Submitted by Людмила Ивановна Сухова on Tue, 19/10/2010 - 20:29
Викторина по русскому языку «Экспромт» 6 класс.
Цели и задачи:
1.Проверить качество полученных знаний;
2.Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;
3.Расширить кругозор учащихся;
4.Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;
5.Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.
Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри викторины.
Конкурс 1 «Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
1.Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
2.Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)
3.Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
4.Обвершка строения или крыша (Кровля)
5.Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)
6.Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)
7.Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень)
8.Куча, толпа насекомых (Рой)
9.Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)
Конкурс 2 угадай профессию. Я называю вам фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
ü Стричь под одну гребенку
ü На живую нитку,
ü Сложить оружие
ü Брать на прицел, закидывать удочку
ü В час по чайной ложке, играть первую скрипку
ü Петь с чужого голоса
ü Открывать Америку
ü Ждать у моря погоды
ü Попасть в ловушку
ü Закусить удила
ü Сгущать краски
ü Ход конем
Конкурс 3 лингвистическая угадайка. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
1.«Глаз» автомобиля (фара)
2.«Свежезамороженный» дождь (град)
3.«Слово» регулировщика (свист)
4.Родной или крестный (папа)
5.Шляпка на ножке (гриб)
6.Лесной барабанщик (дятел)
7.Собачья радость (кость)
8.Такса, а не собака (плата)
9.Орел, но не птица (город)
10. Не носки и не чулки (гольфы)
Конкурс 4 «Почему не говорят?» у игры «Почему не говорят?» есть интересная предыстория. У нее была игра-предшественница с нестрогими правилами. Мы знаем о ней из юмористического рассказа Тэффи «Взамен политики». Дело происходит в начале прошлого века. Сын-третьеклассник, вернувшись из гимназии, начинает спрашивать: «Скажите, отчего гимн-азия, а не гимн – африка? Отчего кот-лета, а не кошка- зима? Отчего бело – курый, а не черно-петушиный?» вначале все домашние в недоумении, но затем в игру включается сестра: «Отчего вино-вата, а не пиво-хлопок?» за ней мама тоже пытается что-то придумать. Весь день горничная носит по дому записки: «Отчего обни- мать, а не обни-отец?», «Отчего руб-ашка, а не девяносто копеек – ашка?» кончается дело тем, что сам отец семейства, отставной капитан, не выдерживает и среди ночи стучится в дверь к жильцу: «Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь другой реки?»
Не у всех получается играть в «Почему не говорят». И поэтому я задам вам вопрос на внимательность: почему не говорят собака зимы? (Потому что говорят: кот-лета) (Морей толпы – рек/орды; морей верблюды – рек/лама, мяч рая - шар/ада, оценка рая – балл/ада)
Конкурс 5 Ребусы, ребусы, ребусы. Решите следующие задачи: