Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Практическая направленность деятельности учащихся на уроках экономических дисциплин в условиях НПО и СПО

 

Содержание работы


 
1. Актуальность выдвигаемой проблемы 3


 
2. Методическая тема,
цели и задачи педагогической деятельности 7


 
3. Модульно-компетентностный подход
к созданию образовательной программы 10


 
4. Практико-ориентированные задания
как одно из средств практико-ориентированного обучения 18


 
5. Метод проектов
в практико-ориентированном образовании 24


 
6. Создание эффективной системы
контроля качества овладения опытом деятельности
при практико-ориентированном обучении 40


 
7. Заключение.
Предварительные результаты деятельности 46


 
Литература 47


 
Практическая направленность деятельности учащихся на уроках экономических дисциплин в условиях НПО и СПО
Актуальность
Свои способности человек может узнать,
только попытавшись приложить их.
(Сенека Младший)


 
57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21-го века» объявила десятилетие (2005-2014 гг.) декадой Образования для устойчивого развития. Ведущей организацией Декады является ЮНЕСКО. Образование для устойчивого развития – это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств – знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни. Ставится задача обновления и профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.
В официальных документах ЮНЕСКО система образования России признается уникальной за ее фундаментальность и научность. Научный потенциал Российского государства остается высоким, несмотря на утечку «мозгов». Россия занимает самые передовые позиции в области нанотехнологий, в физике, химии, биологии, материаловедении, лазерной и вычислительной технике, медицине. Можно назвать еще минимум 20 научный направлений, где российская фундаментальная наука вполне конкурентоспособна и востребована на мировом рынке. Проблема России сегодня в другом: как научить применять эти фундаментальные знания на практике, превратить их в практические умения и навыки? Без этого нам не создать новую экономику – «экономику знаний». У России не будет будущего, пока она не станет активно заниматься коммерциализацией фундаментальных знаний, представляющих собой гигантский рыночный ресурс. Для этого необходимо перестроить систему образования – не теряя своей фундаментальности, она должна приобрести новое, практико-ориентированное содержание.
Российское образование всегда строилось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Но многолетняя практика выявила существенные минусы такого подхода. В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять.
Высокий уровень знаний выпускников советских образовательных учреждений в 50-ые годы был признан во всем мире. Советский Союз по уровню интеллекта молодежи занимал третье место в мире, а в 1964 – году вышел на второе место. Общественность США всерьез была обеспокоена успехами Советского Союза. Тогда в американской прессе появилась статья «Что знает Иван, чего не знает Джон?». Тогда США стали перенимать опыт образования Советского Союза. Но отечественная система образования за последние 50 лет существенно не изменилась, хотя коренным образом изменились общественный строй, экономика страны. В рыночных условиях помимо знаний оказались востребованными умения применятьих на практике. В 2001 году в журнале «Народное образование» появилась статья «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван?», где академик А.Новиков рассказывает о том, «что знает Иван, уже знает Джон, а что умеет Джон, еще не умеет Иван».
В 2004 году Мировым банком было проведено сравнительное исследование выпускников высших учебных заведений России и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль). Это исследование зафиксировало, что студенты России показывают очень высокие результаты (9-10 баллов) по критериям «знание» и «понимание», и очень низкие баллы – по критериям «анализ», «синтез», «применение знаний на практике» (1-2 балла). Студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты, т.е. они показали высокую степень развития навыков анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание».
С тех пор мало что изменилось. Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания, благодаря знаниям они станут успешными в бизнесе. В результате такого подхода Россия пришла к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим и средне-специальным образованием, людей, овладевших какой-либо определенной профессией, но при этом реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Работодатели, желающие принять на работу в основном выпускников с красными дипломами, сталкиваются с проблемой, что они ничего не умеют делать. Знаний много, при этом они абсолютно не умеют применять их на практике. В чем же причины того, что даже отличники сегодня не устраивают работодателя? Для работы нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист. К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции. При этом следует обвинять не выпускника-отличника, а знаниево-ориентированную систему профессиональной подготовки. А истинная причина кризиса знаниевой парадигмы лежит глубже, а именно в существующем сегодня противоречии между укладом профессионального образования и современным бизнесом. Российская экономика давно перешла на рыночные рельсы, а профессиональное образование, осуществляющее подготовку кадров для рыночной экономики, все еще не стало рыночным. Чаще всего при подготовке специалистов абсолютно не учитываются требования времени и пожелания работодателей.
Среди причин, вызвавших кризис традиционной парадигмы образования, называют и то, что в современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней и высшей школе, вследствие чего традиционная установка на передачу от учителя к ученикам необходимого запаса знаний становится совершенно утопической. В этих условиях важно научить учащихся умениям приобретать знания.
Что же делается в этом направлении? Предпринимаются конкретные шаги и Российским Правительством, и Министерством образования и науки РФ, и местными органами управления образованием, и самими учебными заведениями:
  1. Прежде всего, меняется форма управления. Управление профессиональным образованием становится государственно-общественным в связи с созданием Попечительских советов (таковой существует и действует и в ГАОУ НПО «Профессиональный лицей №47»).
  2. Серьезные изменения в рыночную сторону ожидаются и в содержании образования. С 1 января 2010 года вводятся в действие новые государственные образовательные стандарты профессионального образования, которые предусматривают участие в их разработке работодателей. Наиболее важным моментом здесь является разработка работодателями Квалификационных требований к специальностям, которые необходимы при создании стандартов третьего поколения. Также работодатели могут участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечней специальностей и направлений подготовки, в процедуре контроля качества профессионального образования.
  3. Все чаще в практике образовательной деятельности заключаются соглашения о стратегическом партнерстве между учебными заведениями и союзами промышленников и предпринимателей. Такое соглашение заключено и между ГАОУ НПО «Профессиональный лицей №47»и Союзом промышленников и предпринимателей г.Гусь-Хрустального. В соглашении о стратегическом партнерстве достигнуты договоренности, с одной стороны, об участии работодателей в разработке программ, чтобы они стали практико-ориентированными, с другой стороны, об участии бизнес-сообщества в создании условий для обучения в данном учебном заведении.
  4. В ГАОУ НПО «Профессиональный лицей №47» была также создана так называемая «Модель выпускника», которая предусматривает создание образа выпускника, соответствующего реалиям времени.
Таким образом, меры направленные на преодоление кризиса знаниевой парадигмы привели к необходимости изменения характера управления и обновления содержания профессионального образования. Безусловно, огромная роль в этом отводится самим образовательным учреждениям и педагогам, работающим в них.
Методическая тема, цели и задачи педагогической деятельности
В системе образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию:
  1. организация учебной деятельности с целью погружения обучающихся в профессиональную среду, соотнесение представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознание собственной роли в социальной работе (Ю. Ветров, Н. Клушина).
  2. внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности (П. Образцов, Т. Дмитриенко).
  3. использование возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.).
  4. приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности(деятельностно-компетентностный подход) (Ф Ялалов и др.).
В образовательной среде нашего учебного заведения широко применяются все эти подходы. Причем не только при производственном обучении и профессиональной подготовке, но и при изучении общеобразовательных дисциплин. Созданы, апробированы и используются профилированные программы по ряду общеобразовательных дисциплин. Мне, как преподавателю экономических дисциплин, наиболее близка возможность использовать профессионально направленное изучение предметов экономического цикла как профильных дисциплин с применением деятельностно-компетентностного подхода.
Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется путем формирования у учащихся практических умений и навыков. В системе профессионального образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельностиприобретает новый смысл. Он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков, является внутренним условием движения личности к цели. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. Таким образом, при деятельностно-компетентностном подходе традиционная дидактическая триада дополняется новой единицей:
Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности
С точки зрения современных требований надо не только дать знания, но и научить самостоятельно добывать, анализировать, корректировать и применять их для решения жизненных задач, научить оперативно обновлять и пополнять запас знаний в течение всей жизни. Этим объясняется выбор методической темы: «Практическая направленность деятельности учащихся на уроках экономических дисциплин в условиях НПО и СПО».
Целью своей педагогической деятельности считаю повышение уровня экономической грамотности учащейся молодежи с целью воспитания конкурентоспособного, граждански активного представителя современного общества (развитие базовых компетентностей обучающегося, формирование опыта его деятельности).
В рамках этой цели ставлю перед собой следующие задачи:
  • углублять и расширять теоретические знания, практические умения и навыки по преподаваемому предмету, обеспечивающие качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной профессии (специальности);
  • формировать у учащихся значимые для будущей профессиональной деятельности качества личности: самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самоактуализации и т.д.;
  • формировать умение использовать нормативно-правовую документацию, художественную, справочную и специальную литературу по предмету с целью погружения учащихся в профессиональную среду;
  • развивать познавательную способность и активность учащихся, их исследовательские умения для обеспечения готовности учащихся к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков;
  • создавать эффективную систему контроля качества выполнения практико-ориентированных заданий;
  • рационально сочетать традиционное обучение и современные педагогические технологии.
Все эти задачи направлены на формирование опыта деятельности учащихся по избранной ими профессии.
Преподавание курсов экономических дисциплин веду на основе государственных программ и стандартов, внося необходимые коррективы в соответствии с требованиями уровня и содержания профессионального образования.
Модульно-компетентностный подход к созданию образовательной программы
Формирование опыта деятельности более точно определяется методами деятельностного и компетентностного подхода. Деятельностный подход направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Что же означают понятия «компетенции» и «компетентности»?
В конце 70-х годов прошлого века результаты образования стали определять в терминах социальных компетенций. Хотя понятие компетенция широко использовалось еще и раньше в бизнесе, в быту и литературе. Сегодня нет однозначного определения понятия компетенция. Одни авторы ее определяют как готовность специалиста применять на практике полученные знания, другие – как способность решать проблемы, т.е. компетенцию выражают с помощью активных глаголов, обозначающих действие. Многие исследователи соглашаются с тем, что компетенция ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». «Знаю, что» относится к атрибутам традиционной знаниевой парадигмы, а «знаю, как» больше связано со «знаниями в действии», и поэтому компетенции, компетентностный подход ближе к целям и задачам практико-ориентированного образования. Компетентность, в свою очередь, (лат. соответствие, соразмерность) представляет собой круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Введение понятий компетентности и компетенций позволяет рассматривать их как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования. Деятельностно-компетентностный подход к усвоению учебных курсов предполагает:
  • прозрачность целей учебного курса;
  • конкретизацию способа описания учебных результатов на языке компетентностей;
  • разработку адекватных объектам контроля инструментов оценивания;
  • согласованность целей и процедур оценивания в учебном курсе.
Реализовать подобное можно с помощью внедрения технологии модульного обучения. Такое обучение предполагает структуризацию содержания обучения на обособленные элементы. Добавляется новый принцип – принцип модульности. Этот принцип предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков – модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Каждый учебный элемент представлен в форме определенного объема учебной информации и состоит из следующих компонентов:
  • сформулированная учебная цель в форме компетенции, выраженная с помощью активных глаголов, обозначающих действие;
  • собственно учебный материал, полученный из разных источников (учебники, справочная литература, раздаточный материал – опорные конспекты и т.д.)
  • практические, самостоятельные задания, соотносящиеся с поставленными целями (в том числе и практико-ориентированные);
  • контрольная работа, контрольное тестирование, которое также соотносится с целями, поставленными в данном учебном элементе.
Модульно-компетентностная система организации процесса обучения предполагает в самом начале каждого цикла действий наличие и обязательность мотивационного этапа. Первоначальное знакомство учащихся с комплексной и уровневой целями с учетом близких, средних и далеких задач дает толчок к переходу от знаний к умениям. А многократно повторяющаяся деятельность учащихся в ходе выполнения практических и самостоятельных работ на адекватном и индивидуальном уровне сложности учебного материала переводит умения в навыки. Наличие в структуре модуля и отдельных учебных элементов практико-ориентированных заданий обеспечивает формирование у учащихся опыта деятельности. Педагог при этом выступает и как лектор-эксперт, и как консультант фасилитатор, и как организатор и руководитель процесса, его функции варьируются от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей. Ученик, в свою очередь, исполняет роль самостоятельного исследователя различной последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков и формированию определенного опыта деятельности. По завершении работы над модулем и учебным элементом проводится контроль чаще всего представленный в виде тестирования, которое соотносится с целями – компетенциями, поставленными в этом учебном элементе.
Модули выстраиваются с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегрированных и частных учебных целей, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения, с учетом реализации обратной связи. Учебные элементы в модуле относительно самостоятельны, содержание их вариативно, существует возможность разных вариантов обучения как видам деятельности, так и способам действий. Такая динамичность и гибкость модульно-компетентностной системы обучения позволяет решить две важнейшие задачи, характерные для практико-ориентированного образования:
  1. самоорганизация учебно-познавательной деятельности учащегося (каждый учащийся может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой: ставить цели, выбирать способы деятельности, согласовывать и координировать свою деятельность, выбирать оптимальный вариант обучения, рефлексировать полученные результаты деятельности);
  2. вариативность построения учебного материала для различных групп и категорий учащихся в зависимости от профессионально и социально значимых для них компетентностей и формирования у них определенного опыта деятельности (на основе государственных программ и стандартов, внося необходимые коррективы в соответствии с требованиями уровня и содержания профессионального образования).
В качестве примера приведу пример построения логической структуры мною разработанной рабочей модульно-компетентностной программы по предмету «Экономика» для учащихся профессионального лицея.
Содержание рабочей программы по предмету «Экономика» для учащихся лицея представляет собой комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Она включает в себя общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике потребителя, производителя (фирмы) и государства, в том числе и в международной сфере. Помимо знаний, в содержание курса входят умения, навыки и ключевые компетенции, необходимые для будущей работы в экономической сфере. Программа профильная, т.е. предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также формирования опыта деятельности для будущей работы в экономической сфере.
Изучение экономики на профильном уровне направлено на достижение следующих комплексных целей:
  • освоение системы знаний об экономической деятельности потребителей, производителей и государства, об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Основные компетенции:
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию; анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
  • формирование опыта деятельности применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач; освоить экономические знания для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Структура построения рабочей модульно-компетентностной программы представлена основными содержательными линиями (блоками), модулями в рамках этих линий и разработанными учебными элементами по каждому модулю. Рабочая программа по содержанию совпадает с примерной программой среднего (полного) общего образования по экономике на профильном уровне, но в нее добавлены ряд тем, соответствующих государственным образовательным стандартам начального-профессионального образования. Основные содержательные линии и модули программы:
Содержательная линия «Фундаментальные экономические концепции»:
  • М1 Экономика: наука и хозяйство
  • М2 Потребности и ресурсы Факторы производства
  • М3 Основные вопросы экономики и экономические системы
  • М4 Экономический анализ и принятие экономических решений
Содержательная линия «Микроэкономика. Рыночная экономика. Спрос и предложение»
  • М1 Спрос
  • М2 Предложение
  • М3 Рыночное равновесие и рыночный механизм
Содержательная линия «Микроэкономика. Основные рыночные структуры. Виды рынков»
  • М1 Совершенная конкуренция
  • М2 Несовершенная конкуренция
  • М3 Монополии и антимонопольное законодательство
  • М4 Рынки факторов производства – рынок труда
  • М5 Рынки факторов производства – рынок капитала
  • М6 Рынки факторов производства – рынок земли
Содержательная линия «Прикладная экономика»
  • М1 Теория поведения потребителя
  • М2 Предпринимательство и предприниматель
  • М3 Предприятия и их основные организационно-правовые формы
  • М4 Теория производства
  • М5 Специализация, обмен, абсолютные и сравнительные преимущества
  • М6 Менеджмент
  • М7 Маркетинг
  • М8 Бизнес – планирование
  • М9 Современная российская экономика. Производственные возможности России
Содержательная линия «Макроэкономика. Инструменты макроэкономики»
  • М1 Предмет и особенности макроэкономического анализа
  • М2 Система национальных счетов
  • М3 Совокупный спрос и совокупное предложение
  • М4 Деньги. Проблемы финансирования
Содержательная линия «Макроэкономика. Несостоятельность рынка и государственное регулирование»
  • М1 Общественные блага
  • М2 Внешние эффекты
  • М3 Распределение доходов
Содержательная линия «Макроэкономика. Макроэкономические проблемы»
  • М1 Экономический рост и развитие
  • М2 Экономические циклы
  • М3 Инфляция
  • М4 Безработица
Содержательная линия «Макроэкономика. Макроэкономическая политика»
  • М1 Фискальная политика
  • М2 Монетарная политика
Содержательная линия «Макроэкономика Международная экономика»
  • М1 Международная торговля
  • М2 Международные финансы
  • М3 Глобальные экономические проблемы
В качестве примера вариативности построения учебного материала для различных групп и категорий учащихся в зависимости от профессионально и социально значимых для них компетентностей и формирования у них определенного опыта деятельности можно привести распределение учебных элементов модуля №4 «Теория производства» содержательной линии «Прикладная экономика».
Модуль «Теория производства»

Общетеоретические учебные элементы:

УЭ0 Рассмотреть предприятие как хозяйствующий субъект.
УЭ1 Экономические ресурсы предприятий
УЭ2 Основные средства предприятий
УЭ3 Оборотные средства и нематериальные активы предприятий
УЭ4 Трудовые ресурсы предприятий
УЭ5 Издержки предприятия
УЭ6 Доход и прибыль предприятия
УЭ7 Понятие рентабельности

Учебные элементы для учащихся по профессии «Повар»

УЭ8 Экономические ресурсы предприятий общественного питания
УЭ9 Основные показатели деятельности предприятий общественного питания: производственная мощность кухни, пропускная способность обеденного зала, производственная программа
УЭ10 Планирование хозяйственной деятельности предприятий общественного питания
УЭ11 Анализ экономической эффективности деятельности предприятий общественного питания
УЭ12 Иные особенности экономической деятельности предприятий общественного питания

Учебные элементы для учащихся по профессии «Продавец»

УЭ8 Экономические ресурсы предприятий торговли
УЭ9 Основные показатели деятельности предприятий торговли: товарооборот
УЭ10 Планирование хозяйственной деятельности предприятий торговли
УЭ11 Анализ экономической эффективности деятельности предприятий торговли
УЭ12 Иные особенности экономической деятельности предприятий торговли

Практико-ориентированные задания как одно из средств практико-ориентированного обучения

Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике на профильном уровне предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для практико-ориентированного образования по предмету «Экономика» являются следующие компетенции:
  • объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
    • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации;
    • применять полученные знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
    • оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
    • находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

    • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели;

    • исполнять типичные экономические роли.

Формирование опыта деятельности проходит успешнее, если частный способ деятельности накладывается в опыте субъекта на более общий способ деятельности. Поэтому, говоря о практико-ориентированном образовании, направленном на формирование компетенций, следует обратить внимание на потенциал практико-ориентированных заданий. Результатом практико-ориентированных заданий является овладение учащимися определенным набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Эти способы деятельности будут востребованы, т.е. станут их личным ресурсом, основой социального успеха учащихся в современных социально-экономических условиях.
От других видов учебных заданий практико-ориентированные отличают следующие признаки:
  • являются интегрированными;
  • формируются и проявляются исключительно в деятельности.
Одним из результатов выполнения практико-ориентированных заданий является формирование «функциональной грамотности», что позволяет учащемуся успешно действовать, согласно присвоенным алгоритмам, в стандартной ситуации в соответствии с поставленной целью. В таком результате налицо интеграция знаний о способе, объекте и ресурсах действия и опыта данного действия.
Таким образом, налицо еще один признак, выделяющий практико-ориентированные задания из других видов учебных заданий - это формирование компетентности разрешения проблем, целеполагания и планирования, которая проявляется ситуативно, существует как потенциал, достраиваясь до конкретного содержания и проявления в конкретной ситуации. Все это образует компетентность личности, готовой к постановке цели и организации внешних и внутренних ресурсов для ее достижения в ситуации неопределенности.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт. Таким образом, в результате своей творческой практической деятельности учащиеся не только приобретают новые знания и умения, но и создают конечный продукт в виде проектно-исследовательских работ.
Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов формирования практико-ориентированных заданий:
  • Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в лицее, дома и т.д.;
  • Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения;
  • Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;
  • Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;
  • Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;
  • Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
  • Организация межпредметных связей, использование фактов и данных наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.
Практико-ориентированый характер экономики как науки и как сферы общественных отношений делают возможным перевести обучение от знаниевого к деятельностному обучению, позволяет широко применять практико-ориентированные задания.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность учащихся, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие научной пытливости, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.
Приведу ряд примеров практико-ориентированных заданий, которые могут выполнять учащиеся 1 и 2 курса лицея.
Модуль: «Предприятия и их основные организационно-правовые формы»
Изучите формы торговли в Вашем микрорайоне и соотнесите формы торговли с предприятиями Вашего города, микрорайона.
Модуль: «Рыночное равновесие»
Проведите мини-исследование в лицейском кафе и магазине самообслуживания, подтверждающее действие закона спроса и предложения.
Модуль: «Теория производства», УЭ «Трудовые ресурсы предприятия»
Проанализируйте заработную плату различных категорий работников в вашем городе. Сделайте соответствующие выводы.
Модуль: «Теория поведения потребителя»
Проведите мини-исследование в вашем микрорайоне, сколько человек вернули деньги на 46 день за купленную вещь, если они в ней разочаровались.
Модуль: «Теория поведения потребителя»УЭ «Бюджет семьи»
Составьте план накопления средств из семейного бюджета на туристическую поездку в Египет всей семьей.
Модуль: «Деньги проблемы финансирования»
Поведите мини-исследование, предположим, у человека есть150000 рублей, их нужно сохранить в валюте. Какую валюту предпочитают Ваши респонденты? Какую валюту Вы предпочтете и почему?
Модуль: «Монетарная политика» УЭ «Банки: их виды и основные функции»
Планируя поездку в Египет, вы решили откладывать деньги в банке. Проведите исследование, в каком банке выгоднее разместить вклад.
Модуль: «Современная российская экономика»
На вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, для вашей семьи по сравнению с предыдущим?» 1998 год в ответах получил оценку «труднее» у 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2008 год получил оценку «труднее» у 26% и «легче» – у 26% опрошенных. Какие выводы можно сделать из этих данных и чем их можно объяснить?
Проанализируйте, как Ваши знакомые оценивают 2009год по сравнению с 2008 годом? Сделайте выводы.
Модуль: «Основные вопросы экономики. Экономические системы»
Проведите мини-исследование, какими чертами характеризуется общество, в котором люди хотели бы жить. Результаты оформите таблицей. Сделайте выводы.
п/п

Черта, характеризующая общество

%, ее выбравших

1

В экономике существует главным образом государственная форма собственности.


 

2

Законодательная, исполнительная и судебная власти объединены в одном государственном органе.


 

3

Права и свободы граждан даются или ограничиваются государством.


 

4

Церковь отделена от государства.


 

5

Осуществляется государственное перераспределение доходов богатых граждан в пользу малоимущих.


 

6

Все граждане подчиняются законам.


 

7

Разрешена только одна общеобязательная идеология.


 

8

Цены на все товары устанавливаются государством.


 

9

Свобода человека неотделима от его личной ответственности.


 

Почти все эти задания носят исследовательский характер, т.е. это такая форма организации учебного процесса, которая связана с решением учащимися творческих исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Выполнение практико-ориентированных заданий практически всегда включает в себя несколько этапов: Наблюдение – Описание – Выводы или Явление – Описание – Модель. Практико-ориентированные задания чаше всего предлагаю группе учащихся. Результаты работы они представляют в виде презентаций или творческих отчетов.

Формулировать и составлять практико-ориентированные задания мне также помогают местные средства массовой информации. Так в газете г.Гусь-Хрустальный «Афиша» ведется постоянная рубрика «Органы статистики сообщают». В этой рубрике сообщаются сведения о количестве рождений и смертей, браков и разводов, выпуске продукции предприятиями города, работе торговых предприятий и т.д. Учащиеся собирают вырезки этой рубрики, по ним мы проводим мини-исследования по различной тематике. Аналогичную информацию, только по области, можно найти в газете «Хронометр»
И, наконец, как еще один вид практико-ориентированных заданий можно предложить эссе. Предлагается ряд авторских высказываний, относящихся к области социально-гуманитарного знания по экономике. Учащиеся должны представить свою точку зрения (позицию, отношение) по поднятой автором проблеме. В ответах требуется раскрыть проблему, привести примеры (аргументы) с опорой на обществоведческие знания, факты современной общественной жизни, истории, свой личный опыт. Авторское видение проблем также беру из постоянной рубрики газеты «Афиша» и других средств массовой информации (например, газеты «Аргументы и факты»).
Метод проектов в практико-ориентированном образовании
Формировать у учащихся значимые для будущей профессиональной деятельности качества личности: самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самоактуализации, развивать познавательную способность и активность учащихся, их исследовательские умения позволяет и метод проектов. Применение этого метода необходимо для обеспечения готовности учащихся к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. В отличие от исследовательской деятельности, характерной для практико-ориентированных заданий, проектная деятельность представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся. Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Если в исследовательской деятельности учащиеся исследуют то, что уже есть, то в проектной деятельности – создают то, чего еще не было. Такая деятельность предполагает три этапа – замысел (анализ), делание (конструирование), новый продукт.
В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, выполняющуюся в течение определённого промежутка времени. В результате работы над проектом школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.
С помощью технологии проекта можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей учащихся.
Технология проекта помогает преодолеть господство “знаниевого” подхода в пользу “деятельностного”, позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Рассмотрим общеупотребительное значение слова «проект» в русском языке. Чаще всего, в связи с названным звуковым и графическим комплексом, возникает ассоциация «план, замысел». Однако в последние годы получило распространение новое значение слова «проект», которое на данный момент ещё не нашло отражения в лексиконах.
Проект - форма или единица организации крупных, относительно самостоятельных начинаний. Именно данное значение слова «проект» является актуальным в рамках заявленной тематики. Проект в образовании - специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы (технологии), предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата.
ПРОЕКТ = ПРОБЛЕМА + ПРОДУКТ
Эта лаконичная формулировка принадлежит Е. С. Полат, главному идеологу технологии ученической проектной деятельности в нашей стране.
Проектная деятельность в силу многоаспектности всех её параметров плохо поддаются систематизации. И всё-таки Е. С. Полат предложила приведённый ниже вариант типологии проектов на основе следующих типологических признаков:
1. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
2. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
3. Количество участников проекта.
4. Продолжительность выполнения проекта.
1. В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:
  • Исследовательские. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
  • Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.
  • Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является игровая.
  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их модулем.
  • Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
2. По предметно-содержательной области:
  • Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Разумеется, работа над монопроектами иногда предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
  • Межпредметные. Такие проекты порождены жизненными потребностями и интересами, а не задачами «на правило» из учебника «по предмету».
3. По характеру координации проекта:
  • С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.
  • Со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).
4. По характеру контактов:
  • Внутренние или региональные (в пределах одной страны). Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, либо между школами, классами внутри региона одной страны.
  • Международные (участники проекта являются представителями разных стран).
5. По количеству участников проектов:
  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).
6. По продолжительности выполнения проекты бывают:
  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских).
Технология проектного обучения: этапы и система действий учителя и учащихся при работе над проектом
В проектном обучении моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой сфере деятельности. В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта:
1. Исходный: разработка проектного задания:
  • определение целей исследовательской деятельности (данный подэтап разработки проекта определяется учителем);
  • выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности (через выявление противоречия), анализ изученности проблемы, обоснование практической значимости результата намечаемого исследования, вербальное оформление проблемы (на данном этапе должна превалировать самостоятельная деятельность учащихся, что достигается такими формами образовательной деятельности, как «мозговая атака», «круглый стол», эвристическая беседа и т. п.);
  • определение основной идеи проекта в связи с исследуемой проблемой;
  • формулирование темы проекта;
  • определение объекта исследования;
  • выявление предмета исследования;
  • формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;
  • определение направлений работы и непосредственных задач;
  • определение способов поиска источников информации по направлениям;
  • определение формы конечного продукта проектной деятельности.
2. Разработка проекта: планирование работы:
  • определение средств и методов достижения цели проекта;
  • определение масштабов проектной деятельности, степени интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей;
  • определение сроков выполнения проекта, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчётности;
  • разработка содержания этапов;
  • выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных;
  • выбор способа оформления результатов и сценария презентации;
  • формирование команды, распределение обязанностей;
  • обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;
  • определение форм и методов управления и контроля со стороны педагога.
3. Реализация проекта:
  • самостоятельное практическое выполнение индивидуальных или групповых заданий в соответствии с планом и расписанием во внеурочное время, консультации учителя (учителей) в соответствии с графиком;
  • сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах;
  • контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся со стороны руководителя проекта;
  • составление отчёта по итогам исследовательской деятельности;
  • оформление материалов для презентации: подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта.
4. Завершение проекта:
общественная презентация проекта;
экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;
рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных дос­тижений.
По Е. С. Полат, проектная деятельность определяется двумя ключевыми понятиями: проблема и продукт.
Правильная постановка проблемы и удачно найденная форма конечного продукта являются гарантией успеха проектной деятельности.
Проблемы выдвигаются самими учащимися «с подачи» учителя. Учитель должен заранее найти и сформулировать несколько вариантов проблем, которые важно исследовать в русле намеченной тематики. На первом занятии учитель с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению проблем, в рамках таких форм образовательной деятельности, как «мозговая атака», «круглый стол», эвристическая беседа и т. п. стимулирует учащихся к самостоятельному выбору. Крайне желательно, чтобы здесь же состоялось хотя бы черновое, предварительное определение формы конечного продукта проектной деятельности.
Самый яркий пример проектной деятельности по предмету «Экономика» - составление бизнес-планов. Я использую этот вид деятельности и в качестве курсового проектирования, и как зачетную работу по теме и по всему курсу в целом. Учащимся предлагается задание: «Определите, в каком бизнесе Вы хотели бы себя проявить. Составьте бизнес-план открытия Вашего предприятия в этом бизнесе». Опираясь на знания, умения и навыки, полученные на занятиях, методические разработки по составлению бизнес-планов, учащиеся разрабатывают модель предприятия, тем самым переводя знания, умения и навыки в опыт практической деятельности.
Есть масса рекомендаций по составлению бизнес-плана. Каждый из авторов предлагает свои варианты того, как написать бизнес-план. Главная задача бизнес-плана – показать что, каким образом и в какие сроки Вы хотите сделать, и какие прибыли или убытки при этом Вас ожидают. Вторая задача – не дать приукрасить перспектив бизнеса. Людям, действующим без бизнес-плана, их идея может показаться настолько великолепной, что они начинают думать, что как только они приступят к её реализации – доходы будут просто зашкаливать. На деле же часто бывает по-другому – их «гениальная» идея приносит одни убытки. Чтобы такого не случилось, в бизнес-плане обязательно учитывается худший вариант развития событий. Третья задача бизнес-плана – помочь разобраться с количеством финансов, необходимых для реализации проекта. При описании затрат необходимо указывать цены процентов на 20 выше, чем они есть на самом деле – это поможет избежать проблем, если цены на самом деле поднимутся.


 
Бизнес-план для учащихся лицея должен содержать следующие разделы:
1. Идея и факторы, влияющие на её реализацию. В этом разделе необходимо указать: что Вы собираетесь делать, каким образом будет реализована идея и что может способствовать её успеху.
2. Качество и характеристика продукции. В этом разделе необходимо указать, что Вы будете продавать, какие качества и характеристики Вашего товара будут отличать Вас от конкурентов и почему покупатель должен будет купить именно Ваш товар.
3. Расходы и доходы. В этом пункте необходимо тщательно прописать, сколько денег будет затрачено на реализацию проекта, каковы предполагаемые темпы продаж и способы увеличения этих темпов. Здесь же необходимо предусмотреть 20% на непредвиденные расходы.
4. Последовательность действий. Основной пункт, в котором будет указан пошаговый алгоритм выполнения идеи. Например:
  • Регистрации в качестве ИП.
  • Заключение договора аренды магазина.
  • Заключение договора с оптовым поставщиком запчастей.
  • Поиск работников-продавцов.
  • Рекламная кампания.
  • Открытие магазина.
Бизнес-план для учащихся колледжа должен содержать следующие разделы:
1. Обзорный раздел – включает в себя краткий обзор бизнес плана. Обязательно должен содержать следующую информацию: наименование проекта, характеристика предпринимателя или организации, расходы и доходы, перспективы проекта, наличие лицензий, сертификатов и других документов, степень успешности проекта.
2. Раздел «Описание предприятия» включает в себя подробную информацию о предприятии, в том числе и в свете отличия от других компаний, присутствующих на рынке.
3. Раздел «Описание продукции и/или услуг» должен включать в себя подробную характеристику продукции или услуг, сравнительный анализ конкурентов и план развития производства.
4. Раздел «Анализ рынка» содержит качественный анализ рынка Вашей продукции или услуги. Показывает наличие спроса, а также затраты, необходимые для выхода на рынки других городов, регионов, стран.
5. Раздел «Производственный план» должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю.
6. Раздел «План сбыта» должен отражать стратегию продаж продукции или услуг.
7. «Финансовый план» должен показать способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга. Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий.
8. Раздел «Анализ проекта» должен показать в течение какого времени проект способен будет оставаться на плаву без дополнительных инвестиций.
9. Раздел «Приложения» включает документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие: биографии руководителей проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы; результаты маркетинговых исследований; заключения аудиторов; подробные технические характеристики продукции.
Для учащихся лицея и колледжа предусмотрены разделы разной сложности, что соответствует разному уровню их профессиональной подготовки.
Некоторые учащиеся считают, что лишь специалисты могут грамотно составить бизнес-план. Моя задача разубедить их в этом, зная методику составления бизнес-плана, сам бизнесмен может составить этот документ. Причём иногда сделает это лучше специалиста, так как учтёт реалии и незаметные среднему специалисту аспекты конкретного бизнеса.
Приведу примеры типовых бизнес планов для учащихся лицея по профессии «Повар, кондитер» и по профессии «Продавец».
Бизнес план по открытию пекарни.
Тот из предпринимателей, кто пытается обратить свой взор на выпуск всегда востребованной продукции – поступает мудро. Тот, кто хочет открыть собственное производство хлеба – поступает очень мудро. Почему? Да потому что хлеб – это продукт, который востребован практически всегда, независимо от времени года, политического строя и финансовой обстановки в мире.
Обзорный раздел
Настоящим бизнес-планом предполагается открытие небольшой хлебопекарни.
Организационно-правовая форма ведения бизнеса – индивидуальный предприниматель. Такая форма ведения бизнеса позволит сэкономить на налогах и упростит бухгалтерию и взаиморасчёты.
Степень успешности проекта оценивается как очень высокая, так как спрос на хлеб и хлебобулочные изделия остаётся неизменно высоким практически всегда. Основная задача на первом этапе – занять свою малоконкурентную или среднеконкурентную нишу.
Описание предприятия
Предполагается открытие мини-пекарни, занимающейся выпечкой хлеба и хлебобулочных изделий и рассчитанной на круглосуточный режим работы.
Описание услуг
Настоящим бизнес-планом предполагается организация мини-пекарни, выпускающей хлеб и хлебобулочные изделия и распространяющей их через магазины розничной торговли – супермаркеты, продуктовые магазины шаговой доступности, киоски.
Анализ рынка
В данном разделе бизнес-плана необходимо дать подробную характеристику рынку хлебобулочных изделий региона (или населённого пункта), причём отмечать надо не только непосредственных конкурентов – минипекарни, но и средних и крупных производителей.
Производственный план
Первым шагом в реализации бизнес-плана по созданию собственной хлебопекарни станет поиск и подбор подходящего помещения. Идеальные помещения – это помещения, расположенные на окраине города. Они и стоят гораздо дешевле, если их приобретать в собственность, и арендные ставки на них гораздо ниже, если брать их в аренду (рекомендуется).
Очень важно, чтобы помещение было присоединено к электрическим, газовым и водопроводным сетям или имелась возможность такого последующего присоединения.
Минимальный размер помещения под хлебопекарню 60 квадратных метров.
Параллельно с поиском помещения необходимо заняться вопросом приобретения хлебопекарного оборудования. Это может быть как подержанное оборудование, так и совсем новое отечественного или зарубежного производителя.
Отметим, что существует хлебопекарное оборудование отечественного производства, работающее как от электроэнергии (печь ПК-16Э), так и от газовых сетей (печь ПК-16Г). Такие электрические печи потребляют порядка 12-15 кВт электроэнергии, а газовые и того меньше. Стоимость подобного оборудования для хлебопекарни порядка 600.000 рублей. Конкретную стоимость всего оборудования мы просчитаем в финансовом разделе бизнес-плана. Пока же отметим, что вообще нам потребуется следующее оборудование:
  • мукопросеиватель
  • тестомес
  • расстоечный шкаф
  • печь хлебопекарная
  • дозаторы для начинки
  • столы разделочные
Всё это оборудование сейчас есть в наличии у многих производителей. Более того, большинство производителей производят установку, наладку и пуск оборудования.
После приобретения оборудования и его пуско-наладки можно переходить к поиску работников. Для небольшой хлебопекарни с производительностью от 500 до 2000 кг продукции в сутки достаточно 4-х работников, работающих в 2 смены. Помимо этого потребуется водитель для доставки хлеба в магазины и менеджер, занимающейся реализацией и подписанием договоров.
План сбыта
Настоящий бизнес-план хлебопекарни предусматривает реализацию готовой продукции менеджером через магазины розничной торговли путём установления договорённости и подписания договоров. Доставку готовой продукции к месту продажи осуществляет водитель-экспедитор.
Финансовый план
Далее мы рассмотрим основные финансовые аспекты создания мини-пекарни.
Расходы:
  • Аренда помещения – 300.000 рублей в год
  • Оборудование – 500.000-2.000.000 рублей в год
  • Зарплата персонала – 1.440.000 рублей в год
  • Итого: 2.240.000-3.740.000 рублей на первый год работы
Доходы:
Реализация хлебобулочных изделий – 3 рубля с единицы произведённой продукции – это примерно от 6.000 до 15.000 рублей в сутки в зависимости от мощности пекарни. Это от 120.000 до 450.000 рублей в месяц.
Таким образом видно, что окупаемость данного вида бизнеса составляет от 6 месяцев до года в зависимости от производительности и количества работников. Следовательно, хлебопекарня - достаточно ликвидный бизнес с небольшим сроком окупаемости.
Бизнес-план открытия магазина детских товаров
Товары для детей и всё что с ними связано в любые времена будет иметь повышенный спрос, так как даже средне- и малообеспеченные граждане будут отказывать себе в первоочередных потребностях, но детям своим необходимые вещи купят. Поэтому желание открыть магазин детских товаров – это хороший вариант для того, чтобы начать свой бизнес. Однако у этого бизнеса есть свои тонкости и нюансы.
В нижеприведённом бизнес-плане даны полные выкладки по организации детского магазина (в том числе и финансовый план), поэтому Вы можете быть уверены, что не упустите мельчайших деталей.
Обзорный раздел
Настоящим бизнес-планом предполагается открытие магазина детских товаров, ориентированного на потребителей среднего класса.
Организационно-правовая форма ведения бизнеса – индивидуальный предприниматель. Так как потенциальные потребители – частные лица, это позволит уменьшить налоги, упростит бухгалтерию и отчётность.
Степень успешности проекта оценивается как высокая, так как последние несколько лет наблюдается тенденция к увеличению рождаемости и рост спроса на товары для детей. Однако многое будет зависеть от правильной организации бизнеса.
Описание предприятия
Предполагается открытие магазина детских товаров, ориентированного на потребителей среднего класса.
Описание услуг
Предполагается, что магазин будет осуществлять розничную реализацию следующих типов товаров:
  • детские игрушки
  • гигиенические средства
  • детское питание
  • детские коляски
  • детские автокресла
  • одежда и обувь для детей
По мере необходимости список товаров можно варьировать как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения общего числа позиций.
Анализ рынка
В данном разделе необходимо дать развёрнутую характеристику рынка детских магазинов в Вашем населённом пункте. Особое внимание уделите ошибкам и недочётам в работе Ваших будущих конкурентов, чтобы впоследствии не допускать их в своей работе.
Производственный план
Первым шагом в производственном плане станет поиск и подбор помещения для магазина детских товаров. Здесь необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, магазин должен располагаться в непосредственной близости к потенциальному покупателю. Во-вторых, желательно, чтобы поблизости не было конкурирующих магазинов (хотя иногда применяется такой маркетинговый приём, как создание аналогичного магазина в уже «разогретом» для этого месте, однако делать это стоит только в том случае, если Вы на 100% уверены, что будете впереди конкурентов по качеству). В-третьих, помещение должно полностью соответствовать всем потребностям магазина.
После того, как подходящее помещение найдено (или построено), следует переходить ко второму шагу – ремонт помещения (если он необходим) и приобретения оборудования для магазина. Отметим, что ремонт лучше всего заказать в профессиональной дизайн-студии с учётом детских интересов. Дополнительно можно установить в магазине различные фигуры сказочных персонажей или животных.
Оборудование для нормальной работы магазина детских товаров необходимо следующее:
  • стеллажи и полки для игрушек
  • стойки для одежды
  • витрины для товаров
  • кассовый аппарат (или несколько, если магазин будет достаточно большим)
После приобретения оборудования можно переходить к следующему шагу – найму персонала. По большому счёту персонал магазина детских товаров – это бухгалтер (можно отдать бухгалтерию и на аутсорс), менеджер-управляющий и продавцы (их количество будет зависеть от размера магазина).
Желательно, чтобы продавцы были приятной внешности, общительные и обязательно имели в наличии санитарную книжку (это необходимо для продажи детского питания).
Следующим шагом станет поиск потенциальных поставщиков товара. Здесь многое зависит от региона. В некоторых регионах поставщиков достаточно много и условия, на которых они готовы поставлять товар – очень выгодные (вплоть до того, что Вам будут привозить товар в магазин под реализацию). Это самый оптимальный вариант. Хуже когда таких поставщиков мало. В этом случае Вам придётся вносить предоплату за товар и самому осуществлять доставку в магазин. Но в любом случае важно, чтобы потенциальный поставщик имел сертификаты соответствия на всю предлагаемую продукцию, так как, приобретая товар без сертификата, Вы рискуете лишиться его при первой же проверке.
После того, как поставщик найден, и товар выложен на полки можно смело открывать магазин и встречать первых покупателей.
Финансовый план
В данном разделе бизнес-плана магазина детских товаров рассмотрим финансовую составляющую проекта. Отметим, что составить универсальный финансовый план просто невозможно, так как ситуация на рынке постоянно меняется. К тому же размер магазина может быть различным. Поэтому здесь мы приведём некую усреднённую информацию.
Расходы:
  • помещение (300.000 рублей в год)
  • оборудование (100.000 рублей)
  • зарплата персонала (500.000 рублей в год)
  • закупка товара (300.000 рублей)
  • оборотные средства (300.000 рублей)
Итого: 1.500.000 рублей необходимо для старта
Доходы:
- продажа товаров (250.000 рублей в месяц чистой прибыли)
Итого: 2.800.000 рублей в год
Как видно из расчётов, окупаемость магазина детских товаров составляет чуть более полугода, однако будет этот период больше или меньше зависит от ряда факторов. Таким образом, можно сделать вывод, что открыть магазин детских товаров – это достаточно перспективное начинание.
Создание эффективной системы контроля качества овладения опытом деятельности при практико-ориентированном обучении
В связи с тем, что при деятельностно-компетентностном подходе опыт деятельности приобретает смысл дидактической единицы, а содержание деятельности постоянно трансформируется, возникает необходимость разработки множества способов оценивания. Это объясняется еще и тем, что в новом подходе ставятся сложные и многомерные цели, выходящие за рамки традиционной парадигмы образования; процесс учения/научения рассматривается как интегративный процесс, требующий разработки новых форм контроля. Качество усвоения фундаментальных дисциплин может быть проверено в ходе устного экзамена. Проверка уровня усвоения прикладных технологических или социальных знаний возможна на основе специально разработанных тестов. Совершенно новой для нас является проверка компетентности или некомпетентности учащегося, проверка наличия или отсутствия у него опыта профессиональной или социальной деятельности, самого процесса приобретения профессионально и социально значимых компетенций.
Для отечественного образования чрезвычайно актуальна задача освоения разнообразия способов и форм оценивания. Деятельностно-компетентностный подход предполагает переход от оценивания преподавателем к сооцениванию при участии учащихся. Сегодня очень важно изменение статуса самооценки учебно-профессиональной деятельности учащихся, превращение ее в постоянно используемое в образовательном процессе действие, например, включение самооцениваемых работ в накопительную систему по курсу. Когда система оценивания становится прозрачной и критериальной, то деятельностно-компетентностный подход может служить и эффективным средством активизации учебного процесса.
Последние тенденции в оценке результатов обучения:
  1. Переход к когнитивной точки зрения на оценку:
- от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;
- от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
- от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
- внимание к метапознанию, самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);
- изменение значения понятия “знающий” и “умеющий”, отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.
2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:
- релевантная и значимая для учащихся оценка;
- использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);
- основное внимание к комплексным умениям;
- включение заданий с несколькими правильными ответами;
- ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;
- оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.
3. Изменение характера оценки, проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) к портфолио (оценке работ, выполненных учащимся за определенное время).
4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.
5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:
- оценка умений работать в коллективе;
- оценка результатов групповой работы.
Одним из видов оценивания, применяемом при деятельностно-компетентностном подходе, служит компетентностно-ориентированное тестирование, при котором оцениваются уровни деятельности и уровни компетентностей (информационной, коммуникативной и, что самое главное, компетенции решения проблем).
При таком тестировании чаще всего используется внепредметное содержание, не связанное с содержанием учебных предметов.
Определение тестов
Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
Тест — стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Тест — это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.
Тест — это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.
Тест — стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей.
Компетентностно-ориентированные тесты должны содержать:
  1. Стимул
  • мотивирует ученика на выполнение задания,
  • включает ученика в контекст ситуативного задания
Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он не должен содержать информации, которая отвлекала бы учащегося от выполнения задания. Если описание ситуации содержательно важно для выполнения учащимся задания, которая играет в структуре компетентностно-ориентированного задания роль одного из источников информации, то стимул размещается после задачной формулировки.
  1. Источник информации
Точно указывает ученику на ту деятельность, которую он должен совершить. Формулировка задания не может допускать различных толкований. Требования к способу представления результатов работы также должны содержаться в формулировке задания и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса.
  1. Формулировказадания
Формулировка задания должна точно соотноситься с инструментом проверки. Все, что ученику в формулировке задания предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в формулировке задания. Еще одно требование к формулировке задания, организующей деятельность учащегося в рамках выполнения компетентностно-ориентированного задания, состоит в том, чтобы она была учащемуся интересна. Также формулировка задания должна соответствовать возрасту.
  1. Бланк для выполнения задания
Бланк задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Поэтому он может входить только в состав задания со структурированным или частично структурированным ответом. Бланк является обязательной частью такого задания, выполняя которое учащийся должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации на первом-втором уровнях. В заданиях, предназначенных для работы над другими аспектами ключевых компетентностей, он призван облегчить деятельность учащегося, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке аргументов, признаков, критериев и т.п. Поэтому обычно бланк для выполнения задания располагают после задачной формулировки и перед источниками информации.
  1. Инструмент проверки
Инструментом проверки может служить модельный ответ или аналитическая шкала.
Модельный ответ включат в себя:
  • пример формулировки правильного ответа,
  • другие формулировки правильного ответа,
  • примеры ответов, которые частично верны,
Аналитическая шкала - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.
Этапы составления тестов:
  1. Определение целей тестирования.
  2. Отбор содержания учебного материала.
  3. Составление, подбор тестовых заданий.
  4. Компоновка заданий для апробации.
  5. Апробация тестовых заданий.
  6. Определение и расчет показателей качества тестовых заданий (НОТ).
  7. Отбраковка заданий и составление окончательного варианта теста.
  8. Стандартизация и нормирование теста.
Виды тестовых заданий:
  1. Задания в закрытой форме
  • Задания с выбором ответов
  • Альтернативные задания
  • Задания на классификацию
  • Задания на обнаружение правильной последовательности
  1. Задания в открытой форме
  • Задания, в которых необходимо указать ответ
  • Задания в свободной форме
Требования к тестовым заданиям:
  • Содержательная валидность – соответствие содержания теста проверяемому материалу
  • Уровневая валидность – соответствие уровня задания проверяемому уровню
  • Определенность – обеспечение общепонятности формулировок заданий всеми учащимися
  • Однозначность – создание эталона ответа, соответствующего полному и правильному решению заданий
  • Надежность теста - показатель точности и устойчивости результатов измерения с помощью теста при его многократном применении. Характеризует степень адекватности отражения тестом соответствующей генеральной совокупности заданий.
  • Стандартизованность - наличие определенных норм его выполнения (среднее, стандартное отклонение и т.д.) для интерпретации результатов применительно к испытуемым из различных выборок.
Образец компетентностно-ориентированного теста см. папку «Приложения»
Заключение. Предварительные результаты деятельности

Несомненно, практико-ориентированное образование предполагает применение еще большего числа педагогических технологий, чем они были представлены в этой курсовой работе. Здесь может применяться и технология рейтингового контроля, и информационно-коммуникационные технологии, и многие, многие другие. Самое главное, что все эти технологии служат для развития познавательной активности учащихся, формируют опыт их деятельности, повышают интерес учащихся к обучению.

Образовательному учреждению начального профессионального и среднего профессионального образования просто необходимо выпускать практико-ориентированных специалистов. Ведь на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность применять их на практике. С точки зрения современных требований надо не только дать знания, но и научить самостоятельно добывать, анализировать, корректировать и применять их для решения жизненных задач, научить оперативно обновлять и пополнять запас знаний в течение всей жизни. В этом и заключается суть обновления и профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.
Применительно к предмету «Экономика», внедрение в образовательный процесс пока еще только отдельных элементов практико-ориентированного образования привело к следующим предварительным результатам:
Сравнительный анализ предметных достижений учащихся показал, что в группах 1 курса (НПО) за год обучения по предмету «Экономика» (2008 – 2009 уч.год) базовый уровень знаний составил 100%, повышенный уровень знаний увеличился на 21% (с 40% до 61%), т.е. динамика составила 152,5% . В группах СПО по специальности «Менеджмент» (очно) динамика за 2007 – 2008 год обучения составила 116,7%, а за 2008 – 2009 год обучения – 171,7%. Для заочного отделения СПО специальности «Менеджмент» динамика составила 136,9%.
Таким образом, учащиеся, получив мотив, стимул к учебной практико-ориентированной деятельности, приобретают не только базовые и специальные компетенции, но и повышают за счет этого уровень своего образования, выпускаются из лицея более подготовленными специалистами, более востребованными на рынке труда.
Это изначально и ставилось целью педагогической деятельности.
Литература:

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27.

2. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.
3. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С. 438-440.
4. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.
5. Новиков А.М. «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван?» // Народное образование, № 1. – 2001. – С. 8-9.

 

 

Прикрепленный файл Size
Практическая направленность деятельности учащихся Козлова Т.Г..ppt 348 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн