Цель. 1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Пушкина и познакомить с его потомками.
2. Расширить кругозор учащихся.
3. Воспитывать интерес к личной жизни Пушкина.
Тип урока. Комбинированный.
Средства обучения.1. Портреты Пушкина ( детство, юность, зрелость)
2. Стенд , посвященный А.С.Пушкину
3. Выставка книг.
4. Телевизор,DVD, магнитофон.
5.DVDдиск « Пушкин. Последняя дуэль».
Ход урока.
I.Организационная часть.
- Приветствие.
II.Вступительное слово учителя.
- Сегодня вас приглашаю в « Литературный салон» , где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта А.С.Пушкина.
( Под тихую музыку звучит отрывок из стихотворения Пушкина « Памятник». Полумрак, горит свеча у стенда.)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус , и друг степей калмык.
Учитель. Душа- свеча…
У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.
Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?
Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.
III.Изучение новой темы.
- Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть во все этапы жизни поэта. Первый этап – « Начальная пора» ( 1799-1811 г. г.) ( Учащиеся записывают в тетрадях.)
1. Один ученик рассказывает о рождении Пушкина А.С.
Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его родители, отставной майор Сергей Львович, принадлежавший к древнему дворянскому роду, и Надежда Осиповна, внучка любимца ПетраI. Домашнее обучение было бессистемным; исключение составлял лишь французский язык, которым Александр Сергеевич овладел в совершенстве. Повезло детям и с няней: Арина Родионовна Яковлева была замечательной рассказчицей сказок.
Класс хором рассказывает стихотворение «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Учитель. Душа – свеча. Зажглась свеча таланта. ( Зажигает еще одну свечку)
2. Один ученик рассказывает о лицейской жизни Пушкина.
Самой счастливой порой в жизни Пушкина была учеба в Царскосельском лицее. Он был привезен в Лицей, когда ему исполнилось 12 лет, а вышел из него 18-летним юношей, вполне сформировавшимся поэтом.
Пушкин воспитывался в обстановке удивительной красоты. Лицей был окружен садами и парками Царского Села с их могучими деревьями, прудами, памятниками. Программа Лицея была обширной. Юный Пушкин особенно успешно учился русской словесности, французскому языку и литературе. На занятиях мало что записывал: он обладал удивительной памятью, сообразительностью, понятливостью. Охотно занимался гимнастикой, фехтованием, боксом.
Большинство воспитанников Лицея были увлечены поэзией, писали стихи. Среди лицейских поэтов Пушкин – первый.
В 1815 году на публичном экзамене в Лицее в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина Пушкин прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».
Выразительно наизусть рассказывает один куплет стихотворения «Воспоминания о Царском Селе».
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.
( Учащиеся в тетрадях записывают второй этап из жизни поэта- «Жизнь в лицее» 1811-1817 г.г.)
Учитель. Свеча горит, не ослабевает пламя. Огонь бросает отблески на всех, кто рядом.
3. Один ученик рассказывает о жизни поэта в изгнании- третий этап-«Пушкин в изгнании» 1820-1826 г.г. (Учащиеся делают записи в тетрадях.)
В 1817 году Пушкин пишет на политическую тему оду «Вольность» , за которую его чуть не отправили в Сибирь. Благодаря Карамзину, его отправляют в 1820 году в «мягкую» воспитательную ссылку на юг. Это была его первая ссылка.
В 1824 году Пушкин был отправлен во вторую свою ссылку в Михайловское. Михайловское было тогда провинциальной глушью. В январе 1825 года Пушкина неожиданно навестил лицейский друг Иван Пущин.
Учитель. Свеча – душа. Во что мы вкладываем свою душу? Ради чего живем?
- Давайте поговорим о личной жизни поэта. Итак, четвертый этап – «Личная жизнь» 1826-1837 г.г.
- 1831 год. Сбывается мечта Александра Сергеевича. Он женится на ослепительной женщине, потрясающем человеке – Наталье Гончаровой.
Учитель. Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Через год у них родилась дочь Мария, потом сыновья Александр и Григорий, потом еще одна дочь, названная в честь матери Натальей.
Учитель. Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть…Свеча таланта. Талант передается по крови или приобретается? Это всегда непостижимо загадочно.
- Наталья Гончарова – жена поэта была очень красивой и кокетливой. Поэтому все мужчины были от нее без ума.
( Смотрим отрывок из «Пушкин. Последняя дуэль»- Бал. Гончарова танцует с императором.)
- В том числе и молодой французский кавалергард Дантес был в нее влюблен. Пушкин узнает об этом и тяжело переживает. Но светские сплетни, затрагивающие честь его семьи заставляют Пушкина вызвать Дантеса на дуэль.
Словарная работа:
Дуэль – поединок между двумя лицами по вызову одного из них; ведется по определенным правилам.
( Смотрим отрывок из «Пушкин. Последняя дуэль»- Дуэль Пушкина с Дантесом.)
Учитель. Дуэль с Дантесом состоялась в 1837 году 27 января. На этой дуэли Пушкин был тяжело ранен. Его не стало 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут дня. ( Тушит одну свечку).
Но Пушкин не умер, он жив и по сегодняшний день. Его потомки продолжают яркий талант, хоть и не в области литературы.
Свеча горит. И то, как она будет гореть, зависит от наших потомков, которые этот огонь будут беречь.
Так, у рода Пушкиных свеча таланта передается из поколения в поколение.
- Дочь Мария Пушкина – превосходно играла на фортепьяно.
- Внук Николай Александрович Пушкин – был знатоком русской истории, писал картины.
- Правнучка Анна Быкова – имела музыкальное дарование.
- Праправнук Александр Сергеевич Данилевский – выдающийся биолог, ученый с мировым именем.
- Праправнук Сергей Пушкин – работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений. ( Учащиеся делают записи в тетрадях.)
Учитель. Свеча – душа. У рода Пушкиных она горит очень ярко. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.
IV.Задание на дом.
Выразительно читать стихи Пушкина и подготовить анализ одного стихотворения.