Submitted by Ирина Борисовна Войнова on пн, 11/10/2010 - 16:32
Ход урока.
Организационный момент.
Класс делится на группы в произвольной форме по 6-7 человек, рассаживаясь за предварительно расставленные столы и стулья.
В данном классе 23 человека: то есть можно создать 3 группы: две из них «Генераторыидей», одна – «Аналитики». На столах - оборудование для лабораторной работы, листы для самоконтроля «Оперативная сводка».
Слайд 1 «Следствие ведут знатоки. Оперативный отдел».
Ведущий - «Дежурный по оперативному штабу» делает экстренное сообщение:
На Земле живут высокоразвитые существа, они очень многообразны и обладают характерными признаками. Требуется помощь отдела (класс называет признаки млекопитающих – фронтальный опрос):
Семь шейных позвонков и сочленение черепа с первым шейным позвонком при помощи мыщелков затылочной кости
Грудобрюшная преграда - диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной
Два поколения зубов - молочные и постоянные, которые подразделяются на резцы, клыки и коренные зубы.
Наличие оформленных губ и мускулистых щёк
4-х камерное сердце, обеспечивающее доставку в ткани артериальной крови, которая не смешивается с венозной
Сохранение левой дуги аорты
Развитие наружного уха и наличие в полости среднего уха трёх слуховых косточек
Кожа покрыта волосяным покровом, богата потовыми и сальными железами
Развитие молочных желёз, обладающих сосками
Внутриутробное развитие, живорождение.
Ведущий:
Наша цель убедиться в удивительных приспособлениях млекопитающих, помочь землянам ответить на некоторые вопросы об этих необыкновенных животных, помочь советом в решении некоторых проблем.
Учитель:
Я надеюсь на быстрый темп работы, на то, что наш оперативный отдел покажет свои умения устанавливать причинно-следственные связи, умение вести исследовательскую работу, делать правильно выводы.
Начнём работу со знакомства оборудования:
·лист «Оперативная сводка» - для занесения ответов при решении заданий
·инструкция к лабораторной работе
·тексты задач
·тестовые задания
Нашему отделению предложено изучить удивительные клетки, в результате слияния которых и зарождаются млекопитающие. Один из сотрудников отдела расскажет о размножении млекопитающих. (Учащемуся было дано опережающее задание).
Учащийся:
Половая система млекопитающих сложная. Органы размножения находятся в полости тела. У самцов они представлены двумя семенниками, семяпроводами и совокупительным органом. Органы размножения самок – два яичника, яйцеводы, матка и влагалище. Яйцеклетка, созревшая в яичнике, при встрече со сперматозоидом оплодотворяется в верхних отделах яйцевода. Продвигаясь по яйцеводу, оплодотворённое яйцо превращается в многоклеточный зародыш и затем попадает в матку. Зародыш в матке хорошо защищён и получает от матери питание через плаценту – орган, осуществляющий связь между матерью и зародышем в период его внутриутробного развития. В матке происходит формирование детеныша. Млекопитающие рождают живых детёнышей.
Учитель:
Используя инструкцию к лабораторной работе, изучить половые клетки и ответить на следующие вопросы и занести ответы в лист «Оперативная сводка»:
1.Чем различаются половые клетки- гаметы?
2.Есть ли у них сходные черты строения?
При работе можно более детально рассмотреть строение гамет на слайде 2
Учитель:
В нашем оперативном отделе выделяют два подразделения: 1 - «Генераторы идей» и 2 - «Аналитики». Сейчас «Генераторы идей» будут решать задачи, и передавать их в аналитический отдел и только потом будет идти обсуждение. (Учащиеся предупреждаются о том, что один в группе записывает ответы, другие высказывают предположения решения данной задачи, при этом ответы не критикуются даже самые нелепые, что позволяет снять напряжение, быстрее найти правильное решение).
О чём эти задачи? О том, как решают некоторые проблемы самые огромные млекопитающие суши и воды? Кто это? Правильно, это – слоны и киты.
Задача для первой группы «Генераторов идей» (Задачи автора- составителя Хюннина О.Н. из сборника «100 творческих задач по биологии (практика применения ТРИЗ на уроках биологии)»:
У африканских слонов уши намного больше, чем у их родственников индийских слонов почему?
Ответ: Они живут в основном в степях, где нет тени и чаще бывают на жгучем солнце, сталкиваясь постоянно с проблемой перегрева. По сравнению с массой тела, большое животное имеет меньшую площадь поверхности, чем мелкое и перегревается быстрее. У африканских слонов в ходе эволюции произошло увеличение поверхности (площадь ушей достигает -8 кв. м), хорошо снабжённых кровью. Увеличение площади тела обеспечивает быструю отдачу тепла и охлаждение, значит, чем больше уши, тем прохладнее.
Задача для второй группы «Генераторов идей»:
Поверхность тела у слонов чрезвычайно морщиниста, причём у африканских слонов морщин намного больше, чем у индийских. Чем это обусловлено?
Ответ:Американские учёные изготовили из латекса слепки различных участков поверхности кожи слонов, а затем эти модели кожного покрова опрыскивали водой. Оказалось, что такие слепки могут удерживать в 5-10 раз больше воды, чем изготовленные из того же материала гладкие образцы. Кожный покров африканского слона в этом отношении в 1,5 раза эффективнее, чем у индийского.
После ответа показ слайда 3.
Пока группа «Генераторов идей» решает задачи, группа «Аналитиков» зарабатывает себе баллы, выполняя тест-1, заносит ответы в «Оперативный лист» (используя при этом ключ для самопроверки).
На решение задач и тестов всем группам отводится 7 минут.
«Генераторы идей» отдают варианты решения своих задач группе «Аналитиков», а сами выполняют тест-2, проверяют ответы по ключу и заносят их в оперативный лист. «Аналитики» в свою очередь, анализируют ответы на задачи, находят, по их мнению, правильный ответ или предлагают свой вариант ответа. По окончанию работы происходит обсуждение.
Слайд 4 (дополнительная информация)
В 1877 году Дж. Алленом было установлено правило, в котором указывалось на связь между строением тела теплокровных животных и климатом, в котором они живут. «Выступающие части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в тёплом, поэтому они отдают в окружающую среду меньше тепла».
Учитель:Задачи вы умеете решать, а умеете ли вы их составлять? Это нам продемонстрирует один из вас. (Задание даётся одному учащемуся по желанию).
Текст:Говорят, что на ровном месте лошадь может обогнать слона. Но в местности, сильно пересечённой, никакой скакун не угонится за ним. С удивительной лёгкостью этот неуклюжий на вид зверь идёт по равнине, карабкается по горам, пробирается через чащу бесшумно, как кролик. Слоны и по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Их ноги устроены очень хитро. Когда слон опирается на ногу, она набухает, становится толще. А когда он вытаскивает её, освобождённая нога сжимается и легко выходит из топи. Поэтому слон может погрузиться в болото хоть на метр, засасывание страшное для других животных, не мешает ему идти. (И.А.Акимушкин. Куда? и как?)
Задание: составить задачу для учащихся.
Задача. Слоновьи тропы. (Составляет учащийся)
Слоны по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Слон может погрузиться в болото хоть на метр: засасывание страшное для других животных, не мешает ему идти. Почему? (ответ в тексте)
Задача для всего класса.
« Без хобота нет жизни»
Если слон передвигается ночью, то опускает хобот до самой земли, как бы исследуя ее. Но при этом он не плетётся, неуверенно нащупывая почву ногами, а ловко и быстро обходит все препятствия, уверенно минуя их на своём пути. Что ему помогает?
Ответ на задачу «Без хобота нет жизни»
Хобот считают лучшим в мире аппаратом обоняния. Он даёт слону возможность воспринимать запахи на расстоянии до 5 км.
Учитель: Поговорим о водных животных – китах.
Задача «Лентяи» (автор-Хюннинен О.Н.)
Почему гигантские киты питаются мельчайшим планктоном. А весят десятки тонн?
Ответ к задаче «Лентяи»
В сутки синий кит поглощает до 4 тонн планктона, для этого у него есть специальное приспособление – цедильный аппарат (так называемый китовый ус). С его помощью киты отфильтровывают пищу, не затрачивая энергию для поиска и погони за животными, поэтому быстро набирают вес.
Показ фрагмента фильма ВВС «Большие киты» о синих китах, их питании.
Учитель:Разум сделал человека хозяином на планете Земля, к сожалению, хозяином скорее жестоким, чем добрым. Человек способен разрушить исторические памятники, шедевры искусства, созданные им же самим, не задумываясь, загубить жизни сотен тысяч растений, животных и своих собратьев по виду. Правда, человек может восстановить загубленные художественные творения, восстановить разрушенные шедевры архитектуры, но вдохнуть жизнь в сломанный цветок или в убитое живое существо человек не в силах. Но ведь люди не смогут жить на планете, лишённой других живых существ. Поэтому надо учиться беречь сохранять их.
Ведущий: Неподалёку от Нью-Йоркского зоопарка есть необычное кладбище. Скорбными рядами стоят здесь могильные камни, на каждом из которых – название животного, перечёркнутое надписью: « вымер».Это кладбище – символ, напоминающее о том, сколько живых существ люди потеряли по своей собственной вине, можно сказать уничтожили своими руками. За последние 350 лет были уничтожены 63 вида и 55 подвидов млекопитающих, а многие оказались под угрозой исчезновения.
Каждый живой организм на Земле уникален и человек должен об этом помнить!
Вот некоторые виды, подлежащие охране (Слайд 5 –«Их нужно спасти»)
Учитель: Заполните листы «Оперативная сводка», подсчитайте баллы, поставьте оценки за урок; оцените своё сотрудничество учитель – ученик и поставьте себе оценку по 10–ти бальной шкале; ответьте на вопрос, что вы предлагаете для решения проблемы исчезающих видов на Земле?
Здравствуйте, Уважаемая коллега Ирин Борисовна! Впечатления от процесса просмотра вашего урока самые положительные: убедилась, какие у нас творческие, работоспособные учителя.
с уважением Мусаева А.Х.
Комментарий был изменен с момента создания (Aйгуль, пн, 11/10/2010 - 23:10).
Размещено Wed, 13/10/2010 - 17:42 пользователем Ирина Борисовна Войнова.
Здравствуйте, Айгуль Халматовна! Спасибо, что уделили внимание моему уроку, всегда интересно знать мнение коллег, ведь со стороны видится урок по-иному . С уважением И.Б.
На: Урок по биологии "Эти удивительные млекопитающие"
Здравствуйте, уважаемая Ирина Борисовна! Спасибо за Ваш урок! Творческих успехов Вам и вашим ученикам!
На: Урок по биологии "Эти удивительные млекопитающие"
Здравствуйте, Уважаемая коллега Ирин Борисовна! Впечатления от процесса просмотра вашего урока самые положительные: убедилась, какие у нас творческие, работоспособные учителя.
с уважением Мусаева А.Х.
На: Урок по биологии "Эти удивительные млекопитающие"
Здравствуйте, Айгуль Халматовна! Спасибо, что уделили внимание моему уроку, всегда интересно знать мнение коллег, ведь со стороны видится урок по-иному . С уважением И.Б.