Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АВТОДЕЛА

Submitted by Андрей Иванович Насонов on вс, 03/10/2010 - 15:33

  Задача предметов ПДД и ОБД - подготовка водителей транспор­тных средств. За последние годы резко возрос парк автомототранспорта, увеличилась интенсивность движения на дорогах, и как следствие, вырос травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий. Согласно статистике, ДТП совершаются по следующим причинам: по вине дороги - 8%, неисправности транспорта - 14%, по вине водителя - 70%. Значит ДТП тесно связаны с качеством подготов­ки водителей, а следовательно с преподаванием предметов ПДД и ОБД. Всё это ставит перед преподавателем автодела большие задачи, налагает ответственность за обучение и воспитание квалифицирован­ных водителей транспортных средств. Преподаватель должен дать учащимся прочные и глубокие знания по Правилам дорожного движе­ния и Основам безопасности движения, научить их добросовестно от­носится к своим обязанностям, выполнять требования Правил. Учащие­ся должны осознать необходимость добросовестного изучения ПДД и ОБД и применение этих знаний на практике. Уровень знаний, умений и практических навыков приобретаемых учащимися зависит не только от того, насколько грамотно и доступно излагает преподаватель изучаемый материал, но и от того, как построен урок, от применяе­мых методов обучения, от умелого вовлечения учащихся в активную умственную деятельность, от степени самостоятельности учащихся в процессе работы на уроке и дома,

При подготовке к урокам по ПДД и ОБД,  кроме специальных по­собий по ПДД я использую справочники "Безопасность дорожного движения", комментарии по ПДД, журналы ''3а рулём" , всё  это несомненно повышает интерес учащихся к предмету, способствует более качественному усвоению материала.

Перед началом учебного года составляется тематический план по курсу Автодело согласно программам по подготовке водителей транспортных средств категории "В". Этот план составляю так, чтобы было возможно и удобно учащимся пользоваться учебной литературой, а преподавателю использовать с целью закрепления знаний экзамена­ционные тематические билеты. Применение тематических планов спо­собствует не только повышению качества проведения уроков, но и накоплению иллюстративного и раздаточного материала. В течении учебного года составляю план проведения каждого урока, с указа­нием методики проведения, вопросов для проверки знаний учащихся по предметному материалу, вопросов для закрепления нового материала, план   включает  так  же  самостоятельную  работу  учащихся .

Одним из важнейших факторов активизации познавательной дея­тельности учащихся является оборудование кабинета. В кабинете по ПДД и ОБД должны быть "Дорожные знаки", "Дорожные разметки", светофоры, планшеты «Проезд перекрестков» и другие наглядные пособия, согласно Перечню учебного оборудования. Оформленный кабинет нацеливает учащихся на изучение соответствующего предмета, способствует лучшему усвоению материала по предмету, развитию у учащихся любознательности и профессиональных интересов. Так при изучении темы «Дорожные знаки» учащиеся могут проверить свои знания по теме до начала занятий или на перемене, используя стенды и планшеты кабинета ПДД. 

Большое значение для повышения познавательной деятельности учащихся на уроке имеют наглядные пособия без которых немыслим ни один этап урока по изучению ПДД. Демонстрация наглядных пособий повышает внимание учащихся, включает в работу зрительную память, изучаемый материал становится более понятным и доступным, лучше и прочнее, запоминается, дольше удерживается в памяти. Кроме того, демонстрация наглядных пособий облегчает процесс усвоения знаний учащихся, повышается интерес к приобретению знаний. Наглядные по­добия позволяют также увязать новый материал с пройденным, приблизить теорию к пpaктике. Наглядные пособия, используемые при изучении ПДД и ОБД это плакаты, макеты, диафильмы, чертежи и рисунки из  учебной литературы. Из всех имеющихся наглядных, пособий необходимо выбрать  такие, которые обеспечили бы наиболее эффективное проведение урока. При этом надо учитывать, что использование одновременно большого количества наглядных пособий нерационально, так как в этом слу­чае внимание учащихся сосредотачивается на рассматривании этих пособий и постепенно рассеивается, они отвлекаются от основной цели урока, плохо осмысливают и понимают изучаемый  материал.

При изучении ПДД в зависимости от цели урока и методов его
проведения я использую в основном плакаты, планшеты "Проезд перекрёстков", а также схемы и рисунки, которые заблаговременно готовлю. Так при изучении темы: "Проезд перекрёстков", предпочтение
отдаю схемам. На них я смогу показать очерёдность проезда перекрёстков начиная с самого простого и заканчивая более сложным перекрестком. Кроме того используя макеты дорожных знаков я могу быстро создать любую ситуацию на перекрёстке при его проезде транспортными средствами.

Немаловажную роль в процессе обучения играет  применение  на уроках электрифицированных стендов, тренажёров, экзаменаторов-репетиторов,  а также демонстрация кино и диафильмов.    Применение средств технического обучения вызывает повышенный интерес у  учащихся, углубляет и расширяет их знания, значительно облегчает им усвоение материала, даёт возможность вести урок на более высоком уровне. Использование диа- и кинофильмов обеспечивает смену восприятия и переключение внимания учащихся, снимает усталость, их применение должны дополнять урок, сочетаться с другими видами наглядности. Они могут быть использованы на разных этапах урока. Перед демонстрацией кинофильма преподаватель проводит краткую беседу с учащимися, подчёркивает цель просмотра, указывает на что следует обратить внимание, объясняет наиболее сложные и трудноусваемые моменты, а затем ставит перед ними ряд вопросов, ответы на которые должны быть даны в устной форме, после просмотра кинофильма. Так после просмотра кинофильма «Предупреждающие знаки» учащимся необходимо ответить на вопросы:

1.                На каком расстоянии устанавливаются предупреждающие знаки в населенных пунктах?

2.                Какие знаки дублируются вне населенных пунктов?

3.                Как устанавливается знак «Дорожные работы»?

 Количество   вопросов   должно   быть   небольшим (3-4   вопроса).

Показ   фильма   должен   длится   не   более   10-15   мин.      После просмотра преподаватель должен провести заключительную беседу, обобщить материал и сделать выводы. Важную роль при изучении от­дельных тем ПДД играет демонстрация диафильмов. Объясняя тему: «Остановка и стоянка», преподаватель может наглядно показать на экране, как и каким способом можно ставить транспортные средства на стоянку в населённых и вне населённых пунктов, задать учащим­ся вопросы по этой теме, используя кадры диафильма.

Одним из важнейших элементов урока, способствующих активизации мыслительной  деятельности учащихся, является планомерный и систематический контроль знаний, умений и навыков учащихся. От каждого учащегося преподаватель получает информацию о результатах  восприятия  им изучаемого материала, степени усвоения знаний, умений и навыков, о затруднениях учащихся в момент восприятия  учебного  материала.

Своевременный и правильно организованный контроль даёт преподавателю возможность проверить знания учащихся по пройденному материалу, степень усвоения пройденного материала, выявить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, помогает поддерживать постоянный интерес учащихся к предмету, даёт преподавателю возмож­ность выбрать наиболее рациональные методы и формы обучения, учащийся должен сознавать, что в любой момент урока может быть спрошен, а следовательно, всегда должен быть готовым к ответу, что в свою очередь обязывает его быть постоянно внимательным и сосредоточенным на уроке. Методы контроля знаний, умений и навы­ков учащихся на уроке могут быть самыми разнообразными. Одним из методов контроля знаний или степени усвоения изучаемого на уроке материала является фронтальный опрос. Фронтальный опрос характе­ризуется тем, что не требует больших затрат учебного времени (3-5 мин.), но в то же время даёт возможность вовлечь в работу всех учащихся, вызывает оживление и желание ответить на поставленный преподавателем вопрос, помогает создать на уроке рабочую обста­новку. Для проведения фронтального опроса подбираются такие воп­росы, которые требуют коротких и чётких ответов. В основном это определения, задания по сравнению и сопоставлению явлений и фактов.

Например, вопросы для фронтального опроса предмета ПДД,        тема: «Основные понятия и термины»:

1.                Что   такое   остановка?

2.                Что   такое   обгон   Т.С.?

3.                Где   применяется   разделительная   полоса?

4.                «Маршрутное такси» относится к маршрутным транспортным средствам?

5.                Что называется недостаточной видимостью?

Подобные вопросы могут быть поставлены при изучении любых тем ПДД и ОБД. Фронтальный метод проверки знаний применим на других этапах урока в качестве закрепления изучаемого материала.

Следующим видом контроля является индивидуальный опрос учащихся. Он дает возможность более полно судить о степени усвоения и глубине понимания учащимися изучаемого материала, приучает правильному изложению материала. Задаваемый учащимся вопрос должен быть сформулирован преподавателем так, чтобы учащийся мог дать последовательный и полный ответ, показать понимание изучаемого материала, умение сделать правильный вывод, найти правильное решение вопроса.

Нa уроках по ПДД по теме: "Обгон, встречный разъезд" могут быть поставлены такие вопросы:

1.   Рассказать   о   правилах   проезда   Т.С.  узких   участков?

2.   Рассказать о порядке выполнения обгона  Т.С.?

3.   Рассказать где запрещен обгон Т.С.?

Вопросы могут быть различного содержания и преподаватель сам решает какие вопросы целесообразнее задавать учащимся. Во время ответа на вопрос не следует перебивать отвечающего, задавать какие-либо дополнительные вопросы, вносить поправки или дополнения, как такое "вмешательство" в ответ учащегося сбивает его, путает мысли и рассуждения. Ответ учащихся должен быть стройным, логичным, последовательным, правильным. Чтобы вовлечь в. работу всех учащихся, заинтересовать их, заставить внимательно следить за ответами товарищей, заставить сосредоточиться на уроке, проверить знания по возможности большого количества учеников, повысить накопляемость оценок, после ответа каждого учащегося на за­данный вопрос, вызывается другой учащийся для рецензированного ответа товарища. Он должен указать: правильный или нет ответ, полный или нет, где допущены неточности или ошибки. В результате оценки выставляются как отвечающему, так и дополняющему учащимся. Самым эффективным, я считаю для усвоения и закрепления новых знаний по предметам ПДД и ОБД - применение карточек-заданий  (тематических  экзаменационных билетов). После пройденных тем учащиеся прорешивают билеты, воссоединяют знания полученный на теории с практическими навыками, используя при этом свои конспекты по ПДД. После прорешивания всех вопросов раздела, преподаватель приводит контрольный срез, при этом выявляя пробелы в знаниях учащихся и намечает меры по их устранению, Этот способ опроса применяется на различных этапах пройденного материала. Чем больше пройдено по ПДД и ОБД, тем больше вопросов содержат карточки-задания (билеты).

Учащиеся с интересом решают эти карточки. Они содержат воп­росы и несколько ответов на каждый вопрос, составленные в соответствии с программой  курса ПДД и ОБД. Один из них правильный и учащийся должен найти этот ответ. Проверка правильности ответов учащихся и оценка их знаний производится с помощью таблицы ответов (ключа). Проверка знаний и степени усвоения материала может быть проведена самими учащимися в процессе взаимоконтроля (взаимообмена карточками). При этом знания всех чащихся могут быть проверены за 10 – 15 минут.

Одним из наиболее эффективных методов активизации мыслительной деятельности учащихся является самостоятельная работа на уроке. Одним из видов самостоятельной работы является самостоятельное составление конспекта после объяснения изучаемого материала преподавателем. Это конспект включает схемы, рисунки и объяснения по изучаемой теме. После пройденного раздела преподаватель проверяет конспект, наличие тем, правильности его ведения и выс­тавляет за это оценку. Этим он стимулирует учащегося к ведению конспекта, а следовательно и развивает их мыслительную дея­тельность. Кроме ведения конспекта они самостоятельно решают карточки - задания (тематические билеты), результаты этой работы преподаватель контролирует во время практических работ.

Активизирующим элементом урока является работа с учебной литературой, схемами, рисунками, плакатами. Перед проведением самостоятельной  работы учащимся нео6ходимо подготовить и объяснить, какова цель выполнения задания, на что следует обратить особое внимание. Способы ра6оты с уче6ной литературой могут быть разнообразными.

Учащимся раздают учебные пособия по ПДД. Затем на доске и в тетрадях они записывают тему и план изучаемого материала. Объяснение изучаемого материала в основном проводится в соот­ветствии с планом  урока, но некоторые небольшие вопросы плана учащиеся изучают самостоятельно, предварительно получив от преподавателя инструктаж.

Пример самостоятельной работы учащихся  с  учебным  пособием при изучении темы "Запрещающие знаки".

ПЛАН  УРОКА

1.                     Назначение, установка и особенности запрещающих  знаков.

2.                     Знаки, не действующие на маршрутные Т.С.

3.                     Знаки, не действующие на такси с включённым таксометром.

Первые два вопроса освещаются преподавателем, а третий самостоятельно учащимися, используя учебное пособие.

Важнейшим условием повышения качества и эффективности урока является рациональное использование рабочего времени, умение пре­подавателя руководить познавательной деятельностью учащихся, про­буждать у них интерес к предмету, развивать умственные способнос­ти. Каждый учащийся должен активно работать на протяжении всего урока, на всех его этапах. Этого можно достичь лишь в результате применения наиболее эффективных методов и приёмов обучения. Наи­более эффективной считаю живую беседу преподавателя с учащимися или сочетание объяснения с беседой. В ходе беседы возможно создание на уроке проблемных ситуаций, о6еспечение межпредметных и внутрипредметных связей.

Проблемные ситуации могут быть использованы на всех этапах урока, начиная с изучения нового материала, так как на каждом этапе уроке необходимо устанавливать логическую связь нового ма­териала с материалом, пройденным на предыдущих уроках. Для уста­новки логической связи между отдельными уроками рекомендуется подобрать вопросы проблемного характера, которые должны послужить толчком для развития мышления учащихся, нацелить их на формулирование нового вопроса, ответ на который они должны получить при изучении нового материала. Вопросы проблемного характера возможны на любом уроке ПДД и ОБД. Желательно, чтобы они носили причинно-следственный характер, способствовали разрешению противоречий между имеющимися знаниями и знаниями приобретенными на уроке. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы способ решения был не известен, но посилен для каждого учащегося. Для решения проблемы от учащегося требуется не только вспомнить  изученный  материал, но и найти новое решение, опираясь на эрудицию и жизненный опыт. Так при изучении темы «Основы безопасности движения автомобиля» учащимся можно задать такие вопросы проблемного характера:

1.                Почему нельзя резко нажимать на педаль тормоза?

2.                Вследствие каких причин задние колеса идут на «юз» при торможении, а не передние?

3.                Вследствие чего при крутом повороте автомобиля его сносит в сторону?

Использование на уроках проблемных ситуаций вырабатывает у учащихся умение мыслить. Рассуждать, углублять свои знания, быть на уроках активными и внимательными?

Немаловажное значение для активной работы учащихся имеет подведение итогов работы на уроке. В конце урока нужно обязательно провести заключительную беседу, в которой обобщить итоги работы учащихся, сделать выводы, сообщить оценки за ответы по пройденному материалу, за активную работу при изучении и закреплении нового материала. Обязательно необходимо прокомментировать оценки, отметить учащихся активно работающих на уроке. Заключительная беседа активизирует, мобилизует на лучшее усвоение изучаемого предмета.

Все эти методы активизирующие работу учащихся на уроках дают положительные результаты при обучении их правилам дорожного движения и основам безопасного движения, что в свою очередь, влияет на  успешную сдачу экзамена в ГИБДД для получения водительского удостоверения.     


 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн