

4. Домашнее задание: самостоятельная лепка по образцу, выполненному в классе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Учитель может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.

Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения. Только в рамках начального раздела "Исходные формы" иногда надо какое-либо действие совершать на материале ученика.) При исполнении очередной детали обязательно следует говорить о необходимости ее соразмерности с другими деталями, а при контроле исполнения обязательно продемонстрировать выполненную соразмерность деталей на своем изделии-образце. Ни в коем случае нельзя сравнивать соединяемые детали из разных изделий, поскольку реальные размеры разных изделий, не совпадают, то и части их также различны. Например, шляпку гриба, вылепленного учеником для своего изделия, – с ножкой такого же гриба, выполненного учителем или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.

5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

ЛЕПКА С НАТУРЫ И ПО ПАМЯТИ

Как уже указывалось выше, процесс обучения лепке начинается с выполнения простейших уп­ражнений - раскатывания на ладони и между пальцами глиняных (пластилиновых) шариков, цилиндров, колесиков.

Затем переходят к лепке с натуры простых предметов быта, имеющих четкую геометричес­кую форму конструкции, построения: кружки, та­релки, вазы, кофейника и т. п. Одновременно ле­пят фрукты, овощи.

Постепенно приобретая знания, умения и на­выки в лепке предметов простой формы, начина­ют с натуры лепить животных и фигуру человека.

Процесс работы с натуры начинается с внима­тельного изучения и анализа изображаемого объекта, его конструктивного строения, характе­ра объемной формы, пропорций, силуэта, осо­бенностей соединения отдельных частей. Осо­бенно важно разобраться в закономерностях объема, перехода одной формы в другую.

Рассмотрим процесс лепки вазы. Проще всего вазу лепить из валиков (круглый налеп). Следует подчеркнуть, что этим способом можно вылепить сосуд любой формы: чашку, кружку, вазу, причем не только цилиндрической, но и округлой, шарообразной и конусообразной формы.

Лепка вазы начинается с того, что из глины (или пластилина) лепятся валики одинаковой тол­щины, но разной длины. Если у вазы основание шире, чем горлышко, то следует сделать дно со­ответствующей ширины.

После того как будут вылеплены все валики, их ровными рядами укладывают друг на друга и плотно замазывают места скрепления. При этом следят за тем, чтобы первый валик соответство­вал по своей длине окружности дна, а последний

- окружности горловины. Если у вазы горлышко высокое, на отверстие сосуда ставится заранее приготовленная глиняная трубка, соответствую­щая диаметру и высоте горловины натуры, и плотно примазывается к главной части вазы.

При лепке таким способом необходимо мыс­ленно разделить всю вазу на составные части -валики разного диаметра и высоты, которым бу­дут соответствовать валики, вылепленные из гли­ны. Завершается работа внимательным уточне­нием изгибов формы вазы, уточнением краев горловины вазы, симметричности ее форм.

Если ваза лепится путем выбирания глины (или пластилина) стекой, то вначале делается заготов­ка нужной формы. Например, если ваза в целом имеет круглую форму, то и заготовка должна иметь шарообразную форму, если цилиндричес­кую, то заготовка будет в виде толстого валика. Затем стекой в виде лопаточки в заготовке дела­ется углубление, которое постепенно увеличива­ется. Стекой глина выбирается с внешней стороны горловины, и так до полного соответствия натуре.

Во время лепки животных любым из указанных выше способом все время надо помнить об их анатомическом строении, расположении основ­ных мышечных групп. Это поможет более точно определить их пространственное положение, движение, соединение туловища с остальными частями тела. Необходимо также определить, в какую геометрическую форму можно вписать ту­ловище, голову, лапы. Так, у кошки туловище -овоидной формы, голова - округлой формы, шея

- короткая, линия спины плавно переходит в ли­нию таза. Уши кошки короткие и острые (треу­гольничком), лапки тонкие, маленькие.

Строение собаки и лисы во многом напоминает анатомическое строение кошки, но у собаки шея и лапы длиннее, более выражены морда и уши; у лисы пушистый хвост, острый" длинный" нос и ост­рые уши и т. д. Изображение животных в рисунке и в скульптуре хорошо описывается в уже упоми­навшейся здесь книге В. А. Ватагина "Изображе­ние животных. Записки анималиста" (М., 1957). Также важно и необходимо учитывать анато­мическое строение, пластическую анатомию при лепке фигуры человека. Вначале можно потрени­роваться в лепке с натуры куклы, например, де­вочки. После внимательного рассмотрения и ана­лиза куклы, определения пропорций частей мож­но приступить к лепке. Один из способов лепки куклы - по частям. Вначале лепится туловище или пальто (конусообразная форма). Затем лепится голова, обычно круглой, шарообразной формы, и прикрепляется к туловищу. При этом надо сле­дить, чтобы при их соединении получалась шея. Далее в виде валиков (удлиненных цилиндров) лепятся ноги и руки и также прикрепляются к ту­ловищу. Намечаются ступни ног и кисти рук. По­сле этого отрабатываются детали одежды: шап­ка, воротник,   варежки,   намечаются   и  лепятся черты лица - глаза, нос, рот, уши.

После лепки с натуры куклы можно приступить к лепке с натуры фигуры живого человека.

Если глиняная скульптура фигуры человека (также как и фигура из пластилина) выполняется размером более 20 см, то она должна обязатель­но иметь жесткий внутренний каркас, в против­ном случае она будет постоянно деформировать­ся и может развалиться. Каркас делается в пол­ном соответствии с величиной и характером (пространственным расположением, поворотом и т. п.) скульптуры.

Вначале изготовляется подставка и к ней кре­пится каркас. Чтобы фигура стояла устойчиво, каркас укрепляют так называемым глаголем -толстым железным стержнем, согнутым в виде буквы Г. Внизу он имеет лапы, которыми и крепит­ся к деревянному щиту-подставке. Высота долж­на равняться 1/2 высоты фигуры.

Последовательность работы над скульптурой фигуры человека та же, что и в рисунке. Начина­ют с общего, стремясь сразу схватить характер фигуры, ее пропорции, движение, поворот, об­щую посадку. На этом этапе работы фигура полу­чается грубо обобщенной, но с точным закрепле­нием ряда опорных точек. Дальнейший этап ра­боты - детальная проработка скульптуры. И за­вершается работа обобщением формы, переда­чей характерного и выразительного в скульптуре.

В процессе работы найденное положение опорных точек отмечается втыкаемыми в глину спичками или гвоздями. Закрепляется и место на плинте, куда падает отвесная линия, проведен­ная из яремной ямки. Это закрепление основных опорных точек не позволяет их потерять при раз­личных переделках и в процессе всей последую­щей работы.

Во время лепки фигуру постоянно поворачива­ют и осматривают со всех сторон, осмысливая общую форму, объем, взаимосвязь большой формы и деталей. Причем вначале для правиль­ного схватывания общей формы, пропорций и движения достаточно поворачивать фигуру в пределах основных четырех координат: фас, ле­вый профиль, затылок и спина, правый профиль.

Далее следуют короткие, все более разнооб­разные повороты. Каждая форма должна про­сматриваться со всех сторон, вокруг, что позво­лит точно определить ее объем в пространстве и напряжение.

ЛЕПКА НА ТЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Начиная лепить по памяти, представлению и воображению однофигурные тематические ста­туэтки "Спортсмен", "Тракторист", "Доярка", "Девочка с теленком" и др., очень важно четко представить себе отличительные признаки костю­ма спортсмена (лыжный костюм, характерная спортивная шапочка), тракториста (комбине­зон), строителя (телогрейка, рукавицы, каска, мастерок, лопата) и т. п.

В подчеркивании отличительных признаков лыжника, боксера, конькобежца, велосипедиста, строителя, тракториста, доярки существенную роль играют предметы, характеризующие ту или иную профессию, вид спорта, а также характер­ные для них рабочие позы. Целесообразно изоб­разить скульптуру лыжника с лыжами в движении, в позе бега на лыжах; боксера с перчатками на руках в позе наступающего в поединке на против­ника; доярку - в халате с ведром или стоящей ря­дом с бидоном; художника - с палитрой и кистью в руках, стоящего у мольберта с холстом, и т. д.

Для поисков и определения характерных при­знаков костюма, атрибутов, поз изображаемых спортсменов, строителей и т. д. необходимо вы­полнить карандашом ряд набросков и эскизов как с натуры, так и по памяти, представлению. Причем в рисунках необходимо изобразить фи­гуры спортсмена, строителя и др. с разных сто­рон - спереди, сбоку, сзади. Особое внимание следует уделить главному, так называемому вы­ставочному положению скульптуры. Окончатель­ные эскизы можно сделать в величину размеров предполагаемой скульптуры.

И совершенно необходимы предварительные карандашные наброски, эскизы при лепке сю­жетных композиций на темы окружающей жизни и литературных произведений. Вначале можно продумать и решить творческую композицию скульптуры: как композиционно и пространст­венно связаны между собой персонажи, объекты сюжета, их размеры, одежда, движения и т. п.

В лепке тематических композиций нужно доби­ваться красивого сочетания форм предметов, пластичности объемов, гибкости и изящества ли­ний и, конечно, ясной смысловой связи изобра­жаемых персонажей и предметов с сюжетом. Для этого в композиции надо выделять главное - со­держание происходящего действия. Этому, в свою очередь, способствуют такие факторы, как выразительность формы, характерность движе­ний, пантомимики фигур, удачное, наиболее вы­разительное, ритмическое и динамическое (или, наоборот, спокойное) расположение их на под­ставке, четкое выделение главного персонажа (или двух главных персонажей).

Понятно, что для выбора конкретного сюжета тематической композиции необходимо еще раз вникнуть в содержание иллюстрируемой сказки, басни, прочувствовать ее содержание. Большую пользу окажет и рассматривание иллюстраций известных русских художников В.М.Васнецова, И.Я.Билибина, Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачева, ри­сунки и наброски животных В.А.Серова, В.А.Ватагина, А.М.Лаптева, И.С.Ефимова; скульптуры сказочных героев С.Т.Коненкова и И.С.Ефимо­ва; дымковских, каргопольских и богородских игрушек (в нату­ре или репродукциях). (Приложение)

Применяя все эти методы на уроках изобразительного искусства перед учителем на 1 –м этапе обучения  (1 – 4 классы) ставятся следующие задачи:

·        знакомить с различными приёмами и способами лепки,

·        знакомить учащихся с понятием скульптура, её видами,

·        ознакомить с особенностями работы в технике лепки в области декоративно – прикладного и народного искусства,

·        учить детей передавать в лепных изделиях объёмную форму, пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое,

·        формировать умение смотреть с разных точек на скульптуру,

·        развивать творческие способности детей,

·        развивать воображение и наблюдательность, конструктивную фантазию,

·        воспитывать любовь к родине, интерес к изучению традиций своих предков, эмоциональную отзывчивость, чуткость и пр.

Темы уроков по лепке в 1 – м классе:

Изображать  можно в объёме.

Домики которые построила природа.

Строим город.

Темы уроков по лепке во 2 – м классе:

* Звери в лесу.  Выразительные возможности

  материалов для работы в объёме.

·        Образ сказочного героя.  Художественное изображение в объёме.

3 –й класс:

§        Твои игрушки (озорной товар).

§        Витрины магазинов.

§        Лепка спортсмена (или кошки).

§        В музеях хранятся скульптуры  известных мастеров.

4 –й класс:

§        Герои, борцы, защитники. Эскиз памятника герою.

На 2 – м этапе обучения (5 -8 классы) возникают следующие задачи:

·        Знакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений,     связи объёма с окружающим пространством и освещением,        художественными материалами.

§        Знакомить учащихся с истоками архитектуры, её первоэлементами , с основными этапами развития и истории архитектуры и дизайна.

§        Формировать умение читать в памятниках архитектуры, монументальных видах искусства идею, замысел.

§        Понимать особенности выразительных средств архитектуры.

§        Учить создавать объёмные изображения животных, человека.

§        Развивать творческие способности,.

§        Формировать  навыки работы над архитектурным объёмом.

§        Воспитывать интерес к скульптурному искусству, интерес к учебной деятельности.

Темы уроков в 5 -8 классах:

§        Древние образы в современных и народных игрушках.- 5 класс

§        Объёмные изображения в скульптуре.- 6 класс

§        Красота, выразительность пропорций человека. Лепка фигуры человека. – 7 класс

§        Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры. 8 класс

§        Ворота – один из главных символических форм города. – 8 класс

§        Архитектура как отражение миропонимания. Древний Рим. – 8 класс

§        Русская усадьба. – 8 класс

Заключение

           Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик - кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

         Одновременно ребенок сознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

         Следует постоянно помнить, что, занимаясь лепкой, школьники приучаются наблю­дать в жизни и передавать в скульптуре многооб­разные предметы, окружающие нас, учатся пони­мать красоту объемных масс, постигают азы ис­кусства древнего вида художественного творче­ства человека - ваяния.

Занимаясь на уроках изобразительного искусства   с детьми лепкой в течение ряда лет , можно сделать следующие выводы:

1) у детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа; об этом говорят книги, иллюстрации, которые они отыскивают и приносят в класс;

2) развивается художественный вкус, что отражается и на выполнении работ по изобразительному искусству;

3) развиваются творческие способности учащихся: если первые работы выполнялись под руководством учителя и доля самостоятельной работы была очень мала, то последние работы детей в художественной части были выполнены полностью самостоятельно;

4) приобретаются трудовые умения и навыки, расширяются знания: дети знают, что такое барельеф, приемы лепки дымковской, филимоновской, каргопольской  и старооскольской игрушки, знают основные элементы узора, цвета, которые берутся для выполнения узора, основные принципы раскрашивания, приобретают практические умения по работе с глиной и исследовательские навыки.

Кроме этого дети приобретают :

1) умения свободно владеть лепным материалом;
2) знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
3) знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
4) правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
5) умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
6) умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
7) развитие мелкой моторики пальцев рук;
8) видение пропорций и объемов;
9) развитие фантазии и объемного мышления.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.
Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.
              И закончить хочется словами А.И. Деньшина: “Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!”

 

 

 

Библиографический список

1. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли        Белгородской: учебно – методическое пособие/          С. И. Ботова, Т.А.Приставкина, А.В.Рябчиков. – Белгород:,2000. – 176 с.

2. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. / Н.А   Горяева . – М.: Просвещение, 2000, -  150 с.

3.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебное пособие для студентов / В. С. Кузин . - М.: Агар,1998, - 368 с.

4. Лыкова И.А. И снова лепка: мечты и реальность. Лепим сказку. – М.: ООО    «Карапуз - дидактика»,2007, -    с.

5. Лыкова И.А.  Лепка как экспериментирование с образом /И.А. Лыкова//Цветной мир. – 2008 - № 2 – с. 12 - 17

6. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и  художественный труд: с краткими методическими рекомендациями, 1-9 классы/под руководством Б.М.Неменского.-М.: «Просвещение», 2005, -140 с.

 7. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания   в начальной школе: методическое пособие/ Л.М. Сокольникова.-М.:2002, - 181 с.

 8.  Халезова Н.Б.Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя/ Н.Б,Халезова.-М.: Творческий Центр СФЕРА,2005, -110 с.

 9.  http://www.belwebsite.info/

10.  http //revolution.allbest. ru/ pedagogics/ 00009110-0/html

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
реферат.rar 8.29 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн