Интегрированный урок по географии и биологии в 6-м –7 классе.
По теме: Край, в котором мы живем!
Взаимосвязь растений, животных и природных условий Астраханской области.
Цели:
· формирование и углубление знаний по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах ландшафтных зон Астраханской области для установления причинно-следственных связей с позиций географов и биологов;
· расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убеждённости в необходимости охраны окружающей среды;
· развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
· стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся.
Задачи урока:
· определять типы почв и их размещение по территории по почвенной карте; выявлять разнообразие растительного и животного мира данной территории, их приспособляемость к условиям этой территории и распространение по ней; определять основные черты природных районов, проблемы охраны и преобразования природы;
· обобщить полученные знания на основе межпредметных знаний;
· воспитывать нормы социальной жизни в классе. Формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками;
· воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование.
v Физическая карта, карта Астраханской области, атласы Астраханской области.
v Видеоматериал, флешкарта , компакт диск, ноутбук , мультимедиа приставка, экран, проектор, телевизор, отрывок кинофильма.
v Словари, справочники, гербарий, заготовки из бумаги контуров территорий ландшафтных зон, тексты справочных пособий по географии и биологии, инструкции для работы в группах.
План коллективного занятия (на доске).
1. Организационный момент.
2. Информационный ввод. Стих.
3. Объявление темы урока. Край, в котором мы живем. Взаимосвязь растений, животных и природных условий Астраханской области
4. Работа с картой Астраханской области.
5. Выступление групп географов.
6. Просмотр фильма: ландшафтные зоны Астраханской области. 5 минут
7. Выступление групп биологов.
8. Просмотр фильма: растительные сообщества. 5 минут
9. Домашнее задание.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Информационный ввод
Здравствуйте ребята! Ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок – урок биологии и урок географии. А сейчас я хочу, чтобы вы внимательно прослушали стихотворение.
АСТРАХАНСКОЕ. С. Макаров.
· Луговой лисохвост.
· И куриное просо,
· Солерос травянистый,
· Ползучий пырей.-
· Астраханские травы.
· Запомнить не просто.
· Как не просто запомнить.
· И птиц, и зверей:
· Тут кабан в камышах
· Знает хитрые лазы,
· Здесь орлан – белохвост
· К нападенью готов,
· А чирок – свистунок.
· И нырок белоглазый.
· Улетят от когтей.
· Камышовых котов!
· … Заповедное взморье
· С распахнутой Волгой.
· Был я вами два дня,
· Отчего же в судьбе
· Лотос, чуть розоватый
· Под зоренькой волги,
· В сны врастает мои,
· Властно тянет к себе?
Ребята, о чем мы будем говорить на нашем уроке?
Уч-ся. …?…..?…..?– об Астраханской области……..
Тема нашего урока: Край в котором мы живем. Взаимосвязь растений, животных и природных условий Астраханской области.
Сегодня на нашем уроке мы подведем итог нашей работы с целью выявления взаимосвязи компонентов природы Астраханской области. Исследованием природы занимались две группы биологов и географов.
В команде биологов- ботаники, зоологи, орнитолог и ихтиологи.
В команде географов – климатолог, почвовед, ландшафтовед.. Географические исследования территории нашего края имеют древнюю историю, которая своими корнями уходит в далёкое прошлое. Послушаем работу географов об исследовании нашего края.
А перед тем как отправится в путь, получите маршрутные листы. Ваша задача, вы будите фиксировать проблемные вопросы, и отвечать на них.
Маршрутный Лист.
Климатолог.
Климат.
|
Первые наблюдения за погодой (год).
|
В каком году открылась метеостанция.
|
В каком году переименовали станцию.
|
1745г.
|
1888г.
|
1988.
|
Почвовед
Почва.
|
В Северных районах почва представлена.
|
В Южных районах почва представлена
|
Светло – каштановыми.
|
Бурыми полупустынными.
|
Зоологи. 1. Указать многообразие видового состава животного мира.
|
Простейших.
|
Моллюсков.
|
Бабочки.
|
Млекопитающих.
|
Птиц.
|
Рыб.
|
150.
|
80.
|
140.
|
40.
|
260.
|
76.
|
Ботаники. Указать разнообразие растительного мира.
|
Видов растения.
|
Семейств.
|
Лекарственных
|
видов.
|
500.
|
82.
|
100.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос географам.
Сколько ландшафтных зон выделяется в Астраханской области?
(Ответы учащихся). Хотя Астраханская область – это одно сообщество, но состоит из отдельных природных ландшафтных зон.
Основной ландшафт области представлен полого – волнистой пустынной равнинной, осложненной огромными массивами песков, бугров, сухими ложбинами, озерами, карстовами формами рельефа.
Самой высокой точкой является гора Большое Богдо – 149,6 метров расположенная на северо- востоке области..
Пустынная равнина с северо – запада на юго - восток пересекается Волго –Ахтубинской поймой, обильные водные потоки которой при впадении в Каспийское море образуют обширную дельту. В пределах поймы и дельты пустынные ландшафты сменяются лугами, ленточными лесами, густыми зарослями тростника и рогоза, яркими цветами лотоса. Волжские и каспийские воды богаты разнообразными видами флоры и фауны.
Климат Астраханской области?
Первые наблюдения за погодой в Астрахани начали проводить с 1745 года отдельные энтузиасты - Астраханцы. В 1888 году была открыта метеостанция, которая в дальнейшем развивалась и совершенствовалась.
В 1988 году она была переименована в областной Центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. За состоянием погоды в области ведутся систематические наблюдения семи метеостанций: в Астрахани.
Климат Астраханской области умеренный, резко континентальный – с высокими температурами летом, низкими – зимой, большими годовыми и летними суточными амплитудами температуры воздуха, малым количеством осадков и большой испаряемостью.
Средняя годовая температура воздуха изменяется с юга на север
от 100С до 8,5 0 С.
Самый холодный месяц – январь, средняя температура воздуха понижается
до -5 -100 С.
Самая высокая температура 30-35 0 С отмечается в июле.
Амплитуда самого холодного и самого теплого месяцев составляет
29-340 С, что свидетельствует о высокой континентальности климата.
Годовая сумма осадков колеблется от 180-200 мм на юге до 280-290 мм - на севере. Основное количество осадков (70-75%) выпадает в теплое время года.
Зимой осадки выпадают в виде мокрого снега, снега и дождя. Часто они носят обложной характер. Летом ливневые дожди сопровождаются грозами, иногда градом.
В Астраханской области образуется местные ветра. Летом на берегах Каспийского моря дуют слабые бризы: днем – на сушу, ночью – в сторону моря.
Ветры, дующие непрерывно в течение нескольких суток со стороны Каспийского моря, повышают уровень вода на побережья моря и в дельте Волги. Астраханцы называют их морянами.
Почва Астраханской области?
На территории Астраханской области распространены различные типы почв. Они представлены в северных районах зональными светло-каштановыми почвами, в более южных районах - бурыми полупустынными, в Волго-Ахтубинской пойме, дельте и подстепных ильменях – пойменными. Интразональные – солонцы и солончаки – встречаются повсеместно среди всех типов почв. Они формируются под воздействием одного и того же процесса почвообразования, обусловившего возникновение сходных внешних признаков.
Главными факторами почвообразования области является засушливый климат и разреженный характер растительности.
Охрана почвенного покрова в области является одной из главных задач. Связано это с хозяйственной деятельностью человека. Происходит засоление почв, уменьшение пастбищ, теряется плодородие.
Просмотр фильма: ландшафтные зоны Астраханской области. 5 минут
Мы с вами посмотрели, как прекрасен наш край!
А как разнообразен мир растений и животных нам расскажут биологи.
Вопрос биологам.
Животный мир Астраханской области?
Животный мир области достаточно разнообразен. Этому способствует своеобразное расположение территории и климатические условия.
Прежде всего, эти условия благоприятны для жизни простейших. В водоемах дельты их насчитывается около 150 видов.
В бассейне Каспийского моря обитают 5 видов кишечнополостных.
В дельте также обитает около 80 видов моллюсков. Все моллюски очищают воду, фильтруя ее в поисках пищи. Один моллюск за сутки очищает около
150-200л воды.
Паукообразные для своего обитания избрали приземный слой атмосферы и поверхностный слой почвы. Их можно встретить в лесу, степи, пустыне, поле, жилых помещениях.
Отряд чешуекрылых – бабочки. В Астраханской области насчитывается около 140 видов бабочек.
Земноводные занимают промежуточное положение между водными и наземными позвоночными животными.
Группа змей в Астраханской области насчитывает 10 видов.
Общее число видов млекопитающих, обитающих на территории области свыше 40 видов. Отряд парнокопытных представлен на территории области кабаном, обитателем тростниковых зарослей, сайгаком, жителем равнинных степей и полупустынь, и лосем. Астраханский край – район развитого овцеводства, а природные условия некоторых районов области благоприятны для разведения «кораблей пустыни» – верблюдов.
Птицы Астраханского края?
В пределах Астраханской области можно встречать около 260 видов птиц. Одних (оседлых) можно встречать круглый год, других (перелетных и кочующих) – во время миграций. Отряд воробьиных включает домового и полевого воробьев, синиц – большую и лазоревку, ремеза, дроздов – рябинника, черного и певчего, ласточек – береговую, городскую и деревенскую, широкохвостку, зяблика, серого и чернолобного сорокопутов, дубоноса, полевого жаворонка, серую ворону, грача, галку, сороку и много других. Дроздовидная камышовка - типичный обитатель тростниковых зарослей. Ремез – птица размеров меньше воробья, а желтоголовый королек – самая маленькая из птиц Астраханской области Из отряда аистообразных в области встречаются цапли –серая, белая – малая и большая, рыжая, желтая, египетская, а также колпица, каравайка, большая и малая выпи, кваква. Из гусеобразных у нас встречается серый гусь, лебеди – шипун и кликун, кряква, серая утка, огарь. чирок-трескунок и многие другие. Из семейства чаек обычны серебристая и озерная чайки, а также крачки – мелкие птицы, похожие на чаек, но с клювом без крючка и вильчатым хвостом. В дельте встречается черная, белокрылая и речная крачки. Из совообразных в низовьях Волги встречается серая неясыть, болотная сова, домовой сыч, филин, сплюшка и ушастая сова. На территории области можно встретить и красивую птицу – степного орла, ястреба-тетеревятника, камышового, степного, полевого и болотного луней, черного коршуна, зимняка, балобана, чеглока, кобчика, обыкновенную пустельгу, скопу и ряд других видов.
Рыбы Астраханского края?
Класс костные рыбы – многочисленная группа водных животных Астраханской области. Если рассматривать рыб, обитающих не только в Волге, но и в Каспийском море, то всего их насчитывается 76 видов и 47 подвидов. Астраханский край издавна славится осетровыми, которых на Руси называли «красной» рыбой. Всего здесь обитает 5 видов осетровых – русский осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь. Первые четыре вида – проходные, а стерлядь – пресноводная рыба. Также разводится гибрид белуги и стерляди – бестер. Сельдеобразные представлены каспийским пузанком, килькой обыкновенной и черноспинкой и волжской сельдью. Из лососеобразный на территории области встречается белорыбица, из отряда щукообразных – единственный представитель – щука. К карповым рыбам низовьев Волги относится лещ, сазан, вобла, красноперка, золотой и серебряный караси, жерех, густера, пескарь, белый амур, белый и пестрый толстолобики. Окуневые представлены окунем речным, ершом, а также судаком и бершом. Единственный представитель отряда колюшкообразных – южная колюшка – встречается повсеместно в стоячих неглубоких пресноводных водоемах низовьев реки Волги.
Растительность Астраханского края?
Видовой состав флоры области не богат. На территории Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги в результате исследований выявлено около 500 видов растений, принадлежащих к 82-м семействам. Наиболее богатыми среди этих семейств являются роды полыни, рдестов, астрагалов, осок, молочаев и солянок.
Также на территории Астраханской области произрастают лекарственные растения, которых насчитывается более 100 видов. Необходимо отметить особенность лекарственных растений, произрастающих в южных регионах России. Чем ближе к югу, тем выше содержание действующих лекарственных веществ, тем более сильное влияние они оказывают на организм человека. Культурные растения также не редкость в Астраханском крае еще в 13 веке близ Астрахани стали сеять арбузы, откуда они распространились по всему югу России. В середине 20 века был создан научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства. Томаты в области – самая распространенная культура.
Просмотр фильма: растительные сообщества. 5 минут.
– Мы посмотрели, как прекрасен наш край, как разнообразен мир растений и животных. Проверим наши маршрутные листы.
ВОПРОС: ПОЧЕМУ АСТРАХАНСКУЮ ОБЛАСТЬ НАЗЫВАЮТ ЖЕМЧУЖЕНОЙ КАСПИЙ.
Ответы учащихся.
…………………………………потому что???
Вопросы на закрепление.
1. У какой птицы птинец ещё не родился, а уже отдали на воспитание?
2. Как называется наука, изучающая рыб? ИХТИОЛОГИЯ (от греч. ichthys — рыба и ...логия), раздел зоологии, изучающий рыб и круглоротых. Ихтиология — основа рационального рыболовства и рыбоводства.
3. Назовите науку, которая изучает насекомых? ЭНТОМОЛОГИЯ (от греч. entoma — насекомые и ...логия), раздел зоологии, изучающий насекомых. Основные разделы энтомологии: общая, медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, лесная.
Карточки для взаимного тренажа
|
|
|
|
|
Карточка № 1.
1. Горизонт.
2. Масштаб.
3. Квартирантство.
|
А) Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.
Б) Степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе по сравнению с действительным расстоянием.
В) Взаимоотношения между животными, полезные для одной стороны, безвредные для другой.
|
|
Домашнее задание: Для того, чтобы наша глава была закончена, я предлагаю вам поработать творчески, то есть создать рисунки, стихи, загадки, ребусы, кроссворды, интересные вопросы. Домашним заданием будут ваши творческие размышления по поводу материала, с которым вы сегодня познакомились.
– Спасибо за работу на уроке.
Литература:
Фотоматериалы.
Ландшафты.
Водные растения.
Животный мир Астраханской области.