Официальный сайт rnns 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как научить детей сотрудничать

Данные об авторе
Автор(ы): 
Наталия Геннадиевна Каргина
Место работы, должность: 
ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО", методист кафедры педагогики
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 
развитие коммуникативных навыков, регуляция агрессиного поведения
Используемая методическая литература: 

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 2000.
 

Краткое описание: 
Игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков

Игры и упражнения из книги К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»

Прогноз погоды (с 8 лет)
         Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя "не в форме". Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хо­чется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляют­ся со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помо­щью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.
         Материалы: Бумага и восковые мелки.
         Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувст­вуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам на­строение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на не­которое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутрен­нее равновесие.
Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.
Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, ко­торый будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Ес­ли вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почув­ствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте не­большую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает прогляды­вать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже све­тит вовсю.
        
         Пожалуйста, поощряйте использование прогнозов погоды детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе боле гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.
 
Камушек в ботинке (с б лет)
         Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одно­го из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в бо­тинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стес­нительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу "У меня в ботинке каму­шек!" всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое вни­мание на уроке.
         Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает ка­мушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы ос­тавляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы за­бываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надевае­те ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой ска­лы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится боль­шой проблемой.
         Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Ес­ли мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и де­тям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Ес­ли вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нра­вится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расска­жите нам, что еще вас удручает.
 
Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зави­симости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.
 
Спустить пар (с 9 лет)
         Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые воз­никают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Эта игра больше подходит школьникам постарше, тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в классе не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки. Особенно важно применять эту игру в груп­пах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может само­стоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соот­ветствии с недовольством одноклассников.
         Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу пред­ложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретно­му человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До ка­ждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас бу­дет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жалова­лись, могут высказаться по этому поводу.
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".
 
Толкалки (с 8 лет)
         Цели: С помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.
         Если вы играете в "Толкалки" в помещении, то необходимо позабо­титься о том, чтобы свободного пространства было достаточно. Естест­венно, на лужайке на свежем воздухе эта игра доставит детям еще боль­ше удовольствия.
         Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вы­тянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопри­тесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.
         Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Ес­ли вам надоест или вы устанете, крикните: "Стоп!". Когда "Стоп!" кри­кну я, все должны остановиться.
Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!
 
         Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного ос­воятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера, Вы мо­жете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-ли­бо сердились.
         Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, дети могут толкаться, скрестив руки крест-накрест: левой толкать рукой левую руку партнера, а правой — правую. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия. Также дети могут, наклонившись в разные стороны, толкаться ягодицами.
 
А, кроме того … (с 10 лет)
         Цели: Эта игра — прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения. Если Вы заметите, что в классе царит дурное на­строение, так как дети утомлены, пережили какое-то разочарование или ожидают неприятной контрольной, то предложите им сыграть в игру "А, кроме того...". Тем самым дети в игровой форме выразят свои жалобы и отрицательные эмоции, и их недовольство не выльется в агрессию.
         Инструкция: Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловать­ся или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда — по­тому что идет дождь, иногда — потому что отменили физкультуру и так далее.
         Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных ве­щах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: "А кроме того...". Это мо­жет выглядеть так:
         Кирилл: "А, кроме того, мой любимый свитер до сих пор в стирке".          Сергей: "А, кроме того, у моего отца сегодня с утра было дурное
настроение".
         Кирилл: "А, кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу".          Сергей: "А, кроме того, я совсем не хочу писать сегодня диктант".
 
Имеет смысл продолжать это упражнение 2-3 минуты.
 
Камушек в ботинке (с б лет)
         Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одно­го из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в бо­тинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стес­нительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу "У меня в ботинке каму­шек!" всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое вни­мание на уроке.
         Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает ка­мушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы ос­тавляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы за­бываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надевае­те ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой ска­лы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится боль­шой проблемой.
         Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Ес­ли мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и де­тям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Ес­ли вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нра­вится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расска­жите нам, что еще вас удручает.
 
Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зави­симости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.
 
Спустить пар (с 9 лет)
         Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые воз­никают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Эта игра больше подходит школьникам постарше, тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в классе не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки. Особенно важно применять эту игру в груп­пах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может само­стоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соот­ветствии с недовольством одноклассников.
         Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу пред­ложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретно­му человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До ка­ждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас бу­дет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жалова­лись, могут высказаться по этому поводу.
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".
 
Толкалки (с 8 лет)
         Цели: С помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.
         Если вы играете в "Толкалки" в помещении, то необходимо позабо­титься о том, чтобы свободного пространства было достаточно. Естест­венно, на лужайке на свежем воздухе эта игра доставит детям еще боль­ше удовольствия.
         Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вы­тянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопри­тесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.
         Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Ес­ли вам надоест или вы устанете, крикните: "Стоп!". Когда "Стоп!" кри­кну я, все должны остановиться.
Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!
 
         Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного ос­воятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера, Вы мо­жете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-ли­бо сердились.
         Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, дети могут толкаться, скрестив руки крест-накрест: левой толкать рукой левую руку партнера, а правой — правую. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия. Также дети могут, наклонившись в разные стороны, толкаться ягодицами.
 
А, кроме того … (с 10 лет)
         Цели: Эта игра — прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения. Если Вы заметите, что в классе царит дурное на­строение, так как дети утомлены, пережили какое-то разочарование или ожидают неприятной контрольной, то предложите им сыграть в игру "А, кроме того...". Тем самым дети в игровой форме выразят свои жалобы и отрицательные эмоции, и их недовольство не выльется в агрессию.
         Инструкция: Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловать­ся или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда — по­тому что идет дождь, иногда — потому что отменили физкультуру и так далее.
         Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных ве­щах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: "А кроме того...". Это мо­жет выглядеть так:
         Кирилл: "А, кроме того, мой любимый свитер до сих пор в стирке".          Сергей: "А, кроме того, у моего отца сегодня с утра было дурное
настроение".
         Кирилл: "А, кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу".          Сергей: "А, кроме того, я совсем не хочу писать сегодня диктант".
 
Имеет смысл продолжать это упражнение 2-3 минуты.
 
Игры и упражнения из книги К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»
Прогноз погоды (с 8 лет)
         Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя "не в форме". Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хо­чется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляют­ся со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помо­щью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.
         Материалы: Бумага и восковые мелки.
         Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувст­вуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам на­строение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на не­которое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутрен­нее равновесие.
Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.
Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, ко­торый будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Ес­ли вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почув­ствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте не­большую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает прогляды­вать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже све­тит вовсю.
        
         Пожалуйста, поощряйте использование прогнозов погоды детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе боле гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.
 
Камушек в ботинке (с б лет)
         Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одно­го из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в бо­тинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стес­нительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу "У меня в ботинке каму­шек!" всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое вни­мание на уроке.
         Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает ка­мушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы ос­тавляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы за­бываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надевае­те ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой ска­лы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится боль­шой проблемой.
         Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Ес­ли мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и де­тям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Ес­ли вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нра­вится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расска­жите нам, что еще вас удручает.
 
Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зави­симости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.
 
Спустить пар (с 9 лет)
         Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые воз­никают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Эта игра больше подходит школьникам постарше, тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в классе не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки. Особенно важно применять эту игру в груп­пах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может само­стоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соот­ветствии с недовольством одноклассников.
         Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу пред­ложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретно­му человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До ка­ждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас бу­дет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жалова­лись, могут высказаться по этому поводу.
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".
 
Толкалки (с 8 лет)
         Цели: С помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.
         Если вы играете в "Толкалки" в помещении, то необходимо позабо­титься о том, чтобы свободного пространства было достаточно. Естест­венно, на лужайке на свежем воздухе эта игра доставит детям еще боль­ше удовольствия.
         Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вы­тянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопри­тесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.
         Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Ес­ли вам надоест или вы устанете, крикните: "Стоп!". Когда "Стоп!" кри­кну я, все должны остановиться.
Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!
 
         Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного ос­воятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера, Вы мо­жете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-ли­бо сердились.
         Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, дети могут толкаться, скрестив руки крест-накрест: левой толкать рукой левую руку партнера, а правой — правую. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия. Также дети могут, наклонившись в разные стороны, толкаться ягодицами.
 
А, кроме того … (с 10 лет)
         Цели: Эта игра — прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения. Если Вы заметите, что в классе царит дурное на­строение, так как дети утомлены, пережили какое-то разочарование или ожидают неприятной контрольной, то предложите им сыграть в игру "А, кроме того...". Тем самым дети в игровой форме выразят свои жалобы и отрицательные эмоции, и их недовольство не выльется в агрессию.
         Инструкция: Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловать­ся или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда — по­тому что идет дождь, иногда — потому что отменили физкультуру и так далее.
         Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных ве­щах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: "А кроме того...". Это мо­жет выглядеть так:
         Кирилл: "А, кроме того, мой любимый свитер до сих пор в стирке".          Сергей: "А, кроме того, у моего отца сегодня с утра было дурное
настроение".
         Кирилл: "А, кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу".          Сергей: "А, кроме того, я совсем не хочу писать сегодня диктант".
 
Имеет смысл продолжать это упражнение 2-3 минуты.
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн