Занятие по экологии на тему: «Путешествие капельки»
Цели и задачи: уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении); сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека; прививать бережное отношение к воде; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Материал: капли воды, изготовленные из бумаги, пластилин, три емкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле, человечеству.
Ход занятия
1. Введение в тему.
Воспитатель. Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …(воды).
2. Игровая ситуация.
В группу входит девочка в ободке капельки.
Воспитатель. Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Капелька. Я капелька.
Воспитатель. А как тебя зовут?
Капелька. Меня зовут Капитошка.
Воспитатель. А зачем ты к нам пришла?
Капелька. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
3.Путешествие-поиск капелек по группе.
Дети идут по группе, делают остановки.
В уголке природы: возле растений.
Дети. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода.(Приклеивают маленькую капельку.)
У аквариума.
Дети. Рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают капельку.)
Воспитатель. Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду, следите, чтобы рыбкам было в нем уютно.
Около мойки в подсобном помещении.
Дети. Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку.)
В игровом уголке.
Дети. Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду ( Приклеивают капельку).
В туалетной комнате.
Дети. Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку.)
У стола, на котором стоит графин с водой.
Дети. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить.( Приклеивают капельку.)
Воспитатель. Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу.
Дети садятся на места.
4.Экспериментальная деятельность « Как воду сделать чистой».
Воспитатель. Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Ребята, теперь посмотрите: перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети. Нет! В одной емкости вода чистая, а в другой – грязная.
Воспитатель. Ребята, а какую вы хотели бы выпить – эту или эту?
Дети. Вот эту.
Воспитатель. А почему?
Дети. Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.
Воспитатель. Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем эту воронку, вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
Дети. Вода стала чистой.
Воспитатель. А что стало с нашей бумагой?
Дети. Она стала грязной.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Дети. В чистой.
Воспитатель. (показывает пластиковую заготовку к панно). У меня есть маленькая речка с чистой водой, но чего-то в ней не хватает. Можете сказать, чего?
Дети. Не хватает рыбок.
Воспитатель. Давайте с вами слепим рыбок для этой речки. Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Дождик капнул на лошадку (правой рукой касаемся левой),
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой).
Льется, льется – ой-ей-ей! (Покачивание головы.)
Побежали мы домой (бег на месте).
5.Изобразительная деятельность ( лепка « Рыбки в реке»).
Воспитатель. Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые. Вот в такой воде рыбкам будет приятно, хорошо плавать. Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, слепили красивых рыбок. Давайте с вами еще раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички - капельки.
6. Итог занятия: где нужна вода.
Воспитатель показывает плакат с изображением, для чего и где нужна вода.
Большое спасибо учителю за проделанную работу на уроке. Мы видим разнообразные формы работы, что повышает интерес и познавательную активность. Я представляю себе фрагмент лепки рыбок. Ребята с удовольствием свою рыбку отпустили в чистую воду. Ведь это их труд!
На: Занятие по экологии на тему: «Путешествие капельки»
Большое спасибо учителю за проделанную работу на уроке. Мы видим разнообразные формы работы, что повышает интерес и познавательную активность. Я представляю себе фрагмент лепки рыбок. Ребята с удовольствием свою рыбку отпустили в чистую воду. Ведь это их труд!
С уважением, Антонина Георгиевна