Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Край, в котором мы живем!

Фото пользователя Айгуль Халматовна Мусаева
Размещено: Айгуль Халматовна Мусаева - вс, 10/10/2010 - 17:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мусаева А.Х.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с. Курченко" учитель биологии
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Сегодня на нашем уроке мы подведем итог нашей работы с целью выявления взаимосвязи компонентов природы Астраханской области. Исследованием природы занимались две группы биологов и географов. В команде биологов- ботаники, зоологи, орнитолог и ихтиологи. В команде географов – климатолог, почвовед, ландшафтовед.. Географические исследования территории нашего края имеют древнюю историю, которая своими корнями уходит в далекое прошлое. Послушаем работу географов об исследовании нашего края. А перед тем как отправится в путь, получите маршрутные листы. Ваша задача, вы будите фиксировать проблемные вопросы, и отвечать на них.

Интегрированный    урок   по  географии  и  биологии  в 6-м –7 классе.

По  теме: Край, в котором мы живем!

Взаимосвязь растений, животных и природных условий Астраханской  области.

Цели:

·         формирование и углубление знаний по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах ландшафтных зон Астраханской  области для установления причинно-следственных связей с позиций географов и биологов;

·         расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убеждённости в необходимости охраны окружающей среды;

·         развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;

·         стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся.

Задачи урока:

·         определять типы почв и их размещение по территории по почвенной карте; выявлять разнообразие растительного и животного мира данной территории, их приспособляемость к условиям этой территории и распространение по ней; определять основные черты природных районов, проблемы охраны и преобразования природы;

·         обобщить полученные знания на основе межпредметных знаний;

·         воспитывать нормы социальной жизни в классе. Формировать   умения самостоятельной работы с различными информационными источниками;

·         воспитывать чувство любви к природе. 

Оборудование.

v  Физическая карта, карта Астраханской  области, атласы Астраханской области.

v  Видеоматериал, флешкарта , компакт диск, ноутбук , мультимедиа приставка,  экран, проектор,  телевизор, отрывок кинофильма.

v  Словари, справочники, гербарий, заготовки из бумаги контуров территорий ландшафтных зон,  тексты справочных пособий по географии и биологии, инструкции для работы в группах.

План коллективного занятия (на доске).

1.      Организационный момент.

2.      Информационный ввод. Стих.

3.     Объявление темы урока.  Край,  в  котором мы живем. Взаимосвязь растений, животных и природных условий Астраханской области

4.      Работа с картой Астраханской области.

5.      Выступление групп географов.

6.      Просмотр фильма: ландшафтные  зоны Астраханской  области. 5 минут

7.      Выступление групп биологов.

8.      Просмотр фильма: растительные сообщества. 5 минут

9.      Домашнее задание.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Информационный ввод

Здравствуйте ребята! Ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок – урок биологии и урок географии. А сейчас я хочу, чтобы вы внимательно прослушали стихотворение.

АСТРАХАНСКОЕ.                                                                         С. Макаров.

·        Луговой лисохвост.

·        И куриное просо,

·        Солерос травянистый,

·        Ползучий пырей.-

·        Астраханские травы.

·        Запомнить не просто.

·        Как не просто запомнить.

·        И птиц, и зверей:

·        Тут кабан в камышах

·        Знает хитрые лазы,

·        Здесь орлан – белохвост

·        К нападенью готов,

·        А чирок – свистунок.

·        И нырок белоглазый.

·        Улетят от когтей.

·        Камышовых котов!

·        … Заповедное взморье

·        С распахнутой Волгой.

·        Был я вами два дня,

·        Отчего же в судьбе

·        Лотос, чуть розоватый

·        Под зоренькой волги,

·        В сны врастает мои,

·        Властно тянет к себе?

Ребята,  о чем мы будем говорить на нашем уроке?

Уч-ся. …?…..?…..?– об Астраханской области……..

Тема нашего урока: Край в  котором мы живем. Взаимосвязь растений, животных и природных условий Астраханской области.

            Сегодня на нашем уроке мы подведем итог нашей работы с целью выявления взаимосвязи компонентов природы Астраханской области. Исследованием природы занимались  две группы биологов  и  географов.

В команде биологов- ботаники, зоологи, орнитолог  и  ихтиологи.

В команде географов – климатолог,  почвовед, ландшафтовед..  Географические исследования территории нашего края имеют древнюю историю, которая своими корнями уходит в далёкое прошлое. Послушаем работу географов об  исследовании нашего края.

А перед тем как отправится в путь, получите маршрутные листы.  Ваша задача,  вы будите фиксировать проблемные вопросы, и отвечать на них.

Маршрутный  Лист.

Климатолог.

Климат.

 Первые  наблюдения за  погодой  (год).

В каком году открылась метеостанция.

В каком году переименовали  станцию.

1745г.

1888г.

1988.

Почвовед

Почва.

 В Северных районах почва представлена.

В Южных районах  почва представлена

Светло – каштановыми.

Бурыми полупустынными.

Зоологи.  1. Указать многообразие видового состава животного мира.

Простейших.

Моллюсков.

Бабочки.

Млекопитающих.

Птиц.

Рыб.

150.

80.

140.

40.

260.

76.

Ботаники.  Указать  разнообразие   растительного мира.

Видов растения.

Семейств.

Лекарственных 

видов.

500.

82.

100.

 

                         

Вопрос географам.

Сколько ландшафтных зон выделяется в Астраханской  области?

(Ответы учащихся). Хотя Астраханская область – это одно сообщество, но состоит из отдельных природных ландшафтных зон.

  Основной ландшафт области представлен полого – волнистой пустынной равнинной, осложненной огромными массивами песков, бугров, сухими ложбинами, озерами, карстовами формами рельефа.

   Самой высокой точкой является гора Большое Богдо – 149,6 метров  расположенная  на северо- востоке области..

       Пустынная равнина с северо – запада на юго - восток пересекается  Волго –Ахтубинской  поймой, обильные водные потоки которой при впадении в Каспийское море образуют обширную дельту. В  пределах поймы и дельты пустынные ландшафты сменяются лугами, ленточными лесами, густыми зарослями тростника и рогоза, яркими цветами лотоса. Волжские и каспийские воды богаты разнообразными видами флоры и фауны.

Климат Астраханской области?

Первые наблюдения за погодой в Астрахани начали проводить с 1745 года отдельные энтузиасты - Астраханцы. В 1888 году была открыта метеостанция, которая в дальнейшем развивалась и совершенствовалась.

В 1988 году она была переименована в областной Центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. За состоянием погоды в области ведутся систематические наблюдения семи метеостанций: в Астрахани.

Климат Астраханской области умеренный, резко континентальный – с высокими температурами летом, низкими – зимой, большими годовыми и летними суточными амплитудами температуры воздуха, малым количеством осадков и большой испаряемостью.

         Средняя годовая температура воздуха изменяется с юга на север

от 100С до 8,5 0 С.

         Самый холодный месяц – январь, средняя температура воздуха понижается

 до -5 -100 С.

        Самая высокая температура 30-35 0 С отмечается в июле.

       Амплитуда самого холодного и самого теплого месяцев составляет

29-340 С, что свидетельствует о высокой континентальности  климата.

     Годовая сумма осадков колеблется от 180-200 мм на юге до 280-290 мм - на севере. Основное количество осадков (70-75%) выпадает в теплое время года.

       Зимой осадки выпадают в виде мокрого снега, снега и дождя. Часто они носят обложной характер. Летом ливневые дожди сопровождаются грозами, иногда градом.

     В Астраханской области образуется местные ветра. Летом на берегах Каспийского моря дуют слабые бризы: днем – на сушу, ночью – в сторону моря.

Ветры, дующие непрерывно в течение нескольких суток со стороны Каспийского моря, повышают уровень вода на побережья моря и в дельте Волги. Астраханцы называют их морянами.

Почва Астраханской области?

    На территории Астраханской области распространены различные типы почв. Они представлены в северных районах зональными светло-каштановыми почвами, в более южных районах - бурыми полупустынными, в Волго-Ахтубинской пойме, дельте и подстепных ильменях – пойменными. Интразональные – солонцы и солончаки – встречаются повсеместно среди всех типов почв. Они формируются под воздействием одного и того же процесса почвообразования, обусловившего возникновение сходных внешних признаков.

      Главными  факторами  почвообразования области является засушливый климат и разреженный характер растительности.

    Охрана почвенного покрова в области является одной из главных задач. Связано это с хозяйственной деятельностью человека. Происходит засоление почв, уменьшение пастбищ, теряется плодородие.

Просмотр фильма: ландшафтные  зоны Астраханской  области. 5 минут

Мы с вами посмотрели, как прекрасен наш край!

А  как разнообразен мир растений и животных нам расскажут биологи.

Вопрос биологам.

Животный  мир Астраханской области?
Животный мир области достаточно разнообразен. Этому способствует своеобразное расположение территории и климатические условия.
Прежде всего, эти условия благоприятны для жизни простейших. В водоемах дельты их насчитывается около 150 видов.

В бассейне Каспийского моря обитают 5 видов кишечнополостных.

В дельте также обитает около 80 видов моллюсков. Все моллюски очищают воду, фильтруя ее в поисках пищи. Один моллюск за сутки очищает около

150-200л воды.

Паукообразные для своего обитания избрали приземный слой атмосферы и поверхностный слой почвы. Их можно встретить в лесу, степи, пустыне, поле, жилых помещениях.

Отряд чешуекрылых  – бабочки. В Астраханской области насчитывается около 140 видов бабочек.

Земноводные занимают промежуточное положение между водными и наземными позвоночными животными.

Группа змей в Астраханской области насчитывает 10 видов.

Общее число видов млекопитающих, обитающих на территории области  свыше  40 видов. Отряд парнокопытных представлен на территории области кабаном, обитателем тростниковых зарослей, сайгаком, жителем равнинных степей и полупустынь, и лосем. Астраханский край – район развитого овцеводства, а природные условия некоторых районов области благоприятны для разведения «кораблей пустыни» – верблюдов.

Птицы Астраханского края?

В пределах Астраханской области можно встречать около 260 видов птиц. Одних (оседлых) можно встречать круглый год, других (перелетных и кочующих) – во время миграций. Отряд воробьиных включает домового и полевого воробьев, синиц – большую и лазоревку, ремеза, дроздов – рябинника, черного и певчего, ласточек – береговую, городскую и деревенскую, широкохвостку, зяблика, серого и чернолобного сорокопутов, дубоноса, полевого жаворонка, серую ворону, грача, галку, сороку и много других. Дроздовидная камышовка - типичный обитатель тростниковых зарослей. Ремез – птица размеров меньше воробья, а желтоголовый королек – самая маленькая из птиц Астраханской области Из отряда аистообразных в области встречаются цапли –серая, белая – малая и большая, рыжая, желтая, египетская, а также колпица, каравайка, большая и малая выпи, кваква. Из гусеобразных у нас встречается серый гусь, лебеди – шипун и кликун, кряква, серая утка, огарь. чирок-трескунок и многие другие. Из семейства чаек обычны серебристая и озерная чайки, а также крачки – мелкие птицы, похожие на чаек, но с клювом без крючка и вильчатым хвостом. В дельте встречается черная, белокрылая и речная крачки. Из совообразных в низовьях Волги встречается серая неясыть, болотная сова, домовой сыч, филин, сплюшка и ушастая сова. На территории области можно встретить и красивую птицу – степного орла, ястреба-тетеревятника, камышового, степного, полевого и болотного луней, черного коршуна, зимняка, балобана, чеглока, кобчика, обыкновенную пустельгу, скопу и ряд других видов.

Рыбы Астраханского края?

Класс костные рыбы – многочисленная группа водных животных Астраханской области. Если рассматривать рыб, обитающих не только в Волге, но и в Каспийском море, то всего их насчитывается 76 видов и 47 подвидов. Астраханский край издавна славится осетровыми, которых на Руси называли «красной» рыбой. Всего здесь обитает 5 видов осетровых – русский осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь. Первые четыре вида – проходные, а стерлядь – пресноводная рыба. Также разводится гибрид белуги и стерляди – бестер. Сельдеобразные представлены каспийским пузанком, килькой обыкновенной и черноспинкой и волжской сельдью. Из лососеобразный на территории области встречается белорыбица, из отряда щукообразных – единственный представитель – щука. К карповым рыбам низовьев Волги относится лещ, сазан, вобла, красноперка, золотой и серебряный караси, жерех, густера, пескарь, белый амур, белый и пестрый толстолобики. Окуневые представлены окунем речным, ершом, а также судаком и бершом. Единственный представитель отряда колюшкообразных – южная колюшка – встречается повсеместно в стоячих неглубоких пресноводных водоемах низовьев реки Волги.

 

Растительность Астраханского края?

    Видовой состав флоры области не богат. На территории Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги в результате исследований выявлено около 500 видов растений, принадлежащих к 82-м семействам. Наиболее богатыми среди этих семейств являются роды полыни, рдестов, астрагалов, осок, молочаев и солянок.

Также на территории Астраханской области произрастают лекарственные растения, которых насчитывается более 100 видов. Необходимо отметить особенность лекарственных растений, произрастающих в южных регионах России. Чем ближе к югу, тем выше содержание действующих лекарственных веществ, тем более сильное влияние они оказывают на организм человека. Культурные растения также не редкость в Астраханском крае еще в 13 веке близ Астрахани стали сеять арбузы, откуда они распространились по всему югу России. В середине 20 века был создан научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства. Томаты в области – самая распространенная культура.

Просмотр фильма: растительные сообщества. 5 минут.
– Мы посмотрели, как прекрасен наш край, как разнообразен мир растений и животных.    Проверим наши маршрутные листы.

 

ВОПРОС: ПОЧЕМУ АСТРАХАНСКУЮ  ОБЛАСТЬ НАЗЫВАЮТ ЖЕМЧУЖЕНОЙ КАСПИЙ.

Ответы учащихся.

…………………………………потому что???

 

Вопросы на закрепление.

1.      У какой птицы птинец ещё не родился, а уже отдали на воспитание?

2.      Как называется наука, изучающая рыб?  ИХТИОЛОГИЯ (от греч. ichthys — рыба и ...логия), раздел зоологии, изучающий рыб и круглоротых. Ихтиология — основа рационального рыболовства и рыбоводства.

3.      Назовите науку, которая изучает  насекомых? ЭНТОМОЛОГИЯ (от греч. entoma — насекомые и ...логия), раздел зоологии, изучающий насекомых. Основные разделы энтомологии: общая, медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, лесная.

 

Карточки для взаимного тренажа

 

 

 

 

 

Карточка № 1.

 

1.      Горизонт.

2.      Масштаб.

3.      Квартирантство.

А) Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.

Б) Степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе по сравнению с действительным расстоянием.

В) Взаимоотношения между животными, полезные для одной стороны, безвредные для другой.

 

Домашнее задание:  Для того, чтобы наша глава была закончена, я предлагаю вам поработать творчески,  то есть создать рисунки, стихи, загадки, ребусы, кроссворды, интересные вопросы. Домашним заданием будут ваши творческие размышления по поводу  материала, с которым вы сегодня познакомились.

– Спасибо за работу на уроке.  

Литература:

 Фотоматериалы.

Ландшафты.

Водные растения.

Животный мир Астраханской области.



»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн