Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тематическое планирование по курсу «Эвристика для учащихся 5 класса»

Submitted by Ольга Назарова on чт, 21/10/2010 - 13:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Назарова Ольга
Место работы, должность: 
учитель, МОУ-СОШ№20
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Математика
Краткое описание: 
Эвристика понимается как: а) дисциплина, изучающая творческую деятельность; б) организация продуктивного творческого процесса решения нестандартных задач и проблем. Наше время – это время перемен, где всегда возникает необходимость что-то быстро придумать, рассчитать, сообразить, смекнуть, угадать. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие логически и творчески мыслить. Не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становиться острее, а сам он – находчивее, сообразительнее. Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет. Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Чтобы сделать наиболее приемлемый выбор, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, научиться не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Структура программы

 

           Цели преподавания этого курса: комплексное развитие внимания, наблюдательности, творческого нестандартного подхода к решению разнообразных задач в рамках школьной программы и за её пределами.

             Программа курса представляет собой специально подобранную систему задач, упражнений, развивающих и интеллектуальных игр, многие из которых трудны для обычного, шаблонного мышления. Решение подобных задач требует определенного «озарения», в результате которого возникают простые и ясные ответы, приносящие большое удовлетворение тому, кто самостоятельно нашел решение.

           Курс стимулирует интерес учащихся не только к конкретным результатам, но и к красоте простых и изящных решение сложных задач.

      Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

      Надо помнить, что задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

      Занятия построены таким образом, что один вид деятельности  сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

      С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.

 

Основные задачи программы:

·         Активизация мыслительной деятельности.

·         Обучение детей основам логики по алгоритму решения изобретательских задач.

·         Ознакомление с методами и приемами творческого воображения.

·         Активизация творческого воображения.

·         Формирование основ творческой личности.

Примерная организация обучения

  Общая характеристика рекомендуемых занятий.

Мозговая гимнастика.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.

 

Разминка.

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний  невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные не малой долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

 

1)      Сколько пальцев на двух руках? А на десяти руках?

2)      Что легче: килограмм пуха или килограмм железа?

3)      Горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось?

 

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

Весёлая переменка.

Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

 

Наложите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.

 

Решение логических, творческо-поисковых и творческих задач.

Решение  задач такого характера опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка. На умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

      Задачи курса сгруппированы в 10 – 12 тем, причем на каждом уроке решаются задачи нескольких (2 -4) тем.

Образцы задач по темам.

  1. Игры и задачи, развивающие пространственно-художественное воображение ( танграм и др.)

 

Сложить из 7 частей танграма (древней китайской головоломки) фигуру зайчика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Геометрическое конструирование.

 

Перекроите квадрат в два равных квадрата.

  1. Комбинаторные задачи.

 

1)      Восемь подружек решили обменяться фотографиями так, чтобы у каждой из них оказались фотографии остальных подруг. Сколько фотографий для этого потребуется?

 

Решение: потребуется 7 ∙ 8 = 56 фотографий.

 

2)      Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий?

 

      Ответ: 45 рукопожатий.

 

  1. Логические задачи.

 

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили:

1)      Коля ни первое, ни четвертое;

2)      Боря второе;

3)      Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?

 

Решение: из 1 и 2 утверждений следует, что Коля занял 3 место. Из 1, 2, и 3 утверждений следует, что Вова занял 1 место, значит, Юра занял 4 место.

 

 

 

І

ІІ

ІІІ

ІV

 

Коля

-

-

+

-

 

Боря

-

+

-

-

Вова

 

+

-

-

-

 

Юра

-

-

-

+

 

 

  1. Процедурные задачи.

 

1)      Задачи на  переливания.

 Имеются два сосуда вместимостью 8 л. и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 7 л. воды?

 

Решение: 1) набираем воду в 5- литровый сосуд и переливаем в 8-литровый, затем опять набираем 5-литровый сосуд, из него доливаем 8-литровый. В 5-литровым остается 2 литра. Из 8-литрового воду выливаем и в него переливаем из 5-литрового 2 литра воды. Опять набираем  5-литровый сосуд и из него переливаем в 8-литровый. Таким образом в 8-литровым окажется 7 литров.

 

ходы

1

2

3

4

5

6

7

8 л

0

5

5

8

0

2

7

5 л

5

0

5

2

2

5

0

2)      Разместите на трех грузовиках 7 полных бочек, 7 бочек, наполненных на половину и 7 пустых бочек так, чтобы на всех грузовиках был одинаковый по массе груз?

 

 Решение: На первый грузовик поместить 3 полных бочки, 1 наполненную наполовину, 3 пустых бочки; на второй грузовик – 3 полных, 1 наполненную наполовину и 3 пустых бочки; на третий грузовик – 1 полную, 5 наполненных наполовину и 1 пустую.

 

  1. Задачи с неполными  условиями.

 

В решении этих задач участвуют все, задавая ведущему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Продавец зоомагазина заверил покупательницу, что его попугай повторяет каждое слово, которое услышит. Через неделю рассерженная женщина вернула птицу в магазин, заявив, что она не произносит ни слова.

При решении могут быть заданы вопросы:

1)      продавец говорил правду? – да

2)      женщина с птицей не разговаривала? – нет

3)      попугай не умел повторять слова? – нет

4)      женщина плохо слышала его ответ? – нет

5)      попугай был глухой? – да.

 

  1. Числовые игры и головоломки.

1)

 

3

2

 

 

 

 

1

4

 

11

 

 

 

5

12

9

 В квадрате, состоящем из 16 клеток, расставьте недостающие числа от 1 до 16 так, чтобы суммы чисел каждой строки, каждого столбца и каждой диагонали были одинаковыми и равнялись 34.

 

 

 

 

 

 

 

Решение:

3

2

15

14

13

16

1

4

10

11

6

7

8

5

12

9


2) Вырежьте 16 одинаковых квадратов четырех цветов – по 4 квадрата каждого цвета. Сложите из них квадрат 4 х 4 так, чтобы одинаковые цвета не повторялись:

а) ни в строчках, ни в столбцах;

б) ни в строчках, ни в столбцах, ни в диагоналях.

Зарисуйте решение в тетрадь, используя цветные карандаши или фломастеры.

 

  1. Игры со словами.

 

Игра: Цепочка слов.

Данная игра основана на словах – метаграммах. Метаграмма получается заменой одной из букв на другую. Игра заключается в нахождении цепочки метаграмм, соединяющих два заданных слова. Например, КОЗА может превратиться в таких животных:

КОЗА – ПОЗА – ПОЛА – ПОЛК – ВОЛК.

КОЗА – ЛОЗА – ЛУЗА – ЛУПА – ЛИПА – ЛИСА

КОЗА – КОРА – КАРА – ФАРА – ФАРС – БАРС.

 

 

  1.  Задачи, решаемые с конца.

 

Трое мальчиков имеют по некоторому яблок. Первый мальчик дает другим столько яблок, сколько каждый из них имеет. Затем второй мальчик дает двум другим столько яблок, сколько каждый из них теперь имеет; в свою очередь и третий дает каждому из двух других столько, сколько есть у каждого в этот момент. После этого у каждого из мальчиков оказывается по 8 яблок. Сколько яблок было у каждого мальчика вначале?

 

Решение: Решаем задачу с конца с помощью таблицы.

Номер мальчика

1

2

3

Число яблок в конце

8

8

8

Число яблок до передачи их тре -тьим мальчиком

8 : 2 = 4

8 : 2 = 4

8 + 4 + 4 =16

Число яблок до передачи их вто –

рым мальчиком

4 : 2 = 2

4 + 2 + 8 = 14

16 : 2 = 8

Число яблок пер –

воначально

2 = 4 = 7 = 13

14 : 2 = 7

8 : 2 = 4

Таким образом, первоначально яблок у первого, второго и третьего мальчиков было соответственно 13, 7 и 4.

 

  1. Математические ребусы.

 

Реши ребус, если известно, что наибольшая цифра в числе СИЛЕН равна 5:

 

РЕШИ

                                                                        +

ЕСЛИ

СИЛЕН

 Решение: Так как наибольшая цифра в числе «СИЛЕН» равна 5, а С = 1, то остальные 4 цифры в данном числе будут 2, 3, 4, 5. Так как Н < 6, то И = 2. А значит, Н = 4. Так как Л > Е (в самом деле, так как Е + 1 = Л, то Л > Е, ведь Л и Е меньше 5 по условию), то Л = 5, Е = 3. А тогда уже легко находим остальные цифры: Ш = 8, Р = 9. В итоге получается:

 

9382

                                                                          +

3152

12534

 

  1. Инварианты.

 

Все костяшки домино выложены в цепь (по правилам домино). На одном конце цепи оказалось 3 очка. Сколько очков на другом конце?

 

Решение: Всего имеется семь костяшек с тройкой на конце: 0 - 3, 1 - 3, 2 - 3, 3 – 3, 4 – 3, 5 – 3, 6 – 3. Костяшка 3 – 3 имеет «тройку» на обоих концах. Всего получается восемь «троек». Так как при игре в домино в цепи они должны располагаться парами, то на другом конце цепи будут 3 очка.

Методические рекомендации

 

Организация учебно- воспитательного процесса

            Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

      Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея курса «Развитие познавательных способностей».

           Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.

Специально подобранные задачи и упражнения учат думать детей необычно, оригинально, смело, помогают детям увидеть то, мимо чего они часто проходили, не замечая, любить неизвестное, новое, преодолевать трудности и идти через невозможное вперед. Наша задача – развить у детей стремление к непрерывному познанию, а для этого пробудить интуицию (догадку), дать свободу ребячьей фантазии.

Занятия должны проводиться в игровой форме с большим количеством забавных приемов и задач, вовлекая всех учащихся в диалог. Каждый учащийся должен иметь возможность высказать свое мнение и быть выслушанным остальными. На занятиях создается атмосфера полной раскованности, творческого сотрудничества учащихся с руководителем.

            Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной.

      С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

      Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

      Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

      Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

      Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

 

Развивающий аспект

    Развитие речи.

      Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

      Развитие сенсорной сферы.

      Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект 

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»)

 

 

Содержание программы в 5 классе

 

Кол-во часов

Дата

Номер урока

Название темы

9

 

 

1 четверть

 

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

 

5

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

 

9

·         Решение логических задач.

·         Загадки.

·         Интеллектуальная игра.

·         Решение словесных задач.

·         Ребусы в рисунках.

·         Инварианты

·         Решение комбинаторных задач.

·         Игра со словами.

·         Математические шутки.

·         Решение числовых задач.

·         Задачи с неполными данными.

·         Скороговорки.

·         Рифмованные загадки.

·         Загадки с песочными часами.

·         Решение зашифрованных задач.

·         Словесные ребусы.

·         Геометрическое конструирование.

·         Логические задачи.

·         Задачи изобретательские.

·         Игра «Числовая гонка».

·         Числовые ребусы.

·         Придумай конец.

·         Игры для развития пространственно – образного воображения. (Танграм)

·         Задачи на смекалку.

·         Разгадывание кроссвордов.

·         Головоломки.

7

 

 

2 четверть

 

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

   

      14

 

 

15

 

 

16

 

 

  • Ситуационные задачи.
  • Конструирование фигур.
  • Танграм.
  • Задачи, решаемые с конца
  • Математические шутки.
  • Инварианты.
  • Решение комбинаторных задач.
  • Ребусы в рисунках.
  • Изобретательские задачи.
  • Математические головоломки.
  • Решение логических задач.
  • Числовые ребусы.
  • Процедурные задачи.
  • Разгадывание кроссвордов – загадок.
  • Геометрическое конструирование.
  • Решение задач с неполными данными.
  • Метаграммы
  • Ребусы.
  • Эвристическая олимпиада. (в классе)

 

 

 

 

10

 

 

3 четверть

 

 

 

17

 

 

18

 

 

19

 

 

20

 

 

 

21

 

 

22

 

 

23

 

 

24

 

 

25

 

 

26

  • Задачи с неполными данными.
  • Математические головоломки.
  • Интеллектуальная игра.
  • Решение словесных задач.
  • Геометрические задачи.
  • Математические шутки.
  • Решение числовых задач.
  • Разгадывание кроссвордов.
  • Головоломки со спичками.
  • Ребусы в числах.
  • Процедурные задачи.
  • Игры со словами.
  • Комбинаторные задачи.
  • Решение текстовых задач.
  • Танграм.
  • Задачи, решаемые с конца.
  • Рифмованные задачи.
  • Интеллектуальные игры.
  • Логические задачи.
  • Решение задач на смекалку.
  • Скороговорки.
  • Решение задач с неполным условием.
  • Головоломки со спичками.
  • Инварианты.
  • Изобретательские задачи.
  • Работа с танграмом.
  • Числовые ребусы.
  • Задачи, решаемые с конца.
  • Математические ребусы.
  • Числовые игры и головоломки.

 

8

 

 

4 четверть

 

 

 

27

 

 

28

 

 

29

 

 

30

 

 

31

 

 

 

32

 

 

33

 

 

34

  • Геометрические задачи (разрезание)
  • Словесные ребусы.
  • Математические шутки.
  • Математическое соревнование.
  • Работа с танграмом.
  • Игра со словами.
  • Принцип Дирихле.
  • Ребусы.
  • Инварианты.
  • Процедурные задачи.
  • Математические игры.
  • Головоломки.
  • Логические задачи.
  • Взвешивание.
  • Игры на внимание.
  • Процедурные задачи.
  • Инварианты.
  • Числовые ребусы.
  • Задачи, решаемые с конца.
  • Геометрическое конструирование.
  • Игра на внимание.
  • Итоговый урок – повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Задачи на смекалку. Шарыгин И. Ф. Учебное пособие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2004 г.

2.      Математические кружки в школе. 5 – 8 класс. Фарков А. В. Москва «Айрис-пресс» 2005 г.

3.      Математическая шкатулка. Нагибин Ф. Ф. Москва  «Просвещение»  2004 г.

4.      Математический тренинг. Развиваем комбинационные способности. Зайкин М. И.

Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2004 г.

5.      Математические олимпиады. 5 – 6 классы. Москва Издательство «Экзамен» 1008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

на тематическое планирование

по курсу

«Эвристика для учащихся  5 класса.»

учителя первой квалификационной  категории МОУ СОШ №20

Назаровой Ольги Михайловны.

      Главное в учебном процессе – максимально использовать возможности каждого учебного предмета. Эти предметы помогают организовать дифференцированную и индивидуальную самостоятельную работу учащихся с учётом особенностей подготовки каждого ребёнка, его способностей и интересов. В этом помогает специальный курс по эвристике «Развитие творческих способностей».

      Занятия построены таким образом, что один вид деятельности  сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

      С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.   

      Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

      Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей  развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

     В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия.

     Основной задачей разминок является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний  невозможно.

     Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

Решение  логических задач   опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

      Данная работа показывает высокий теоретический уровень педагога и огромный практический опыт.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения группы учителей РТ "Альметьевск"