Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста.
В настоящее время наиболее динамичной становится сфера воспитания и обучения одаренных детей. Для осуществления государственной политики в области образования в нашей школе принята программа «Одаренные дети», разработанная на основе Программы «Одаренные дети» РМЭ на 2005-2010 гг. Цель данной программы: создание благоприятных условий для развития одаренных детей. В связи с этим задачи поставлены следующие:
• Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных детей;
• Объединение усилий педагогов школы по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
Кто такие одаренные дети? В педагогической практике существуют две точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. Другие считают, что одаренность это редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. Мы придерживаемся классификации известного специалиста в области детской одаренности Н. С. Лейтеса, выделяющего три категории детей, которых принято обычно называть одаренными:
1) дети с высоким уровнем интеллекта,
2) дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (олимпиада),
3) дети с высокой креативностью, т.е. если ребенок показал высокие результаты хотя бы по одному из параметров, его следует считать одаренным. Для успешности работы с одаренными детьми программа предусматривает несколько принципов работы педагога с такими ребятами:
• Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Наша программа подразумевает выявление одаренных детей на разных ступенях образования. Я остановлюсь на начальной ступени обучения.
Выявление одаренных детей в младшем школьном возрасте начинается с первого посещения психолога, учителя при поступлении в 1 класс (это может быть и в детском саду). Нельзя не сказать, что начальная школа активно сотрудничает с дошкольным учреждением. Психолог школы и педагог будущего 1 класса частые гости в подготовительной группе детского сада. В июне, после окончания детского сада, ребята приходят на занятия в школу дошкольника. Такая работа у нас проводится уже более15 лет. Основное содержание работы в подготовительном периоде: работа с семьями, консультации педагогов, психолога, логопеда, работа по преемственности детский сад – школа, родительский всеобуч, занятия с детьми. Затем выявление одаренных идет в процессе обучения ребенка на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Практически весь первый год обучения ребенка в школе направлен на выявление способностей. Как правило, такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Уже в первом классе выявляются способные математики, чтецы, художники, просто активисты. Учителю необходимо на начальном этапе привлекать таких ребят себе в помощь через игру. Из опыта могу сказать, что такой прием срабатывает. Для развития выявленных способностей ребенка учитель предлагает родителям определить малыша либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка. Кроме того, мы решаем и другую задачу: вовлекаем родителей к сотрудничеству, к сплочению семьи. Выявив, способных детей к исследовательской деятельности, предлагаем им выполнить небольшое исследование по какому-либо предмету, теме. Например: «Какой формы бывают снежинки?» При удачном результате можно несколько усложнить задание: «Как образуется снежинка?» Обычно дети активно включаются в такую работу: проводят исследование, ищут материал, подтверждающий этот факт, готовят компьютерную презентацию, причем с первого класса. Таким подходом мы решаем ряд других образовательных задач: учим детей обращаться к разным источникам информации, обрабатывать информацию, прививаем интерес к чтению. Следует отметить, что выявив в своей школе юных исследователей, мы организовали районную научно - практичекую конференцию для учащихся начальной школы «Человек и окружающий мир», которая уже второй год проходит на базе нашей школы. Самые младшие участники – первоклассники. Конечно, им еще помогают взрослые: учителя, родители. А вот ребята 4 класса со всем справляются самостоятельно. Отзывы от учителей района о конференции самые положительные, а это значит, что мы на правильном пути. С третьего класса у нас в районе проходит ежегодная олимпиада по русскому языку и математике для начальной школы, где собираются самые одаренные в данном направлении. Не нужно говорить, какая подготовка проводится с детьми до этого в классе и в школе: индивидуальные занятия учителем с одаренным ребенком, дифференцированный подход во время урока, индивидуальное домашнее задание, участие в школьной олимпиаде. Если такая работа будет носить системных характер, то результат будет. К примеру, мальчик из моего класса в третьем классе занял 6 место, в четвертом классе уже 2 место.
Как правило, одаренные ребята имеют неплохие результаты и во всесоюзных играх таких, как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Инфознайка» и др. И что замечательно, учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей. Не это ли познавательная активность?
С целью обмена опытом в нашей школе уже второй год проводится районная научно – практическая конференция по одаренным детям.
Работа с одаренными детьми, в частности по русскому языку и математике, продолжается у нас и в летнее время. Вместо летней отработки на школьном опытном участке, ребята готовятся к будущим олимпиадам, начиная со второго класса. Учащиеся 2-4 классов с 9 до 11 часов дня занимаются только по определенному предмету в течение двух недель. Формы работы с ребятами разные. Это и индивидуальная, и групповая, и парная, и фронтальная формы. Такая подготовка для детей младшего возраста проводилась этим летом впервые (у старшеклассников 3 года). По опросу детей новшество им понравилось. Остается надеяться, что новый подход тоже принесет свои плоды.
В завершении хочу сказать, что для того, чтобы работа с одаренными детьми увенчалась успехом, необходимо создать определенные условия работы:
• Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы с одаренными детьми.
• Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
|