Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок (литература + музыка + изобразительное искусство) по теме "Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник"

Фото пользователя Татьяна Николаевна Ефимова
Submitted by Татьяна Николаевна Ефимова on чт, 30/09/2010 - 23:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ефимова Т.Н.
Место работы, должность: 
ТОГОУ СПО "Педагогический колледж"
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Интегрированный урок (литература + музыка + изобразительное искусство) по теме "Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник" Цель урока: - ввести учащихся в сложный мир фетовского стиха; - рассмотреть особенности поэтического таланта А. Фета; -выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность стихотворения поэта; -анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа природы в его лирике.

 

Интегрированныйурок
(литература + музыка + изобразительноеискусство) по теме
"Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник"
 
Тема урока: Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник.
Цель урока:
- ввести учащихся в сложный мир фетовского стиха;
- рассмотреть особенности поэтического таланта А. Фета;
-выявление выразительных средств, придающих музыкальность,     мелодичность стихотворения поэта;
-анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа природы в его лирике.
Оборудование:
-   портрет А.Фета
-запись романса на стихи Фета “ На заре ты ее не буди ”
-пейзажные работы художников-импрессионистов (Моне, Мане, Дега, Ренуар)
Литература:
1.     Википедия.
2.     Словарь литературоведческих терминов.
 
Ход урока
1.     Орг. момент.
Знакомство учащихся с темой, целью урока. Вступительное слово учителя литературы.
Как беден наш язык! Хочу и не могу. -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
 
- Как вы понимаете значение этих слов?
Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства, Фет считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека и когда слово “немеет”, на помощь приходит звук, музыка. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
 
2. Учитель музыки.
“Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область, - заметил П.И. Чайковский.- Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий далее таких тем, которые поддаются выражению словом”.
Речь пойдет о романсе Варламова на слова А.Фета “ На заре ты ее не буди”.
3. Словарная работа.
Романс (исп.) - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением.
Учитель музыки. Красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека. Наибольшей известностью пользуются романсы А.Е. Варламова “На заре ты ее не буди”, С.В. Рахманинова “О, долго буду я в молчанье ночи тайной”, Н.К. Метнера “Шепот, робкое дыханье”, А.С. Аренского “Осень”, П.И. Чайковского “Я тебе ничего не скажу”.
4. Справка о композиторе. (Выступление подготовленного ученика).
Учитель музыки. Прослушаем романс Варламова “На заре ты ее не буди”.
Просмотр плейкаста «Спящая красавица».
- Обратите внимание на инструментальное сопровождение.
- Каков характер музыки романса?
- Как композитор стремится передать в музыке значительность каждой фразы поэта, его настроение, чувства, мысли?
5. Слово архивариусу.
В1844 г. 23-летний поэт возвращался в очень мрачном состоянии духа - из-за границы, куда он ездил к своим немецким родственникам, в Россию, на речном прусском пароходе под звуки весьма плохого оркестра, пилившего в угоду русским путешественникам варламовское “На заре ты ее не буди”. Звуки этого романса, услышанные на чужбине, не могли не возбудить в молодом поэте с жестоко раненным с детских лет самолюбием удовлетворения и торжества.
Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики Фета отмечали еще современные поэту литературные критики.
6. Учитель музыки.
В 1856 г. Н.В. Дружинин в статье “Стихотворения Фета” писал, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце как изящная музыкальная симфония. Критика восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности в фетовском стихе. “Немногие из ныне живущих служителей Аполлона, - утверждал Дружинин, - до такой степени разумеют значение музыки слов”, “У него есть вещи, бьющие в цель по одной музыке”. Позднее, в 1888 г. Н.Н. Страхов в статье “Заметки о Пушкине и других поэтах” сравнивает “песни” Фета с “аккордом”, в который на звук мгновенно тронутой струны вдруг гармонически отозвались другие струны. Стихотворения Фета неразделимы, неразложимы, обладают волшебной музыкальностью.
Музыка для Фета была философией жизни: там, где всё гармонично, прекрасно - там мир музыки; там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.
7. Стихотворение. (Чтение стихотворения). “Шепот, робкое дыханье ...”
8. Стихотворение. (Чтение стихотворения). “Я тебе ничего не скажу ...”
9. Учитель музыки.
Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой: “Сияла ночь...” “Шопену”, “Чайковскому”, “Романс”. В первом выпуске “Вечерних огней” Фет публикует лирический цикл под общим названием “Мелодия”. Звуки и тембр рояля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым, вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль:
Какое счастье хоть на миг
Залюбоваться жизни далью
Призыв заслышать над роялью, -
Я все познал бы и постиг.
Просмотр плейкастов:
Звуки рояля раскрепощают, окрыляют душу. Душа человека откликается на чудесные голоса инструментов, на волшебный голос певицы, которые звучат в стройном, “небесном хоре”, на таинственную красоту ночного сада.
Сияла ночь. Луной был полон сад;
Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Благодаря мастерскому владению звуком поэт достигает приглушенности этих строк, словно прошептанных, чтобы не нарушить гармонию мира. Поэтому они так поражают. Не правда ли, мы словно слышим переборы струны; у поэта они воркуют, ласкательно шепчут, они на самом деле робкие, как человек, которому намек скажет больше, чем слово.
Душевный лад вызывают и мягкие струны гитары, обещающие призывы любви.
И меняется звуков отдельный удар,
Так ласкательно шепчут струи
Словно робкие струны воркуют гитар,
Напевая призывы любви.
Скрипка вызывает у поэта щемящую тоску и душевный отклик. Атмосфера ожидания, таинственности, недосказанности, созданная ею, ближе ему:
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок,
Средь шума толпы неизвестной
Те звуки понятней мне вдвое.
Фет использует эпитеты, метафоры, сравнения, определенный лексический ряд.Многие стихотворения поэта связаны с его любовью к одаренной музыкантше Марии Лазич.
10. Слово архивариусу.
Фет познакомился с дочерью отставного генерала, многодетного мелкого помещика Марией Козьминичной Лазич. Это была серьезная, сдержанная, прекрасно образованная девушка, отличная музыкантша, ценительница поэзии. Она увлеклась стихами Фета и безоглядно влюбилась в их автора. Любовь встретила взаимность, но не принесла счастья.
9 марта 1849 г. Фет пишет Борисову: “Я встретил существо, которое люблю. Но у ней ничего и у меня ничего - вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места”.
Ни чувство, ни сознание того, что он встретил женщину, способную понять его и осветить его жизнь своей любовью, - не смогли победить убеждение Фета в том, что он окончательно погибнет, женившись на бесприданнице.
Прошло больше года. 1 июля 1850 г. Фет вновь пишет Борисову: “Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений”. Любовь Марии Лазич была беззаветной. Роман кончился разлукой, за которой вскоре последовала смерть Марии, сгоревшей от неосторожно брошенной ею спички.
Образ Марии Лазич в ореоле доверчивой любви и трагической участи на всю жизнь приковал поэтическое чувство Фета, до смерти этот образ вдохновлял его. С его пера срывались слова любви, раскаяния, тоски.
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно - давно утрачено душой
“Старые письма”
11. Анализ стихотворения “Сияла ночь”.
12. Учитель  литературы.
- Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?
- Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?
- Обратите внимание на синтаксическое строение третьего стиха первой строфы. Влияет ли синтаксис на напевное звучание поэтической строки? Почему?
- С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?
- Что дает повтор союза во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?
- Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?
- Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите ее функции.
- Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью использует Фет анафору, прием, повтора стиха (пусть не точного, а приблизительного)?
- Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы:
- Фонетические или синтаксические? Почему?
- Как связаны между собой третья и четвертая строфы?
- Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует здесь синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?
- Проанализируйте фонетический строй строфы и сделайте выводы о ведущих приемах мелодизации четверостишия?
- Каково значение эпифоры в стихотворении? Как она связана с композицией, динамикой, содержанием фетовской лирической миниатюры?
Вывод:
- Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворением?
Ритм, звукопись (аллитерация, ассонанс), повторы, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора.
13. Учитель литературы.
Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов.
Переходим к рассмотрению другой особенности творческой манеры Фета - его умения видеть мир и вместе с тем художественно воплотить свое видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия.
Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его творчества. Е.А. Майлин в работе “А. А. Фет” говорит об импрессионистской поэтической манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным взглядом на мир, мимолетными впечатлениями, психологической фрагментарностью, а не с целостью в восприятии и подаче поэтического материала. Все это можно отнести не только к произведениям живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно - к лирике Фета.
14. Учитель изо.
Импрессионизм как художественное направление рубежа XIX-XX веков.
Импрессионизм (фр.) - впечатление. Черты, присущие этому направлению:
1) подвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений;
2) неуравновешенность, фрагментарностъ композиции;
3) неожиданная точка зрения на мир, нехрестоматийные ракурсы, срезы фигур;
4) создание ощущения сверкающего солнечного света;
5) богатство красок в изображении природы;
6) растворение объемных форм в вибрации света и воздуха, что придает изображению неуловимый таинственный, размытый характер;
7) большая эмоциональность, субъективность в трактовке явлений окружающей действительности.
15. Заочная экскурсия по выставочному залу.
Рассматриваем картины художников-импрессионистов Моне, Мане, Дега, Ренуара. 
  16. Анализ пейзажного стихотворения “Над озером лебедь в тростник протянул”.
- Докажите, что объективный и субъективный мир неразрывно связаны в стихотворении Фета.
Проанализируйте образы, связанные с вещным, предметным миром. Рассмотрите их в единстве с развитием образа–переживания.
- Носит ли описание внешнего мира последовательный, целостный характер или это мимолетные впечатления, выхваченные из окружающей действительности волей автора.
- Покажите подвижность, изменчивость в жизни природы. Всегда ли образ природы находится в гармоническом единстве с жизнью человеческого сердца или молено заметить диссонансы?
- Назовите лексику цветообозначения в сихотворении. Какой характер носит взаимодействие цветов между собой?
- Заметили ли вы игру света и тени в произведении? Если да, то какой это придает колорит изображению природы?
- Понаблюдайте за линией изображения в первой строфе - имеет ли она четкий, уверенный характер или отличается неопределенностью, размытостью?
- В стихотворении есть образы, которые представлены в неожиданных ракурсах и взаимодействии друг с другом. Приведите примеры.
- Имеют ли образы природы переживания, завершенность в развитии; имеет ли законченный характер все стихотворение в целом?
17. Словесное рисование.
18. Экспресс- анализ (работа в группах).
В предложенных стихотворениях анализ законов мелодики.
Анализ средств и приемов создания импрессионистического образа природы.
19. Вывод:
Поэт-музыкант.
Музыка по отношению к поэзии Фета - не красивая метафора, а реально существующая сторона. Приемы, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета: ритм, повтор слов, синтаксические конструкции, вопросительные и восклицательные предложения, строфика, аллитерация, ассонанс.
Поэт- художник.
Восприятие Фетом окружающего мира было субъективным, импрессионистичным. Поэту важно не фотографически точно воспроизвести явления природы, а передать свои впечатления от них. Поэтому система изобразительных выразительных средств, характерных для пейзажной лирики Фета, приближается к приёмам создания импрессионистического образа природы человека.
 

 



Фото пользователя Татьяна  Михайловна Максимова

На: Интегрированный урок (литература + музыка + изобразительное


Большое спасибо! Очень интересный ресурс.