Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ткани животных: мышечная ткань. Лабораторная работа «Особенности строения гладкой мышечной ткани».

Фото пользователя Юлия Искандаровна Газизуллина
Submitted by Юлия Искандаровна Газизуллина on Fri, 15/10/2010 - 09:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Газизуллина Юлия Искандаровна
Место работы, должность: 
МОУ "Асекеевская средняя общеобразовательная школа", учитель биологии
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
продолжить изучать виды тканей человека, особенности их строения и функции. Задачи урока Образовательная: изучить особенности строения и свойства мышечной ткани. Развивающая: развить логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. Воспитательная: воспитать у учащихся интерес к обучению, прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина. / Авт.-сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2005. - 256 с.

Биология. 6 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя. /Сост.Н.И.Сонин.-2-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2004. - 160с.

Акперова И.А. Биология. Живой организм. 6 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. / И.А. Акперова, Н.Б.Сысолятина, Н.И. Сонин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 110 с.

Используемое оборудование: 

таблица «Мышечная и нервная ткани», «Эпителиальные и соединительные ткани», микроскопы, микропрепараты, рисунки учебника на стр.32-35, переносимый стенд с заданиями, презентация, компьютер, проектор.

Краткое описание: 
План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Движение - это жизнь. 4. Особенности строения мышечной ткани. Соответствие строения выполняемым функциям. 5. Лабораторная работа. 6. Подведение итогов.

 

Ход урока.
I.       Организационный момент–1 мин.
·         Приветствие;
·         Подготовка класса к работе;
·         Наличие учащихся.
Сообщение темы и цели урока. Слайд №1-2 Приложение1
 
II.    Проверка знаний учащихся путем самоопроса или самоконтроля. 10 мин.
Метод: фронтальный опрос.
Цель: определить исходный уровень знаний о тканях.
Одни работают с карточками письменно по дифференцированному подходу:
1.      Определить название тканей по описанию (сильный уровень детей);
2.      Подписать рисунки (средний уровень);
3.      тесты (слабый уровень) Приложение 2
Другие у доски.
Ответ на любое задание нижнего ряда оценивается одним баллом, второго - двумя, третьего - тремя, четвертого - четырьмя баллами. Вы имеете право самостоятельно набрать задания на то количество, на которое хотите ответить. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации по возможностям. Первый ряд вопросов самый лёгкий. Второй - более трудный, третий - еще сложнее. Самый сложный ряд - четвертый.
III.Мотивация учащихся к изучению новой темы– 2 мин.
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение животных тканей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Тема сегодняшнего урока: «Мышечная ткань». Какую цель мы с Вами сегодня поставим?
Слайд №3 Мир живой природы находится в непрестанном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции. (Самый простой способ движения четвероногих — медленный шаг.)
Слайд №4 А за счет чего происходит движение в природе у животных и человека? Мышцы есть у многих животных, но двигаются они все с разной скоростью.
Слайд №5 Движение — очень сложный процесс, в нем участвует различное количество мышц, например у человека, по подсчетам ученых их, от 400 до 680. Для сравнения: у саранчи их до 900, а у некоторых гусениц — до 4000.
Слайд №6 Общий вес мышц по отношению к весу тела у мужчин составляет примерно 40%, а у женщин — около 30%, у штангистов — до 55%.
Слайд №7 Несмотря на то, что современный человек ходит пешком, вероятно, гораздо меньше, чем его первобытные предки, ученые подсчитали, что за 70 лет человек пешком проходит в среднем расстояние более 384 тыс. км (т. е. расстояние от Земли до Луны).
Слайд №8 Учитель. А сегодня мы с вами более подробно познакомимся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани, благодаря которой и происходят все движения.
Перед тем как приступить к изучению новой темы, вспомним пройденный материал.
IV.   Изучение нового материала (лабораторная работа) – 25 мин.
- Еще раз проговорим и запишем тему урока: Мышечная ткань.
Ученики записывают число и тему в тетрадях.
-Продолжим составление таблицы, начатой на прошлом уроке, теперь уже для мышечной ткани. В этом нам помогут рисунки учебника и текст на с. 32-33.
Слайд №9 Составить таблицу «Виды мышечной ткани, особенности строения». Приложение 3

Название
Строение
Месторасположение
Выполняемые функции
 
 
Мышечная ткань
А) гладкая
Клетки одноядерные, сокращаются очень медленно.
Стенки внутренних органов
Сократительная:
  1. Смыкание створок раковин моллюсков.
  2. Сужение и расширение кровеносных сосудов человека.
  3. Быстрые движения членистоногих и позвоночных
Б) поперечно-полосатая
Клетки многоядерные, имеют поперечно-полосатую исчерченность. Сокращаются очень быстро.
Мышцы тела и конечностей

- Проведем физкультминутку для расслабления мышц шеи, спины и кистей рук.
Слайд №10 Физкультминутка (расслабляющая пауза)– 1мин.
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – начинаем все сначала.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз мы приседаем.
Девять – потягиваемся, отдыхаем.
Десять – и урок наш продолжаем
Перед тем как приступить к проведению лабораторной работы, вспомним правила техники безопасности при работе с микроскопом.
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
• Все работы выполняются строго по инструкции, обязательно в присутствии учителя (руководителя кружка) или родителей.
• Разместите оборудованиетак, чтобы было удобно работать. Лишние предметы уберите.
• Во время выполнения лабораторных работ важно быть предельно аккуратным во всем — тут нет мелочей. Чтобы избежать несчастных случаев, строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности.
• При работе с оптическими приборами (микроскоп) помните об опасности ожога сетчатки глаза лучистой энергией. Ни в коем случае не смотрите сквозь линзы на солнце!
• Бережно обращайтесь с лабораторным оборудованием.
• Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
 
Правила работы с микроскопом.
 
• Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5— 10 см от края стола.
• В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет; добейтесь хорошего освещения поля зрения.
• Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
• Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2мм от препарата; будьте осторожны, чтобы не раздавить очень тонкое и хрупкое покровное стекло.
• Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
• Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.
• Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.
 
Слайд №11 Лабораторная работа
Цель: выработать практические навыки определения типов тканей. Выполните практическую работу.
Тема: «Особенности строения гладкой мышечной ткани»
Цель работы: познакомиться со строением гладкой мышечной ткани.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты.
Ход работы.
1. Настроить микроскоп.
2. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат гладкой мышечной ткани.
3. Сделать рисунок гладкой мышечной ткани, подписать его, пользуясь учебником, тетрадью.
4. В чем проявляется взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
5. Сделать вывод.
Ученики делают вывод: гладкая мышечная ткань состоит из волокон. Они вытянутые, одноядерные; сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращенном виде. Из этого следует: именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека. Слайд №12
 
- В целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки проведем физкультминутку на переключение зрения с микро- на макрообъекты.
Слайд №13 Физкультминутка (расслабляющая пауза) – 1 мин.
·         В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 5-7 раз);
·         Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4-6 раз) - это упражнение выполняется при открытых и закрытых глазах;
·         Частое моргание в течение 20 секунд.
- Поморгали-поморгали-поморгали-поморгали и посмотрели все на меня, посмотрели друг на друга, посмотрели на соседа справа, соседа слева.
-В завершении поблагодарите друг друга за успешное выполнение лабораторной работы торжественным рукопожатием.
V.    Подведение итогов - 2 мин.
·         Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
·         Оценить работу учеников во время занятий.
Цель: подвести итог урока.
- Прочитайте цели. Достигнуты ли они?
Совместная формулировка вывода учащимися и учителем.
Выставление оценок за работу.
 
Слайд №14Задание на дом (с учетом дифференцированного подхода) – 2 мин.
Подумать (с. 36 учебника) — какие особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями (для сильных, увлеченных детей).
В дополнительной литературе найти полное определение «мышечной ткани, ее разновидностей» (средний уровень).
Прочитать текст на с. 33 — «Мышечные ткани».
Задание по желанию: сделать макет мышечной ткани.
Прикрепленный файл Size
исходный текст.odt 27.07 KB
Задания для самостоятельной работы.odt 2.06 MB
презентация.odp 2.25 MB
таблица.ods 13.7 KB

»  Размещено в сообществах:   
Любите биологию? Тогда присоединяйтесь к нам!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн