Муниципальное учреждение «Учебный информационно-методический центр г.Вольска Саратовской области»
Сборник материалов
муниципального конкурса эссе
для помощников Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса
г.Вольск
2010г.
Муниципальный заочный конкурс эссе
для помощников Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса
проводился управлением образования администрации Вольского муниципального района, МУО «Учебный информационно-методический центр»
В конкурсе приняли участие помощники Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса образовательных учреждений Вольского муниципального района по возрастным группам:
10-11классы; 8-9 классы; 6-7 классы.
Конкурс был нацелен на поддержку творческого потенциала учащихся общеобразовательных учреждений Вольского муниципального района, формирование положительного имиджа института Уполномоченных в ученической среде.
В сборнике представлены авторские работы по следующим темам:
- «Я - помощник Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, а это значит…»
- «Почему я стал помощником Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса?»
- «Работа помощником Уполномоченного по ЗПУОП – социальная практика для будущего…»
МОУ «Основная общеобразовательная
школа села Калмантай
Вольского района
Саратовской области»
ученица 6 класса
Назарова София
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Право — это не то, что кто-то дает вам;
право — это то, чего никто не может у вас отнять.
Рамзи Кларк
О правах человека сегодня говорят много и многие, но добиваться исполнения своих прав в жизни бывает очень нелегко даже взрослому, что уж говорить о нас, детях.
Я второй год являюсь помощником Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в своем классе.
Я думаю, что он необходим не только для защиты прав ученика, но и для получения правовых знаний в школе.
Маленький ребенок влюблен в этот мир. Он приходит в него чистым и непорочным, беззащитным перед опасностями, угрозами и насилием этого мира.
Уполномоченным в нашей школе является мой классный руководитель Яндутова Людмила Анатольевна. Её помощники есть в каждом классе. Мы вместе с ней стараемся создать такие условия, в которых ученики смогли бы прийти к мысли, что закон – это не цель, а средство для облегчения жизни, так как строить новую Россию могут только те, кто понимает, что права человека священны, что за них нужно бороться. Но в жизни часто эти права нарушаются, а методы их защиты несовершенны.
Особенно это касается нарушения прав ребенка. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребенок хочет еще поиграть, она его шлепает – и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Не случайно проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании, воспитании стала сегодня общечеловеческой.
Мы, помощники Уполномоченного, учимся сами и обучаем других на классных часах, беседах, проводим лектории в младших классах в виде сказочных истории, старшеклассники у нас. Постепенно мои одноклассники стали понимать, что права неразрывно связаны с обязанностями, а конфликтные ситуации можно решать с помощью диалога, используя правовые знания и умение общаться. Ребята учатся лучше разбираться в людях, правовых ситуациях, перестают быть равнодушными к тому, что происходит вокруг них, а главное – они начинают уважать себя, как личность, видеть личность в других и принимать ее такой, какая она есть. Мне нравится быть помощником Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа
№ 10 г.Вольска Саратовской области»
ученица 9 класса Тихонова Ирина
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Я нередко обращалась к школьному Уполномоченному по защите прав образовательного процесса Туртаевой Снежане Викторовне по тому или иному вопросу. Она всегда давала мне дельные советы. Но когда меня выбрали помощником Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, я задумалась: «А что это за должность такая?» Хорошо, что сейчас в каждой школе есть доступ к интернету. Там я нашла много полезной информации и задумалась: а справлюсь ли я с должностью помощника Уполномоченного по правам участников образовательного процесса?
Я узнала, что должность Уполномоченного по правам человека, была учреждена Конституцией Российской Федерации в 1993 году (предусмотрена пунктом «д» части 1 статьи 103). Она была призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Из энциклопедического словаря я узнала, что "лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц", называют Омбудсменом. Непривычным для российского слуха словом «омбудсмен» на Западе называют людей, защищающих права человека. В переводе со шведского – это уполномоченный по правам человека.
Также, Снежана Викторовна рассказала, что Уполномоченный по правам участников образовательного процесса в школе - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы (Управляющим советом), наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса и что приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Я – помощник Уполномоченного, а это значит, что в своей работе я обязана руководствоваться законами и правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом об Образовании РФ, Семейным кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни. Мне, конечно же, пришлось в некоторой мере ознакомиться с этими документами.
Для себя я даже сделала памятку, которой постараюсь пользоваться всегда.
В течение двух недель я помогала Снежане Викторовне улаживать конфликты между учащимися, старалась адекватно реагировать на их не всегда корректное поведение. Сначала одноклассники не воспринимали меня всерьёз, но вскоре даже самые «отпетые» прислушивались к моему мнению. Какая же это трудная, но важная работа! Мне в некоторой степени проще было общаться с ровесниками, ведь мне они рассказывали то, что не всегда могли рассказать уполномоченному. Я способствую совершенствованию правил школьной жизни, правовому просвещению всех участников образовательного пространства, улаживаю возникшие конфликты, анализирую загруженность учащихся при выполнении домашнего задания, даю советы и помогаю тем, кому это необходимо: и ученикам, и их родителям, и преподавателям. Мы провели классные часы: «Ребёнок имеет право», «Что необходимо делать в той или иной ситуации», круглые столы с родителями, и вы знаете, на мой взгляд, во многих семьях улучшились взаимоотношения детей и родителей, родители меньше стали жаловаться на учителей.
Так нужна ли такая должность в школе? Да, да, да, и ещё раз да! Я убеждена, что Уполномоченный по правам в школе и его помощники должны пользоваться доверием, потому что это даёт детям чувство правовой защищенности – есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами; это даёт детям понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать, понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.
А родителям? Родителям – спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят, уменьшается. При конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться и разрешить конфликт мирным путем. Ну а школе? Школе в целом: изменение самой атмосферы. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.
Помощник Уполномоченного - это здорово и, самое главное, очень важно!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16
им. Героя Советского Союза К.А. Рябова
г. Вольска Саратовской области»
ученик 11 класса Сухарев Никита
«Почему я стал помощником Уполномоченного по защите
прав участников образовательного процесса?»
Я, Сухарев Никита, учусь в 11 –м классе средней школы № 16 г. Вольска. Являюсь членом совета актива помощников уполномоченного школы по защите прав участников образовательного процесса вот уже третий год.
Когда мне предложили принять участие в работе актива уполномоченного школы, я сначала сомневался: надо ли мне это, так как не представлял, в чём будет заключаться данная работа. Но любопытство взяло вверх: как, же можно защищать свои права, будучи школьником?
Пришёл на первое заседание актива уполномоченного школы, послушал о проблемах, которые возникают у ребят: в чём отличие прав и обязанностей; взаимоотношения между сверстниками. Любопытство перешло в заинтересованность, таким образом, я стал регулярно принимать участие в работе этого школьного сообщества. Меня, как и других членов актива, в школе стали называть помощником уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
Спустя полтора года, я уже понял, что данный вид деятельности мне нравится, непосредственное общение со сверстниками помогло приобрести новых друзей, научило быть коммуникабельным, терпимым к недостаткам окружающих, внимательным к взрослым. А самое главное, что мой авторитет среди учеников и учителей заметно вырос.
В мои обязанности входит координация работы актива помощников уполномоченного. Мы работаем по нескольким направлениям: обработка анкет социологического опроса «Меня беспокоит», профилактика, информирование и при необходимости – разбор конфликтных ситуаций. Наша помощь в профилактике и информировании заключается в том, что мы проводим совместные правовые занятия, короткие информационные беседы, выпускаем правовые бюллетени. Эта помощь может быть и не заметна, но если ученики нашей школы станут задумываться о своих поступках, будут ответственней относиться к законам и правам других людей, то тогда мы работаем не зря.
Самый удобный способ информирования участников образовательного процесса – это родительские собрания. Галина Валерьевна выступает на них сама, а в новом учебном году планирует приглашать и нас - помощников. Мы сможем вместе говорить о роли уполномоченного, представлять свою работу.
Я благодарен судьбе, что мне выпала честь побывать на VIII областном слёте уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в учреждениях общего образования и их помощников из числа учащихся. Он проходил в 2009 году на базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. На слёт собрались уполномоченные и их помощники с разных районов.
Жаркова Галина Валерьевна – уполномоченный нашей школы, стала лучшим «школьным уполномоченным». Вместе с ученицей 11-а класса Красновой Викторией мы признаны лучшими помощниками уполномоченного. На слёте я познакомился с Уполномоченным по правам человека в Саратовской области Ниной Фёдоровной Лукашовой. Она пожала мне руку, когда вручала грамоту. Этот момент останется в моей жизни навсегда.
Понял, что дело, которому мы посвящаем своё свободное время, нужное и важное. Стал более уверен в своих силах и не хочу останавливаться на достигнутых результатах.
Постоянное общение со сверстниками в активе помощников уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса поможет мне научиться разбираться в людях, принимать правильные решения, быть достойным гражданином.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16
им. Героя Советского Союза К.А. Рябова
г. Вольска Саратовской области»
ученик 9 «Б» класса Юрлов Павел
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Я, Юрлов Павел, учусь в 9 –б классе средней школы № 16 г. Вольска. Являюсь членом совета актива уполномоченного школы по защите прав участников образовательного процесса вот уже второй год.
В школе меня называют: член актива уполномоченного, помощник уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Мне больше нравится второй вариант, ведь я – помощник уполномоченного, а это значит большая ответственность.
Мои родители приняли меня в новом качестве, поддержали, стали помогать в работе.
Жаркова Галина Валерьевна, наш школьный уполномоченный, очень ответственный, активный, добрый и мудрый человек. Она организует всю нашу работу. В активе уполномоченного нас пять человек. В этом году влились новые члены: два ученика 6-а класса. Моя задача – познакомить их с принципами, которых мы придерживаемся, ввести в курс нашей деятельности. Мне помогает Сухарев Никита, он уже третий год входит в актив уполномоченного школы, а в прошлом учебном году вместе с Галиной Валерьевной был участником VIIIобластного слёта уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в учреждениях общего образования и их помощников из числа учащихся. Уполномоченный нашей школы стала лучшим «школьным уполномоченным» в 2009 году, а Никита - лучшим помощником уполномоченного. Об этом он не мог даже мечтать. Оказалось, что всё невозможное может стать реальным.
Раньше мне было трудно соответствовать выбранному статусу, иногда очень хотелось пошалить, но было нельзя. Появилась необходимость соблюдать «правила школьной жизни» - внутренний закон школы, где написано то, чего не пропишешь в более официальном документе - уставе: как вести себя в столовой, что необходимо иметь на уроке, как нужно одеваться идя в школу. Теперь стараюсь придерживаться определенных рекомендаций по внешнему виду – деловому стилю одежды. На меня, как и на остальных помощников уполномоченного, «равняются» другие ученики школы.
Я постепенно менялся, изменилась и моя жизненная позиция. Мои одноклассники стали обращаться ко мне со своими проблемами, больше доверять (в настоящее время я отвечаю за выемку писем из «Школьной почты доверия»). Правда, пишут мало, в основном ребята предпочитают общаться устно, подходят на переменах.
С помощью Галины Валерьевны и ребят я помогаю ученикам школы разобраться в себе, осознать свои права и обязанности. Развить нравственные личностные качества такие, как анализировать и делать выводы, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей. С гордостью могу сказать, что я – помощник уполномоченного и эта общественная деятельность мне нравится.
МОУ «Гимназия г. Вольска
Саратовской области»
ученица 10 класса
Шайфутдинова Марьям
«Право и долг подобны пальмам, которые не
приносят плодов, если не растут одна рядом с другой»
Ф.Ламенне
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Я - помощник Уполномоченного, а это значит, что я должна защищать права и законные интересы детей в нашей гимназии. Проблема защиты прав ребенка для Росси всегда была болезненной. Нарушения прав детей были обычным явлением всего 100 лет назад. Ребенка не считали личностью, и не задумывались о том, что у него, также как у взрослых, есть права. Только в 1990 году наше государство подписало Конвенцию о защите прав ребенка, хотя этот документ был одобрен ООН еще в 1989 году.
Дети являются самым ценным капиталом любого общества. Связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого государства. Это – непременное условие стабильности нашего мира и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. Но ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, в лицо многим детям смотрят голод, болезни, отсутствие внимания со стороны родителей, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликты. Я рада, что наше государство несет ответственность за соблюдение прав маленького человека, ведь каждому ребенку хочется ощутить частичку счастья, получать любовь от своих родных и жить в благоприятных условиях. И, с момента рождения, каждый ребенок находится под охраной государства. Ведь его права установлены и гарантированы: Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.98г.)
По моему мнению, я несу личную ответственность за то, как живут, учатся, чувствуют себя в стенах нашей Гимназии ребята. Ведь мы сами создаем свою жизнь. И я считаю, что взрослые, учителя должны лучше относиться к окружающим и особенно к детям. Хочу привести высказывание великого писателя: «Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон-это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого». В.Гюго. Я думаю - это справедливо, так как сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.
Я – помощник Уполномоченного хочу, чтобы права ребят соблюдались. И должна делать для этого все возможное.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Терса
Вольского района Саратовской области»
ученица 9 класса Ставниченко Екатерина
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Известно, что права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения. В этом нам помогает наш школьный Уполномоченный – Стребкова И.А., которая содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и области, совершенствованию правил школьной жизни, правовому просвещению участников образовательного процесса. Но одной ему не справится без помощников. А главными помощниками должны быть сами дети. Я, ученица 9 класса Ставниченко Екатерина - помощник Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в нашей школе, а это значит, что, во – первых, я участвую в разрешении конфликтов, и главным для меня является помощь в их разрешении, т.е. результат– восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного события. Во-вторых, такая работа помогает мне более конструктивно смотреть на жизнь и облегчать собственный поиск выходов в той или иной жизненной ситуации. Я могу через коммуникационные процедуры иметь возможность более детально разбираться в происходящих на их глазах событиях, анализировать причины и мотивы, которые стали основанием для того или иного поступка. В-третьих, это возможность приобретения опыта публичного обмена мнениями и впечатлениями, ведения дискуссии и выработки других, существенных в современной жизни навыков. Наличие такого опыта, можно назвать важнейшим уроком публичной демократии. Кроме того, само присутствие подобных институтов, осуществляющих непрерывную деятельность в ОУ, способно становиться фактором оздоровления обстановки в целом. Я чувствую себя включенной в вопросы внутренней жизни школы, в процессы управления ОУ и в активную деятельность во внешнем, ближайшем социуме, и это позволяет мне к моменту окончания школы приобрести ценный для дальнейшей жизни опыт – по позитивному разрешению конфликтов.
И, самое, на мой взгляд, главное – данная деятельность не только сохраняет у меня яркие и радостные воспоминания о школе, но и выстраивает мостик от детства к взрослой и ответственной жизни, способствует гармонии между моим внутренним и окружающим его социальным миром.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Сенной
Вольского района Саратовской области»
ученица 11 класса Телюк Ирина
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
В школе есть много ситуаций, которые не относятся к учебному процессу. Именно поэтому в школе есть такие профессии, как старшая вожатая, которая отвечает за проведение всех школьных праздников и внеклассных мероприятий. В организации мероприятий вожатой помогают школьники и учителя, так как, например, в школьном спектакле для младших классов один человек не сможет исполнить все роли.
Но в школьной жизни не всегда бывает всё хорошо. Иногда между участниками образовательного процесса бывают конфликты. Именно для этого существует такая профессия, как уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса. Эта должность очень нужна школе, чтобы сглаживать конфликты между учениками и учителями, учителями и родителями и не доводить их до более серьёзного уровня с более серьёзными последствиями. Но одному человеку вряд ли удастся устранить все конфликты самостоятельно. Именно для этого у нас в школе существует комитет по защите прав участников образовательного процесса, который организовал сам уполномоченный. Помощниками являются ученики. Чаще всего они разговаривают и помогают ученикам, так как школьники не всегда могут поделиться истинной причиной конфликта с взрослым человеком. Так же помощники уполномоченного рассказывают более младшим детям об их правах и обязанностях.
Однажды я сама участвовала в разрешении конфликта между двумя моими одноклассницами. Они поссорились на почве того, что одна из них считала себя самой умной и красивой, а вторая не была с этим согласна. Я поговорила с обеими девушками. Та девушка, которая была зачинщицей конфликта, не смогла ответить на простой вопрос: Почему она так считает? И после этого ссора исчерпала себя. Эти две девушки больше не общались, но и не конфликтовали.
Именно поэтому я считаю, что должность уполномоченного очень важна для школы, так как конфликты – это неотъемлемая часть школьной жизни и если эти конфликты не устранять, то в школе начнётся хаос. Как председатель комитета, я бы хотела, чтобы комитет продолжал своё существование и после того как я уйду из школы. Работа в комитете помогла мне научиться сглаживать конфликты и не попадать в них.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Сенной
Вольского района Саратовской области»
ученица 11 класса Морева Надежда
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Умение мирно решать сложные ситуации стало особенно важно в XX веке, когда у человека появилось такое грозное оружие как ядерные бомбы. Сейчас такое умение стало необходимым, даже обычной жизни.
Наша школьная жизнь полна таких ситуаций, когда ребята нуждаются в помощи человека, который посоветовал бы, как поступить, например: при конфликте с одноклассниками или учителем. Для этого во многих школах, в том числе и нашей, существует такая должность, как уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса.
Мы с ребятами из нашей школы уже несколько лет посещаем «Кружок Юный правовед» и там знакомимся с законами РФ. Преподаватель нашего кружка является уполномоченным, и мы помогаем ему устраивать мероприятия. Которые знакомят учащихся с их правами и обязанностями. Одним из последних таких мероприятий стал урок « Правил дорожного движения» для учеников 2 – 3 класса. Мы разыграли для них поучительную сценку, в которой Буратино, не зная правил дорожного движения, гулял по городу. Ребятишки во время сценки помогали герою преодолевать трудный и опасный путь по городу. Нам – участникам очень понравились наши активные маленькие зрители, которые искренне хотели помочь деревянному мальчику.
Наша помощь в знакомстве учащихся с правилами, может быть не заметна, но если мальчишки и девчонки станут задумываться о своих поступках и ответственней относиться к правилам, и не станут играть на оживленной трассе – это будет наша маленькая победа.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с. Н. Чернавка Вольского района
Саратовской области»
Учащийся 11 класса Тарарин Дмитрий
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Проблема прав ребенка, заботы о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала глобальной.
Часто мы видим по телевидению, узнаем из газет о жестоком отношении взрослых к детям и детей друг к другу. В связи с этим в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка. Но не каждый ребенок и взрослый знает, что существует такой документ, а значит, не знает своих прав и обязанностей, поэтому детям трудно защитить себя.
Совсем недавно в школах Саратовской области впервые в Российской Федерации появился институт уполномоченных по правам ребенка. Их задача – воспитание, уважение к правам человека, а также учить детей и подростков умению отстаивать свои права. Помощник уполномоченного является его «правой рукой». Он помогает рассматривать жалобы и проблемы взаимоотношений, обратившихся к ним ребят. Не каждый человек может стать уполномоченным. Для этого он должен обладать человечностью, чувством справедливости, деликатностью, а главное, знающим правоведом.
Четыре года назад в нашей школе появился Уполномоченный по правам ребенка. Это Кузьмина Марианна Григорьевна – учитель истории и обществознания. Как и у всех уполномоченных, у нее есть помощники среди учеников старших классов. Я вместе с уполномоченным разбираюсь в конфликтных ситуациях, налаживаю отношения среди ребят, готовлю политинформацию по правовым вопросам. Также у нас в школе проводятся круглые столы, игры, олимпиады по правовому воспитанию.
Нравственные привычки укрепляются только в деятельности, а значит, и мы, помощники уполномоченного, вырастем грамотными гражданами новой демократической России.
МОУ«Основная общеобразовательная школа с.Куликовка
Вольского района Саратовской области»
ученик 7 класса Лепаев Андрей
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
О правах человека сегодня говорят много и многие, но добиваться исполнения своих прав в жизни бывает очень нелегко, особенно детям.
Уже 8 лет в Саратовской области введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
Я, в свои 13 лет, хотел бы быть помощником Уполномоченного. Меня бы, как и других ребят выбрали на эту должность общешкольным собранием учащихся, учителей, родителей.
Конечно я не обладаю еще правовыми знаниями, но мне помогал бы Уполномоченный.
Делать первые шаги всегда трудно, но я очень старался бы побороть свою юридическую безграмотность. И я бы помогал своим сверстникам и просвещал их.
Я думаю начало будет трудным. Меня никто не будет слушать, но узнав от меня о своих правах и свободах, ребята потянуться ко мне. Получат интересующую их информацию и эту информацию донесут до родителей.
И поэтому правовая пропаганда будет проводиться еще активнее.
Потом и у меня будут помощники. Среди них я буду проводить викторины, конкурсы, анкеты обучать их, а для младших ребят информация будет оформлена в виде сказочных историй.
Постепенно ребята поймут, что конфликтные ситуации можно решать не с помощью кулаков и обзывания, а с помощью делового диалога.
Ребята научаться разбираться в людях, будут понимать жизнь, перестанут быть равнодушными к тому, что происходит вокруг них. Будут с уважением относиться к окружающим, будут помогать восстанавливать справедливость, ощущать защиту своего человеческого достоинства.
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 19
г.Вольска Саратовской области»
учащийся 9 класса Коновалов Андрей
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью? В школе мы обращаемся к уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса. А я его помощник. Быть помощником уполномоченного по правам человека в школе ответственно и почетно!
Человеческое достоинство, его признание и уважение должно определять взаимоотношения между людьми. Его нельзя потерять или лишиться вследствие какого-либо проступка, оно есть у любого человека от рождения до смерти. Оно не зависит от религии, философии, мировоззрения, оно едино для всех и определяет права человека. В нашей школе учатся ребята разных национальностей. Нас разъединяют языки, культура, национальность, цвет кожи, возраст, интересы, способности и привычки. Но нас объединяет неизмеримо большее: мы – учащиеся одной школы, жители одного города, одной страны, И чтобы жить на планете Земля, в своей стране, семье необходимо научиться понимать и принимать друг друга такими, какие мы есть. Знание прав помогает мне и каждому из нас активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к собственной жизни и жизни других людей.
Мы имеем право жить, высказывать свое мнение, свободно выбирать путь и верить в счастливое будущее своей страны. Многие из моих сверстников уже сегодня реализуют свои права, и я, по возможности, всегда стараюсь придти к ним на помощь. Ведь правовая культура - шаг к цивилизованному обществу.
МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области»
Ученица 10 класса Медведева Алла
Почему я стал помощником по защите прав участников образовательного процесса
Быть человеком - это и значит чувствовать,
что ты за всё в ответе.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Я – помощник Уполномоченного по защите прав детей. Поэтому теперь я должна не только знать эти права, но и следить за их соблюдением. Дети – это самая незащищённая и зависимая группа людей. И хотя порой мы осуждаем их за безнравственность и дурные поступки, должны понимать, что во многом старшие виноваты сами.
Когда рождается ребёнок – он напоминает чистый лист. Создаёт человека природа, но развивает и образует общество. Вся его судьба зависит от его ближайшего окружения, т.е. его семьи. И есть сотни фактов в подтверждении этому: если с детства ребёнка будут окружать волки, то и повадки его будут волчьи; если родители злоупотребляют алкоголем, дебоширят, то и из ребёнка ничего путного не выйдет.
Так что же делать невинным детям? Как же уберечь детей от беды? Конечно, существуют органы власти - социальные службы, но не надо забывать, что у ребёнка есть «второй дом» - школа. Школа – это не только место, где дают знания, это настоящая «школа жизни», здесь мы впервые знакомимся, общаемся, влюбляемся. В школе мы воспринимаем нормы поведения в обществе. К сожалению, есть и обратная сторона медали – школа это объединение детей разного возраста, разных национальностей, ребят с разными взглядами на жизнь. Вот тут и происходят столкновения интересов, возникают конфликты.… И если взрослый человек способен урегулировать их мирным путём, то ребёнок часто прикладывает силу, сможет унижать, оскорблять – а это уже нарушение прав другого человека. В любом случае учитель обязан взять ситуацию под контроль. А я, как помощник Уполномоченного, могу помочь, ведь часто мнение ровесника в каждом возрасте значит больше, чем слово взрослого. Главное, я думаю, вовремя вмешаться. И если сейчас человек молча пройдёт мимо ребёнка, поднявшего руку на другого, унижающего достоинство слабого, то стоит ему задуматься: если на него не обратить внимания, то кем станет этот подросток..личность..
Воспитывать нужно с рождения. Только тогда у нас может появиться образованное интеллигентное общество, а не толпа людей, преследующая только собственные интересы.
Я думаю, что за всё, что происходит в мире, отвечает человек. Лишь от нас зависит наше будущее. Поэтому, я считаю своим долгом, как помощник Уполномоченного по защите прав ребёнка, поставить нас на путь истинный, ведь когда вокруг нравственно здоровые люди, они создают здоровое общество!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г. Вольска Саратовской области»
ученица 11 класса Ямщикова Марина
Работа помощником Уполномоченного по ЗПУОП – социальная практика
для будущего адвоката.
В этом учебном году я заканчиваю школу. Стоя на пороге взрослой жизни, задумываешься о выборе будущей профессии. Я хочу стать адвокатом, помогать людям в разрешении их жизненных проблем. Мой выбор не случаен, сейчас я являюсь помощником Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса нашей школы, которым является Палутина Татьяна Борисовна. Вместе с ней, наш актив в составе 10 человек, помогает в разрешении конфликтных ситуаций учащихся и младших и старших классов.
К примеру, ученик 7 класса М. обратился к нам за помощью – одноклассники насмехались над ним, оскорбляли его - в классе он чувствовал себя изгоем. Мальчик подавлен, унижен, ему не комфортно в коллективе сверстников. Мы в течение недели отслеживали ситуацию в классе, в субботу организовали и провели тренинг для ребят «Если друг оказался вдруг…». В дальнейшем, нами намечен еще ряд занятий по сплочению коллектива занимательного и интеллектуального характера: «Протяни руку помощи», «Я среди друзей».
Другая ситуация. Ученица 9 класса А. пожаловалась нам на непонимание в семье. У нее не складываются отношения с матерью. Мать деспотична, часто кричит, по малейшему поводу скандал. У девочки возникло желание уйти из дома. Мы пригласили маму в школу, состоялся непростой разговор. Женщина отстаивала свою правоту. Мы в корректной форме пытались убедить маму, что ее дочери 15 лет, и она имеет право на свое мнение. Также мы посоветовали найти общие интересы с дочерью (сходить на прогулку, заняться домашними делами, обсудить новый фильм, больше времени уделять дочери). Спустя 10 дней, девочка сообщила нам, что отношения с мамой стали налаживаться.
Быть помощником Уполномоченного – это значит быть активным, добрым, неравнодушным к чужой беде. В мои обязанности входит:
- поиск нужной информации в Интернете;
- совместные обсуждения той или иной формы мероприятия;
- помощь в обработке результатов диагностики и т.д..
В ближайшее время нами намечено актирование неблагополучных семей, вместе мы посетим семьи, где ребята растут без присмотра, испытывают давление, не получают должной заботы и любви. Работать с такими семьями сложно. Часто сталкиваешься с непониманием, негативом («Мол сами знаем, чего учите!»). Нередко приходится обращаться за помощью к социальному педагогу и психологу. Если беседы и уговоры не помогают, то такие семьи ставятся на учет, как социально-опасные, неблагополучные. Детей из этих семей мы берем под свою опеку, стараясь максимально вовлечь их в различные школьные дела.
В то время, как многие мои одноклассники тратят время у экранов телевизоров и компьютеров, я стремлюсь помочь нуждающимся детям – добрым словом, советом. Я, считаю, что помощник Уполномоченного – это звучит гордо! Я прохожу хорошую социальную практику для вступления во взрослую жизнь, где будет немало проблем и забот.
Оглянитесь, вокруг столько несправедливости. Быть может именно нам под силу помочь тем, кто оказался в беде, и начать свою работу уже сегодня.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г. Вольска Саратовской области»
ученица 7 «А» класса Колесникова Яна
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
В нашей школе учится 558 учащихся. Это маленькие и большие, брюнеты и блондины, весёлые и озорные и все они дети. Для них наша школа – это большой общий дом, где они проводят немало времени: учатся, дружат и ссорятся, занимаются в кружках и секциях, участвуют в конкурсах и состязаниях.
Кроме того дети - это несовершеннолетние граждане нашего государства, которых нужно защищать и поддерживать. С этой целью в нашей школе была введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Им является учитель истории и обществознания Палутина Татьяна Борисовна.
Быть помощником Уполномоченного – это почетно! Вместе - мы общая команда. Наша задача – обеспечить защиту детей в школе, помочь им советом и реальными делами. Разные проблемы возникают у ребят:
− некомфортно в классе
− сложные взаимоотношения с учителями
− непонимание в семье
− конфликты со сверстниками
Вместе с Татьяной Борисовной и активом (10 человек) мы, исходя из проблем детей, наметили ряд мероприятий:
− круглый стол «С чего начинается дружба»
− беседа на тему: «Понять, простить, помочь»
− интерактивная игра «Психологический климат в семье»
− акция «Солнце человечности».
К примеру, для проведения акции «Солнце человечности» оформляется в рекреации школы большой стенд. На нем яркое желтое солнце со множеством лучей. Ребятам школы раздаются цветные стикеры, на которых они пишут имена друзей, учителей, родных, словом тех кто помог им в трудную минуту, отнесся к ним по-человечески. А затем прикрепляют стикеры на солнце. Также дети оставляют свои пожелания школе, друзьям. Такая форма занятия помогает лучше и ближе узнать тех, кто находится рядом, сказать им спасибо. Организация и проведение такого мероприятия – это коллективное, творческое дело.
Я помогаю Уполномоченному оформлять стенды, подбирать нужную информацию. Также вхожу в состав агитбригады. Мы с ребятами выступаем перед учащимися младших классов. Рассказываем о правилах дорожного движения, безопасном поведении в школе, об их правах и обязанностях. Наши рассказы, как правило, проходят в стихотворной, сказочной форме в сопровождении презентаций. Дети внимательно нас слушают, задают вопросы. Такие занятия вызывают у них интерес.
Кроме того, я вместе с членами актива, помогаю Татьяне Борисовне разбирать почту доверия. Чаще всего в записках содержатся жалобы на строгих учителей, на хулиганов – одноклассников, реже – на непонимание родителей. Мы стараемся помочь таким ребятам. Хлопотно, подчас трудно, ответственно. Однако, понимаешь, что участвуешь в общем деле по защите прав человека, в данном случае учащихся нашей школы. От этого испытываешь чувство гордости. В будущем я хотела бы стать юристом, и помогать людям защищать свои права.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11
г. Вольска Саратовской области»
ученица 11 класса Убакаева Марина
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
«Ничто так плохо не знаем, как то,
что каждый должен знать: закон»
О.Бальзак
Что же означает само слово «уполномоченный»? Разные словари толкуют это слово так: как сущ. M. commissioner (представитель); уполномачивать, уполномочить, гл. – от кого-то действовать, от чьего-то имени to authorize smb to ak (for). Дословно оно обозначает «представитель, действующий от чьего-то имени». Я являюсь помощником уполномоченного, значит, помогаю ему решать чьи-то проблемы от имени закона и справедливости.
К сожалению, надо признать, мы плохо знаем законы и свои права. В школе мы, наверное, впервые сталкиваемся с этими проблемами. Очень часто взрослые считают, если человек маленький, то и прав у него нет. «Права он ещё свои качает!» - порой мы слышим такие слова от взрослых. Взрослые тоже бывают неправы! А что могу сделать я? Наверное, пока не много, но быть проводящей ниточкой между учеником и Уполномоченным я вполне могу!
Помощник Уполномоченного по правам помогает учащимся и родителям разобраться в различных ситуациях, например: конфликт между учителем и учеником, также между учениками. В нашей школе мы работаем в тесной связи с Уполномоченным по правам участников образовательного процесса. Свою работу мы строим в нескольких направлениях: профилактическое, информационное направление, работа с конкретными ситуациями. Профилактика и информация включает в себя проведение совместных правовых классных часов, выпуск правовых бюллетеней. Работа с ситуациями может быть разной. Моя помощь заключается в индивидуальной работе с учащимися. Порой стоит просто по душам поговорить с учеником, чтобы он осознал свою ошибку или нашёл выход из сложной ситуации.
Очень часто приходится слышать от учеников «Имею право», но, к сожалению, не всегда правильно они понимают смысл этих слов. И наша задача – правильно и грамотно преподнести смысл этого выражения.
А закончить я хочу словами великого русского педагога В.А.Сухомлинского, которые подводят итог всему сказанному: «В школе должна царствовать атмосфера ярких, нравственных сильных поступков, убеждающих в том, что справедливые, благородные, моральные истины и нормы ТОРЖЕСТВУЮТ!»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11
г. Вольска Саратовской области»
ученица 9 «Б» класса Нуштаева Альбина
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
«Для меня не важно, на чьей стороне сила;
важно то, на чьей стороне право».
В.Гюго
В моём сочинении я хочу высказать свою точку зрение на эту тему. Я Нуштаева Альбина, мне 15 лет. В этой школе я учусь второй год и знаю: в нашей школе есть Уполномоченный по правам детей. Это Екатерина Анатольевна, она оказывает помощь ученикам, которые попадают в разные неприятности: драки, скандалы, ссоры. Она приходит к нам на классные часы и проводит с нами интересные занятия, со многими она проводит беседы «с глазу на глаз». Я хочу стать помощником уполномоченного. В нашей школе многие ребята не знают своих прав и обязанностей, поэтому нуждаются в данной информации.
С моей точки зрения, так как я хочу стать помощником в этой сфере деятельности, я предлагаю организовать урок на тему «Я, мои права и обязанности». Затем предложить ребятам тесты и анкеты для того, чтобы узнать, на сколько хорошо они знают свои права и обязанности. Потом можно запланировать проведение классных часов, круглых столов на интересующие темы для детей.
Я знаю, как много неприятностей бывает у тех, кто нарушает закон. Я давно интересуюсь правовой темой и много читаю литературы в данном направлении, так как после окончания средней школы я мечтаю поступить в юридический ВУЗ. Думаю, помогая Уполномоченному в школе, я могу получить первый опыт правовой работы.
В нашей школе учатся много детей из приюта «Волжанка». Эти дети особо нуждаются в защите и правовой помощи, так как многие лишены родительской заботы. Воспитатели приюта и учителя школы заменяют им родителей, но к 18 годам они должны знать свои права и уметь их защищать самостоятельно. Это главная наша задача!
Отдельно хочется сказать о группе учеников, которые нарушают правила для учащихся и не желают подчиняться ни каким правилам. Ничего хорошего из этого, как правило, не получается. Чем раньше они узнают, что влечёт за собой эти нарушения, тем скорей они сделают нужные выводы. Ведь не только жёсткие меры помогут им, скорее знание законов и правил помогут им не попасть в сложные ситуации. А ещё очень важно, чтобы рядом был человек, которому доверяешь и, кто всегда подставит тебе своё надёжное плечо!
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»
ученица 8 «Б» Абросимова Анастасия
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Исходя из документов: Конвенция о правах ребёнка, Конституция России, права ребёнка защищены. Но почему введена должность Уполномоченного по защите прав ребёнка? Следуя логике, ребёнок имеет право на семью, заботу, образование, занятие творческой деятельностью и т.д. Так кто же нарушает права детей и от кого его нужно защищать?? Я ученица восьмого класса. У меня ещё недостаточно жизненного опыта и когда нам дали тему для эссе, меня это очень заинтересовало. Возможно, я впервые серьёзно задумалась над этим вопросом. Давайте поразмышляем…. Я помощник Уполномоченного, чем и в чём я могу ему помочь? То, что эта тема актуальна я понимаю. Я ученица и многие школьные проблемы я вижу изнутри, даже те, которые могут не знать учителя. Кроме того я общаюсь со сверстниками из других школ. Эти проблемы есть в каждой школе в меньшей или большей степени. Приведу несколько примеров, которые мне известны. Конституция статья тридцать восьмая пункт второй, в ней написано, что забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей. Но всегда ли эту обязанность выполняют родители? В нашем классе училась девочка, которую воспитывала мама. Мама вела не здоровый образ жизни. Девочка неоднократно ночевала у одноклассницы, с которой дружила. Мы в классе старались её привлечь ко всем делам (походы, классные праздники, поездки…). И она охотно это делала. В конечном итоге маму лишили родительских прав, девочку взяли под опеку родственники и она уехала в другой город. Таких примеров можно привести множество. Телевидение, газеты, журналы рассказывают об этом. Меня поражает, как можно в наше мирное время лишить ребёнка родительской заботы? А ведь таких детей много, они часто в школе учатся слабо, прогуливают, грубят, дерутся.… Как поступить в этой ситуации? Я как помощник Уполномоченного, обратила бы внимание на такого ребёнка, а может и подружилась бы. Таких ребят нужно максимально нагружать общественной работой, чтобы они чувствовали себя нужными в своём коллективе и не были изгоями. Ещё одна проблема, которая меня волнует это курение и употребление алкогольных напитков. Сейчас можно беспрепятственно в любом магазине купить несовершеннолетнему, как алкоголь, так и сигареты. Я была свидетелем, как продали две пачки сигарет восьмилетнему ребёнку. А ведь это ужасно!!!! В чём я вижу выход из этой проблемы? Я считаю, что нужно в магазинах поставить видеокамеры и наказывать продавцов за то, что продают несовершеннолетним спиртное и сигареты. У нас в школе проводится анонимное анкетирование по употреблению алкоголя и табакокурению. По результатам опроса нужно чаще проводить мероприятия, которые пропагандируют здоровый образ жизни (встречи с врачами, работниками милиции..). На уроке ОЗОЖ показывать фильмы о вреде пагубных привычек. Детей замеченных в употреблении спиртных напитков и курении привлекать к общественной работе. Проводить с ними беседы, а классные руководители должны вести работу и с родителями. Были случаи, когда учитель некорректно обращался к ученику. И это было очень неприятно. Я бы предложила опрашивать детей. Есть ли у них какие-то конфликты с учителями. Если конфликты существуют, то нужно побеседовать и с ребёнком и с учителем и как то решать их проблему, потому что должно быть уважение не только ученика к учителю но и учителя к ученику. И я предлагаю в школе повесить ящик, в который учащиеся могли бросать записки со своими проблемами, пожеланиями, а затем Уполномоченный конфедициально разбирался в этой ситуации. Ещё одна проблема, которая существует в школах это конфликты между учащимися, которые выливаются в драки. Но самое страшное, когда дерутся девочки! Есть случаи, когда старшеклассники отнимают деньги у малышей. Почему так происходит? Я думаю это недостаточный уровень воспитания или желание самоутвердиться любым способом. И я думаю, что нужно создавать команды из активистов старшеклассников, которые бы следили за порядком. Я хочу закончить эссе на мажорной ноте. В современном мире ёщё очень много проблем, которые можно решить. Пройдёт время и наше общество станет благовоспитанным, добрым, открытым. И тогда не нужно будет защищать права ребёнка и человека!
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»
Ученица 9 «Б» класса Аникеева Светлана
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Школа – вторая семья. Именно здесь ребёнок проводит большую часть своего детства, развивается как личность. Важно, чтобы условия в школе были как можно более благоприятными и приближенными к реальной жизни. Здесь они должны понять, что имеют права, которые возможно защищать в стенах школы. Для этого и существуют Уполномоченные по защите прав ребёнка и их помощники.
Прежде всего, рассмотрим обязанности Уполномоченного по правам ребёнка:
1. Рассматривать жалобы участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей учащихся).
2. Защищать права несовершеннолетних участников образовательного процесса.
3. При получении жалобы от работников, учащихся принять меры для защиты прав образовательного процесса. 4. При выяснении вопроса посещать уроки, классные часы, родительские собрания, педагогические советы. А теперь поговорим об обязанностях помощника Уполномоченного. Безусловно, в школе много проблем, и их нужно решать. Но множество проблем имеют скрытый характер, и не каждый сумеет их заметить. Поэтому, будучи помощником Уполномоченного, я постаралась бы обнаруживать такие проблемы. Многие дети не могут простоподойти и рассказать о своей проблеме, думают, что их будут считать ябедами. Нужно объяснить детям, что в этом нет ничего плохого. Конечно, нужно уметь решать свои проблемы, но если тебя унижают, если на протяжении долгого времени ты не можешь справиться с этим, то ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ (именно так это стоит называть) можно и даже нужно. Многие взрослые не понимают проблемы детей. Могут сказать «Это мелочи жизни». Но для ребёнка или подростка это вовсе не мелочи! Если он к вам обратился, значит, ему нужна помощь, совет.
Я, как помощник Уполномоченного, стала бы кем-то вроде переводчика с детского языка на взрослый, что бы они лучше поняли суть проблемы.
И вот самые острые, на мой взгляд, проблемы:
1. Унижение ученика в коллективе. Для решения этой проблемы нужно поговорить с обидчиками, возможно, они так ведут себя, чтобы не выглядеть слабыми для товарищей, возможно, внутри себя они очень ранимы, и такое поведение – способ защиты. Нужно помочь им разобраться в себе, сказать, что если они изменятся (в лучшую сторону), люди будут относиться к ним лучше. Конечно, изменения произойдут не сразу, но время от времени они будут задумываться о данном им совете. Могут попасться и такие, которые пропустят всё мимо ушей, для них главное показать своё Я, показать свою «крутость». С ними не пройдут разговоры по душам, им подойдёт воспитательная беседа с помощью людей, представляющих для него авторитет, может это будут родители, может только папа, может старший брат. 2. Конфликт между учеником и учителем. В большинстве случаев в конфликте виноват ученик. Он некорректно ведёт себя на уроке, стабильно не выполняет домашнее задание, разговаривает, отвлекает других. Думаю, что поговорив с таким учеником, мы услышим его мнение о ненужности этого предмета. В таком случае ему необходимо объяснить, что такое мнение не освобождает его от посещений этого предмета, и уж тем более не освобождает от соблюдения норм поведения во время урока.
Но бывает так, что виновником конфликта является учитель. Я не понимаю таких учителей, которые, имея личную неприязнь к ученику, занижают его оценки. На уроке должно оцениваться только знание предмета, никакие личные неприязни не должны мешать образовательному процессу. Если учитель всё-таки придирается к ученику, занижает оценки или игнорирует учащегося, с таким преподавателем нужно провести беседу, возможно, удастся примирить учителя и ученика, возможно, найдётся компромисс. ГЛАВНОЕ нужно помнить, что безвыходных ситуаций не бывает.
Хотя Уполномоченный и разбирается в детской психологии, в работе ему нужен помощник, так как сверстники лучше понимают и контактируют друг с другом.
А вообще, мы – дети! На нас не надо давить, с нами надо быть проще!
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»
учащийся 9 «Б» класса
Зарапин Алексей
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Конституция Российской Федерации декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. На мой взгляд, и взрослый, и рёбёнок должны защищаться буквой закона. Признание и понимание! Как часто этой малости не хватает детям.
Какое отношение это имеет ко мне? В жизни человек (в том числе ребёнок), может столкнуться с незаконным ограничением своих прав, с проявлением неуважения к своей личности. Такие сложные проблемы уже решают в нашей стране Уполномоченные по правам человека. Я тоже вижу необходимость в проявлении активности в защите прав людей, в частности, детей и подростков. В школе и дома детей учат быть честными, справедливыми, дисциплинированными, ответственными; уважать старших и защищать слабых. Но в повседневной жизни всё гораздо сложнее. Каждый хоть раз, но оказывался в ситуации выбора: поступить по - закону, в рамках общепринятых норм, или использовать право сильного, либо занять позицию невмешательства. Достаточно трудно определиться, какой путь выбрать. Каждый школьник должен знать, что его правовые «проблемы» поможет решить Уполномоченный по правам ребёнка, знакомство, с полномочиями которого должно состояться ещё в младших классах. Ведь если у ребёнка, к примеру, что-то болит, он автоматически направляется к медработнику, который в свою очередь помогает найти пути решения проблемы. Считаю, что моя позиция, как помощника Уполномоченного, схожая. Она обеспечила бы эффективное исполнение законов для поддержания правопорядка среди детей и подростков в школе, на улице, в семье. При чётко спланированной работе я бы нашёл время не только для разрешения личных проблем детей, рассмотрения жалоб и конфликтных ситуаций, но и регулярно проводил бы встречи с ребятами для разъяснения элементарных правовых ошибок. Считаю, что помощник Уполномоченного должен помогать и при разрешении вопросов, связанных с конфликтными ситуациями в классе и школе в целом. Не оставлять без внимания ситуации, которые приводят к детским конфликтам, а так же конфликтам учителя и ученика. Учитывая то, что многие проступки совершаются во вред психологическому и физическому здоровью человека (не зависимо от возраста и пола), то исполняя роль помощника Уполномоченного, посчитал бы не лишним проводить тренинги, направленные на предотвращение причинения вреда здоровью. С малышами будет достаточно проводить игры на переменах, смысл которых может заключаться в закреплении уже известных норм поведения: внимательность, осмотрительность, вежливость и другие. Это помогло бы им не забывать о своих правах и помнить о своих обязанностях, предупреждать их о некоторых опасностях, подстерегающих в будущем, чтобы эти знания были у них на вооружении. Таким образом, если бы я был помощником Уполномоченного по правам ребёнка в школе, то в первую очередь объединил и сконцентрировал вокруг себя общественные организации, призванные сплачивать детей, чтобы на примерах своей работы (слёты, праздники, игры и т.д.) они помогали бы детям учиться жить дружно, по законам общества, умели мириться и признавать свои ошибки. Только тогда моя роль, как помощника Уполномоченного могла бы стать действенной, помогающей разобраться в проблемах нарушений прав ребёнка со стороны сверстников и взрослых.
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»
Ученик 8 «В» класса
Колосов Владислав
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Мне с этого года предоставлена важная миссия в оказании помощи школьникам в ознакомлении и представлении их собственных прав, обязанностей, а также в акцентировании их внимания к осознанному поведению в формирующемся правовом пространстве Российской Федерации. Зная свои права и обязанности, дети с лёгкостью смогут ими оперировать в нужных для них ситуациях.
Сентябрь 2010 года – это юбилейная дата (двадцать лет) присоединения России к Конвенции ООН о правах ребёнка.
Уполномоченным по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации является П.А. Астахов, который учредил в каждом регионе России институт Уполномоченного по правам ребёнка, который будет влиять на проблемы защиты прав ребёнка в каждом субъекте нашего государства.
Если обратиться к официальной статистике последних лет, то станет понятно, что наши дети находятся в тяжелом положении, по телевизионным передачам, периодическим изданиям можно видеть, каким насилиям подвергаются тысячи детей в возрасте до четырнадцати лет.
Следствием этого становятся побеги из дома, гибель, специнтернаты, сиротство…
Они часто стоят на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних. Эти факты убеждают в том, что я должен сам получить знания о правах, обязанностях ребёнка и передать их другим.
Меня заинтересовало, какие существуют исторические этапы развития теории прав человека в международном плане и в частности законы по защите прав детей. Обратившись к историческим источникам, узнал, что если до начала XX века права человека регулировались внутригосударственным правом, то в дальнейшем развитии Государств появляется необходимость принятия Международных правовых мер, направленных на защиту прав и свобод человека.
Образованная в 1924 году Лига Наций дало развитие международным отношениям.
Итоги Великой Отечественной войны показали всему миру ужасное отношение людей друг к другу. И это стало началом создания Организации Объединённых Наций.
Впоследствии ею были изданы международные документы: Декларации (рекомендация), Конвенции (договор), а в 1948 году – Всеобщей Декларации о правах человека, что является, главной её заслугой и было признанно, что дети должны быть объектом защиты и помощи. Считается, что это рекомендация основа модели для разработки конституции государств.
При изучении заседания ООН в 1959 году, я обратил внимание на основной тезис Декларации о правах ребёнка: «Человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». Она призывала государства признать изложенные в ней права и достоинства детей.
Спустя тридцать лет Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка и создала специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребёнка.
На данном этапе времени мне сложно полностью изучить документы ООН по правам человека, в них много специфических терминов, но моё стремление узнать о правах ребёнка в современном мире и их обязанностях не ослабевает.
Дети Российской Федерации благодарны Правительству страны за принятую программу «Дети России». Она гарантирует нам защиту, безопасною окружающую среду, заботу о здоровье, отдыхе, жилище, образовании и является стимулом для социальных программ: «Дети-инвалиды, Дети – сироты» и так далее.
В каждой школе России назначен уполномоченный по защите прав ребёнка.
В лицее сформирована целостная система правового воспитания. Она призвана воспитывать уважительное отношение к людям, окружающему миру, правовым нормам.
Меня включили в комитет помощников уполномоченного по правам ребёнка.
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»
Ученица 8 «В» класса
Мельникова Анастасия
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
В нашей школе учится много людей – детей и подростков, блондинов и брюнетов, низких и высоких, скромных и ярких. Всё они разные, но бывают моменты, когда в их жизни возникают какие-либо проблемы и нужда в помощи. В школах сейчас существуют так называемые Уполномоченные по правам ребёнка. Обычно это учителя, то есть взрослые люди, задачей которых является помощь ученикам в каких-либо проблемах. У Уполномоченного есть помощники. Кто же они? И нужны ли вообще?
Помощники Уполномоченного – это подростки, которые помогают своим сверстникам, справиться со всеми трудностями, которые возникают в их жизни. Я считаю, что существование помощника не просто нужно, а необходимо в школах, ведь подростки иногда стесняются взрослых, начинают мямлить, боятся им открыться. Помощнику Уполномоченного они могут рассказать куда больше. Между сверстниками обычно устанавливается более доверительные отношения. Я прекрасно понимаю таких учеников, ведь я сама подросток и далеко не всё могу рассказать людям старше меня. Это давно не секрет, что два подростка быстрее решают предоставленную проблему. Например, разве поймёт взрослый человек такие слова как «У меня неразделённая любовь! Я люблю Петю, а он любит Машку» и так далее. Большинство из взрослых просто посмеются и скажут: «Не забивай себе голову ерундой». Но почему, же ерундой? Иногда бывает, что такая школьная первая любовь перерастает в куда более глубокое чувство и длится довольно долго. Я понимаю их, поскольку сама переживала подобную симпатию, и знаю, что можно им посоветовать, как довести до взрослого чужую боль.
Советы помощника также необходимы в вопросах недоброжелательности или просто зависти. Такие проблемы надо решать не с помощью грубой силы, а обсуждением на «круглом столе», где собрались бы Уполномоченный, его помощники и конфликтующие стороны. Хочется заметить, что подростки гораздо чаще слушаются своих сверстников.
Конечно же, есть определённые требования, которым должен соответствовать помощник. Кто доверится человеку, после которого вся школа узнает о секрете, доверившегося ему человека? Так что, прежде всего помощник должен понимать значение слова «тайна» и не рассказывать всё на каждом углу. Это должен быть человек толерантный, справедливый, общительный, тонко чувствующий и переживающий чужую боль.
Я – помощник Уполномоченного, а это значит, что я готова всегда выслушать своих сверстников, помочь советом, попробовать решить их проблемы. Однако есть такие очень деликатные вопросы, о которых вслух говорить не всегда решаются. Например, взаимоотношения между учителем и учеником. Здесь я посоветовала бы завести журнал заявлений о нарушениях. Затем я бы создала комиссию из старшеклассников, учителей и родителей, где проблема была бы рассмотрена со всех сторон. В вежливой форме, служа общему делу, я верю, что можно будет прийти к пониманию. Возможно, решением данной комиссии будет совместное поручение или дело, не относящееся к урокам. Как часто бывает, что люди раскрываются в другом качестве, проникаются друг к другу доверием в неформальной обстановке. В данном случае цель не в наказании той или ной конфликтующей стороны, а мир в школе, справедливость, защита прав, прежде всего, ребёнка. Я – ребенок, а значит, моя роль в качестве помощника Уполномоченного по правам ребёнка очень важна и необходима! Вот поэтому помощник Уполномоченного по правам ребёнка так необходим в школах.
И, напоследок, я хочу обратиться ко всем участникам образовательного процесса: не бойтесь рассказывать о своих проблемах, если вы знаете, что вас всегда выслушают, помогут и поддержат!
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 5 г.Вольска Саратовской области»
Ученица 7 класса Кох Юлия
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.
(Зигмунд Фрейд)
Если б действительно моя жизнь сложилась так, что я стала бы помощником уполномоченного по правам ребёнка, я не уверена, что я бы этому радовалась, ведь это большая ответственность. Изменить хочется так много, но, увы, во многих случаях может помочь разве что волшебная палочка. То, каким станет человек, закладывается в детстве, но из-за тяжёлой экономической ситуации в нашей стране многие взрослые спиваются, особенно в таких небольших городках, как наш Вольск, и в деревнях. Какие уж тут права ребёнка?! Да и мало ребёнка просто одеть и накормить, его нужно любить и воспитывать своим примером! Что тут может сделать уполномоченный? Лишить родителей прав и забрать ребёнка в интернат – это тоже не выход. Вот и получается, что в школу приходят иногда такие дети, что нужно уже создавать уполномоченных по правам учителей. Хотя, учителям, на мой взгляд, тоже есть, что исправить в своём поведении. Почему некоторые учителя считают вполне нормальным выплеснуть своё плохое настроение на класс, а ученики ответить тем же не имеют права? Хотелось бы, чтоб учитель был старшим другом и наставником, а не злым начальником. Но чем в этом случае может помочь уполномоченный? Хотя, если регулярно смотреть телевизор, очень много случаев, где ребёнок не в состоянии защитить себя от жестокости и беспредела взрослых, и тут уже без помощи профессионалов не обойтись. Дай нам Бог, чтобы таких случаев было, как можно меньше и дети росли в любви и уважении к себе как к личности.
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 5 г.Вольска Саратовской области»
Ученица 8 «Б» класса МОУ «СОШ № 5»
Трушина Марина
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
В этом учебном году мне выпала честь отстаивать права ребенка. Меня назначили помощником уполномоченного по защите прав детства.
К сожалению, в мире сейчас встречаются случаи жестокого обращения с ребенком в семье. С экранов телевизора нет-нет да и услышишь, как родная мать привязывает своего маленького сынишку за ногу к кроватке, чтобы он не мешал, не отвлекал.
В статьях газет также описываются ситуации, когда неработающие родители, вместо того чтобы обеспечить ребенка условиями для успешной учебы, не только используют государством данные детские пособия на приобретение спиртных напитков, но и заставляют попрошайничать и побираться малолетних детей.
Дети часто сталкиваются не только с непониманием взрослых, но и с их жестокосердием. А о том, что происходит в семье не каждый расскажет. Равнодушные отношения в семье ребенка впоследствии сказываются на формировании его нравственных принципов. Взрослея, такой человек будет аналогично относиться и к своим детям, и к окружающим.
Задача уполномоченного по правам ребенка состоит в том, чтобы уберечь детей от жестокости взрослых, дать правовые знания, внушить ребенку уверенность в своих силах. Я, как помощник уполномоченного должна не только с вниманием и пониманием наблюдать за поведением школьников, но и при малейшем подозрении, что с ребенком в семье обращаются плохо, нарушаются его права, сообщать об этом уполномоченному.
Я, как помощник уполномоченного, готова участвовать во всех мероприятиях, лекториях, круглых столах, диспутах, на которых будет вестись разговор о защите прав детства.
Недавно я услышала притчу:
Бог слепил человека из глины и у него остался неиспользованный кусок.
-Что еще тебе слепить?- спросил Бог
-Слепи мне счастье - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины...
Очень верно подмечено, ведь формирование своего собственного счастья в руках у самого человека, никто не сможет прожить жизнь за другого. Мы сами несем ответственность за свои поступки.
Я, как тот герой из притчи, хочу сама творить свое будущее. Совершать добрые поступки, быть полезной для людей и общества, спасти кого-то от унижений и страданий, объяснить всем детям, что мы тоже имеем право быть счастливыми и маленькими шажками делать мир добрее и гуманнее – это моя цель. Выполняя функции помощника уполномоченного, я надеюсь также познакомиться с интересными личностями, приобрести много друзей, получить опыт работы с людьми и расширить свой кругозор. Надеюсь, что у меня все получится.
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 5 г.Вольска Саратовской области»
Ученик 11 класса МОУ «СОШ № 5» Бакулин Максим
«Я - помощник Уполномоченного по ЗПУОП, а это значит…»
Я на минуту представил себе, что я - помощник уполномоченного.
Сразу встал вопрос, а какие проблемы должен решать уполномоченный, в чем заключается его работа ... Узнал много нового для себя.
Уполномоченный - это человек, который регулярно посещает детские дома, школы, но поскольку таких заведений много, а он один просто физически не может справиться с объемом работы, поэтому без поддержки помощников не обойтись.
Я помощник уполномоченного по правам человека, в мои обязанности входит защита прав и законных интересов ребенка. Профилактика нарушений прав ребенка, оказание помощи родителям, законным представителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях. Я совместно с уполномоченным смогу проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь. По поручению Уполномоченного участвовать в проверках по фактам нарушения или несоблюдения прав, свобод и законных интересов детей, самостоятельно или в составе правозащитных, общественных организаций, а также совместно с другими компетентными органами и должностными лицами.
Участвовать в организации и проведении научно-практических конференций, совещаний и семинаров по вопросам, касающимся защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, где будут обсуждаться важные проблемы и пути их разрешения.
Я человек коммуникабельный, смогу осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса, учреждения о правах и законных интересах ребенка.
Я не должен буду разглашать ставшие мне известными в процессе
выяснения сведения без согласия заявителя, систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально- правовым и психолого-педагогическим проблемам.
Я смогу вносить Уполномоченному предложения по совершенствованию механизма обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.
Мне нравиться анализировать публикации средств массовой информации, содержащие факты нарушений прав детей и информировать об этом Уполномоченного.
В процессе своей деятельности должен взаимодействовать с Уполномоченным по правам ребенка, органами управления в сфере образования, органами опеки и попечительства, администрацией учреждения, педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения, органами самоуправления учреждения, учреждениями социальной защиты населения, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правозащитными, общественными организациями. Все перечисленные службы должны будут оказать истинную поддержку, чтобы он рос добрым, здоровым и защищенным.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Ученица 6 класса МОУ «ООШ с.Калмантай» Назарова София………...1
2. Ученица 9 класса МОУ «ООШ №10» Тихонова Ирина…………………3
3. Ученик 11 класса МОУ «СОШ №16» Сухарев Никита………………….5
4. Ученик 9 «Б» класса МОУ «СОШ №16»Юрлов Павел…………...….7
5. Ученица 10 класса МОУ «Гимназия» Шайфутдинова Марьям ………...9
6. Ученица 9класса МОУ «СОШ с. Терса» Ставниченко Екатерина ……11
7. Ученица 11 класса МОУ «СОШ № 2 п.Сенной» Телюк Ирина………..12
8. Ученица 11 класса МОУ «СОШ № 2 п.Сенной» Морева Надежда…..13
9. Ученик 11 класса МОУ «СОШ с.Н.Чернавка» Тарарин Дмитрий…….14
10. Ученик 7класса МОУ «ООШ с.Куликовка» Лепаев Андрей…………15
11. Ученик 9 класса МОУ «СОШ № 19» Коновалов Андрей…...... .. …….16
12. Ученица 10 класса МОУ «Гимназия» Медведева Алла………………..17
13. Ученица 11 класса МОУ «СОШ № 3» Ямщикова Марина…………….19
14. Ученица 7 «А» класса МОУ «СОШ № 3» Колесникова Яна…………..21
15. Ученица 11 класса МОУ «СОШ № 11» Убакаева Марина…………….23
16. Ученица 9 «Б» класса МОУ «СОШ № 11» Нуштаева Альбина………..24
17. Ученица 8 «Б» класса МОУ «Лицей» Абросимова Анастасия…………26
18. Ученица 9«Б» класса МОУ «Лицей» Аникеева Светлана……………..28
19. Ученик 9«Б» класса МОУ «Лицей» Зарапин Алексей………………….30
20. Ученик 8«В» класса МОУ «Лицей» Колосов Владислав…………….…32
21. Ученица 8 «В» класса МОУ «Лицей» Мельникова Анастасия………....34
22. Ученица 7 класса МОУ «СОШ № 5» Кох Юлия……………………….35
23. Ученица 8 «Б» класса МОУ «СОШ № 5» Трушина Марина…............36
24. Ученик 11 класса МОУ «СОШ № 5» Бакулин Максим……………….38
Муниципальный координатор работы Уполномоченных
по защите прав участников образовательного процесса
г.Вольска Саратовской области
Колосова Ева Михайловна
Ул. Революционная д.44
Тел: 7-10-29
|