Аннотация проекта
Название проекта: «Азбука театра».
Исполнители: Лоскутова А.В., учитель начальных классов и английского языка МОУ «Медведевская СОШ №2» и 1а класс.
Продолжительность осуществления проекта: ноябрь 2009 г. - февраль 2010 г.
Типологический признак проекта: ознакомительно-ориентировочный (информационный). Проект направлен на сбор информации о театрах; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для целого класса. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный. Выполняется во внеурочное время. Это небольшой проект, затрагивающий два-три предмета, Такой проект требует четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ознакомительно-ориентировочная и пр.
Тип проекта по количеству участников: групповой (между группами участников).
Тип проекта по продолжительности выполнения: долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев).
Актуальность проекта.
Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки детей к современной жизни.
В качестве наиболее западающего звена в современном школьном образовании следует, в первую очередь, отметить слабое решение задач воспитания подрастающего поколения. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования [2].
«На первой ступени (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, формируются нравственные и культурные качества ребенка, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество…» [5].
Таким образом, в связи с событиями в нашей республике Марий Эл Марийскому национальному театру имени М.Шкетана - 90 лет, было решено взять (выбрать) данную тему. Я считаю, исследования и разработки по данной теме помогут приобщить ребенка к миру искусства и преодолеть отчуждение подрастающего поколения от культуры.
Цель проекта: формирование у младших школьников основ театральной компетентности личности.
Задачи:
- воспитывать культурную личность;
-организация и проведения увлекательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка: способствовать развитию творческих и коммуникативных навыков детей;
- организовать работу по эстетическому воспитанию детей;
- дать представление детям о видах театра;
- создать условия для совместной работы семьи и школы.
Описание проекта
Основная идея проекта заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям определенной суммы знаний, умений и навыков, но и реально готовить учеников к участию в создании группового творческого продукта.
Необходимо, чтобы образовательный процесс, осуществляемый в условиях воспитательной системы школы, был ориентирован на эффективную подготовку детей к реальной жизни.
Объект исследования: развитие классного коллектива.
Предмет исследования: сценическое искусство - театр.
Гипотеза исследования: совместная работа над проектом “Азбука театра” повысит уровень театральной компетентности личности, обеспечит
формирование реального опыта жизнедеятельности школьника в культурном пространстве общества.
Предполагаемые методы
Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:
анализ психолого-педагогической, методической литературы;
педагогическое наблюдение;
интервьюирование.
Задачи проекта и ожидаемые результаты
Первый этап МОТИВАЦИОННЫЙ
Задачи Ожидаемые результаты
1. Изучить педагогическую и учебно-методичесую литературу по теме исследования.
2. Создать мотивацию участников проекта.
3. Дать понятие «театр». 1. Понимание обучающимися обязанностей в жизни общества.
Второй этап ПЛАНИРУЮЩИЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи Ожидаемые результаты
1. Определить тему и цель детского
проекта, сформулировать задачи.
2. Составить с обучающимися план
работы над проектом, обсудить предполагаемые результаты и их оформление.
1. Формирование у обучающихся основ планирования своей деятельности.
2. Развитие умения обучающихся работать с информацией, разнообразным справочным материалом, с текстом.
Третий этап ИНФОРМАЦИОННО - ОПЕРАЦИОННЫЙ
Задачи Ожидаемые результаты
1. Изучить с обучающимися историю возникновения русского театра.
2. Разработать детьми книгу «Азбука театра».
3. Выучить определения по теме «Театр».
4. Ознакомить детей с правилами поведения в театре.
5. Посетить театры г.Йошкар-Олы.
6. Подготовить выступление. 1. Создание книги «Азбука театра».
2. Умение обучающимися правильно вести себя в обществе.
3. Умение обучающимися использовать в речи»театральные» термины.
4. Осуществить выступление.
5. Развитие умения четкого и своевременного выполнения своей задачи.
Четвертый этап РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ
Задачи Ожидаемые результаты
1. Материально оформить и описать проект.
2. Оценить полученные результаты и
сравнить их с предполагавшими.
3. Показать презентацию проекта. 1. Развитие рефлексивных умений обучающихся - анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи.
2. Приобретение опыта публичных выступлений.
Инновационный потенциал проекта
Предоставление наработок по организации проектирования в начальной школе и создание в образовательном учреждении начальных наработок по созданию в будущем действующего школьного театра.
Литература
1. Кульбаева, Н. Азбука театра // Кече-солнышко. 2007. №5
2. Луков В.А. Социальное проектирование. М., Флинта. 2003.
3. Михайлова А.Я. Посвящение в зрители // Начальная школа.1995. № 3
4. Михайлова А.Я. Давайте поиграем. // Начальная школа.1995. № 4
5. Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 года №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся Российской Федерации” //Вестник Образования России.2003, №7.
6. Шанский. Н. М.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
7. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
8. Шипицына, Т.А. Прогулки с Карлосоном // Кече-солнышко. 2009. №6
|