Бачурина Л.А., Ярчикова Н.В.
ВОИПКиПРО
Образование призвано научить человека жить в мире, соответствующем времени. Однако мир постоянно изменяется. Изменение окружающего нас мира влечет изменение требований, которые этот мир предъявляет к живущим в нем людям, а затем и изменение системы образования. Для современного мира характерны: наличие реальной и виртуальной реальности (Интернет), большие потоки информации, ускорение во времени многих процессов, вовлечение в процессы большего количества людей.
Современный мир предъявляет к человеку новые требования:
- смещение приоритета от знаний к компетентностям;
- умение работать с большими объемами информации;
- умение коммуницировать, зачастую невизуально, с разными людьми.
Все эти требования трудно удовлетворить с помощью традиционных форм и методов обучения. Но новая реальность дает и новые возможности для обучения – дистанционные образовательные проекты.
Термин проект долгое время преобладал в бизнесе. Клиффорд Ф. Грей предлагает такое определение: «Проект – это комплексное, не повторяющееся, одномоментное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика» [1]. Под проектом в образовании понимают процесс достижения определенной образовательной цели, ограниченный по времени, ресурсам, числу участников. Сегодня управление образовательным проектом - непременная составляющая деятельности директора, методиста, менеджера образования.
Актуальность проведения проектов с использованием информационных технологий можно определить следующим образом:
× тенденция информации общества – одна из ведущих мировых тенденций;
× соответствие направленности проекта с федеральной и региональной программами развития образовательной информационной среды;
× проект отвечает образовательным потребностям учащихся и образовательному заказу родителей (наиболее востребованными являются для родителей обучение иностранным языкам и информационным технологиям)
Т.е. актуальность проектного методы определяется потребностью в нем как общества и государства в целом, так и родительского сообщества и конкретного учащегося, в частности.
Дистанционный проект – проект, в котором участники разделены расстоянием. Дистанционный проект отличается следующим:
- позволяет участвовать в нем заинтересованным школьникам из разных образовательных учреждении;
- меняет характер и содержание взаимодействия основных субъектов педагогического процесса, включение новых субъектов;
- открыт для участия и позволяет транслировать опыт и полученные продукты большому числу людей.
- предполагает разный уровень взаимодействия участников проекта.
В качестве участников проекта выступает довольно широкий круг специалистов и учреждений:
№
|
Статус участия
|
Представители
|
Требования
|
1
|
Организаторы проекта
|
Руководство или учитель одной из школ проекта;
институты повышения квалификации педагогических работников, муниципальные органы управления образованием;
|
Квалификация в области информацион-ных технологий;
наличие определенного статуса в системе образования, который позволяет заниматься организацией мероприятия;
|
2
|
Организации, заинтересованные в проекте
|
Спонсоры;
организации, «выращивающие» себе специалистов
|
Интерес этих организа-ций должен соотно-ситься с основными целями проведения мероприятия
|
3
|
Эксперты
|
Признанные специалисты в различных областях, представленных в проекте
|
Высокий уровень знаний, желание участвовать в проекте, доступ в Интернет
|
4
|
Общеобразовательные учреждения
|
Учителя и учащиеся
|
Заинтересованность в проекте, доступ в Интернет
|
5
|
Интернет-аудитория
|
Любые пользователи Интернет, имеющие доступ на сайт проекта
|
Интерес к проекту
|
Требования к дистанционному проекту:
1. Широкий спектр участников. Детям в этом возрасте хочется расширить круг своего общения за пределы школы, села, города, в котором они живут.
2. Достаточно высокий темп и напряженность игры, смена заданий и видов деятельности.
3. Высокий уровень сложности заданий, предлагаемых для данного возраста
4. Обязательное оценивание результатов, привлечение профессионалов для оценивания, возможность сравнить свои результаты с другими, привлечение самих учащихся к оценке работ. Уважительное отношение к созданным учащимися продуктам. Оценивание честное и достаточно открытое.
5. Доброжелательная атмосфера, возможность выяснить неясные моменты, получить поддержку, соблюдение правил сетевого общения.
6. Возможность научиться новому, получить новые знания, особенно у авторитетных специалистов в данной области.
7. Подбор содержания конкурсов, которое интересны, позволяют учащимся выразить себя, свое отношение к окружающему миру.
8. Моделирование ситуаций, с которыми учащимся придется встретиться в реальной жизни, в частности, в будущей профессиональной сфере
Информационная система управления проектом - организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления проектом. В частности, выделяют: персональные компьютерные системы, распределенные интегрированные системы и интернет/интранет технологии.
Средством, позволяющим объединить участников проекта в современных условиях, служит сайт проекта. Обычно он располагается на web-сервере организаторов или на любом другом сервере, который удовлетворяет следующим условиям:
- возможность постоянного доступа для всех участников проекта в течение всего времени проведения проекта;
- достаточный для задач проекта объем дисковой памяти, выделяемый для сайта на сервере, где он размещен;
- предоставление фирмой-провайдером возможностей для организации всех необходимых видов интерактивного взаимодействия.
Сайт проекта должен, по возможности, предоставлять участникам проекта следующие возможности:
- размещение информации
1. регламентирующие документы о проведении проекта (положение, условия оценивания конкурсов)
2. новости
3. учебная информация (мастер-классы),
- размещение готовых работ (хранилище файлов)
- высказывание свои замечания по ходу проведения проекта (гостевая книга);
- оценивание работ (голосование);
- тематическое общение (форумы);
- опросы.
Разные группы участников имеют различный доступ к возможностям различных модулей сайта (размещение, чтение комментирование, оценивание).
Для реализации проекта необходимы актуальная идея или тема, название проекта как предмет ученического исследования или другой деятельности, определение учебных целей и задач, установление сроков и этапов реализации проекта; определение категорий участников; описание ключевых элементов проекта, сроков и задач локального проекта внутри всего проекта; представление ожидаемых трудностей и проблем, способов их решения; перечень основных продуктов, ожидаемых в результате реализации проекта; критериев оценки результатов проекта.
У образовательного проекта может не быть завершения, он может быть внедрен в момент времени, отражающий состояние IT в открытом информационном пространстве, а далее проект должен начать новый виток жизнедеятельности. Поэтому для осуществления подобного проекта необходимо научиться ставить поэтапные цели и каждый этап формулировать как ясно выраженный промежуточный результат.
Литература
1. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. Управление проектами. Практическое руководство. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2002. – 528 с.
|