Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



А.С.Пушкин: жизнь и судьба (урок-панорама)

Submitted by Гульнара Наилевна Исанбаева on Sat, 09/10/2010 - 10:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Латыпова Гузель Рашитовна
Место работы, должность: 
Баюковская СОШ, учитель русского и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Краткое описание: 
Цель. 1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Пушкина и познакомить с его потомками. 2. Расширить кругозор учащихся. 3. Воспитывать интерес к личной жизни Пушкина.
800x600 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Цель. 1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Пушкина и       познакомить с  его потомками.

           2. Расширить кругозор учащихся.

           3. Воспитывать интерес к личной жизни Пушкина.

Тип урока. Комбинированный.

Средства обучения.1. Портреты Пушкина ( детство, юность, зрелость)

                                    2. Стенд , посвященный А.С.Пушкину

                                    3. Выставка книг.

                                    4. Телевизор, DVD, магнитофон.

                                    5. DVD диск « Пушкин. Последняя дуэль».

Ход урока.

 

I.                   Организационная часть.

- Приветствие.

 

II.                Вступительное слово учителя.

- Сегодня вас приглашаю в « Литературный салон» , где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта А.С.Пушкина.

 

( Под тихую музыку звучит отрывок из  стихотворения Пушкина « Памятник». Полумрак, горит свеча у стенда.)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

 

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус , и друг степей калмык.

 

Учитель. Душа- свеча…

                 У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.

                 Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?

                 Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.

III.             Изучение новой темы.

- Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть во все этапы жизни поэта. Первый этап – « Начальная пора» ( 1799-1811 г. г.) ( Учащиеся записывают в тетрадях.)

1. Один ученик рассказывает о рождении Пушкина А.С.

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его родители, отставной майор Сергей Львович, принадлежавший к древнему дворянскому роду, и Надежда Осиповна, внучка любимца Петра I. Домашнее обучение было бессистемным; исключение составлял лишь французский язык, которым Александр Сергеевич овладел в совершенстве. Повезло детям и с няней: Арина Родионовна Яковлева была замечательной рассказчицей сказок.

 

              Класс хором рассказывает стихотворение «Няне»

 Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

    Учитель. Душа – свеча. Зажглась свеча таланта. ( Зажигает еще одну  свечку)

2. Один ученик рассказывает о лицейской жизни Пушкина.

       Самой счастливой порой в жизни Пушкина была учеба в Царскосельском лицее. Он был привезен в Лицей, когда ему исполнилось 12 лет, а вышел из него 18-летним юношей, вполне сформировавшимся поэтом.

      Пушкин воспитывался в обстановке удивительной красоты. Лицей был окружен садами и парками Царского Села с их могучими деревьями, прудами, памятниками. Программа Лицея была обширной. Юный Пушкин особенно успешно учился русской словесности, французскому языку и литературе. На занятиях мало что записывал: он обладал удивительной памятью, сообразительностью, понятливостью. Охотно занимался гимнастикой, фехтованием, боксом.

    Большинство воспитанников Лицея были увлечены поэзией, писали стихи. Среди лицейских поэтов Пушкин – первый.

     В 1815 году на публичном экзамене в Лицее в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина Пушкин прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

 

 Выразительно наизусть рассказывает один куплет стихотворения «Воспоминания о Царском Селе».

  Здесь каждый шаг в душе рождает

  Воспоминанья прежних лет;

  Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:

  «Исчезло все, великой нет!»

  И в думу углублен, над злачными брегами

  Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.

  Протекшие лета мелькают пред очами,

  И в тихом восхищенье дух.

 

( Учащиеся в тетрадях записывают второй этап из жизни поэта- «Жизнь в лицее» 1811-1817 г.г.)

 

Учитель. Свеча горит, не ослабевает пламя. Огонь бросает отблески на всех, кто рядом.

3. Один ученик рассказывает о жизни поэта в изгнании- третий этап-«Пушкин в изгнании» 1820-1826 г.г. (Учащиеся делают записи в тетрадях.)

 

   В 1817 году Пушкин пишет на политическую тему оду «Вольность» , за которую его чуть не отправили  в Сибирь. Благодаря Карамзину, его отправляют в 1820 году в «мягкую» воспитательную ссылку на юг. Это была его первая ссылка.

    В 1824 году Пушкин был отправлен  во вторую свою ссылку в Михайловское. Михайловское было тогда провинциальной глушью. В январе 1825 года Пушкина неожиданно навестил лицейский друг Иван Пущин.

 Выразительно читают наизусть стихотворение «И.И.Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое проведенье:

Да голос мой в душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

 

 

Учитель. Свеча – душа. Во что мы вкладываем свою душу? Ради чего живем?

  - Давайте поговорим о личной жизни поэта. Итак, четвертый этап – «Личная жизнь» 1826-1837 г.г.

  - 1831 год. Сбывается мечта Александра Сергеевича. Он женится на ослепительной женщине, потрясающем человеке – Наталье Гончаровой.

 

Учитель.  Исполнились мои желания. Творец

                  Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

                  Чистейшей прелести чистейший образец.

 

   Через год у них родилась дочь Мария, потом сыновья Александр и Григорий, потом еще одна дочь, названная в честь матери Натальей.

 

Учитель. Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть…Свеча таланта. Талант передается по крови или приобретается? Это всегда непостижимо загадочно.

- Наталья Гончарова – жена поэта была очень красивой и кокетливой. Поэтому все мужчины были от нее без ума.

 

( Смотрим отрывок из «Пушкин. Последняя дуэль»- Бал. Гончарова танцует с императором.)

 

- В том числе и молодой французский кавалергард Дантес был в нее влюблен. Пушкин узнает об этом и тяжело переживает. Но светские сплетни, затрагивающие честь его семьи заставляют Пушкина вызвать Дантеса на дуэль.

 

 

                  Словарная работа:

Дуэль – поединок между двумя лицами по вызову одного из них; ведется по определенным правилам.

 

( Смотрим отрывок из «Пушкин. Последняя дуэль»- Дуэль Пушкина с Дантесом.)

 

Учитель. Дуэль с Дантесом состоялась в 1837 году 27 января. На этой дуэли Пушкин был тяжело ранен. Его не стало 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут дня. ( Тушит одну свечку).

              Но Пушкин не умер, он жив и по сегодняшний день. Его потомки продолжают яркий талант, хоть и не в области литературы.

 

    Свеча горит. И то, как она будет гореть, зависит от наших потомков, которые этот огонь будут беречь.

    Так, у рода Пушкиных свеча таланта передается из поколения в поколение.

     - Дочь Мария Пушкина – превосходно играла на фортепьяно.

     - Внук Николай Александрович Пушкин – был знатоком русской истории, писал картины.

    - Правнучка Анна Быкова – имела музыкальное дарование.

    - Праправнук Александр Сергеевич Данилевский – выдающийся биолог, ученый с мировым именем.

   - Праправнук Сергей Пушкин – работал во Всесоюзном научно-исследовательском  институте физико-технических и радиотехнических измерений. ( Учащиеся делают записи в тетрадях.)

 

Учитель. Свеча – душа. У рода Пушкиных она горит очень ярко. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.

 

IV.            Задание на дом.

 

Выразительно читать стихи Пушкина  и подготовить анализ одного стихотворения.

 

V.               Обобщение.

Выставление оценок.

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн