Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Cистематизация и обобщение изученного в разделе "Морфемика. Словообразование. Орфография".

Фото пользователя Ольга Анатольевна Сивко
Submitted by Ольга Анатольевна Сивко on чт, 14/10/2010 - 23:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сивко Ольга Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия города Николаевска"
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантически и стилистические различия слов-паронимов, уметь избегать смешения паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу на основе смыслового и словообразовательного анализа.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: 
Урок содержит материал о паронимах, самостоятельную работу по теме "Словообразование"

 

Тема: систематизация и обобщение изученного в разделе "Морфемика. Словообразование. Орфография".

Цель: уметь определять основные способы образования слов,

          безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ  слова,

          понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, 

          уметь избегать смешения паронимов,

          восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки,

          разбирать слова по составу на основе смыслового и словообразовательного анализа.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

 

2. Целеполагание

Мы с вами изучили два больших раздела языкознания: морфемику и словообразование. С ними очень тесно связана орфография. Сегодня последний урок перед контрольной работой по теме. Чему мы его посвятим?

 

Повторим правила орфографии, правописание морфем;

 

обобщим знания по морфемному и словообразовательному анализу слов.

 

3. Обобщение материала

а) На доске:

Выпишите слова, образованные:

1. Приставочным способом          2. Суффиксальным способом          3. Сложением

         1 ряд                                                       2 ряд                                          3 ряд

Голосовать, сварить, пешеход, подоконник, писатель, волнистый, неинтересный, безобидный, загородный, железнодорожный, переходить, нефтебаза, беззвучный, придорожный, левобережный, перебросить, лесостепь,  лимонный, тёмно-зелёный.

 

- О чём нужно помнить, выполняя это задание? (О порядке выполнения словообразовательного разбора).

Какие слова не были выписаны? Почему? (подоконник, загородный - приставочно-суффиксальный способ)

 

б) Восстановите словообразовательную цепочку, разберите слова по составу (не забываем определять часть речи):

 

тёплый   (теплеть   потеплеть)   потепление 

 

 

С какого слова начинаем выделять морфемы? Почему? 

Самостоятельно: много  ...   множественный

                             мир   ....    примирить

                             голос    ....    голосование

Сделайте вывод (выполняя словообразовательный разбор, мы безошибочно выделяем морфемы)

 

 

в)   Перед вами два слова, что вы можете о них сказать? (Однокоренные, образованы от одного исходного слова. Какого? Каким способом? Одинаково ли значение?) Слова-паронимы очень похожи, это может привести к ошибкам при их употреблении. Чтобы избежать ошибок, необходимо определить значение слова, в этом нам может помочь толковый словарь.         

       Каменистый      -        каменный

(обильный камнем)  -  (из твёрдой горной породы; застывший;  жестокий, безжалостный)

В зависимости от значения составьте словосочетания с существительными: берег, ограда, сердце, дно, почва)

        Разберём ещё несколько пар: дождевой - дождливый, сытый - сытный

 

Составьте и запишите словосочетания с паронимами.       

 

г) Прочитайте текст, выполните задания:

       Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов, осмотрел окрестность и спустился с холма.

      Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась  и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

      Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

 

 Работа в парах.

 - Назовите орфограммы, встретившиеся вам в тексте. (О//А, Е//И в корнях с чередованием, безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, Ь после шипящих на конце слова, непроизносимая согласная и др.)

 - Составьте схему одного правила, расскажите его, проиллюстрируйте примерами из текста.

(Схема- памятка на листочке, примеры с графически обозначенной орфограммой – закрепить на доске)

 

4. Итог урока. Что на уроке нам удалось лучше всего?

                 Что было самым трудным? Самым интересным?

                 Каждый для себя определите, что нужно повторить из теории, запишите номер параграфа в дневник. Подготовка к контрольной работе по теме.

5. Домашнее задание. Упр. 732 (найти в словах текста орфограммы, сгруппировать).

Дополнительное задание (по желанию):

составить словосочетания с паронимами: запасной - запасливый, болотный – болотистый;

или

из словообразовательного словаря выписать словообразовательную цепочку, заканчивающуюся словом ОДОМАШНИВАНИЕ, разобрать слова по составу.  

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн