Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инновационный педагогический опыт

Фото пользователя Лорина Мовсесовна Оганезова
Submitted by Лорина Мовсесовна Оганезова on пн, 04/10/2010 - 14:21

Цель создания моего блога - методическое сопровождение процесса инновационного развития учителя посредством вовлечения его в систему практикосозидательного распространения эффективных образовательных практик. 
 Ждем Вас с представлением, презентацией системы сбора, анализа, систематизации и распространения как собственного передового (инновационного) опыта, так и опыта своих коллег как руководители РМО, ШМО,  члены предметных МО, кафедр и других творческих групп. 


 

Глоссарий. 
Педагогический опыт
– результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.
Передовой педагогический опыт – возникает из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.
Инновационный (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.
Новаторский педагогический опыт – создание принципиально новой идеи, практики или технологии, не имеющей аналогов в педагогической практике.
 

Подтипы инновационного и передового педагогического опыта:
по отношению к структурным элементам образовательных систем (нововведения в целеполагании, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения, системе диагностики и др.);
по отношению к личностному становлению субъектов образования (развитие определенных способностей учеников, сфера развития их знаний, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей и др.);
по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе, в системе дополнительного образования, в системе управления и др.);
по формам организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, дифференцированная, парная, индивидуальная, групповая, дистанционная и др.);
по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведения педагогических технологий и др.);
по способам осуществления (плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные);
по степени предполагаемых преобразований (корректирующие, модернизирующие, прорывные и др.).
Уровень практической значимости опыта определяет масштаб и формы распространения изменений:
Отраслевой (общепедагогический) уровень означает, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом.
Общеметодический уровень предполагает, что результаты опыта важны для решения общих вопросов методики и технологии преподавания, обучения и воспитания.
Частнометодический уровень характеризует опыт, который важен для решения частных вопросов практики обучения, воспитания, управления.
Уровни педагогической идеи:
Глобальный уровень новизны - внесение новых положений в науку, кардинальное преобразование образовательного процесса от постановки новых целей до новых подходов к образовательной диагностике.
Локальный уровень новизны - обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации.
Условный уровень новизны - необычное сочетание ранее известных элементов.
Частный уровень новизны - использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах.
Уровни новизны инновационного и передового педагогического опыта:
Уровень преобразования, характеризуемый принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.
Уровень дополнения – открытие новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания.
Уровень конкретизации – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся обучения, воспитания, методики преподавания и т.д.
Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщить живой педагогический опыт – значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое. Это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идет одновременно в двух направлениях: от общей педагогической идеи к пробам опытного поиска, от них – к усовершенствованию практики; и одновременно – от усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой педагогической идеи.
Продвижение опыта работы – комплекс мероприятий направленных на ознакомление педагогического сообщества с результатами инновационного и передового педагогического опыта.
Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику. 
 
 

...необходимо предоставить лучшим учителям возможность в полной мере стать для своих коллег неформальными, «не конторскими», а настоящими методистами в истинном смысле этого слова…"  

И.Калина 

 

Структура представления эффективного (инновационного)  педагогического опыта



Параметры:


  1.Формальные, отражающие формальные характеристики автора (авторского коллектива), чей инновационный опыт описывается;


  2.Содержательные, характеризующие сущностную (смысловую) сторону инновационного опыта;


  3.Результативные, указывающие на эффективность инновационного опыта с точки зрения его апробации в реальной педагогической практике.

1 Формальные параметры

1.1 Наименование педагогического опыта


1.2 Авторский коллектив – разработчик педагогического опыта


1.3 Тип и вид представляемого учреждения


1.4 Период формирования и функционирования педагогического опыта


1.5 Адрес педагогического опыта


1.6 Специалист, представляющий педагогический опыт


2.Содержательные параматры

2.2 Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.).

Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.


2.3 Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта).

Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.


2.4 Методологическая база педагогического опыта.

Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.


2.5 Педагогическая целесообразность эффективного опыта.

Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогической работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки.


2.6 Психологическая целесообразность эффективного опыта. Основные субъекты, включенные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).


2.7 Социальная направленность эффективного опыта.

Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.


2.8 Воспроизводимость педагогического опыта.

Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).


2.9 Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.

3. Результативные параметры


3.1 Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации.

3.2 Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

 

Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении.

3.3 Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении педагогического опыта.

3.4 Публикация педагогического опыта в печати.

Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференций, сборниках и монографиях.
 

Прикрепленный файл Size
Диссеминация инновационного педагогического.ppt 307.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

На: Инновационный педагогический опыт и особенности его представ


Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщить живой педагогический опыт – значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое. Это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идет одновременно в двух направлениях: от общей педагогической идеи к пробам опытного поиска, от них – к усовершенствованию практики; и одновременно – от усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой педагогической идеи.
Продвижение опыта работы – комплекс мероприятий направленных на ознакомление педагогического сообщества с результатами инновационного и передового педагогического опыта.
Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.




Фото пользователя Ксения Владимировна Лунева

На: Инновационный педагогический опыт и особенности его представ


 

По моему  мнению,  Сластенин В., Исаев И. в учебнике "Педагогика" дают емкое понятие инновационных процессов. - "В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновати-ки, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования  весьма актуальна."

На мой взгляд, роль управления инновационными процессами в образовании должна принадлежать методистам всех уровней.   Ведь кто как ни они могут организовать этот процесс, направить его в нужное русло на благо развития образования в целом!!! 


 

 ...
 

Комментарий был изменен с момента создания (deva1283, вс, 27/11/2011 - 23:37).



Фото пользователя Лорина Мовсесовна Оганезова

На: Инновационный педагогический опыт и особенности его представ


Замечательная презентация!

В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни. 

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. 
Проблемы образования приобретают особую актуальность в полиэтнической, многоязычной и поликонфессиональной Ростовской области. 
Существующие стандарты образовательных областей фиксируют объем и уровень базового образования и являются основой для разработки программ и учебников.

Нациоционально-региональный стандарт дает нам возможность определять содержание школьного компонента и тем самым выразить их специфику и направленность, связь со своим районом, городом, селом. 


Однако, мы находимся сейчас в новой ситуации - введение стандартов нового поколения.


 Предлагаемые в проекте изменения, касающиеся разработки федеральных государственных образовательных стандартов для средней школы, актуальны для совершенствования системы российского образования.

Вместе с тем, у педагогической общественности вызывает беспокойство то, что этот проект предусматривает отмену регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения учебного плана.Отмена регионального и школьного компонентов может иметь ряд отрицательных последствий.

Но это уже тема для другого уровня...

Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan

 




Фото пользователя Лорина Мовсесовна Оганезова

На: Инновационный педагогический опыт и особенности его представ


Уважаемая Татьяна Николаевна!

Опыт работы ваших педагогов широко известен, об этом не раз говорил и заведующий кафедрой методики воспитательной работы нашего института, канд.пед.наук, Алексей Михайлович Рябченко.

Сегодня  ваш опыт в дополнительного образования применяется с большим успехом, а именно:
1. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
2. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности .
3. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности.
4. Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности.

Но можно расширить ваши возможности до использования более современных технологий в дополнительном образовании:
1. Молодежные объединения. 
6. Участие в Интернет проектах : «Наблюдай и исследуй», «Глобальная школьная лаборатория», Российская дистанционная эколого-биологическая викторина , Дистанционная обучающая олимпиада по географии., Международный проект «Экомарафон», конкурс «Живая карта» -работа с космическими картами, МИЛСЕТ-фото природы, конкурс фотографий «Россия глазами школьников» .

Перечень сайтов, поддерживающих проблематику исследовательской деятельности учащихся.
http://www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика.
Исследовательские работы.
http://www.vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей.
http://www.konkurs.redu.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов.
http://www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
http://www.irsh.redu.ru – сайт научно-мтодического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
http://www.iteach.ru – сайт программы Intel «Обучение для будущего».
 

Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan

 




Фото пользователя Надежда Анатольевна Миронова

На: Инновационный педагогический опыт и особенности его представ


 

Инновационный педагогический опыт – способ познания педагогических процессов и явлений основанный на инновационной деятельности педагога приводящий к нововведениям в педагогическую деятельность, изменениям в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющим целью повышение их эффективности
Инновационная деятельность педагога – включение педагога в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды. 



Фото пользователя Надежда Анатольевна Миронова

На: Инновационный педагогический опыт и особенности его представ


Инновационный педагогический опыт – способ познания педагогических процессов и явлений основанный на инновационной деятельности педагога приводящий к нововведениям в педагогическую деятельность, изменениям в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющим целью повышение эффективности любого урока. Для учащихся новинка, а для педагога – находка  дать новый, сложный материал.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн