Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок развития речи "Описание декоративной игрушки" (6 класс)

Фото пользователя Людмила Васильевна Кушнаренко
Submitted by Людмила Васильевна Кушнаренко on Sat, 16/10/2010 - 21:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кушнаренко Людмила Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с. черный Яр"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Подготовить детей к описанию игрушки, развивать устную и письменную речь,воспитывать умение видеть прекрасное рядом
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Урок развития речи на тему "Описание декоративной игрушки" (6-й класс)

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • учить художественному видению окружающего мира;
  • создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа;
  • воспитывать умение видеть прекрасное рядом, чувствовать красоту слова.

Оборудование: матрёшки, дымковские и филимоновские игрушки, рисунки ребят;  предметы, сделанные мастерами нашего села. Презентация.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с народными промыслами, поговорим о матрёшке, узнаем историю дымковской и филимоновской игрушки, сравним эти игрушки, сделаем вывод, чем они отличаются друг от друга, определим место игрушки в жизни нашего народа. Дома вы напишете сочинение на тему: «Ты, как душа у народа, красива». Вы сегодня будете и писателями, и художниками. Как писатели, вы должны записать свои впечатления, найти нужное слово. А это непросто. Как художники, вы должны увидеть в обыкновенном предмете что-то особенное, свойственное только ему. Для этого нужна фантазия. Удачи вам!

2. Разминка

–  Какой предмет спрятан в загадке:

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Отгадайте, как зовут?

– Какие слова помогли вам разгадать загадку?

– Прочитайте загадку выразительно, соблюдая интонацию, паузы, логическое ударение.

Слайды 1-5

Учитель. Да, это матрёшка, хорошо нам всем знакомая игрушка.  А пришла она к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что мы считаем её нашей, русской. Это наш русский сувенир. Матрёшек одна в другой бывает разное количество, самые крупные насчитывают до 60-ти матрёшек.

3. Работа с текстами

(На партах перед ребятами два текста: отрывок из произведения Паустовского и статья из словаря С. И. Ожегова)

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного их взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца» (К. Г. Паустовский)

Матрёшка – полая  внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова)

  1. Какой тип речи используется в этих текстах?
  2. Что характерно для описания?
  3. Чем отличаются предложенные описания?
  4. Как вы определили стили этих текстов?
  5. Какие языковые особенности художественного стиля вы нашли?
  6. В каком стиле вы будете писать свою работу?

Учитель: Для того, чтобы ярко, выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать богатый словесный материал. Это вы сделаете сегодня, если будете чуткими. Зоркими, внимательными.

4. Выставка игрушек

Ребята, посмотрите, сколько интересных игрушек у нас на выставке! Красавица матрёшка! Конь- огонь! Искусно сделан мастером, кажется: топнет копытом и умчится в степь. Вот и задаёшься вопросом: «Сколько лет игрушке? Откуда к нам пришло это диво-дивное?»
Игрушка пришла к нам из глубокой древности и первоначально имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них плодородия, хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни передавали ребёнку понятия о добре и зле, о счастье и красоте,. Издавна развивалось это рукотворное мастерство.

– Как вы понимаете, что означает слово рукотворный? (Сделанный руками, образовано от слов руки и творить)

– Запишите однокоренные слова к слову творить. (Творец, творчество, творческий)

Учитель. В 1909 году в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки. (По словарю Ожегова уточняется значение слова кустарный). На выставке были собраны разнообразные игрушки: и деревянные, и глиняные, и тряпичные, и соломенные. Со временем таких выставок становилось всё больше и больше. Возрастал к ним и интерес. У нас сегодня также своеобразная выставка игрушек, работы учащихся. Предлагаю вам посетить нашу выставку, а экскурсоводами будут ребята. А вы, слушая их, записывайте самое интересное. Это будет ваш материал к сочинению.

1-й ученик. В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата- утехами богата: свистульки – петушки, лошадки, расчёски – гребешки. Интересными были расписные барышни, волчки, кораблики, свистульки. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой - быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: глина, лоскутки, солома, дерево. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела резких изменений. И в то же время в каждой местности, в каждом промысле  складывались свои традиции, приёмы росписи, исполнения.

Учитель. Почему современная игрушка мало отличается от древней? Сейчас послушаем рассказ о дымковской игрушке.

Слайды 6-9

2-й ученик. Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково – слобода Вятки, где зародился и расцвёл игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой  была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Прошло время, это печальное событие забылось, а на этом месте стали устраивать весенние гулянья, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на эти изделия был огромный. Потом стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, собак, козликов, кошек. В слободе Дымково были отличные глины и песок. Летом крестьяне заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних работ, замачивали её в глубоких деревянных корытах и долгими зимними вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь , раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зелёный, красный, золотой, малиновый… Эти игрушки возили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь. Обратите внимание на дымковскую барышню – ярко расписанная фигурка отражает быт и моду 19 века. Такие наряды носили барыни в прошлом.

Учитель. В чём особенность дымковской игрушки?
Следующий помощник познакомит нас с историей филимоновской игрушки.

Слайды  10-13

3-й ученик. Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки – это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать в руках  птичку-свистульку. Животные тоже имеют вместо хвоста свисток. Деревня Филимоново стала славится своими глиняными игрушками недавно, около ста лет назад. В росписи использовали 4 цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко – красным, зелёным, лимонно-жёлтым. Игрушку сначала покрывали жёлтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные  птицы всегда раскрашивались по определённой схеме: поперёк туловища и по шее рисовались, чередуясь, разноцветные узоры – полоски, ёлочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зелёные шляпки, пёстрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры.

Учитель. Что интересного вам запомнилось? Какие записи вы сделали?

5. Воображаемое посещение ярмарки 19 века

– Вот такие красивые игрушки везли на ярмарку. А зазывали шутками и прибаутками, приглашали полюбоваться игрушками. Ведь не каждый может увидеть мир глазами сказочника и раскрыть его красоту людям, а только настоящий художник и поэт. Народные мастера как раз и обладали таким даром. Ваши работы также говорят о том, что вы можете быть сказочниками и удивительными умельцами.
– А сейчас давайте отправимся на ярмарку. На ярмарке не зевайте, будьте внимательны! Не проходите мимо ярких слов, словосочетаний, делайте записи.

Ребята представляют ярмарочную сценку.  

 Зазывалы:

Ярмарка! Ярмарка!
Торопись народ.
Чудо – ярмарка идёт!

Весёлая, забавная,
Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши
Для забавы и души!
Подходи, не скупись,
Эй, народ, торопись!

Есть прехитрые штуки
Позабавьтесь от скуки!

А вот игрушки славные,
Занятные, забавные!

Полюбуйтесь, да только не торгуйтесь!
Хоть игрушка и детская забава,
Вам придётся по нраву!

Три-четыре ученика представляют свои работы

Словесное описание игрушки (на основе записей)

6. Беседа об игрушках, выполненных народными умельцами

Учитель. Хороши игрушки! Куколки, петушки. А знаете, из чего они сделаны?

Из таланта и терпенья!
Из народного уменья!
Не плотники-сапожники,
А мастера художники
Игрушки создавали,
Лепили, рисовали.
Яркие, нарядные.
Игрушкам очень рады мы.

– Как вы понимаете слово мастер?
– Подберите к нему синонимы.
– Что связывает дымковскую и филимоновскую  игрушки?
– Что такое орнамент?
– А какие орнаменты вы знаете?
– Угадать, к какому промыслу относятся данные орнаменты?

7. Составления плана сочинения

8. Домашнее задание

– Написать сочинение: «Ты, как душа у народа, красива».

 

Краткое описание: 
Работа с различными народными промыслами

»  Размещено в сообществах:   
Новая школа. Современный учитель.

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн