Добрый день! Если вы начинающий библиотекарь советую познакомиться с рубрикой "Повышение квалификации" на сайте газеты "Библиотека в школе", еще один замечательный сетевой ресурс - Сообщество школьных библиотекарей Поволжского округа и его рубрика "Школа библиотекаря". Советую похнакомиться со всеми занятиями. pobibl.rusedu.net/category/200/784
В сети сейчас очень много материалов в помощь самообразования библиотекарей, в том числе и школьных - дерзайте. Будут вопросы - обращайтесь, всегда рада помочь!
Библиотечное пространство
Понятие БП если посмотреть в нашей профессиональной литературе, то это:
Первое – БП понимается как «библиотечная ситуация», иначе – состояние библиотечной отрасли конкретной территории.
Второе – БП – понятие, включающее вопросы проектирования, строительства, планирования помещений, оборудования, дизайна, эксплуатации и т.д здания библиотеки.
«БП – синтез архитектурно-строительных, профессионально-библиотечных решений.
Это понятие объединяет:
- - архитектуру здания;
- - дизайн интерьеров;
- - эстетическую составляющую;
- - комфортность обслуживания;
- - виртуальное пространство.
На протяжении последних лет библиотековедение рассматривает пространство библиотеки лишь с точки зрения функциональности. Но сейчас определяются ведущие принципы в его организации: открытость, доступность, прозрачность.
В этом отношении открытость становится для библиотеки возможностью преодолеть свой устоявшийся имидж скучного официального культурно-просветительного учреждения. Библиотека становится культурно-общественным центром, ориентированным на удовлетворение и предвосхищение любых запросов личности. А ее дизайн — это, по выражению С. Г. Матлиной, инструмент для перекодирования стереотипных представлений о библиотеке.
Главное на сегодняшний день требование — ориентация на изменчивый характер социально-культурных ожиданий публики, а значит — и деятельности библиотеки. Здесь не надо путать «традиционализм» и «устойчивость». Второе — всегда мешает развитию.
Библиотечная стилистика
В настоящее время вряд нужно убеждать кого-либо в необходимости создавать свой «творческий почерк», выделяющий библиотеку среди прочих.
Вместе с тем каждая библиотека воплощает в себе общее. Будучи хранителем культурной памяти, она вынуждена структурировать ресурсы по одним и тем же правилам. Иначе пользователи не смогут в них ориентироваться.
Многое сближает библиотеки, относящиеся к той или иной разновидности (типу, виду), а также расположенные в одном регионе, конкретной местности. В этом случае можно говорить об особенном в их работе.
Вот и получается, что ежедневно библиотекарь сталкивается с дилеммой – совмещать требования стандартов, объективно унифицирующих библиотечную работу, и необходимостью позиционировать себя как непохожий на аналоги, уникальный культурный институт.
Ключевые требования к помещению.
При проектировании детских библиотек должны соблюдаться требования соответствующих нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР, Минстроем России или согласованных с ними. Дополнительно нужно учитывать ряд требований, специфических для зданий этого типа.
Помещения детских библиотек должны иметь прямое естественное освещение. Без оного допускаются лишь кладовые, санузлы, технические помещения и гардеробы. Естественным освещением должна быть обеспечена и зона для служебной работы в книгохранилищах, но если служебная работа отдела хранения предусматривается в другом помещении, книгохранилище может быть и без окон.
В читательских помещениях, независимо от системы вентиляции, должны быть предусмотрены верхние откидные фрамуги (с рычажными фрамужными приборами с горизонтальной осью вращения, закрепленные в нижней части). Естественный свет всегда должен падать слева. Причем окна рекомендуется ориентировать на восточную, юго-восточную и южную стороны. На северную и северо-восточную стороны окна можно ориентировать при угловом расположении помещений и при возможности создать дополнительное освещение с восточной или юго-восточной стороны. Если нет благоприятной ориентации, окна читательских помещений должны затенять деревья и солнцезащитные устройства — нестационарные (занавеси, шторы, жалюзи, маркизы) или стационарные (сплошные и решетчатые козырьки, ребра-экраны, пространственные решетки и т. п.).
Цветовое решение должно соответствовать архитектурно-композиционному, а также учитывать психо-физиологическое воздействие (нельзя забывать, что цвет может угнетать) цвета и его светоотражающие свойства, которые зависят от фактуры стены и насыщенности цвета. Чем светлее тон — тем выше его светоотражающая способность. Гладкие поверхности отражают света больше, чем фактурные.
Там, где дети проводят много времени, не рекомендуется использовать контрастные сочетания — это отвлекает от работы. Тона должны быть приглушенными. Оживить помещение вполне могут детские рисунки, растения, красочные книжные выставки — нестационарные цветовые акценты. Яркие цвета можно использовать и в вестибюлях, холлах, комнатах сказок, лекционно-демонстрационных залах и т. п.
О цвете мы поговорим чуть позже.
При оформлении интерьера важно создать четкую систему указателей, как для детей, так и для библиотекарей. Первые указатели — это вывеска на фасаде здания, табличка режима работы, указатели входа и выхода. Внутри библиотеки система указателей должна играть роль путеводителя. Указатели могут быть красочными, но не должны располагаться на высоте более 2,4 м.
Важно помнить, что ребенок любит читать не только сидя, но и лежа, любит уединиться, спрятаться. Тут могут быть предусмотрены так называемые «ямы» для чтения — углубления в полу с мягким ковровым покрытием и подушками. Можно создать пирамиду для чтения из цветных ящиков разного объема и тех же подушек. Можно предусмотреть и ячейки–ниши в стенах. Ниши могут располагаться у стеллажей.
В залах, где используются звуковоспроизводящие устройства (в нотно-музыкальном отделе, фонотеке, дискотеке) должно быть хорошее звукопоглощение. Читательские места должны быть оборудованы наушниками.
Системами центрального водяного отопления и проточно-вытяжной вентиляции, помещения оборудуются в соответствии со СНиПами. При соответствующем технико-экономическом обосновании в крупнейших детских библиотеках допускается оборудование читательских помещений и хранилища системой кондиционирования воздуха.
В помещениях малых и средних детских библиотек допускается вытяжная канальная система вентиляции с естественным побуждением (в санузлах — с механическим побуждением).
Электрооборудование и искусственное освещение выполняются в соответствии с «Указаниями по проектированию электрооборудования общественных зданий», «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ) и СНиП И-А.2-71 «Искусственное освещение».
Нюансы
Часто окружающее ребенка библиотечное пространство слишком насыщенно и не освоено, даже пугающе. А опыт первого знакомства с библиотекой настолько важен, что лучше, чтобы оно начиналось не со скучной схемы, а, например, с рассматривания красиво нарисованного дерева-путеводителя у входа.
Успехи в читательском развитии не напрямую, но все же зависят от степени комфортности библиотечного пространства. Книжное пространство должно быть не просто открытым, но интересным. Например, книжные стеллажи можно объединить под одним общим названием «Вселенная интересных книг», а разделители на полках оформить в виде планет.
Прежде чем рассказать читателю, как устроен справочно-библиографический аппарат, надо позаботиться о том, чтобы ему было комфортно работать. Чаще всего читатели обращаются к систематической картотеке статей. Однако психологи утверждают, что белый цвет бумаги утомляет глаза, развивает близорукость. Поэтому на каталожных разделителях можно использовать разные цвета. Например, в разделе «Естествознание» — разделители зеленого цвета, в «Технике» — оранжевого, в «Общественных науках» — голубого и т. д.
Библиотечная экология Особое место при разработке проектов библиотечных зданий занимают сегодня вопросы экологии. Библиотечное пространство является зоной риска, поскольку в нем присутствуют физические и химические факторы риска. Это продукты обмена веществ, ионы тяжелых металлов, производные графита, красителей, клеев, различных искусственных материалов, а также бактерии, грибы, вирусы.
Архитектура библиотеки должна быть реабилитационной. При организации работы библиотек не в последнюю очередь необходимо думать о сохранении здоровья читателей и работников. Библиотечная мебель должна быть не только оригинальной, но и эргономичной, освещение — не только красивым, но и рациональным, растения в ландшафтных композициях не только стилистически выдержанными, но и в полной мере подходящими для подобных помещений. Кроме того, необходимо наладить правильный воздухообмен, предусмотреть возможность озонирования и ионизации воздуха, способы психологической и физической разгрузки для читателей и сотрудников.
Библиотечный дизайн
Слабые интерьеры большинства российских библиотек – это не только результат, как многие считают, низкого уровня финансирования в последние годы. Советская библиотека, в целом достаточно благополучная, также не блистала своими интерьерами: на протяжении долгих лет за библиотечный дизайн отвечал завхоз, который к решению задачи всегда подходил с позиции экономии.
Причин убогого дизайна, как минимум, три:
- непонимания знания дизайна для деятельности библиотеки;
- незнание требований, предъявляемых к дизайну библиотеки;
- как это не странно, устаревшие идеология библиотечного дела и профессиональный менталитет.
Если приглядеться к современным библиотечным интерьерам, то большинство из них наталкивают на единственную мысль: «чем твёрже стул – тем меньше соблазна расслабиться». Отсюда не очень удобные столы и стулья, выстроенные ровными рядами, удобными для контроля, мрачные, невыразительные цвета, минимум декора и т.д. Проанализируйте структуру БП – в любом варианте оно всегда стремиться обозначить выдающееся место библиотекаря (кафедру выдачи). Библиотека же со своей обшарпанной и безродной мебелью, самодеятельными плакатами, однообразными интерьерами автоматически оказывается на самой окраине социума. И как при этом не рекламируй библиотеку, как не нажимай на важность чтения – скромное место библиотеки в социуме определено, особенно для людей, не имеющей высокой мотивации к чтению.
Обновленный дизайн или вообще строительство нового здания библиотеки – важный толчок к привлечению новых читателей в библиотеку, поскольку здесь задействован мощнейший стимул – любопытство.
Конечно же, сегодня в библиотечном дизайне больше проблем, чем готовых решений. Прежде всего, мало профессионалов и не развита инфраструктура дизайна. Практически отсутствуют фирмы, специализирующие именно на библиотечном, а не на книготорговом, дизайне и производстве библиотечного оборудования, которые в большом количестве есть на Западе.
Сейчас, к сожалению, что уже многим выпускникам биб. факультетов не преподают учебную дисциплину, связанную с проектированием, строительством и оборудованием библиотек. А между тем, в 50-60 г в Ленинградском гос. Биб. Институте был разработан новый учебный курс «Строительство и оборудование библиотечных зданий и помещений», ставший частью общепрофессиональной учебной дисциплины «Организация и управление биб.делом». Макеты мебели применяли. Сейчас стали потихоньку изучать биб. Дизайн, но учебным планом эта дисциплина не предусмотрена.
Так что же такое дизайн?
Библиотечный дизайн в самом общем виде можно определить как художественное конструирование, проектирование всей библиотечной предметно-пространственной системы. Его цель – адаптировать внешний облик библиотеки, ее интерьер, в целом, и отдельные предметы к культурно-информационным ожиданиям и психологическим особенностям различных категорий пользователей.
Хорошо известно, что интерьер в такой же степени, как архитектурные и ландшафтные формы, играет в жизни человека громадную роль. Он способен стимулировать и разрушать, настраивать на покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, влиять на восприятие информации, активизировать творческий процесс.
Перед библиотечным дизайнером, кто бы не выступал в этой роли, стоит трудная задача. На основе научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии, создавать и развивать индивидуальную дизайн-модель «под» конкретную библиотеку.
Поэтому «единых» типовых дизайнерских решений не существует. Проектируя пространство библиотеки и ее конкретного подразделения, а также отдельной экспозиции, учитывают:
- общий объем помещений библиотеки;
- размеры отдела и количественные данные о располагающемся в нем книжном фонде;
- число читателей;
- посещаемость (среднюю, а также в дни и часы-пик),
- форму и величину столов в читальном зале и др.
Размещая экспозиции, принимают во внимание такие нюансы, как высота потолков, уровень освещенности помещения, расположение окон, удаленность от стола выдачи библиотекаря и т.п., не говоря уже о функциональном назначении и других характеристиках мебели: стеллажей, столов, витрин.
Комфортность.
Немаловажный момент в создании открытого и комфортного библиотечного пространства для пользователей - это способ расстановки мебели, прежде всего, книжных и выставочных стеллажей, столов, стульев, банкеток, каталожных шкафов и кафедр обслуживания.
Наиболее важным элементом оформления пространства библиотеки являются стеллажи. Число и вид стеллажей определяют «лицо» всей библиотеки. Книжные стеллажи для свободного доступа - основной элемент библиотечной мебели - то, что занимает много места и «ритмически организует пространство».
Способы расстановки стеллажей в библиотечном пространстве могут быть самыми разнообразными: ровными параллельными рядами, «галереями», «елочкой», «солнышком», «сотами», «зигзагами». Особую притягательность имеет расстановка стеллажей «полукругом» или «полуовалом» («магия круга»!). У каждого способа расстановки стеллажей - свое назначение, свои плюсы и минусы.
Обычная равномерная расстановка стеллажей параллельными рядами непривлекательна и монотонна, но позволяет максимально использовать библиотечные площади. Такую расстановку рациональнее всего использовать в помещениях, отведенных под книгохранилище (там, где фонды закрыты для пользователей), но она не годится в фондах со свободным доступом: в оборудованном таким образом пространстве дети «теряются» как в лабиринте, они чувствуют себя неуютно и незащищено, потому что пространство в целом ими визуально не охватывается.
В фондах, открытых для Пользователей, рекомендуется ставить стеллажи вдоль стен, вокруг ребенка, освобождая середину комнаты. Это создает хорошую планировку пространства (оно действует успокаивающе, а также облегчает ориентирование, дает ощущение уединенности. Дети могут осмотреться, оценить свое впечатление и почувствовать себя лучше, чем среди длинных, однообразных рядов стеллажей. Для создания такого открытого пространства используются односторонние стеллажи. Ими же, например, на абонементе, можно отгородить часть пространства для закрытого книгохранилища, внутри которого удобнее использовать двухсторонние стеллажи (в фонде, открытом для пользователей, они менее удачны, так как вносят элемент беспокойства).
Односторонние стеллажи служат и для размещения выставок, чаще всего малых, локальных, с небольшим количеством документов. Для организации выставочного пространства больших экспозиций, с большим количеством документов (выставки-просмотры), привлекается разнообразная мебель: столы, стеллажи, стулья, банкетки, кресла. Несколько столов (а рядом и стульев, банкеток) расставляют по-разному: в виде дуги (полукругом), буквы «П», прямого угла. Возможен и волнообразный вариант, где столы удачно группируются со стеллажами.
Желательно иметь в библиотеке столы разной формы: круглые, овальные, квадратные, прямоугольные. При этом нужно знать, где какие столы целесообразнее всего поставить, чтобы было удобнее Пользователю. Считается, что круглый стол больше располагает к общению. Его место - в зонах рекреации. Напротив, прямоугольные столы лучше приспособлены для занятий в читальном зале, поскольку предоставляют каждому читателю его собственное пространство...
Индивидуальные квадратные столы удобны на абонементе, на них хорошо просматривать книги, которые читатели хотели бы взять на дом. Но эти столы не подходят для читальных залов, так как придают помещению сходство со школьным классом. Чтобы читальный зал не напоминал школьный класс, читательские столы, как правило, прямоугольной формы, расставляют не чинными рядами, а по-другому, например, в шахматном порядке, что снимает визуальную монотонность, создает ощущение комфорта, хотя делает зал менее вместительным. В том же читальном зале можно собрать несколько столов в один большой. Это удобно при просмотре подшивок газет, выкроек, а также в тех случаях, когда несколько человек вынуждены работать с единственным экземпляром книги.
Легко «обживаемым» для Пользователей библиотечное пространство делает не только его «гибкая» планировка и удобная мебель. Еще один шаг к читателю, обеспечивающий его комфортность в библиотеке, - это хорошо продуманная, понятная даже малоискушенному посетителю, организация фондов.
Для малышей это яркая, образная стилистика, «замешанная» на игре. При раскрытии фондов для школьников среднего возраста образное, игровое начало реализует себя через иной – «подростковый» стиль. Наконец, организацию ресурсов для старшеклассников отличает акцент на интеллектуальное начало, которое маркируют выставками-викторинами, диалогами, интерактивами; использованием электронных изданий, ссылками на образовательные порталы, соответствующие сайты и др.
Не нужно быть опытным профессионалом, чтобы увидеть, насколько по стилю отличается медиатека от других подразделений обслуживания в детской/школьной библиотеке. Присутствие современных технических средств – компьютеров, видеомагнитофонов, плееров, прозрачных стеллажей-планшетов для сидиром и др. придает этим подразделениям иной визуальный облик. Он во многом влияет на «особенный» стиль работы названных отделов.
Надо серьезно задуматься над тем, как сгруппировать фонд свободного выбора литературы. Фонды эти организуются иначе, чем фонды книгохранилищ, где более удобна расстановка книг по ББК . В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, мы должны «подстроиться» под них. Наблюдения показывают, что ребенку, подростку последовательность разделов ББК не нужна, ему все равно, с какой книги начинается расстановка. Читатель не знает и не обязан знать ББК, а потому в условиях свободного доступа тематический принцип расстановки, приближенный к запросам пользователей, более правомерен.
Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в публичных библиотеках.
Можно «открыть» книжные фонды абонемента путем многоступенчатой расстановки изданий, выделив фонды трех «уровней»:
I уровень - «Библиоэкспресс» - литература моментального спроса, подвижная, быстроменяющаяся часть фонда (новая, «модная», популярная литература);
II уровень - «Библиоконстанта» - литература активного спроса, устойчивая, относительно стабильная часть фонда, неподвластная моде, проверенная временем «классическая» детская литература.
III уровень - «Библиоретро» - литература редкого спроса.
Критерии отбора: литература универсального содержания, разнообразная по темам, жанрам, именам.
Виды изданий: художественная, познавательная, справочная, учебная литература, журналы и газеты.
Сделаем примечание: книги редкого спроса располагаются в закрытом фонде абонемента по ББК.
Литература моментального спроса и спроса активного группируется в фонде свободного выбора по блокам - жанрово-тематическим комплексам. Например, на основе изучения читательских предпочтений в каждой конкретной библиотеке, на абонементе для читателей «от одного до десяти» возможны варианты расстановки по тематическим блокам («Про тебя самого», «Твоя планета Земля», «Твои предки славяне», «Твои соседи по планете», «Ты в компьютерном городе» и др.); жанрово-тематическим комплексам («Как хорошо уметь читать», «Любимые стихи», «Удивительный мир сказок», «Веселые и грустные школьные истории и т.п.); как в «Книге рекордов Гиннеса» - самые-самые-самые («Самые маленькие книжки»; самые новые, самые умные, самые веселые, самые любимые и т.д.). Можно использовать и игровые моменты. Например, детективы, ужастики представить в черном ящике: там страшно, туда нужно просунуть руку, чтобы достать книгу (!).
Легкость ориентирования в фондах открытого доступа обеспечивается и системой подсказок - наглядных, доступных Ребенку символов, надписей, указателей, рисунков. Все они должны быть хорошо видны и гармонировать с другими элементами интерьера.
При открытом доступе к книгам следует избегать всего, что делает расстановку их слишком плотной. Это неудобно для просмотра. Не самой лучшей нужно признать и привычную расстановку книг корешками вперед, ведь при этом читатель видит только более или менее разборчиво обозначенное название. Корешки книг менее информативны в смысловом и образном отношении, нежели обложки.
Это «почти то же, что демонстрировать ряд картин, свернутых в трубочку, не развертывая их перед зрителями». Расстановку книг на полках открытого доступа лучше разнообразить: и «корешками вперед», и «лицевой стороной», и «стопочкой». Все это поможет сделать путь читателя к книге максимально коротким и простым, а библиотечное пространство - более понятным и привлекательным.
Критерии оценки дизайнерских решений
Дизайнерский проект принято оценивать исходя из нескольких критериев. На первое место профессионалы обычно ставят функциональность, то есть оценку решения с точки зрения технических и эксплуатационных удобств, а также уровня комфортности. Например, с точки зрения функциональности стол (кафедру) выдачи целесообразно размещать неподалеку от входа на абонемент. Входящий читатель получает возможность сразу же обратиться к сотруднику, а библиотекарь, в свою очередь, принять сдаваемые (прочитанные) издания или помочь пользователю в поиске других документов, при необходимости проконсультировать его по вопросам ориентации в фонде и т.п.
Экономичность – важнейшее свойство дизайна, не следует понимать как использование дешевых конструкций. Имеется в виду приобретение и расстановка мебели, позволяющие при минимизированном ее количестве создавать ощущение «распахнутости» пространства, простора, или как любят говорить дизайнеры, «воздуха». Не случайно «пространство» и «простор» – понятия, имеющие общий корень.
Экономичны по своей природе «модульные» конструкции. Это переносные открытые витрины; складные пластиковые стулья, убираемые в «подсобки» после проведения детского утренника или литературно-музыкальной встречи; легкие перегородки: в виде жалюзи или ширм. С их помощью можно мобильно «перенастраивать» пространство библиотеки, в зависимости от конкретной ситуации создавать возможности для работы объединения по интересам, для межличностного общения, отдыха.
Оформленная с точки зрения экономичности выставка не будет перегружена изданиями и деталями декора, затрудняющими ее целостное восприятие, рассеивающими внимание. Точно так же использование при оформлении стеллажей или витрин более 3–4-х оттенков цвета с точки зрения дизайна неэкономично, поскольку мешает посетителю/зрителю сосредоточиться на содержательной стороне экспозиции.
Эстетическая выразительность на первый взгляд самая очевидная характеристика и одновременно критерий качества библиотечного дизайна. В то же время опытные практики хорошо знают, как трудно ей соответствовать, поскольку она реализуема в связке с функциональностью, конструктивностью и экономичностью. И еще потому, что требует от библиотекаря/дизайнера пространственного воображения, обладания хорошим вкусом, знания законов восприятия различных форм и линий, цветовых оттенков, возможностей естественного и искусственного освещенияe и т. д.
Дизайн как средство создания визуальной метафоры
В библиотеку приходят не только с деловыми запросами, но и отдохнуть, развлечься, встретиться с интересным собеседником. Отсюда разная стилистика оформления рекреаций, литературно-музыкальных гостиных, холлов, вестибюлей. Здесь помимо мягкой мебели, изображений писателей, а иногда и декоративных композиций в последние годы можно встретить оригинальные работы, специально выполненные для библиотеки. Это журчащие фонтанчики, авторской работы гобелены, текстильные, керамические, деревянные панно и, конечно же, картины местных художников – детей и взрослых.
Все эти эксклюзивные, как принято теперь говорить, элементы интерьера, наряду с другими дизайнерскими решениями становятся той знаковой системой, которая позволяет пользователям легко «опознавать» стилистику каждого из подразделений библиотеки, разрушать стереотипные представления об ее возможностях. В этом смысле можно говорить о роли дизайна как средства создания визуальной библиотечной метафоры.
В школах, носящих имя писателя или другого деятеля культуры, библиотеки создают постоянно действующие экспозиции – визуальные метафоры, раскрывающие его биографию и творчество3. Точно так же библиотеку специализированного учебного заведения или школы с профильными классами оформляют, используя соответствующие метафорические элементы дизайна. Например, в лицее с медико-биологическим уклоном библиотекарь в разных ситуациях используют символ современной медицины – змею, обвившуюся вокруг чаши. А в учебном заведении, где функционирует музей боевой славы, сотрудник библиотеки маркирует соответствующие разделы фонда и отдельные экспозиции символикой военных лет: красной звездочкой, письмом-треугольником, лентами.
Такого рода метафоры-символы воспринимаются пользователями в контексте содержательных особенностей обучения и воспитания. Выделяя свою особенную стилистику, библиотека визуально позиционирует себя как часть единого школьного социального организма, живущего и развивающегося в соответствии со своими основными задачами.
Цвет
«Упорядочивание», осмысление пространства в библиотечном дизайне происходит за счет грамотного использования цветовых решений. Цветовая гамма играет важную роль в жизни человека. Общеизвестно, что по характеру воздействия цвета делят на теплые, активизирующие и холодные, успокаивающие. К первым относят красный, желтый, оранжевый. Вторые представлены голубым, синим, фиолетовым. И теплые и холодные цвета и их оттенки воспринимаются в библиотеке по-разному.
Цвета теплые «отступающие»: розовый, светло-желтый, бежевый, будучи использованы сверху, оживляют интерьер, возбуждают. Помещенные сбоку – согревают, а снизу – как бы приподнимают плоскость, уменьшают высоту помещения. Поэтому так необходима в библиотеках, особенно в детских, мебель светлых тонов. Она снимает ощущение тяжеловесности стеллажей и шкафов с книгами. Дизайнеры также рекомендуют использовать в библиотеках желтые, бежевые ковровые покрытия или линолеум.
К сожалению, привычной картиной являются темные, брутального вида стеллажи и столы для работы из древесно-стружечных плит (ДСП). А ведь темно-коричневый цвет, воспринимаемый сбоку, вызывает ощущение замкнутого пространства. Находясь в библиотеке, оснащенной такой мебелью, посетители, тем более маленькие, могут испытывать гнетущее чувство, усталость. В то же время дерево или даже имитирующие его светлые панели, создают у людей ощущение близости с «живой» природой, благоприятно воздействуют на интеллектуальную деятельность, усвоение информации.
В помещениях с высокими потолками для ковровых покрытий лучше использовать темные, теплые, выступающие цвета: коричневый, оливковый, зеленый. Они вызывают чувство устойчивости, что немаловажно для маленьких детей и пожилых людей.
А вот библиотекам с низкими потолками и тесными помещениями дизайнеры советуют применять цвета светлые холодные, отступающие: голубой, бирюзовый, лиловый. Расположенные сверху, они как бы «распахивают» пространство, создают ощущение высоты и света. Сбоку – «расширяют» помещение, и к тому же создают эффект прохлады. Эти цвета и их оттенки приемлемы для потолка и стен. Но для пола их выбирать не рекомендуется: доказано, что они вызывают ощущение скользкой поверхности.
Не стоит злоупотреблять в библиотеках красным цветом. Как и другие насыщенные, «сочные» тона, он создает у людей, в первую очередь детей, ощущение беспокойства, вызывает повышенную возбудимость, нервозность, а иногда даже агрессию. Яркий красный цвет лучше корректно использовать как дополнительный изобразительный элемент при оформлении выставок, маркировать ими «разбивку» помещений на отдельные зоны, делать более заметной систему ориентирования в помещениях библиотеки (стрелки, рисунки и др.).
В детских библиотеках экологической направленности любят использовать зеленый цвет. Как и светлые оттенки синего, он создает ощущение покоя, зрительно «отсылает» к живой природе. Этот эффект усиливают размещаемые в библиотеках аквариумы с живыми рыбками, а также домашние растения, которые иногда становятся воплощением идей создания настоящих зимних садов.
Фитодизайн
Фитодизайн определяют как художественное проектирование эстетического облика интерьеров и ландшафтов с использованием растений. Подразумевается, что наряду с растениями фитодизайнеры используют декоративные злаки, травы, ветки кустарников и деревьев.
Растения облагораживают интерьер, делают его одновременно комфортным и респектабельным, повышают привлекательность библиотеки. С точки зрения функциональности их роль велика, что особенно явно ощущается человеком в «депрессивные» периоды: глубокой осенью и зимой. Будучи частицей природы, они снимают эмоциональную нагрузку, а это обстоятельство благотворно сказывается на настроении. Растения очищают воздух в помещении от углекислоты и пыли, от опасных примесей бензола, формальдегида. Выделяя фитонциды, они оказывают губительное действие на болезнетворные микробы.
Конструктивное и эстетическое начала фитодизайна проявляется в том, что удачно подобранные растения по-своему скрывают архитектурные недостатки помещений, зрительно расширяют узкие коридоры, придавая уют большим «холодным» пространствам. С точки зрения экономичности следует выбирать не те растения, которые «подешевле», но исходя из их соответствия различным условиям.
Прежде всего они должны «вписываться» в пространство помещения. Крупные растения, например, раскидистая пальма или фикус (специалисты их так и называют – крупномерами) требуют простора. Поэтому, размещенные в кадках, они визуально хорошо воспринимаются в большом читальном зале, холле или рекреационной зоне библиотеки. Небольшие растения, например, сенполии (в просторечии – фиалки) эффектнее смотрятся в группах. Для составления композиций из нескольких растений берут одинаковые кашпо или длинную плошку.
В помещениях-рекреациях, и там, где пользователь проводит немало времени – прежде всего в читальных залах, иногда используют крохотные «японские» садики с камнями и мхом, которые располагают на разных уровнях. Это придает небольшому зеленому уголку «объем», сообщает особую атмосферу «дикой природы» и в то же время создает гармонию ансамбля. Психологи отмечают релаксационные эффекты таких уголков. Глаза пользователей также «отдыхают» на деревцах и домашних растениях с различным окрасом листьев, тем более, что даже один зеленый может иметь сотни оттенков. Из них создают гамму, вплетая в зелень яркие пятна цветов или кустарников с яркими плодами.
Абонемент воспринимается уютнее, когда сотрудники устраивают маленькие зеленые или цветущие острова на полках или столиках рядом с входом в отдел. Здесь больше подойдет компактная драцена, свисающий плющ. Это могут быть, например, цветущие или пестролистные растения, не утрачивающие декоративность круглый год. Что касается фонда свободного доступа, где массивные стеллажи заслоняют окна и создают впечатление заниженного потолка (даже при стандартной его высоте), то здесь предпочтительней вьющиеся растения, направленные вверх. Их прикрепляют к стене и «запускают» вверх с помощью декоративных шнуров или решеток.
В отделах обслуживания, тем более там, где используют компьютеры, не следует ставить растения очень близко друг к другу. Повышенная влажность не пойдет на пользу дорогостоящей технике. На подоконники ставят два-три растения, или композицию из крупных кактусов и суккулентов (алоэ, агавы), тем более, что по мнению ботаников последние смягчают негативное влияние компьютера на человека. Размещая цветы в читальном зале, где пользователи проводят много времени, стоит также учитывать, на какую сторону выходят его окна. Если на север, то с особой осторожностью используют домашние растения, вьющиеся «по горизонтали»: изобилие зелени вместо благоприятного эффекта может создать ощущение сырости.
Благотворное воздействие на человека и окружающую среду оказывают только здоровые и ухоженные растения. Для достижения этого необходимы специальные знания, касающиеся выбора, ухода и содержания растений, их группировки в композиции, расположения растений в интерьере и даже цветочного этикета4. Неплохо бы усвоить правила аранжировки букетов, сочетаний живых цветов с декоративными злаками, ветками кустарников и деревьев, размещения их в вазах различной формы. Важно, чтобы букеты, равно как и вазы, в которых их помещают, были не слишком пестрыми, сочетались с фоном: деревянной основой стеллажа, фактурой стены – из кирпича, керамзита; особенностями ее окраски; цветом обоев.
Виртуальное пространство.
В современных условиях для любого субъекта информационного пространства большое значение приобретает его информационная деятельность, которая включает информирование о своей деятельности. Пространство библиотеки – не только имеет формальный, но и смыслообразующий элемент. И здесь главное направление – информационно-просветительское. И как инструмент – веб-ресурс, который способен наиболее эффективно продвигать новые идеи.
Создание сайта.
Понимание комфортности библиотеки имеет не дизайн, эстетика и эргономичность, а профессионализм и доброжелательность сотрудников.
Любой, даже замечательный зрительный образ библиотеки могут разрушить некомпетентность, равнодушие или грубость сотрудника.
|