Submitted by Любовь Шабуняева on Wed, 06/10/2010 - 16:31
Разработка урока
Тема:«Одной дорогой».
(Диалог культур. Христианство и ислам.)
Цель– определить общие элементы в культуре и религиозных основах христианства и ислама; научить учащихся соседствовать с людьми других религий.
Задачи:
Образовательная– знать основы формирования религиозных конфессий; расширить понятийный аппарат учащихся; изучить и сравнить структуру и содержание религиозных источников.
Развивающая– уметь анализировать полученную информацию; формировать умение логически думать, делать выводы; развивать навыки работы с первоисточниками (Библия, Коран)
Воспитывающая– воспитать учащихся в духе толерантности; помочь адаптироваться в новых условиях современного общества, соприкоснуться с этическими и правовыми нормами, в основе которых лежат единые морально-нравственные устои, «обнажить» взаимосвязь «личность-общество-государство».
Оборудование:Коран, Библия, созданная при помощи компьютерных технологий рабочая тетрадь, наглядное пособие с определением религия, рисунки, фотографии, таблицы, магнитофон, аудиозаписи с церковной музыкой и т. д.
Источники:литературные, была проведена беседа с муллой Центральной мечети города Астрахани, с протоиреем церкви Иоанна Златоуста.
Методы и приемы:вводная и обобщающая беседа, беседам по источникам знаний, лекция, описательный рассказ, дедуктивный метод, наглядный метод, групповые и индивидуальные приемы.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Актуализация знаний учащихся.
(Постановка сценки, в виде диалога двух учеников)
1 ученик: Но ведь Бог един в трех лицах: Бог-Отец, Сын, Святой Дух!
2 ученик: Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммеда – пророка его!
1 ученик: А первые ростки христианства появились еще до нашей эры.
2 ученик: Зато люди, исповедывающие ислам, почтительнее относятся к старшему поколению.
1 ученик: А вот моя религия учит терпимости: тебя ударили по одной щеке – подставь вторую.
2 ученик: Нет, это моя религия учит терпимости, ведь слово «ислам» переводится как «покорность».
(Беседа «учитель-ученик»)
1.Дайте оценку увиденному.
2.Какие позиции они отстаивают? (Каждый из них отстаивает свою религию)
3.К чему могут привести подобные споры? (К конфронтации)
4.Вспомните две последние фразы спора. Что общего мы можем в них найти? (Учащиеся сообщают, что обе религии, христианство и ислам, имеют в основе своей нечто общее)
III.Мотивационный этап.
- Сегодня на нашем уроке мы и попытаемся это доказать.
Астраханская область является полиэтническим регионом, в котором насчитывается более 20 этнических групп. Именно поэтому мы должны научиться мирно, соседствовать с людьми иной веры и иных культурных традиций.
Для этого мы обратимся к философской основе этих религий, их культурному наследию, вспомним первоисточники – Коран и Библию, их содержание и структуру. Попытаемся проникнуться чувством уважения к другим мировым религиям. Выполним практические задания, предложенные в специальной рабочей тетради.
IV.Организация деятельности учащихся по «созданию» нового знания.
- Для того, чтобы перейти к основной части урока, нам необходимо вспомнить историю христианства и ислама, на чем зиждутся эти религии. (По ходу лекции учащиеся выполняют практическое задание № 1 – заполнение таблицы)
- История возникновения христианства теснейшим образом связана с историей народов, прежде всего Европы, а в дальнейшем и внеевропейских стран.
Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения.
Существует традиционная богословская точка зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров августа и Тиберия (начало 1 в. н.э.) и проповедовавшим свое учение, переданное человечеству его учениками – апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека- спасителя - вот основные идеи христианства.
Через несколько столетий (в 7 в. н. э.) в Аравии зарождается еще одна религия, ставшая мировой- ислам.
Происхождение его яснее, чем происхождение христианства, ибо оно с самого начала освещается письменными источниками. По мусульманской традиции основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран – основная священная книга мусульман, как Библия для христиан.
Во время священных религиозных праздников тысячи христиан и мусульман совершают паломничество к святым местам: христиане - в Иерусалим, мусульмане - в Мекку.
(Проверяется правильность заполнения таблицы, по ходу проверки делаются выводы. Обращается внимание на троичность христианского Бога и единство исламского Аллаха).
(Обращается внимание учащихся на схему №1. Она соответствует ходу основной части урока.)
А)- Итак, переходим к философской основе этих религий. Попытаемся вычленить общее.
В практическом задании № 2 предложены опорные слова для составления определения слова «религия». Учащиеся при помощи опорных слов самостоятельно и устно составляют определение «религии», учитель корректирует устный вариант, а затем в рабочей тетради записывается единое верное определение:
Религия- одна из форм общественного сознания - совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. (Из сл. С.И. Ожегова)
- Какое из слов является первоочередным в ряду опорных? (Вера)
- Значит, в основе любой религии лежит вера. Вера едина - вера в бога. Ради веры человек готов на самопожертвование, подвижничество и преступление. «Все мы ходим под Богом». Каков он? Не важно, главное, что есть у каждого свой Бог. И это значит, что религии, христианство и ислам, схожи в своей философской основе.
Приведите примеры самопожертвования ради веры в Бога?
(Например, затворничество Сергия Радонежского; мученическая смерть за веру Али (двоюродного брата пророка) и его сыновей Хасана и Хусейна).
Б)- Обратимся к первоисточникам. Назовите их. Попытаемся найти в них общее. (В практическом задании № 3 даны языковые переводы названий первоисточников. Обратимся к ним и найдем в переводах общее.)
- Каково же содержание этих книг? (Учащиеся самостоятельно знакомятся с информацией, предложенной в специальной рабочей тетради (Практическое задание №4), делают выводы о структурах Корана и Библии и сходстве этих структур).
Рабочий материал из практического задания №4.Библия состоит из двух основных частей - Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет состоит из 39 книг и традиционно подразделяется на три части: Пятикнижие, продиктованное пророку Моисею самим Богом; Пророки и Писание. Книги создавались в разное время и на протяжении многих веков редактировались и обновлялись, пока не приняли современную каноническую форму. В них содержится богатейший материал по древней философии, мифологии, идеологии, истории, праву, культуре, искусству, поэзии. Библейские книги - сплошь высочайшая поэзия. Книгам Ветхого завета кроме христиан поклоняются и иудеи. Абсолютную ценность для верующих христиан представляет и Новый завет и прежде всего Евангелия, рассказывающее о жизни Иисуса Христа. Канонических (то есть включенных в Библию) Евангелий четыре – от Матфея, от Марка, Луки, Иоанна.
Коран – одна из самых боговдохновенных и поэтических книг человека. Ощутить это в полной мере можно, естественно, лишь прочитав её в подлиннике – на арабском языке. Согласно каноническим мусульманским преданиям, Аллах надиктовал Пророку Божественную книгу через своего посланца – архангела Джабраила. После смерти Мухаммеда в Аравии правили халифы (букв. Заместители Мухаммеда и самого Аллаха). Отсюда и название государства – Арабский халифат. Первый из них был Абу – Бакр. Именно при нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу (Коран).
Интересная информация!Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кусках ткани, глиняных черепках, камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже.
При жизни третьего халифа Усмана была завершена работа по составлению Корана и сделаны его четыре рукописных списка. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канонизированы лишь вначале 20 века. Коран делится на так называемые суры (букв. наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержанию, а по длине: вначале – самые длинные, в конце – короткие. По времени возникновения они тоже расположены в обратном порядке: ранние – в конце, поздние – в начале. По правилам арабской письменности Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце.
Интересная информация!Коран всемирно признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-художественным памятником древности. Если вам когда-либо приходилось видеть мечеть (мусульманский молитвенный дом), то вы, наверное, обратили внимание на то, что она сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а мечети украшаются только орнаментом, каллиграфическим текстом. Не случайно некоторые ученые – религиоведы говорят о том, что в центре ислама стоит слово, причем не, просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммедом.
- Кто же были героями (действующими лицами) Священных писаний?
(Коллективно выполняется практическое задание №5: 1 человек у доски, остальные – в тетрадях). Делается вывод о прямом соотношении имен библейских с именами из Корана, что доказывает сходство этих двух первоисточников.
- Ограничивается ли именами сходство Корана и Библией как литературных источников? Чтобы выяснить это, обратимся к текстам, предложенным в практическом задании №6. Оба текста – притчи о сотворении Мира. Знаете ли вы подобные сходства в сюжетах Библии и Корана. (Предположительные ответы: притчи об Адаме и Еве, о конце света и др.)
- Мы нашли сходства в Библии и Коране в структурах, сюжетах, действующих лицах. Но мы не отметили главное сходство – единое назначение этих Писаний – быть сводом правил общежития, которые и составляют догматику этих религий.
В)– Переходим к следующему этапу нашего урока.
Как вы понимаете слово догматика?
Рабочий материал.Догма– положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. (Из словаря Ожегова).
Рассмотрим вопрос догматики христианства и ислама. (Лекция)
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог – Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие Бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу, которая записана в книге судеб. Как и христианский Бог, аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других – к беззакониям и мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, Бог многократно именуется милостивым, всепрощающим.
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди (учащиеся со стр. 7 специальной рабочей тетради зачитывают заповеди из Корана).
Важнейшие догматы (Символ веры) христианства были установлены на двух Соборах. Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 частей, верят:
·В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Небесного и земли;
·В единого Господа Иисуса Христа;
·В то, что Иисус Христос воплотился от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;
·В то, что Христос был распят, страдал и умер как человек и был погребен. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;
·В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;
·В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;
·В Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;
·В единую Церковь;
·В таинство крещения;
·В будущее Воскресения мёртвых;
·В вечную жизнь после второго пришествия Христа и страшного Суда.
(Учащиеся со стр. 7 специальной рабочей тетради зачитывают заповеди из Библии).
Делается вывод о сходстве догматик двух мировых религий.
Обращение к схеме № 1
Г)Найдем общее в культурах рассматриваемых религий.
(Для выполнения домашнего задания класс был разбит на группы, которые разрабатывали проекты по теме предстоящего урока.
При проверке домашнего задания группы защищают свои проекты: «Единство традиций и обрядов христианства и ислама», «Храмовая архитектура»)
(На данном этапе урока необходимо вернуться к схеме № 1 – схеме урока и подытожить основную часть занятия).
V.Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
(В практическом задании № 7 учащимся предстоит написать сочинение – миниатюру на тему : «Во что я верю». На написание отводится 10-15 минут).
VI.Контрольный этап
(После завершения работы заслушиваются несколько сочинений. Все приходят к выводу, что наша вера, во что бы мы не верили, так или иначе основывается на морально-нравственных устоях религии
- Запишите вывод по уроку в рабочую тетрадь.
Домашние задание:найти в русской литературе духовные мотивы христианской и исламской религий.