Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Фото пользователя Наталья Юрьевна Зайченко
Submitted by Наталья Юрьевна Зайченко on Wed, 13/10/2010 - 23:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зайченко Наталья Юрьевна
Место работы, должность: 
Учитель начальных классов МОУ "СОШ № 22"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
Организация работы проектно-исследовательского характера в начальной школе по экологии; пути решения вопроса;презентационный анализ проделанной работы

 

Проектно-исследовательская работа младших школьников

Примеры полезнее наставлений

Античный афоризм.

Проекты в младших классах – это трудно? Это проблематично, т.к. дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно, хотя  речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша это будет ЕГО проект.

Дети  уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,  постоянно проявляемое желание экспериментировать

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками  рассматривается мной как особое направление внеклассной и школьной работы, тесно связанное с учебной деятельностью по окружающему миру и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Эта работа может иметь локальный и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, а также в процессе основных учебных занятий.

Что же такое ИССЛЕДОВАНИЕ для маленького ребёнка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных малышу. Проект малыша начинается, как правило, с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Чем меньше ребёнок, тем проще исследование.

Мой выбор руководства над проектно-исследовательскими работами  по экологии неслучаен, потому что окружающий мир – это мир, который ребёнок видит каждый день и в котором ему проще ориентироваться. Кроме того, занимаясь по системе с экологической направленностью «Зелёный дом» А. А. Плешакова, я дополняю одну из  концепций его программы – сопричастности к жизни природы и общества и созданию экологической целостности мира. Занимаюсь этой работой 6 лет. Толчком послужили учащиеся  класса, которые проявляли огромный интерес к изучению окружающего мира.

 Направления проектно-исследовательской работы  по экологизации знаний

 

        почва                                                                                 человек                                                                                                 растительность

                                                  животный мир

                             воздух                                                  вода

             

          Правила выбора темы

·        Тема должна быть интересна ребёнку и при этом должна нести в себе положительный заряд. Если она будет навязана ученику, какой бы важной  нам взрослым не казалась, она не принесёт должного эффекта. Я подвожу ребёнка к проблеме так, чтобы он считал её своим выбором. Т. к. дети ещё малы для осознанного выбора тем, я применяю некоторую хитрость. Например, на уроке в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» рассказываю, что пернатые, особенно водоплавающие, смазывают свои перья особым жиром – ланолином, который позволяет им держаться на воде и не тонуть. Дальше задаю вслух вопрос, обращаясь  к себе: «Интересно, а что бы было с птицами, если бы они не смазали свои перья жиром?» Эффект поразительный: дети поднимают руки и пытаются ответить на мой вопрос: «Утонут». Я продолжаю: «Не знаю, не уверена. А как можно доказать это?» Так рождается тема исследования о влиянии на перьевой покров водоплавающих птиц сброса моющих средств в водоёмы. Я лишь чуть подталкиваю детей, навожу их на мысль, а они с энтузиазмом принимаются за дело.

·        Тема должна быть выполнима. Придумывая темы исследований с экологической направленностью, я учитываю возрастные особенности, наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие  исследовательской базы, невозможность найти необходимые данные приводят к поверхностному решению проблемы. Конечно, в моём арсенале тем есть и более трудные, но справиться с ними маленькому ребёнку тяжело или невозможно.

·          Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, потому что способность долго концентрировать внимание, целенаправленно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но учитывая такую особенность детской природы, я стремлюсь к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени, чтобы интерес не угас. Даже если я даю долгосрочные исследования или проекты, то они  делаются небольшими блоками. Например, проект «Влияние насекомых-опылителей на всхожесть семян»» рассчитан на 1 год до следующего прорастания клумбовых растений. Но проводится это исследование всего лишь двумя блоками: 1,5-2 недели первого года и 1,5-2 недели второго года.

·        Тема должна избираться на основании научных фактов, причинно-следственных связей, иначе происходит подмена реальных природных явлений неправильными или несуществующими. Младшие школьники проводят исследования на уже имеющейся научной базе, поэтому к каждому исследованию важно выдвинуть гипотезу, не противоречащую исследуемой закономерности. Например, исследование дыхания листа основан на доказанном научном факте о проникновении воздуха по порам внутрь с обратной стороны листа. Ребёнок должен придумать способ перекрыть движение воздуха по порам. Но сначала учащийся выдвигает гипотезу, что может произойти с листом. Здесь важно и

·        практическое значение выбора темы. После проведения этого исследования его результаты можно перенести на уход за комнатными растениями: их опрыскивание и протирание листьев от пыли.

 

Формы исследований и проектов

*    кратковременные (экспресс-исследования)

*    эмпирические

*    теоретические

*    фантастические

*    долговременные

          Суть экспресс-исследований состоит в том, что дети их проводят оперативно по предложенной мной тематике. Большую часть кратковременных исследований мы проводим на уроках в рамках учебных тем. Например, исследование «загрязнений воздуха от пожаров» можно провести в 4 классе по теме «Леса России». На  экспериментальную часть этого исследования отводится 7-10 мин.

Или исследование «Как очистить воду» отвечает на поставленный вопрос «Можно ли с помощью простой фильтрации очистить воду от бытовых мыльных загрязнений». Это исследование применимо в 4 классе по теме «Моря, озёра и реки России».

Эмпирические исследования дети проводят на собственных экспериментах и наблюдениях. Они более занимательны и доступны, но для учителя сложны в плане подготовки. Ведь ребёнок зачастую их выполняет дома самостоятельно или с помощью родителей. Поэтому здесь должно быть больше контроля со стороны педагога, как идёт процесс, что получается на промежуточных этапах исследования. Например, в 3 классе при изучении темы «Воздух и его охрана» дети сами придумали, как можно исследовать загрязнение воздуха выхлопными газами. Я лишь подсказала правила безопасности при проведении экспериментальной части.

Теоретические исследования провожу с учащимися 3-4 классов, т.к. здесь предполагается работа по изучению или обобщению фактов, содержащихся в разных источниках: то, что можно спросить у других людей, что написано в книгах, интернете, что можно увидеть по телевидению. Так в 3 классе в2003-2004 уч. году родилось групповое исследование «Радиоактивное загрязнение территорий России». Тема этого исследования возникла при рассказе детям об АЭС по теме «Экологическая безопасность». Ребята были «разбиты» на группы, одна из которых выясняла заражение радиацией воздуха, другая –почвы, третья воды. Собранные из кусочков сведения «вылились» в карту зон экологического бедствия, над которой трудились все ребята.  Каково было моё удивление, когда дети добыли сведения о радиоактивном заражении воздуха в Астрахани!

Фантастические  проекты провожу редко, хотя они тоже имеют место. Они ориентированы на разработку несуществующих явлений или не идущих за рамки эксперимента. Так мы проводили эксперимент «Сливочная пластмасса» за месяц до  изучения темы «Прошлое и настоящее глазами эколога», который наглядно показывает связь исторических фактов и нынешнего положения дел по устранению бытового мусора, в частности пластмассы.  Фантастическим он является потому, что в реальной ситуации на осуществление подобного проекта были бы затрачены огромные суммы денег.

Долговременные исследования провожу в рамках внеучебной деятельности. Они длятся от недели до года. Методическая сторона такой работы поделена на этапы

Этапы исследований и проектов

Ø ребёнок (учитель) выделяет или ставит проблему;

Ø предлагает возможные варианты решения;

Ø собирает материал (делает эксперимент, опыт, исследование);

Ø готовит результаты исследования, проекта письменно, в виде, макета, доклада, показа;

Ø защищает проект или исследование

 

На завершающем этапе исследования или проекта я требую оформления результата наглядно  в виде таблицы, рисунка, фотографии, макета. Дальше дети литературно излагают в соответствии со схемой исследования ход и результаты и представляют его, заранее обучив их способам оформления результатов. В ходе исследования или  проекта учащиеся ведут «Дневник исследователя»

 

 

Прикрепленный файлSize
Презентация З.Н.Ю..ppt3.9 MB