Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диалог культур

Фото пользователя Любовь Шабуняева
Submitted by Любовь Шабуняева on Wed, 06/10/2010 - 16:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шабуняева Любовь Николаевна, Силиверстова Наталия Борисовна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 12" учитель мировой художественной культуры, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
определить общие элементы в культуре и религиозных основах христианства и ислама; научить учащихся соседствовать с людьми других религий.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 таблицы

Используемая методическая литература: 

 Абрамов Ю., Дёмин В. Сто великих книг. Москва, «ВЕЧЕ», 2000.

Багаева Л. Культура православной России. Астрахань,2001.

Детская энциклопедия. Том 8. Москва, 1978.

Елисеев А. История религии. Изд. «ДРОФА», 1997.

Ключевский В. Краткое пособие по русской истории. Москва, 1992.

Кулаков А. Религии мира. Москва, 1998.

Мень А. История религии: в поисках Пути, истина и Жизни (многотомное издание). Москва, 1992-1993.

Религии мира. Энциклопедия для детей. 2 тома. Изд. «АВАНТА +», 1996.

Черкасова Е. Хрестоматия по истории Древнего мира. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991.

 

Используемое оборудование: 

 Коран, Библия, наглядные пособия с определениями "религия", "догматика", рисунки, фотографии, магнитофон, аудиозаписи с церковной музыкой и т. д.

Используемые ЦОР: 

 созданная при помощи компьютерных технологий рабочая тетрадь, интернет, компьютерная презентация.

Краткое описание: 
Астраханская область является полиэтническим регионом, в котором насчитывается более 20 этнических групп. Именно поэтому мы должны научиться мирно, соседствовать с людьми иной веры и иных культурных традиций. Для этого мы обратимся к философской основе этих религий, их культурному наследию, вспомним первоисточники – Коран и Библию, их содержание и структуру. Попытаемся проникнуться чувством уважения к другим мировым религиям. Выполним практические задания, предложенные в специальной рабочей тетради.

                                                                                       Разработка урока

Тема: «Одной дорогой».

( Диалог культур. Христианство и ислам.)

 

Цель – определить общие элементы в культуре и религиозных основах христианства и ислама; научить учащихся соседствовать с людьми других религий.

Задачи:

Образовательная – знать основы формирования религиозных конфессий; расширить понятийный аппарат учащихся; изучить и сравнить структуру и содержание религиозных источников.

 

Развивающая – уметь анализировать полученную информацию; формировать умение логически думать, делать выводы; развивать навыки работы с первоисточниками (Библия, Коран)

 

Воспитывающая – воспитать учащихся в духе толерантности; помочь адаптироваться в новых условиях современного общества, соприкоснуться с этическими и правовыми нормами, в основе которых лежат единые морально-нравственные устои, «обнажить» взаимосвязь «личность-общество-государство».

 

Словарь: религия, догматика, Коран, Библия, суры, халиф, ислам, мечеть.

Оборудование: Коран, Библия, созданная при помощи компьютерных технологий рабочая тетрадь, наглядное пособие с определением религия, рисунки, фотографии, таблицы, магнитофон, аудиозаписи с церковной музыкой и т. д.

Источники: литературные, была проведена беседа с муллой Центральной мечети города Астрахани, с протоиреем церкви Иоанна Златоуста.

Методы и приемы: вводная и обобщающая беседа, беседам по источникам знаний, лекция, описательный рассказ, дедуктивный метод, наглядный метод, групповые и индивидуальные приемы.

Ход урока

I.                  Организационный этап.

II.               Актуализация знаний учащихся.

                  (Постановка сценки, в виде диалога двух учеников)

      1 ученик: Но ведь Бог един в трех лицах: Бог-Отец, Сын, Святой Дух!

      2 ученик: Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммеда – пророка его!

      1 ученик: А первые ростки христианства появились еще до нашей эры.

      2 ученик: Зато люди, исповедывающие ислам, почтительнее относятся к                                       старшему поколению.

      1 ученик: А вот моя религия учит терпимости: тебя ударили по одной щеке – подставь вторую.

      2 ученик: Нет, это моя религия учит терпимости, ведь слово «ислам» переводится как «покорность».

     

(Беседа «учитель-ученик»)

 

1.     Дайте оценку увиденному.

2.   Какие позиции они отстаивают? (Каждый из них отстаивает свою религию)

3.     К чему могут привести подобные споры? (К конфронтации)

4.  Вспомните две последние фразы спора. Что общего мы можем в них найти? (Учащиеся сообщают, что обе религии, христианство и ислам, имеют в основе своей нечто общее)

 

III.           Мотивационный этап.

- Сегодня на нашем уроке мы и попытаемся это доказать.

Астраханская область является полиэтническим регионом, в котором насчитывается более 20 этнических групп. Именно поэтому мы должны научиться мирно, соседствовать с людьми иной веры и иных культурных традиций.

Для этого мы обратимся к философской основе этих религий, их культурному наследию, вспомним первоисточники – Коран и Библию, их содержание и структуру. Попытаемся проникнуться чувством уважения к другим мировым религиям. Выполним практические задания, предложенные в специальной рабочей тетради.

IV.                      Организация деятельности учащихся по «созданию» нового знания.

- Для того, чтобы перейти к основной части урока, нам необходимо вспомнить историю христианства и ислама, на чем зиждутся эти религии. (По ходу лекции учащиеся выполняют практическое задание № 1 – заполнение таблицы)

- История возникновения христианства теснейшим образом связана с историей народов, прежде всего Европы, а в дальнейшем и внеевропейских стран.

Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения.

Существует традиционная богословская точка зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров августа и Тиберия (начало 1 в. н.э.) и проповедовавшим свое учение, переданное человечеству его учениками – апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека- спасителя - вот основные идеи христианства.

Через несколько столетий (в 7 в. н. э.) в Аравии зарождается еще одна религия, ставшая мировой- ислам.

Происхождение его яснее, чем происхождение христианства, ибо оно с самого начала освещается письменными источниками. По мусульманской традиции основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран – основная священная книга мусульман, как Библия для христиан.

Во время священных религиозных праздников тысячи христиан и мусульман совершают паломничество к святым местам: христиане - в Иерусалим, мусульмане - в Мекку.

(Проверяется правильность заполнения таблицы, по ходу проверки делаются выводы. Обращается внимание на троичность христианского Бога и единство исламского Аллаха).

(Обращается внимание учащихся на схему №1. Она соответствует ходу основной части урока.)

А) - Итак, переходим к философской основе этих религий. Попытаемся вычленить общее.

В практическом задании № 2 предложены опорные слова для составления определения слова «религия». Учащиеся при помощи опорных слов самостоятельно и устно составляют определение «религии», учитель корректирует устный вариант, а затем в рабочей тетради записывается единое верное определение:

Религия - одна из форм общественного сознания - совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. (Из сл. С.И. Ожегова)

- Какое из слов является первоочередным в ряду опорных? (Вера)

- Значит, в основе любой религии лежит вера. Вера едина - вера в бога. Ради веры человек готов на самопожертвование, подвижничество и преступление. «Все мы ходим под Богом». Каков он? Не важно, главное, что есть у каждого свой Бог. И это значит, что религии, христианство и ислам, схожи в своей философской основе.

Приведите примеры самопожертвования ради веры в Бога?

(Например, затворничество Сергия Радонежского; мученическая смерть за веру Али (двоюродного брата пророка) и его сыновей Хасана и Хусейна).

Б) - Обратимся к первоисточникам. Назовите их. Попытаемся найти в них общее. (В практическом задании № 3 даны языковые переводы названий первоисточников. Обратимся к ним и найдем в переводах общее.)

- Каково же содержание этих книг? (Учащиеся самостоятельно знакомятся с информацией, предложенной в специальной рабочей тетради (Практическое задание №4), делают выводы о структурах Корана и Библии и сходстве этих структур).

Рабочий материал из практического задания №4. Библия состоит из двух основных частей - Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет состоит из 39 книг и традиционно подразделяется на три части: Пятикнижие, продиктованное пророку Моисею самим Богом; Пророки и Писание. Книги создавались в разное время и на протяжении многих веков редактировались и обновлялись, пока не приняли современную каноническую форму. В них содержится богатейший материал по древней философии, мифологии, идеологии, истории, праву, культуре, искусству, поэзии. Библейские книги - сплошь высочайшая поэзия. Книгам Ветхого завета кроме христиан поклоняются и иудеи. Абсолютную ценность для верующих христиан представляет и Новый завет и прежде всего Евангелия, рассказывающее о жизни Иисуса Христа. Канонических (то есть включенных в Библию) Евангелий четыре – от Матфея, от Марка, Луки, Иоанна.

Коран – одна из самых боговдохновенных и поэтических книг человека. Ощутить это в полной мере можно, естественно, лишь прочитав её в подлиннике – на арабском языке. Согласно каноническим мусульманским преданиям, Аллах надиктовал Пророку Божественную книгу через своего посланца – архангела Джабраила. После смерти Мухаммеда в Аравии правили халифы (букв. Заместители Мухаммеда и самого Аллаха). Отсюда и название государства – Арабский халифат. Первый из них был Абу – Бакр. Именно при нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу (Коран).

Интересная информация! Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кусках ткани, глиняных черепках, камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже.

При жизни третьего халифа Усмана была завершена работа по составлению Корана и сделаны его четыре рукописных списка. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канонизированы лишь вначале 20 века. Коран делится на так называемые суры (букв. наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержанию, а по длине: вначале – самые длинные, в конце – короткие. По времени возникновения они тоже расположены в обратном порядке: ранние – в конце, поздние – в начале. По правилам арабской письменности Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце.

Интересная информация! Коран всемирно признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-художественным памятником древности. Если вам когда-либо приходилось видеть мечеть (мусульманский молитвенный дом), то вы, наверное, обратили внимание на то, что она сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а мечети украшаются только орнаментом, каллиграфическим текстом. Не случайно некоторые ученые – религиоведы говорят о том, что в центре ислама стоит слово, причем не,  просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммедом.

- Кто же были героями (действующими лицами) Священных писаний?

(Коллективно выполняется практическое задание №5: 1 человек у доски, остальные – в тетрадях). Делается вывод о прямом соотношении имен библейских с именами из Корана, что доказывает сходство этих двух первоисточников.

- Ограничивается ли именами сходство Корана и Библией как литературных источников? Чтобы выяснить это, обратимся к текстам, предложенным в практическом задании №6. Оба текста – притчи о сотворении Мира. Знаете ли вы подобные сходства в сюжетах Библии и Корана. (Предположительные ответы: притчи об Адаме и Еве, о конце света и др.)

- Мы нашли сходства в Библии и Коране в структурах, сюжетах, действующих лицах. Но мы не отметили главное сходство – единое назначение этих Писаний – быть сводом правил общежития, которые и составляют догматику этих религий.

В) – Переходим к следующему этапу нашего урока.

Как вы понимаете слово догматика?

Рабочий материал. Догма – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. (Из словаря Ожегова).

Рассмотрим вопрос догматики христианства и ислама. (Лекция)

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог – Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие Бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу, которая записана в книге судеб. Как и христианский Бог, аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других – к беззакониям и мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, Бог многократно именуется милостивым, всепрощающим.

  Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди (учащиеся со стр. 7 специальной рабочей тетради зачитывают заповеди из Корана).

 Важнейшие догматы (Символ веры) христианства были установлены на двух Соборах. Христиане, согласно Символу веры, состоящему  из 12 частей, верят:

·                        В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Небесного и земли;

·                        В единого Господа Иисуса Христа;

·                        В то, что Иисус Христос воплотился от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

·                        В то, что Христос был распят, страдал и умер как человек и был погребен. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

·                        В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;

·                        В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

·                        В Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;

·                        В единую Церковь;

·                        В таинство крещения;

·                        В будущее Воскресения мёртвых;

·                        В вечную жизнь после второго пришествия Христа и страшного Суда.

(Учащиеся со стр. 7 специальной рабочей тетради зачитывают заповеди из Библии).

Делается вывод о сходстве догматик двух мировых религий.

 

Обращение к схеме № 1

Г) Найдем общее в культурах рассматриваемых религий.

(Для выполнения домашнего задания класс был разбит на группы, которые разрабатывали проекты по теме предстоящего урока.

При проверке домашнего задания группы защищают свои проекты: «Единство традиций и обрядов христианства и ислама», «Храмовая архитектура»)

(На данном этапе урока необходимо вернуться к схеме № 1 – схеме урока и подытожить основную часть занятия).

 

V.Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

  практическом задании № 7 учащимся предстоит написать сочинение – миниатюру на тему : «Во что я верю». На написание отводится 10-15 минут).

 

VI.  Контрольный этап

 

(После завершения работы заслушиваются несколько сочинений. Все приходят к выводу, что наша вера, во что бы мы не верили, так или иначе основывается на морально-нравственных устоях религии

- Запишите вывод по уроку в рабочую тетрадь.

Домашние задание: найти в русской литературе духовные мотивы христианской и исламской религий.

 

    

Прикрепленный файл Size
Диалог культур.docx 191.53 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн