Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Краеведение в условиях перехода к стандарту второго поколения

Фото пользователя Ольга Николаевна Михайлова
Submitted by Ольга Николаевна Михайлова on Fri, 22/10/2010 - 12:20

Михайлова Ольга Николаевна () Методист ОАОУ «НИРО»


С сентября 2010 года подавляющее большинство общеобразовательных учреждений Новгородской области перешли к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
По новому стандарту предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах[1].
Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину[2]».
Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.
Стандарт предусматривает внедрение регионального компонента как через уроки, так и во внеурочной деятельности. (Как такового регионального компонента в стандарте нет. Под региональным компонентом мы понимаем краеведение, изучение родного края.)
В начальной школе преподавание регионального компонента может быть реализовано через изучение различных курсов, и в первую очередь, через предмет «Окружающий мир».
В содержании примерной программы по курсу «Окружающий мир» в разделе «Человек и общество» выделено то, что должен изучать ученик начальной школы о своем крае: «Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Название разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края… Охрана памятников истории и культуры[3]».
Тематическое планирование курса представлено в трех вариантах. В каждом из них предусматриваются часы на изучение темы «Родной край – частица Родины». Так в варианте 1 тематического планирования на работу с данной темой отводится 15 часов[4].
Предметные результаты освоения каждым школьником основной образовательной программы начального общего образования должны отражать в том числе и вопросы, касающиеся краеведения:
- по курсу «Окружающий мир»: сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
- по курсу «Изобразительное искусство»: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края;
- по курсу «Музыка»: сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края[5].
В основной и средней школе изучение краеведения, в основном, осуществляется через преподавание истории.
История Новгорода – это история нашей Родины. «Здесь зародились основы российского государства, демократии, экономические и культурные связи с Европой. Великий Новгород стал мощным центром православия, грамоты, просвещения и духовной культуры[6]».
Возьмите любой учебник по истории России, и в нем вы обязательно найдете материал по истории Новгорода. Таким образом, в самом курсе истории России широко представлена история нашего края. Можно сказать, что в какой-то мере краеведение для нас – это значительная часть истории самой России.
Поэтому для учителей истории Новгородской области нет проблемы в том, как преподавать историю края. Большинство из них включают региональный компонент в курс истории России, не увеличивая количества часов, не выделяя краеведение отдельным предметом.
Проект примерной программы по истории для 5-9 классов ориентирует учителей истории поступать подобным образом: «При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи[7]».
В то же время, новый стандарт не исключает возможность изучать краеведение отдельными курсами. Образовательным учреждениям дается свобода выбора, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, через часть базисного учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса[8].
В ряде образовательных учреждений Новгородской области ведется отдельными курсами.
В конце 90-х годов XXвека под эгидой Новгородского регионального центра развития образования (ныне ОАОУ «Новгородский институт развития образования») была разработана Концепция регионального компонента общего образования. В ней представлен блок «Человек и история».
Педагогами Великого Новгорода были разработаны, апробированы и внедрены в практику учебно-методические комплекты к курсам по истории родного края:
- «Бытописание земли Новгородской». Пропедевтический курс для 3-4 классов начальной школы. Цель курса – формирование начальных представлений о жизни, быте, культуре средневековых новгородцев. Авторы курса: В.И.Барашкова, Ю.В.Скобочкина. Разработана программа курса, примерное тематическое планирование, учебное пособие.
- «Вспомогательные исторические дисциплины – ключи к познанию истории родного края». Курс для учащихся 5 класса является переходным от начальной школы к основной. Цель курса – создание условий для развития творческих способностей учащихся. Знакомство с данным курсом позволяет ученикам представить себя археологом, историком; познакомиться с источниками по истории Великого Новгорода. Авторы курса: О.Н.Михайлова, Н.М.Шайковская. В учебно-методический комплект к данному курсу входят: программа, учебно-тематическое планирование, задания для учащихся, пособие для учителя, методические рекомендации.
- «История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца XV века». Курс для учащихся 6 класса. Цель курса – способствовать формированию исследовательской культуры учащихся через их приобщение к культурно-историческому наследию родного края. Авторы курса: Н.В.Варнаева, И.В.Семенова. Разработана программа курса. В 2008 году в рамках подготовки к юбилею города издано в Санкт-Петербурге в издательстве «Первый класс» учебное пособие к данному курсу.
- «Путешествие в мир храма». Курс для учащихся 7 класса. Цель курса – развитие познавательной активности и навыков самостоятельной работы учащихся через приобщение к культурному наследию Великого Новгорода. Курс вводит учащихся в мир средневековой новгородской архитектуры и живописи. Авторы курса: О.Н.Михайлова, Н.М.Шайковская. Курс оснащен программой и учебным пособием.
Стандарт второго поколения предусматривает активное изучение регионального компонента через внеурочную деятельность.
В каждом районе Новгородской области существуют созданные педагогами и апробированные программы факультативов, кружков и т.д., в которых сделан акцент на знакомство с историей и культурой своего села, города, района.
В новом стандарте указаны различные виды внеурочной деятельности, среди которых отдельно выделены познавательная и туристско-краеведческая[9]. (9)
Обращается особое внимание на различные уровни результатов внеурочной деятельности. Результатом первого уровня туристско-краеведческого вида внеурочной деятельности являются: образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок. В Великом Новгороде, где сосредоточено огромное количество памятников, вошедших в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО, в Новгородском крае, где все дышит историей, невозможно не использовать такую форму работы как экскурсия.
Особенно широко развито взаимодействие образовательных учреждений с Федеральным Государственным учреждением культуры Новгородский объединенный музей-заповедник.
С образовательными учреждениями Великого Новгорода музей-заповедник заключает договор о совместной работе.
Чтобы школьники постепенно знакомились с историей края, с народной культурой музеем-заповедником подготовлены абонементы, дифференцированные по возрасту и тематике. Ежегодно в конце августа тематика и стоимость абонементов доводится до всех образовательных учреждений. Можно выбрать посещение целого цикла занятий или его части. Учителя Великого Новгорода широко используют абонементы. В 2009-2010 учебном году разработано 24 вида абонементов. Количество учащихся, занимающихся по абонементам, составило 4275 человек (171 группа). Каждый абонемент включает 6-7 занятий в год. Занятия сопровождаются интерактивным материалом, т.е. детям дают возможность подержать в руках, изучить подлинные предметы, выданные для этой цели археологической экспедицией (кожу, костяные, глиняные, металлические изделия и т.д.). Ребята пишут на цере, бересте, ткут на ткацком стане, делают народную куклу, лепят игрушки, играют в народные игры, рисуют. На некоторые занятия детская музыкальная школа им. Аренского вводит живую музыку.
Если педагога не устраивает предложенная тематика абонементов, то создаются спецпрограммы, по которым ведутся занятия. В 2009-2010 учебном году музей-заповедник осуществлял работу по 36 спецпрограммам.
Помимо абонементов и спецпрограмм музей-заповедник предлагает образовательным учреждениям список обзорных и тематических экскурсий. За 2008-2009 учебный год только плановых экскурсий по заявкам образовательных учреждений Великого Новгорода было проведено 1449. Их посетило 36225 школьников. Музей-заповедник организует и автобусные экскурсии для учащихся на транспорте музея.
В Новгородский Государственный объединенный музей-заповедник входит такая структура как Детский музейный центр, который в Судейском городке в Кремле занимает отдельное здание. В нем есть выставочные залы, где в период учебного года устраиваются познавательные экспозиции-выставки. В Детском музейном центре есть специальные комнаты для мастер-классов, художественной студии, занятий по народной культуре, историческому моделированию. На мастер-классы приглашаются, художники, ученые и т.д. Учителя Великого Новгорода используют мастер-классы для организации внеурочной деятельности учащихся. Так в 2008-2009 учебном году было проведено более 300 мастер-классов, например, 53 мастер-класса по изготовлению глиняной игрушки.
Еще одной совместной формой работы является организация выставок работ учащихся образовательных учреждений Великого Новгорода и Новгородской области. Для ребят это очень значимо. Они видят, что их творчеством интересуются как новгородцы, так и гости города.
Результатом второго уровня туристско-краеведческого вида внеурочной деятельности являются: туристический поход, краеведческий клуб.
Ежегодно в Новгородской области в среднем около 400 школьников совершают различные туристические походы: походы выходного дня; походы 1-3 степени сложности; категорийные походы. Учащиеся посещают удивительные по красоте уголки родного края, знакомятся с его историей и культурой. Среди обучающихся образовательных учреждений Новгородской области проводится конкурс туристских походов.
В стандарте, к которому переходят образовательные учреждения, подчеркивается, что последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня создает возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов[10]). (10)
Одним из результатов третьего уровня в познавательном и туристско-краеведческом видах внеурочной деятельности школьников является организация школьного музея.
В Новгородской области насчитывается 222 общеобразовательных учреждения, в которых существует 78 паспортизированных школьных музея, из них:
- военной истории – 29;
- комплексных - краеведческих – 31;
- исторических – 10;
- этнографических – 6;
- мемориальных – 2.
Потенциал их деятельности во внеурочной работе с учащимися огромен и должен быть реализован.
Составной частью внедрения стандарта нового поколения в жизнь является работа по воспитанию граждан России. Сегодня образовательные учреждения Новгородской области реализуют Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Все учебное содержание, весь уклад школьной жизни пронизывают базовые национальные ценности, среди которых: «патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству[11]».
Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. При решении данной воспитательной задачи особая роль отводится краеведению.
Развитие гражданина России проходит несколько этапов.
«Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики[12]» – одна из ступеней развития гражданина России.
Таким образом, при переходе образовательных учреждений к стандарту второго поколения роль краеведения в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности не только не ослабевает, а, наоборот, усиливается.
Педагоги новгородской области открыты к обновлению, к сотрудничеству по любым вопросам, в том числе, и преподаванию краеведения. Вся информация о педагогах, занимающихся данным направлением, программах, учебно-методических пособиях аккумулирована в ОАОУ «Новгородский институт развития образования[13]».

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010, с.9-11.
[2] Там же, с.7.
[3] Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, с.187.
[4] Там же, с.295.
[5]Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010, с.12-13.
[6] Из речи Губернатора Новгородской области С.Г. Митина на торжествах, посвященных празднованию 1150-летия Великого Новгорода в 2009 году.
[7] Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010, с.10.
[8] Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области №871 от 24.08.2010 «Об утверждении областного базисного учебного (образовательного0 плана для общеобразовательных учреждений Новгородской области, реализующих программы общего образования, принявших решение о приеме детей на обучение в первый класс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с сентября 2010 года»
[9] Д.В. Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Гигорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010, с.13-15.
[10] Там же, с.11.
[11] А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010, с. 18-19.
[12] Там же, с.16-17.
[13] Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ул. Новолучанская, 27, Великий Новгород, Россия, 173001, тел.(факс) (8162) 77-14-63e-mail:

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Конференция "ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн