Проект «Модель дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования»
Submitted by Маргарита Даминова on Fri, 01/10/2010 - 17:52
Инновационный проект
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида «Крепыш» г.Ноябрьска
«Модель дошкольного образовательного учреждения
с интеллектуальным компонентом образования»
Автор проекта: Даминова Маргарита Рифовна – заместитель заведующей по ВМР МДОУ «Крепыш»
1. Цель проекта:создание и реализация модели дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования, как педагогической системы, способствующей повышению качества образовательного процесса.
2. Задачи проекта:
§создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве как основы повышения качества дошкольного образования.
§модернизация содержания воспитательно-образовательной и организационно-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении:
- обогащение содержания образовательного процесса за счет привлечения воспитательного потенциала, вариативных и авторских программ;
- внедрение интегративных процессов в содержание воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
§обобщение и систематизация современных методик и технологий, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников.
§обеспечение комплексного подхода к ребенку со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса.
§профессиональное совершенствование педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения путем внедрения результатов научных исследований, передового педагогического опыта, курсов повышения квалификации.
§разработка мониторинга отслеживания деятельности дошкольного учреждения и семьи по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
§обеспечение вариативности реализации интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством усиления координации деятельности систем дошкольного, начального школьного и дополнительного образования.
3. Актуальность проекта
Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.
Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально-развитых детей. Государство тратит значительные средства на исследования в области психологии дошкольного возраста, психологии отклонений в поведении детей и коррекционной работы с ними, но нет единой системы по педагогическому обеспечению углубленного развития детей дошкольного возраста, обладающих наиболее высокими интеллектуальными возможностями. Между тем именно высоко интеллектуальные, творческие люди способны внести наибольший вклад в развитие общества и невнимание к ним является непозволительной ошибкой для любого государства.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогикиXXIвека, века информационных технологий, так как она учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.
В настоящее время возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Недостаточное внимание многих авторов к периоду дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности, является, на наш взгляд, неоправданным, поскольку, как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для интеллектуального развития детей, а возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к осмыслению причинно-следственных связей и к логическому мышлению.
Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Потому так необходима модернизация содержания образования и организационно-педагогической деятельности.
Успех проекта во многом зависит и от того, кто, развивая интеллект дошкольника, сам имеет высокий уровень его развития. Поэтому одной из задач проекта является развитие у педагогов способности видеть педагогическую проблему, находить новые формы организации занятий, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать у себя стремление искать новые методы работы с детьми.
Новизна проектазаключается в углубленном развитии общих и специальных интеллектуальных способностей путем вооружения детей инструментом интеллектуального действия и обучения методам самостоятельного добывания знаний и создания специальной образовательно-интеллектуальной среды.
4. Ожидаемые результаты проекта
На региональном уровне:
-создание модели дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования.
-создание технологического инструментария процесса интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
На локальном уровне:
-организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности.
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
- увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии.
-увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению.
- внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с детьми.
- повышение качества подготовки детей к школьному обучению.
- использование условий социума для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
- рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.
5. Механизмы реализации проекта
Проект реализуется в рамках Программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Крепыш», целью которой является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями.
Контроль за исполнением проекта осуществляет Управление образования Администрации города Ноябрьска в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.
В качестве соисполнителей проекта выступают МОУ СОШ № 6, Детская библиотека, Детская шахматная школа, Музейно-Ресурсный центр, Интеллект-центр, Центр интеллектуального развития детей «Ювента». Взаимодействие с ними заключается в рамках договора о сотрудничестве.
6. Ресурсное обеспечение
Основными источниками для финансово-экономического обеспечения реализации проекта выступают: финансирование из местного бюджета (введение в штат воспитателя дополнительного образования), за счет родительской оплаты (приобретение игрового оборудования: конструкторов, развивающих игр, уголков экспериментирования); финансово-экономическая поддержка за счет привлечения спонсорской помощи; финансирование за счет участия в конкурсах на получение грантов.
7. Описание проекта
7.1. Предмет исследования– педагогическая система дошкольного образовательного учреждения, реализующего интеллектуальный компонент образования детей.
Сроки реализации проекта - 2007-2010 гг.
7.2. Программа выполнения работ по проекту
1 этап– подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Сроки: 2007-2008 г. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:
üРазработка нормативно-правовых документов по реализации модели дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования.
üСоздание модели предметно-пространственной среды интегрированного вида.
üОтбор диагностических методик по выявлению детей с опережением в развитии.
üСоздание организационных, научно-методических условий для реализации педагогами развивающих технологий и авторских программ.
üОтработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта.
2 этап– внедрение и реализация проекта деятельности. Сроки: 2008 – 2009 год. Этап включает в себя следующие направления деятельности ДОУ:
üВнедрение развивающих технологий и авторских программ в воспитательно-образовательный процесс.
üОткрытие группы для детей с опережением в интеллектуальном развитии.
üВнедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
üИнтеграция основного и дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
üРазработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
üРазработка эффективных форм работы с родителями по вопросам интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
3 этап– анализ и оценка результативности реализации проекта. Сроки: 2009-2010 год. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
üВыработка стратегии дальнейшего развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Крепыш».
üОсуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
7.3. Критерии отслеживания результатов проекта
Экспертные оценки реализации проекта будут осуществляться по двум направлениям:
- уровень интеллектуального развития детей;
- уровень основной направленности инновационной деятельности.
ØУровень интеллектуального развития детей:
- использование детьми усвоенных способов интеллектуальных действий и их интеграция в разные виды деятельности (индикаторы – использование детьми усвоенных способов интеллектуальных действий в разных видах учебной деятельности);
- повышение уровня интеллектуально-творческой деятельности детей (индикаторы – реальные достижения детей в разных видах учебной деятельности);
- изменение качества умственной деятельности детей (индикаторы – умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении);
- качество готовности детей к школьному обучению (индикаторы – диагностика знаний, умений, навыков);
ØУровень основной направленности инновационной деятельности:
- изменение деятельности педагогов:
§качество в разработке и реализации обучающих программ;
§результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;
§личностный рост педагогов (индикаторы – степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности).
- изменение отношения родителей к деятельности и интеллектуальному развитию своего ребенка (индикаторы – степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада).
- изменение интерьера ДОУ (индикаторы – экспертные оценки).
8.Научно-методическое обеспечение проекта
Описание аналогичных исследований в России
Теоретические подходы к анализу проблем интеллектуального развития детей дошкольного возраста могут быть найдены в научных трудах В.П.Зинченко, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, М.А.Холодной, А.М.Матюшкина, Д.Б.Богоявленской, Б.М.Теплова, С.Д.Бирюкова, А.Н.Воронина, исследовавших общие и специальные интеллектуальные способности детей с точки зрения соотношения интеллекта и креативности.
Существенный вклад в разработку концептуальных основ проблемы внесли ученые С.Л.Рубинштейн, Л.А.Венгер, Н.Ф.Талызина, Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанов, Б.М.Величковский, рассматривающие понятие «интеллект» как особую форму человеческой деятельности, объединяющую в систему разноуровневые процессы.
Основные представления Л.А.Венгера об умственном опережении в развитии детей дошкольного возраста мы принимаем в качестве базового при разработке и реализации проекта.
9.Условия, созданные для реализации проекта
9.1. Кадровый потенциал дошкольного образовательного учреждения
На сегодняшний день педагогический коллектив ДОУ обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации цели проекта. В его состав входят 37 квалифицированных педагогических работников: музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель с правом преподавания в дошкольных группах по профилю воспитание и обучение детей в группах кратковременного пребывания, воспитатель с правом преподавания в дошкольных группах дополнительного образования по профилю «обучение английскому языку» и «обучение основам информатики», воспитатель с правом преподавания экологии. Из общего количества педагогов имеют высшее педагогическое образование - 15человек, среднее специальное – 22 человека.
Квалификационные категории имеют 34 человека, из них высшую - 4 человека, первую - 16 человек, вторую - 14 человек.
В дошкольном учреждении сложилась определенная система методической работы с педагогическим коллективом, в котором стержневым компонентом является интеллектуальное воспитание детей, направленной на:
- совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей;
- формирование единства между общеинтеллектуальным, общекультурным и социально-нравственным развитием личности воспитанников;
- восстановление традиций семейного воспитания в интеллектуальном воспитании детей и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- расширение и совершенствование основных и дополнительных образовательных услуг, ориентированных на возраст и уровень интеллектуального развития детей.
С целью развития у педагогов интереса к наиболее значимым, первоочередным вопросам, создания мотивации индивидуального поиска используются такие формы работы, как семинары-брифинги, дискуссии, творческий манеж, педагогические качели, педагогический аквариум, педагогическая мастерская и другие.
Понимая важность развития интеллекта детей на дошкольном этапе, на протяжении нескольких лет педагоги углубленно работают по проблеме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». В ДОУ разработана система организационно-методических мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников:
üалгоритм развития интеллектуальных способностей детей;
üперспективные планы;
üблок интегрированных занятий;
üблок познавательных занятий;
üциклы: игр на развитие интеллектуальных способностей детей 3–7 лет; занятий по обучению дошкольников игре в шахматы.
9.2. Предметно-развивающая среда
На данный момент в дошкольном учреждении создана предметно-развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая интеллектуальному развитию дошкольников.
При создании предметно-развивающей среды педагоги руководствуются современными наиболее продуктивными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, деятельностно-возрастном подходе, информативности (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материала и игрушек), обогащенности, наукоемкости, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его интеллектуальных способностей. В группах созданы центры: стационарные - математический, экологический, развития речи, физкультурно-оздоровительный; передвижные - науки и экспериментирования, искусства и изобразительной деятельности, ручной умелости, конструирования, сюжетно-ролевой игры.
9.3. Организация воспитательно-образовательного процесса
Образовательный процесс в ДОУ строится на основе комплексных программ: «Радуга» (младшие группы), «Из детства в отрочество» (средние, старшие, подготовительные группы) Т.Н.Дороновой;
- авторской программы «Экспериментирование в ознакомлении дошкольников с окружающим миром» (воспитателя с правом преподавания экологии Просвировой Т.В.).
Отличительной особенностью образовательного процесса в ДОУ является интеграция на основе интеллектуально-познавательной деятельности, что позволяет:
-реализовывать идеи индивидуального и дифференцированных подходов в процессе обучения;
-индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс (за счёт ежегодного обследования каждого ребёнка по всем линиям развития).
-строить отношения на основе модели личностно-ориентированного взаимодействия.
Реализация программ нового поколения позволяет изменить содержание воспитательно-образовательного процесса, наполнить новым содержанием традиционные направления работы, создать условия для вариативного образовательного процесса, что способствует повышению уровня развития детей и качества их подготовки к школьному обучению. Сравнительный анализ за три года показал, что из 170 выпускников ДОУ - 74 детей обучается по системе Л.В.Занкова, 56 детей по программе «Школа 2100», 8 детей по программе «Гармония», остальные дети по традиционной программе.
В настоящее время в дошкольном учреждении ведется работа по созданию условий для открытия группы с опережением в развитии детей старшего дошкольного возраста. Цель открытия данной группы мы видим в формировании познавательных потребностей и интересов детей. Основные принципы организации образовательного процесса в этой группе заключаются в следующем:
1. Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности). Этот принцип реализуется через систематический подбор заданий, которые требуют от ребенка постоянных умственных усилий, проявления самостоятельности.
2. Ведущая роль теоретических знаний. Выдвигается на первый план значимость осознания основных положений, которыми должны овладеть дети при обучении.
3. Быстрый темп изучения программного материала. Быстрый темп не является самоцелью, он требует постоянного углубления знаний, установления новых связей между новым и ранее изученным.
4. Достижение максимально возможного результата в развитии интеллектуальных способностей каждого ребенка.
В настоящее время в ДОУ расширен спектр дополнительных образовательных услуг, создана система факультативной и кружковой работы в целях активизации развивающих видов деятельности. В дошкольном образовательном учреждении ведется работа факультативов: «Занимательная информатика», «Введение в английский язык»; кружков «Капитошка», «Умелые руки не знают скуки», что способствует созданию полноценной среды интеллектуального развития и общения детей.
Деятельность факультатива «Занимательная информатика» направлена на развитие логического мышления старших дошкольников, способности мыслить изобретательно и продуктивно. По принципу обеспечения непрерывности и преемственности образования на этапе детский сад - школа в работе с дошкольниками используется «Программа дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет» А.В.Горячева, Н.В.Ключа, методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников «Все по полочкам» А.В.Горячева, Н.В.Ключа, что является составной частью комплекта учебников Образовательной программы «Школа -2100», реализуемой в МОУ СОШ №6.
В дошкольном учреждении выделено специальное помещение для обучения старших дошкольников основам информатики. Основной принцип организации деятельности детей в компьютерно-игровом комплексе – использование компьютера дошкольниками не цель, а средство обогащения интеллектуальной сферы, воспитание творческих способностей, формирование личности.
Занятия факультатива «Введение в английский язык» проводятся с детьми старших и подготовительных групп. Образовательная ценность английского языка состоит в том, что у детей закладываются основы филологического образования, расширяется представление об окружающем мире, а также расширяется кругозор за счет знакомства с бытом и традициями, сказочным материалом и музыкальной культурой англоязычных стран.
Огромный эффект обучения детей английскому языку достигается за счет привлечения родителей. В течение ряда лет ведется работа клуба «Английский вместе…». Родители имеют возможность присутствовать на занятиях и обучаться вместе с детьми. Одним из положительных моментов является то, что ребенок видит заинтересованность родителя в изучении английского языка и это помогает ему понять значимость занятий. Преодоление проблемы неправильного произношения родителей осуществляется за счет использования записей с речью носителей языка, обучения родителей пользоваться английской транскрипцией при записи нового материала и домашних заданий. Наши родители не только закрепляют пройденный материал, но и участвуют в театрализованных преставлениях.
Показателем эффективности деятельности дошкольного учреждения в направлении интеллектуального развития детей является участие воспитанников и выпускников в ходе окружных и городских мероприятий:
üПервенство ЯНАО по шахматам;
üКвалификационные турниры по шахматам;
üПервенство г.Ноябрьска по шахматам;
üОлимпиад по математике.
9.4. Взаимодействие с социумом
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Крепыш» является открытой социальной структурой, что способствует плодотворному взаимодействию с другими социальными структурами муниципального образования г.Ноябрьска: МОУ СОШ № 6, Детской библиотекой, Музейно-ресурсным центром, ДЮСШ, КСК «Ямал», ОГПС № 9, ГИБДД.
В настоящее время между МДОУ «Крепыш» и МОУ СОШ № 6 заключен договор о сотрудничестве, скоординированы программы воспитания и обучения, разработан план преемственности, который включает в себя: круглые столы, заседания семейных клубов; тематические дни открытых дверей; природоохранительные акции: «Школьная аллея», совместные комплексные занятия с детьми подготовительной к школе группы и учащимися 1 класса - выпускниками ДОУ, экскурсия воспитанников ДОУ в школу, Дни выпускника, психолого-педагогическое обследование детей на готовность к школе, подготовительные занятия с воспитанниками ДОУ в МОУ СОШ №6, индивидуальные консультации для родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
В рамках преемственности с Детской библиотекой дети посещают занятия интерактивного клуба «Юные кудесники».
В данном блоке представлен не полный анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения «Крепыш», но и он позволяет сделать вывод, что коллектив дошкольного образовательного учреждения «Крепыш» способен обеспечить достаточно высокий уровень качества образования в рамках обновления содержания дошкольного образования в целом.
10. Трансляция опыта работы в ходе окружных и городских мероприятий, в средствах массовой информации
Босякова С.Н. - окружной научно-практический семинар «Развитие личностной культуры в организации образовательного процесса на основе авторской программы Т.Н.Дороновой «Из детства в отрочество» по теме «Система работы дошкольного образовательного учреждения по взаимодействию с семьей»;
Босякова С.Н. «Партнерство ради детства» // «Педагогический вестник» - 2006. - №9, С. 10;
Давыдова Л.Ю., Босякова С.Н. «Проектирование образовательного пространства в условиях инновационной деятельности». // Управление ДОУ. - № 6 (40). – 2007.- С.13-16.
Даминова М.Р. - окружная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в контексте модернизации системы дошкольного образования ЯНАО» по теме «Изменение мировоззрения педагогов в условиях обновления содержания дошкольного образования»;
Иванченко С.М. - городская августовская педагогическая конференция «Российская система образования в муниципальном измерении» по теме «Новый взгляд на создание предметно-развивающей среды. Обеспечение дизайнерских проектов в ДОУ психолого-педагогическим требованиям»;
Босякова С.Н. - городская августовская педагогическая конференция «Российская система образования в муниципальном измерении» по теме «Участие дошкольных образовательных учреждений в приоритетном национальном проекте «Образование».
11. Формы предоставления результатов
Результаты проекта планируется представить в форме:
1. Сборника нормативно-правовых документов по работе с детьми с опережением в развитии.
2. Банка данных инновационных методов и способов развития общих и специальных интеллектуальных способностей детей.
3. Методических материалов для участия в научно-практических семинарах и конференциях по указанной теме проекта.