- Ребята, сегодня к нам в гости прибыл путешественник, который приглашает нас совершить путешествие на удивительный материк. Мы совершим экспедицию к берегам Австралии. По пути вспомним и повторим изученные темы.
Ваши тетради сегодня будут играть роль походных дневников, в них вы будете записывать новые слова. Обратите внимание на их правописание и пишите их правильно.
Путешественник (учитель биологии).
- Один из героев Жюля Верна в романе « Дети капитана гранта» так описал этот материк «…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!»
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней чем наводненье …
( Г. Усова).
Изучение нового материала.
Учитель географии.
- Ребята, давайте определим, какие природные зоны есть на материке Австралия и где они расположены.
- Откройте атласы на странице 17, карта природных зон.
Дети работают с картой природные зоны Австралии.
- Покажите, какие природные зоны встречаются в Австралии.
- Знакомы ли вам эти природные зоны? На каком материке они встречались?
- С каким регионом Африки можно сравнить Австралию?
- Какая природная зона занимает самую большую площадь и с чем это связано?
Слайд 1. Мы находимся на территории саван и редколесий Австралии.
- К какому климатическому поясу он соответствует?
- Здесь преобладают красные ферраллитные и коричнево – красные почвы.
Среди травы растут эвкалипты, акации и бутылочные деревья.
Слайд 2.
Путешественник.
- Бутылочное дерево действительно похоже на бутылку. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как бутылочные деревья растут только в самых сухих областях на севере Квинсленда. Второй резервуар находится в средней части дерева. В нем содержится большое количество сладковатого сгустившегося сока. Бутылочное дерево, ствол которого достигает1,8 м, иногда называют деревом – бочкой. Оно бывает до 15 м в высоту и увенчано раскидистой густой кроной, состоящей из узких листьев 8 см длиной.
Слайды 3-5.
Учитель географии.
- Южнее распространены пустыни. Вспомните и сравните пустыни Африки и Австралии. Что вы можете сказать?
- В Австралийских пустынях растут низкие колючие кустарники, их заросли называют – скрэбом (запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец. Здесь есть и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.
Слайды 6-7. Где в Австралии встречаются леса? Почему? Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветут круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья в более засушливых районах эвкалипты и акации.
- Не забывайте записывать новые слова.
Сообщения учащихся о растениях Австралии.
Путешественник.
- Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена. Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и 95% животных в Австралии являются эндемиками. В Австралии встречаются сумчатые – 162 вида. Но не встречаются обезьяны и копытные, не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного растения или животного. В Австралии обитают и не встречаются больше нигде на Земле яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы.
Учитель географии.
- Ребята, внимательно посмотрите слайды и постарайтесь ответить, в чем особенность животных населяющих материк.
Запишите названия животных, о которых пойдет речь.
Слайды 8-15
Сообщения учащихся о животных Австралии.
Путешественник.
- Уникальная и своеобразная природа материка сильно пострадала.
Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками. Привезенные в Австралию кролики так размножились, что стали наносить вред сельскому хозяйству. Быстро размножаются тополь, дуб и другие растения.
Для того чтобы сохранить уникальный мир материка в XIX веке был принят закон, запрещающий ввоз диких растений и животных на территорию материка.
Австралийцы любят и заботливо относятся к природе своего материка. Они много внимания уделяют охране растений и животных и изучению их.
Страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос, птица лирохвост запечатлены на австралийских монетах.
Существуют природоохранные законы, создаются национальные парки, но, несмотря на эти мероприятия, многое еще предстоит сделать.
Учитель географии.
- А теперь давайте посмотрим на экологическую карту материка и ответим на вопросы: 1. Какие проблемы характерны? 2. Можно ли их решить?
Творческая работа.
Ребята, напишите призыв или воззвание на тему: « Сохраним природу материка».
Дети работают в группах (по 4 человека) 3минуты, а затем зачитывают свои работы.
Закрепление.
Учитель географии. А сейчас, ребята, чтобы проверить ваш уровень усвоения нового материала, решим географический тест. Надеюсь, вы помните, как нужно действовать. Если утверждение верное, вы рисуете на линейке треугольник вверх, а если неверное – треугольник вниз.
Тест: « Природные зоны и органический мир Австралии».
1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные.
2. Коала питается только листьями эвкалиптов.
3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев.
4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.
5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие.
6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса.
7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству.
8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии.
9. В Австралии много эндемиков.
10. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно.
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Мне было очень приятно с вами путешествовать.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Параграф 49, подготовить сообщения о населении Австралии и Австралийском Союзе.
Вопрос для любознательных: Осваивая вновь открытые земли, люди завозили туда домашних животных и семена растений. Вы знаете, что привезенные в Австралию кролики так размножились, что стали наносить вред сельскому хозяйству. А не случилось ли что - нибудь подобное и с представителями растительного мира?