Submitted by Юлия Искандаровна Газизуллина on Fri, 15/10/2010 - 09:35
Ход урока.
I.Организационный момент–1 мин.
· Приветствие;
· Подготовка класса к работе;
· Наличие учащихся.
Сообщение темы и цели урока. Слайд №1-2 Приложение1
II.Проверка знаний учащихся путем самоопроса или самоконтроля. – 10 мин.
Метод: фронтальный опрос.
Цель: определить исходный уровень знаний о тканях.
Одни работают с карточками письменно по дифференцированному подходу:
1. Определить название тканей по описанию (сильный уровень детей);
2. Подписать рисунки (средний уровень);
3. тесты (слабый уровень) Приложение 2
Другие у доски.
Ответ на любое задание нижнего ряда оценивается одним баллом, второго - двумя, третьего - тремя, четвертого - четырьмя баллами. Вы имеете право самостоятельно набрать задания на то количество, на которое хотите ответить. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации по возможностям. Первый ряд вопросов самый лёгкий. Второй - более трудный, третий - еще сложнее. Самый сложный ряд - четвертый.
III.Мотивация учащихся к изучению новой темы– 2 мин.
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение животных тканей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Тема сегодняшнего урока: «Мышечная ткань». Какую цель мы с Вами сегодня поставим?
Слайд №3 Мир живой природы находится в непрестанном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции. (Самый простой способ движения четвероногих — медленный шаг.)
Слайд №4 А за счет чего происходит движение в природе у животных и человека? Мышцы есть у многих животных, но двигаются они все с разной скоростью.
Слайд №5 Движение — очень сложный процесс, в нем участвует различное количество мышц, например у человека, по подсчетам ученых их, от 400 до 680. Для сравнения: у саранчи их до 900, а у некоторых гусениц — до 4000.
Слайд №6 Общий вес мышц по отношению к весу тела у мужчин составляет примерно 40%, а у женщин — около 30%, у штангистов — до 55%.
Слайд №7 Несмотря на то, что современный человек ходит пешком, вероятно, гораздо меньше, чем его первобытные предки, ученые подсчитали, что за 70 лет человек пешком проходит в среднем расстояние более 384 тыс. км (т. е. расстояние от Земли до Луны).
Слайд №8 Учитель. А сегодня мы с вами более подробно познакомимся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани, благодаря которой и происходят все движения.
Перед тем как приступить к изучению новой темы, вспомним пройденный материал.
IV.Изучение нового материала (лабораторная работа) – 25 мин.
- Еще раз проговорим и запишем тему урока: Мышечная ткань.
Ученики записывают число и тему в тетрадях.
-Продолжим составление таблицы, начатой на прошлом уроке, теперь уже для мышечной ткани. В этом нам помогут рисунки учебника и текст на с. 32-33.
Слайд №9 Составить таблицу «Виды мышечной ткани, особенности строения».Приложение 3
Название
Строение
Месторасположение
Выполняемые функции
Мышечная ткань
А) гладкая
Клетки одноядерные, сокращаются очень медленно.
Стенки внутренних органов
Сократительная:
Смыкание створок раковин моллюсков.
Сужение и расширение кровеносных сосудов человека.
Быстрые движения членистоногих и позвоночных
Б) поперечно-полосатая
Клетки многоядерные, имеют поперечно-полосатую исчерченность. Сокращаются очень быстро.
Мышцы тела и конечностей
- Проведем физкультминутку для расслабления мышц шеи, спины и кистей рук.
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – начинаем все сначала.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз мы приседаем.
Девять – потягиваемся, отдыхаем.
Десять – и урок наш продолжаем
Перед тем как приступить к проведению лабораторной работы, вспомним правила техники безопасности при работе с микроскопом.
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
• Все работы выполняются строго по инструкции, обязательно в присутствии учителя (руководителя кружка) или родителей.
• Разместите оборудованиетак, чтобы было удобно работать. Лишние предметы уберите.
• Во время выполнения лабораторных работ важно быть предельно аккуратным во всем — тут нет мелочей. Чтобы избежать несчастных случаев, строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности.
• При работе с оптическими приборами (микроскоп) помните об опасности ожога сетчатки глаза лучистой энергией. Ни в коем случае не смотрите сквозь линзы на солнце!
• Бережно обращайтесь с лабораторным оборудованием.
• Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Правила работы с микроскопом.
• Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5— 10 см от края стола.
• В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет; добейтесь хорошего освещения поля зрения.
• Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
• Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2мм от препарата; будьте осторожны, чтобы не раздавить очень тонкое и хрупкое покровное стекло.
• Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
• Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.
• Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.
Слайд №11Лабораторная работа
Цель: выработать практические навыки определения типов тканей. Выполните практическую работу.
Цель работы: познакомиться со строением гладкой мышечной ткани.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты.
Ход работы.
1. Настроить микроскоп.
2. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат гладкой мышечной ткани.
3. Сделать рисунок гладкой мышечной ткани, подписать его, пользуясь учебником, тетрадью.
4. В чем проявляется взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
5. Сделать вывод.
Ученики делают вывод: гладкая мышечная ткань состоит из волокон. Они вытянутые, одноядерные; сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращенном виде. Из этого следует: именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека. Слайд №12
- В целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки проведем физкультминутку на переключение зрения с микро- на макрообъекты.