Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



УРОК – ДИСПУТ: «Чтоб на выборы ходить – гражданином надо быть!»

Фото пользователя Наталья Витальевна Нестеренко
Submitted by Наталья Витальевна Нестеренко on пн, 11/10/2010 - 00:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нестеренко Наталья Витальевна - учитель истории и обществознания.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 54" г. Астрахани
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Право
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной.

 

 

 

УРОК – ДИСПУТ: «Чтоб на выборы ходить – гражданином надо быть!» 9классе.

 

Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной.

Оборудование: тесты по теме; словарные слова, Конституция РФ, высказывания политиков и историков, задания – карточки,  опорные слова, учебник Никитина «Политика и право».

Учащиеся делятся на III группы – «эксперты», «аналитики», «обыватели».

 Эпиграф к уроку:             Будь гражданином! Служи Отчизне,

                                               Для блага ближнего живи!

                                                                                  Некрасов

ХОД УРОКА:

 

Слово учителя:

       Наступил 21 век. Как далеко мы ушли по пути технического прогресса и как низко пали в духовном, нравственном. Как это скажется на том, что окружает нас и есть внутри нас?

       Загрязнённая атмосфера, кислотные дожди, высохшие реки…И как следствие – катаклизмы, наводнения, ураганы, которые не может предсказать метеорологическая служба.

       А в обществе людей – агрессия, смещение представлений о прекрасном, равнодушное отношение к событиям, которые происходят а стране, в городе.

       Кто виноват? – Человек.

       Кто за всё заплатит? – Человек.

Круг замкнулся. И чтобы разомкнуть его начать нужно с обращения к человеку – к его нравственной и духовной сути. Человек – действительно ли это звучит гордо…Главный вопрос, который мы сегодня обсудим –  каким должен быть гражданин нашего Отечества?

       Слово «гражданин» можно  слышать часто.

«Гражданин в шляпе! Сдачу забыли»- кричит продавщица.» Граждане Судьи!» – обращается подсудимый к членам суда.» «Граждане – все на выборы» – призывает избирательная кампания. А что такое гражданин? –спрашивает поэт Некрасов. И отвечает «Отечества достойный сын!» Как вы понимаете слова «Достойный сын Отечества»?

Обсуждение.          

1-й эксперт:

Основу понятия гражданин составляет понятие гражданин в узком, юридическом смысле, т.е. правовая связь человека с государством ( так сказать , «прикрепление» человека к определённому государству, что обеспечивает ему прежде всего политические права). Но гражданин (в широком смысле слова) обладает также теми свойствами личности, которые делают его способным к сознательному, инициативному и достаточно квалифицированному участию в управлении страной.

Аналитик:

Слово «гражданин» в древнерусском языке имело значение «житель города», «член городской общины» и было синонимично слову «горожанин». Различались они тем, что слово «гражданин», старославянского по своему происхождению, было книжным словом, а исконно русское слово «горожанин» употреблялось преимущественно в разговорной и деловой речи. В древнерусских переводах с греческого языка слово «гражданин» использовалось в значении «житель страны, подданный государства». С середины XVIII в. слово «гражданин» употребляется в смысле общественного деятеля. Это слово становится символом передовых идей, мыслей, борьбы за свободу и равенство. Интересно, но в 1797 г. император Павел указом запретил употребление слов «гражданин», «общество», «отечество».

2-й эксперт:

Если мы обратимся к определениям понятия «гражданин», предложенным философами, писателями, педагогами с древнейших времён, то обнаружим богатый спектр мнений, которые, как правило, совпадают в признании следующих основных позиций:

Истинный гражданин – это нравственный человек.

Гражданин – это тот, кто способен подняться до интересов общества.

Гражданин – это человек, который умеет не только властвовать, но и подчиняться.

Учитель: Обратите внимание на высказывания великих о том, что такое гражданин, обратите внимание на нюансы интересующего  нас смысла. Прокомментируйте эти высказывания.

Работа в группах над высказываниями.

 

1.       «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Аристотель, древнегреческий философ.

2.      «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия». Гельвеций, французский философ.

3.      «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин».В.Г.Белинский

4.      «Без приобретения чувств гражданина ребёнок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера». Н.Г.Чернышевский.

5.      «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и использовать обязанности граждан» С.Смайлс, английский писатель.

6.      «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином» В.А.Сухомлинский.

7.      «Человек, который не был ребёнком, будет плохим гражданином» Ф.М.Достоевский.

Основной вопрос, на который отвечают учащиеся  в ходе работы над высказываниям: Почему вы выбрали именно это высказывание, свой ответ аргументируйте.

Вопрос: Сейчас у вас есть такая возможность дать своё определение слову «гражданин», чтобы вы вложили в это понятие? (варианты детей)

 

Учитель: (обобщая) Каждый из вас мечтает стать настоящим человеком! Каждый из вас хочет нравиться окружающим. Я думаю,  вы согласитесь с тем, что для того, чтобы стать настоящим гражданином  для этого нужно приложить немало усилий самому, говорят что для того, чтобы обладать свободой нужно в совершенстве знать свои права. Только умелое распоряжение своими права делает человека независимым, от чужого мнения, высказывать свою точку зрения, обладать реальной властью над жизнью. Власть – такое это притягательное слово.

Вы знаете я часто спрашиваю себя почему наши граждане так пассивны в период проведения выборов, ведь это реальная возможность изменить существующие проблемы в государстве, стране где ты живёшь, растишь детей, мечтаешь о справедливой и безбедной жизни.

  Вопрос: Как вы считаете выборы в стране на самом деле цивилизованный способ решения проблем в государстве?

(обсуждение)

Задание: Какие варианты окончания предложений вам кажутся правильными:

1.      «Уважительное и доверчивое отношение к другим гражданам – это

-          признак житейской наивности;

-          результат благополучной, беззаботной жизни;

-          одно из основных качеств нравственного человека;

-          основа гражданского мира;

-          утопия, совершенно нереальная в нынешнем безумном мире.

 

2.      «Уважительное отношение к государственной власти – это

-          признак политического соглашательства;

-          условие деградации государственной власти;

-          свидетельство высокого уровня общественного развития;

-          результат строго контролируемых демократических выборов.

Эксперты – учащиеся   комментируют  высказывания, подводят итоги.

 

3 эксперт:

Выборы – это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа. Правительство управляет всегда, кроме единственного периода, когда оно оказывается в зависимом положении от народа, его волеизъявления. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки выбирать своих представителей в органы власти. А претенденты на место в представительных органах власти в этот судьбоносный для них период с замиранием сердца ждут конца избирательной кампании, чтобы узнать свой «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, доверили или не доверили...

Задание: Существительное «выбор» («выборы») образовано от глагола «выбирать», что означает: отобрать, извлечь, взять нужное из наличного, извлечь откуда-то всё без остатка, избрать голосованием. Приведите примеры на каждое из приведённых выше значений слова «выбрать».

Учитель: Выборы – это центральный институт демократического правового государства республиканского типа. РФ – Россия – именно такое государство. Давайте представим себя настоящими юристами и поработаем с самым основным законом нашего государства – Конституцией РФ.

Работа с текстом Конституции РФ, ст. 3, ст.4.

Учащиеся не просто читают и комментируют текст  статей, а работают по заданию «ПОИСК ИНФОРМАЦИИ»,

Для этой работы учитель на карточках готовит  слова «всеобщие», «равные», «прямые»,  «при тайном голосовании», «право избирать и быть избранным», «18 лет».

Вопросы: В какой статье Конституции обьеденены эти принципы? ( ответ)

                   В какой статье Конституции звучит возраст совершеннолетия? (ответ)

                   Кто в нашей стране не имеет права избирать и быть избранным?

 ( признанные судом недееспособными, или граждане, содержащие в местах лишения свободы по приговору суда)

Задание: Избирательное право в РФ является:

                   -всеобщим;

-          равным;

-          прямым;

-          с тайным голосование.

Каким из этих характеристик соответствуют следующие определения:

-          избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно;

-          никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;

-          избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;

-          какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается.

Учитель:

Обратите внимание на страницу учебника 35. Оказывается, что  у каждого гражданина в нашей стране есть активное право и пассивное. Давайте определим, что такое активное право. (определяют по тексту учебника)

Учитель: Представьте себе, моя сестра всерьёз решила стать президентом, ей 17 лет и она написала письмо – заявление в избирательную комиссию. Что то здесь не так, а что именно…Откройте статью Конституции 97 и статью 

Учащиеся доказывают неправомерность данной ситуации с опорой на  текст статьи Конституции РФ.

Обобщающие вопросы:

 

Как вы думаете, почему у нас избирать и быть избранными имеют граждане РФ, а иностранцы (граждане иностранных государств) таким правом не обладают? Можно ли в данном случае говорить о дискриминации (преднамеренном ущемлении прав)?

Почему правом избирать и быть избранными в органы власти обладают граждане «по достижению определённого возраста»?

Учитель: Давно известно, что участие в выборах – это проявление социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает  - в политической, социальной сферах и делает это потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, своего региона.

8 октября в Астраханской области выдался значимым воскресеньем. В этот день состоялись выборы в Государственную Думу региона и прошёл школьный референдум. Давайте сейчас  в ходе игры выясним – готовы ли вы к выборам, эксперты оценивают ваши ответы и будут внимательно следить какая команда наберёт наибольшее количество правильных баллов – ответов.

Задания для игры.

 

1. Известно, демократичность выборов в России в какой-то мере обеспечивается Конституцией РФ и принятыми в последние годы соответствующими законами.

Представьте, что вы депутаты Государственной Думы и вам нужно ознакомиться с Федеральным законом о выборах, но названия законов перемешались. Вам надо правильно составить  их название.

Учащимся даются перепутанные (разрозненные) слова законов:

«Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»; «О выборах Президента РФ»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»; «О референдуме РФ».Выигрывает та команда, которая правильно составит  наибольшее количество названий законов.

3.      Одной из форм участия граждан в общественной жизни является голосование. Перед вами стадии избирательно процесса, но они к несчастью переставлены местами. Восстановите справедливость.

 

Регистрация          Предвыборная           Тайное                        Подсчёт          Результаты

Кандидатов           компания                    голосование   голосов

Это правильная логическая цепочка, учитель же перемешивает эти стадия и раздаёт задание детям. Выигрывает та команда, которая первая составит логическую цепочку верно. Эксперты-учащиеся следят за работой команд,  и подсчитываю результаты.

4.Аналогичное  предыдущему заданию можно составить задание  по структуре избирательных комиссий  на федеральном уровне и при выборах Президента РФ.

 

                                          Центральная избирательная комиссия

                                          Избирательные комиссии субъектов РФ

                                          Окружные избирательные комиссии

                                          Территориальные (городские, районные и др.)

                                          Участковые избирательные комиссии

Также предварительно названия перемешиваются, учащиеся правильно строят схему.

 

4.      Известно, что сами мероприятия выборов условно проходят как бы два этапа – комплекс мероприятий до непосредственного голосования и комплекс мероприятий процедуры голосования. Перед вами список мероприятий, распределите их на два столбика, в первый отнесите те мероприятия, которые происходят до непосредственного дня голосования, во второй – мероприятия, которые относятся к процедуре голосования. Прокомментируйте свои ответы.

 

Собрания, бюллетень, урна, подсчёт голосов, агитация за ту или иную политическую партию, программа кандидата, наблюдатель, избирательный участок, досрочное голосование, тайное голосование, списки избирателей, сбор подписей в поддержку кандидатов (списки кандидатов), регистрация кандидатов.

 

5.      Кандидатом в депутаты, при соблюдении определённых условиях, может быть любой гражданин нашей страны. Для того, чтобы быть депутатом нужны не только политические способности, но и сильные личностные качества. Как вы считаете,  какие качества личности не дозволительны кандидату в депутаты, а потом и депутату в органы власти. Отметьте «+» и

«-«  качества народного избранника.

 

Щедрость, легковерие, мстительность, влюбчивость, принципиальность, честность, доброта, стеснительность, резкость, работоспособность, деловитость, лживость, решительность, самопожертвенность, человеколюбие, уважительность, гуманность, уступчивость, критичность, деловитость, нежность, красота, совесть, заботливость, великодушие, искренность, долг, отзывчивость, скромность.

 

6.      Мы сегодня определяли понятие «гражданин». Так называют человека, который имеет определённую политико-правовую связь с государством.

У меня четыре таблички со словами, логически правильно соотнесите, найдите пары.

 

                               ЧЕЛОВЕК                              ОБЩЕСТВО

                               ГРАЖДАНИН                       ГОСУДАРСТВО

 

Это правильно расположенные пары. Надо только переставить их местами.

 

Эксперты подсчитывают результаты и объявляют результаты игры.

 

Учитель:    Каждый выбирает по себе – женщину, религию, дорогу,

                               Дьяволу служить или пророку каждый выбирает по себе.

Я очень хочу  пожелать вам, чтобы у вас всегда было право выбора, чтобы вы умело могли им распорядиться. «Жизнь – не зрелище и не праздник; жизнь -трудное занятие»- говорил американский философ Сантаяна. А Ж.Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит: цена её зависит от её употребления.» Ему как бы вторит знаменитый М.Монтанель: «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её.» Нетрудно понять, что все три мудреца говорят об одном: если живёшь ради самой жизни – ты не живёшь, а прозябаешь, чтобы жить, а тем более принимать активное участие в политической жизни общества, страны – нужно приложить немало труда.

Один мудрый человек заметил, что за деньги можно купить кровать, но не сон, еду, но не аппетит, лекарства, но не здоровье, дом, но не домашний очаг, книги, но не ум, украшения, но не красоту, роскошь, но не культуру, развлечения, но не счастье, религию, но не спасение, власть, но не свободу. Наше право выбора это настоящее чувство свободы.

 

Всем спасибо за урок.  

 

»  Tags for document:

Фото пользователя Марина Викторовна Зеленковаская

На: УРОК – ДИСПУТ: «Чтоб на выборы ходить – гражданином надо бы


Данный урок-диспут является очень познавательным, способствует формированию у учащихся таких качеств как патриотизм, гражданственность, чувство ответственности. Материал данного урока помогает формированию гражданской позиции учащихся, их правовой культуры. Соответсвует возрастным особенностям учащихся 9 классов. Так держать! успехов!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн