Cистематизация и обобщение изученного в разделе "Морфемика. Словообразование. Орфография".
Submitted by Ольга Анатольевна Сивко on чт, 14/10/2010 - 23:06
Тема: систематизация и обобщение изученного в разделе "Морфемика. Словообразование. Орфография".
Цель: уметь определять основные способы образования слов,
безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова,
понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов,
уметь избегать смешения паронимов,
восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки,
разбирать слова по составу на основе смыслового и словообразовательного анализа.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Ход урока
1. Организационный момент
2. Целеполагание
Мы с вами изучили два больших раздела языкознания: морфемику и словообразование. С ними очень тесно связана орфография. Сегодня последний урок перед контрольной работой по теме. Чему мы его посвятим?
Повторим правила орфографии, правописание морфем;
обобщим знания по морфемному и словообразовательному анализу слов.
3. Обобщение материала
а)На доске:
Выпишите слова, образованные:
1. Приставочным способом2. Суффиксальным способом 3. Сложением
- О чём нужно помнить, выполняя это задание? (О порядке выполнения словообразовательного разбора).
Какие слова не были выписаны? Почему? (подоконник, загородный - приставочно-суффиксальный способ)
б)Восстановите словообразовательную цепочку, разберите слова по составу (не забываем определять часть речи):
тёплый (теплеть потеплеть) потепление
С какого слова начинаем выделять морфемы? Почему?
Самостоятельно: много ... множественный
мир .... примирить
голос .... голосование
Сделайте вывод (выполняя словообразовательный разбор, мы безошибочно выделяем морфемы)
в)Перед вами два слова, что вы можете о них сказать? (Однокоренные, образованы от одного исходного слова. Какого? Каким способом? Одинаково ли значение?) Слова-паронимы очень похожи, это может привести к ошибкам при их употреблении. Чтобы избежать ошибок, необходимо определить значение слова, в этом нам может помочь толковый словарь.
Каменистый - каменный
(обильный камнем) - (из твёрдой горной породы; застывший; жестокий, безжалостный)
В зависимости от значения составьте словосочетания с существительными: берег, ограда, сердце, дно, почва)
Разберём ещё несколько пар: дождевой - дождливый, сытый - сытный
Составьте и запишите словосочетания с паронимами.
г)Прочитайте текст, выполните задания:
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.
Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов, осмотрел окрестность и спустился с холма.
Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.
Работа в парах.
- Назовите орфограммы, встретившиеся вам в тексте. (О//А, Е//И в корнях с чередованием, безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, Ь после шипящих на конце слова, непроизносимая согласная и др.)
- Составьте схему одного правила, расскажите его, проиллюстрируйте примерами из текста.
(Схема- памятка на листочке, примеры с графически обозначенной орфограммой – закрепить на доске)
4. Итог урока.Что на уроке нам удалось лучше всего?
Что было самым трудным? Самым интересным?
Каждый для себя определите, что нужно повторить из теории, запишите номер параграфа в дневник. Подготовка к контрольной работе по теме.
5. Домашнее задание.Упр. 732 (найти в словах текста орфограммы, сгруппировать).
Дополнительное задание (по желанию):
составить словосочетания с паронимами: запасной - запасливый, болотный – болотистый;
или
из словообразовательного словаря выписать словообразовательную цепочку, заканчивающуюся словом ОДОМАШНИВАНИЕ, разобрать слова по составу.