МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лавровская средняя общеобразовательная школа»
Печорского района Псковской области
ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
Члены кружка – учащиеся 9 -11 классов школы.
Автор: Храброва Любовь Георгиевна.
Место работы: Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Лавровская средняя
общеобразовательная школа»
Печорского
района Псковской области.
Должность: учитель географии и биологии.
Примечание: программа кружка вошла в сборник «Опыт экологического образования в Псковской области». Методические разработки. – Псков. 2009
Объяснительная записка.
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счёт. Название экология образовано сочетанием двух греческих слов: «ойкос», что означает «дом, жилище», и «логос» - наука, изучение. Название это ввёл немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов дом – это крошечный участок суши, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других – широкое пространство материков и океанов. Для современного человечества – вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.
Жизнь – это самое сложное явление в окружающем нас мире. Она изучается целой системой биологических наук, каждая из которых исследует определённые стороны жизни. В центре внимания экологии тоже живые объекты. ЕЁ задачи – изучить, как выживают различные виды в постоянно изменяющихся на земле условиях, что объединяет их с внешним миром, какие законы позволяют жизни сохранять устойчивость при колебаниях и нарушениях внешней среды. Таким образом, экология тесно связана с теми науками, которые изучают законы неживой природы. Можно сказать , что экология изучает взаимодействия живой и неживой природы.
Современное человечество, вооружённое техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспечены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогая найти пути выхода из возникающего кризиса. Всё современное благополучие человечества и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди всё глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой, по каким принципам развивать и использовать свою техническую вооружённость. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества.
В школе нет предмета – экология. Экологические знания ребята получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки. Главное назначение данного кружка – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.
Также на кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую и проектную деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и побеждать на них.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю, продолжительностью 1 час или 1раз в две недели, продолжительностью 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Организм и среда. 7 часов.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов. Сообщества и популяции. Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Сообщества и популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и её регуляция в природе.
Практические работы. Строение плодов и семян, распространяемых ветром. Экологические группы птиц. Решение экологических задач.
2. Экосистемы. 7 часов.
Экосистемы. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем – сукцессии. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.
Практические работы: Алгоритм решения тестовой задачи по экологии. Решение экологических задач.
3. Биосфера. 2 часа
Особенности строения, развития биосферы. Биогеоценозы. Природные зоны. Растительность, животный мир, флора, фауна.
4. Экология человека. 7 часов
Экологические связи человека. Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. Человек разумный. Современность. Будущее. Экологическая демография. Социально-экологические особенности демографии человечества. Демографические перспективы.
Практическое занятие. Дискуссии. Решение экологических задач.
5. Охрана природы. 5 часов
Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана растительного и животного мира. Рациональное использование и охрана животныхю
Практические работы: Редкие и охраняемые растения и животные на территории своей волости. Пропаганда экологических знаний. Подкормка диких животных в природе.
6. Работа над экологическим проектом. 8 часов.
Экологический проект – один из видов исследовательской деятельности учащихся.
Научный аппарат исследования: (тема, цель, объект и предмет исследования, актуальность, задачи, гипотеза, методика, оборудование и материалы, статистическая обработка, выводы). Требования к оформлению исследовательской работы (шрифт, ссылки на литературные источники, таблицы, диаграммы, графики). Требования к защите экологического проекта.
Практические работы. Составление научного аппарата исследования для экологического проекта, над которым работает ученик или группа. Работа с литературными источниками по выбранной теме. Анализ полученных результатов. Статистическая обработка данных по результатам экологических исследований, которые выполняют члены кружка. Наглядное представление опытных данных. Выводы в работе. Соответствие задач теме и цели. Окончательное оформление работ. Защита экологического проекта.
ЛИТЕРАТУРА
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.
- Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.
- Зверев А.Т. Экология 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.
- Криксунов Е.А. и др. Экология: 9класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. _ М.: Дрофа, 1995.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
- Скорик А.В., Ларина О.В. Экология. Тесты: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Чернова Н.М. Основы экологии: учебник для 10(11) классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
|
На: Авторская программа экологического кружка
Любовь Георгиевна, спасибо за материал.
С уважением, Антонина Александровна
На: Авторская программа экологического кружка
Спасибо за участие в конкурсе!
С уважением, Антонина Александровна