Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Словообразовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Фото пользователя Ольга Анатольевна Сивко
Submitted by Ольга Анатольевна Сивко on чт, 14/10/2010 - 22:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сивко Ольга Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия города Николаевска" Учитель русского языка и литературы
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
уметь работать с учебным словарём для определения морфемного состава, способа словообразования, построения словообразовательных пар, цепочек.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы»

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Практика» 5 класс

Краткое описание: 
Работа со статьёй словообразовательного словаря

 

Тема: словообразовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Цель: уметь работать с учебным словарём для определения морфемного состава,

           способа словообразования, построения словообразовательных пар, цепочек.

Тип урока: урок закрепления изученного.

 

 

Ход урока

 

 

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания:

 

Были ли трудности при выполнении домашнего задания?

С чем не справились? Что хотите спросить?

 

3. Первичный контроль знаний 

Если все уверены в своих знаниях, то без труда выполните задания 1 и 2, а может быть, и третье.

Индивидуально на листочках:

 

1 вариант

1. Закончите предложение:

Словообразование  - это способ ...

2. Определите способ словообразования.

    Птицефабрика, принести, подсказать, серебряный, прибрежный.

3. Выпишите из предложения слово, образованное суффиксальным способом:

    Коридор вагона был узкий и длинный.

 

2 вариант

1. Закончите предложение:

Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает ...

2. Определите способ словообразования.

  Молокозавод, пчелиный, шёлковый, выучить, настольный

3. Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом.

Усатый мужчина отвёл Гека на место.

(Дети сдают листочки учителю на проверку)

 

Кому было трудно выполнять задания? Сегодня вы узнаете о помощнике, который облегчит вашу работу по теме «Словообразование»

 

4. Целеполагание

 

Сегодня на уроке мы работаем со словообразовательным словарём. Что нам нужно узнать?

(Познакомиться со словообразовательным словарём, узнать назначение словообразовательного словаря, в чём он может помочь, какую дать информацию)

 

5.Введение нового материала.

Задание:

Образуйте как можно больше слов от слова

                                СНЕГ

 

снежный    снежинка      снеговой       подснежник       заснежить

 

                                           снеговик                                   заснеженный

Какой способ словообразования использовали? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный)

А можно образовать новые слова от слов из второй строчки? (снеговик, заснеженный)

Мы с вами составили словарную статью словообразовательного словаря.

Все родственные слова, объединённые словом СНЕГ, образуют словообразовательное гнездо.

 

 

6. Работа со статьями словообразовательного словаря.

 

Барабан     барабанный

                   барабанчик

                   барабанщик

                   барабанить     забарабанить

                                           отбарабанить

                                           пробарабанить

 

Белый     беленький

                белёсый    белесоватый    белесоватость

                беловатый

                беловой     беловик

                белизна

                белить   белила

                              отбелить     отбеливать   отбеливатель

                              перебелить   перебеливать

                              подбелить    подбеливать   подбеливание

 

 

Воля    волюшка

             волевой

             вольный    вольно

                                вольность

                                вольница

             вволю      вволюшку

             безвольный    безволье

             невольный      невольно

 

             неволя     неволюшка   

                             невольник

                             неволить    приневолить   

              привольный    привольно

              волеизъявление

             самовольный    самовольно

- Рассмотрите статьи словообразовательного словарика. Похожи ли они на ту, которую составили мы?

 - Сколько словообразовательных гнёзд перед вами? Какую информацию можно получить, работая со словарём?

(От какого слова образовано данное, при помощи какой словообразовательной морфемы?

 Какое слово является исходным?)

 

Устно: скажите, какие слова из первой статьи образованы суффиксальным способом?

             (барабанный, барабанчик, барабанщик, барабанить)

        Скажите, какие слова из первой статьи образованы приставочным способом?

             (забарабанить, отбарабанить, пробарабанить)

        Можно целиком восстановить, как образовалось слово ОТБАРАБАНИТЬ.

             (отбарабанить   барабанить   барабан)

        Этот ряд однородных слов называется словообразовательной цепочкой. Благодаря  словообразовательной цепочке очень легко можно выделить все морфемы в словах.

 

6. Закрепление изученного материала.

 

Задания: 1. Из второй статьи выпишите слова, образованные приставочным способом.

                   (отбелить, перебелить, подбелить) - проверить

          2. Из третьей статьи выпишите слова, образованные сложением.

                    (волеизъявление, самовольный) - проверить

          3. Как образовано слово ПРИНЕВОЛИТЬ? Попробуйте восстановить всю цепочку от исходного слова ВОЛЯ.

                    воля      неволя     неволить    приневолить

 

7. Самостоятельная работа.

Упржнение 715 (запишите однокоренные слова в последовательности, которая отражает процесс их образования)

8. Итог урока: 1. Что нового вы узнали о словообразовательном словаре?

                 2. Какую работу со словарём будет выполнять ______?

 

9. Домашняя работа.

 

Теория с. 66-67(словообразовательное гнездо, словообразовательный ряд) 

упр. 717 (записать словообразовательные пары, выбрав исходное слово, указав словообразовательный суффикс)

по желанию: составить статью словообразовательного словарика с исходным словом ВОДА

  или упр. 716 (задача: определить, сколько в слове суффиксов) 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн